ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 32 Совета Министров Союзного государства"О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИКИ"(Вместе с <ПРЕДЛОЖЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ>)(Принято 29.12.2003)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 32
О ПРЕДЛОЖЕНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ПЛОДООВОЩНОЙ
ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОГРЕССИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИКИ"
(29 декабря 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Одобрить Предложение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь о разработке проекта Программы Союзного государства "Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники".
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, государственным заказчиком - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
3. Государственному заказчику-координатору Программы совместно с государственным заказчиком Программы в первом полугодии 2004 г. подготовить и внести проект Программы в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Одобрено
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 декабря 2003 г. N 32
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
И ПЕРЕРАБОТКИ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ
НА ОСНОВЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И ТЕХНИКИ"
Государственный Министерство сельского хозяйства
заказчик-координатор Российской Федерации
Государственный заказчик Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Беларусь
Головные исполнители: от Российской Федерации -
ОАО "Центральная компания
Межгосударственной
промышленно-финансовой группы
"Формаш" (ОАО "ЦК МПФГ "Формаш")
от Республики Беларусь -
Республиканское унитарное
научно-исследовательское предприятие
"Институт механизации сельского
хозяйства Национальной академии наук
Беларуси" (РУНИП "ИМСХ НАН Беларуси")
1. Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения
Предлагается подготовить и реализовать научно-техническую Программу Союзного государства, направленную на решение проблемы повышения эффективности производства и переработки плодоовощной продукции.
Главными целями Программы являются создание и освоение экологически безопасных, энергосберегающих производственных технологий и современной техники для возделывания, уборки, транспортировки, хранения и переработки плодов и овощей.
Решение этих проблем предусматривается "Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации" и "Перечнем критических технологий Российской Федерации", утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N 577 и 578.
Подготовка и выполнение Программы дает возможность использовать преимущества интеграции передовых научных школ России и Беларуси, осуществлять финансирование научных исследований на конкурсной основе.
Программно-целевой подход направлен одновременно на обеспечение перехода к преимущественному инновационному характеру роста сельскохозяйственного и продовольственного производств, максимальному использованию в качестве их источника интеллектуального ресурса, повышение конкурентоспособности Российской Федерации и Республики Беларусь при их интеграции в мировую экономику.
Мониторинг состояния дел в области производства и переработки плодоовощной продукции в России свидетельствует о том, что на стадии "поле-сад" она не уступает и нередко превосходит привозимую зарубежную по вкусовым качествам и питательным свойствам. Однако на момент реализации отечественная плодоовощная продукция не выдерживает конкуренции с импортной по товарному виду и ассортименту.
В условиях отсутствия возможности быстрой продажи сельхозтоваропроизводителями выращенных ими плодов и овощей происходит не только утрата их природных достоинств, но и прямое уничтожение продукции по причине неудовлетворительного хранения и транспортировки. В результате этого фактические потери превышают 40 процентов среднегодового производства плодов и овощей.
В индустриально развитых странах более 50 процентов убранного урожая плодоовощной продукции потребляется в переработанном виде. В России из общего объема валового сбора плодов и овощей в настоящее время перерабатывается менее 10 процентов плодов и ягод и лишь около 2 процентов овощей.
Такое положение обусловлено рядом факторов, главным из которых является технологическая и техническая отсталость производства. На большинстве перерабатывающих предприятий плодоовощной промышленности уровень механизации основного производства составляет менее 60 процентов, а вспомогательного - около 35 процентов. Активная часть основных фондов морально и физически устарела, около 80 процентов парка технологического оборудования имеет срок службы 15 - 20 лет.
Аналогичные аспекты характерны и для плодоовощной отрасли Республики Беларусь.
Указанная ситуация усугубляется недостаточной развитостью производства конкурентоспособного технологического оборудования, современной тары, упаковочных и укупорочных материалов и ряда технических средств реализации этой продукции.
В результате в России производство и потребление плодоовощной продукции в свежем и переработанном видах в расчете на одного человека значительно ниже рекомендуемой биологической нормы ее потребления и достигнутого уровня 1990 года.
2. Обоснование актуальности разработки
Программы Союзного государства, ее экономической
эффективности для России и Беларуси
Существующее в России и Беларуси состояние производства, транспортировки, хранения, переработки и реализации плодов и овощей не позволяет решить проблему круглогодичного обеспечения населения высококачественной свежей и консервированной плодоовощной продукцией собственного производства.
В то же время Российская Федерация и Республика Беларусь располагают большим научным и производственным потенциалом. Ученые и практики обеих стран накопили достаточные знания и опыт производства, транспортировки, хранения и переработки плодоовощной продукции, а также доставки ее населению с минимальными потерями природных достоинств.
В связи с этим представляется целесообразным объединить научные, производственные, финансовые и материальные ресурсы России и Беларуси для перевода плодоовощного комплекса на интенсивный путь развития с использованием достижений современной науки и техники в рамках предлагаемой к разработке и реализации научно-технической Программы Союзного государства "Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники на 2005 - 2007 годы" (далее - Программа).
Выполненные Центральным научно-исследовательским институтом инновационных проблем и маркетинга в агропромышленном комплексе (ЦНИИМ) Минсельхоза России расчеты по обоснованию целесообразности осуществления Программы показывают, что экономическая эффективность ее выполнения обеспечивается использованием современных технологий и технических средств в условиях рыночных отношений.
3. Основные способы решения проблемы
и перечень совместных мероприятий, необходимых
для реализации Программы, сроки их выполнения
Решение проблемы требует выполнения комплекса технологических исследований и опытно-конструкторских работ по всему циклу от поля до реализации готовых продовольственных товаров.
Разрабатываемые новые интегрированные системы защиты плодоовощных культур от сорняков, вредителей и болезней обеспечат уменьшение пестицидной нагрузки на поля в 1,5 - 2 раза. Улучшение фитосанитарной обстановки в открытом грунте и в теплицах даст экономию затрат труда на 25 - 30 человеко-дней на гектар и предотвратит загрязнение окружающей среды.
Технологии усовершенствованных специализированных севооборотов для овощеводческих хозяйств (по природно-климатическим зонам) обеспечат сохранение плодородия почв, снижение вредоносности болезней и вредителей на 30 - 50 процентов.
Рациональные технологии и техника обработки почв позволят сократить применение гербицидов на 50 процентов, снизить загрязнение поверхностных и грунтовых вод.
Намечаемые к разработке и освоению экологически безопасные энергосберегающие технологии производства и создаваемая на их основе современная техника позволят получать высококачественную конкурентоспособную продукцию, продукты для детского и диетического питания.
Энергетические затраты на единицу продукции сократятся при этом на 15 - 20 процентов.
Стоимость создаваемой новой техники будет в 2 - 3 раза ниже предлагаемой зарубежными фирмами.
Программой предусмотрено в течение трех лет силами 19 российских и 11 белорусских ведущих институтов, конструкторских бюро и предприятий агропромышленного комплекса и оборонной промышленности разработать и освоить выпуск около 40 комплектов и отдельных видов конкурентоспособного оборудования для производства, транспортировки, хранения и переработки плодов и овощей.
В целях улучшения качества плодоовощной продукции, повышения ее потребительской ценности и обеспечения конкурентоспособности Программой предусматривается разработать и внедрить современные стандарты, типовые технологии на ее производство, транспортировку, хранение и переработку.
Для достижения намечаемых результативных показателей развития плодоовощного комплекса предлагается реализовать нижеследующую систему программных мероприятий (Таблица 1).
4. Оценка соответствия программных
мероприятий социально-экономическим, экологическим
и иным интересам государств-участников
Разработка, освоение и широкомасштабное применение прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и технических средств для производства, транспортировки, хранения и глубокой безотходной переработки плодоовощного сырья позволят:
- увеличить выпуск конкурентоспособных плодоовощных консервов в 4 - 4,8 раза, в том числе детского и диетического питания в 3,6 - 3,8 раза;
- уменьшить в 5 - 7 раз потери плодоовощной продукции при длительном хранении урожая, снизить потери питательных веществ в 2 - 2,5 раза, уменьшить на 30 - 40 процентов расходы на транспортировку, хранение и реализацию;
- повысить в 1,7 раза производительность труда;
- возродить и увеличить объемы выпуска плодоовощных консервов, издавна имеющих устойчивый спрос у отечественного потребителя (огурцы, томаты консервированные, томатный сок, томатная паста, кабачковая и баклажанная икра, зеленый горошек, компоты, варенье, фруктовые и овощные натуральные соки, салаты и другие);
- обеспечить уровень продаж и потребления отечественных плодоовощных консервов обновленного ассортимента высокого качества в 2011 году до 35 - 40 условных банок на душу населения (без импорта и домашнего консервирования), что составит около 35 процентов рекомендуемой биологической нормы их потребления (104 усл. банки);
- оздоровить и укрепить финансово-экономическое состояние хозяйств и предприятий плодоовощной промышленности, достичь высокой рентабельности их производства;
- увеличить рост валовых сборов плодоовощной продукции в России на 20 - 25 процентов и в Беларуси на 25 - 30 процентов;
- создать дополнительно более 160 тыс. высокооснащенных рабочих мест.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Таблица 1
--------T-----------------------T----------T-----------------------¬
¦ N ¦ Наименование этапов ¦ Сроки ¦ Ожидаемые результаты ¦
¦этапов,¦ ¦исполнения¦ работ ¦
¦заданий¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-----------------------+----------+-----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-------+-----------------------+----------+-----------------------+
¦1. ¦Разработать и освоить ¦2005 - ¦Переход к современным ¦
¦ ¦прогрессивные ¦2007 ¦экологически безопасным¦
¦ ¦технологии и комплексы ¦ ¦ресурсо- и ¦
¦ ¦машин для возделывания,¦ ¦энергосберегающим ¦
¦ ¦уборки, послеуборочной ¦ ¦технологиям ¦
¦ ¦доработки, хранения и ¦ ¦производства, хранения ¦
¦ ¦транспортировки ¦ ¦и транспортировки ¦
¦ ¦овощных, ¦ ¦плодоовощной продукции ¦
¦ ¦плодово-ягодных и ¦ ¦позволит решить ¦
¦ ¦пряно-ароматических ¦ ¦проблемы обеспечения ¦
¦ ¦культур ¦ ¦потребностей населения ¦
¦ ¦ ¦ ¦России и Беларуси ¦
¦ ¦ ¦ ¦качественными ¦
¦ ¦ ¦ ¦продуктами питания из ¦
¦ ¦ ¦ ¦плодов и овощей, ¦
¦ ¦ ¦ ¦расширения их ¦
¦ ¦ ¦ ¦ассортимента и ¦
¦ ¦ ¦ ¦увеличения с 2008 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦производства ¦
¦ ¦ ¦ ¦плодоовощных продуктов ¦
¦ ¦ ¦ ¦в России и Беларуси, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦2 - 3 раза снизить ¦
¦ ¦ ¦ ¦расходы на перевозки, ¦
¦ ¦ ¦ ¦хранение и реализацию ¦
¦ ¦ ¦ ¦продукции на 30 - 40% и¦
¦ ¦ ¦ ¦потери питательных ¦
¦ ¦ ¦ ¦веществ после ¦

"МАДРИДСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЗНАКОВ"(Вместе с "ОБЩЕЙ ИНСТРУКЦИЕЙ К МАДРИДСКОМУ СОГЛАШЕНИЮ...")(Заключено в г. Мадриде 14.04.1891)(с изм. и доп. от 28.09.1979)  »
Международное законодательство »
Читайте также