РЕКОМЕНДАЦИЯ n 4 Европейской экономической комиссии ООН"НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ТОРГОВЛИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ КООРДИНАЦИИ РАБОТ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ" (trade/wp.4/inf.33; td/b/astf/inf.33)(Вместе с "КРУГОМ ВЕДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ" и "СПИСКОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ...")(Принята в г. Женеве в октябре 1974 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 4
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ТОРГОВЛИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ КООРДИНАЦИИ РАБОТ
ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
(Женева, октябрь 1974 года)
Преамбула
На своей четвертой сессии, состоявшейся и июне 1973 года, Группа экспертов по потребностям в данных и по документации выразила мнение о том, что необходимо согласование работы по упрощению процедур международной торговли для того, чтобы выработать единый подход к облегчению процедур. Группа сочла, что такой результат мог бы быть достигнут, среди прочего, с помощью национальных комитетов, созданных специально для упрощения торговых и транспортных процедур, и что следует подготовить рекомендацию об учреждении подобных организаций для принятия ее Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли. Делегация Канады выразила согласие составить надлежащую рекомендацию и основные принципы.
В том же 1973 году Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли в ходе своей второй сессии рассмотрела черновой вариант, представленный делегацией Канады, и приняла его в качестве проекта, который подлежал доработке и рассмотрению на следующей сессии.
На своей третьей сессии, состоявшейся в октябре 1974 года, Рабочая группа приняла следующую Рекомендацию:
"Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли,
напоминая, что со времени создания в 1961 году Рабочей группы по упрощению и стандартизации внешнеторговых документов многие страны создали комитеты для изучения в сотрудничестве с этой Рабочей группой возможности международной стандартизации основных экспортных документов;
учитывая, что некоторые такие национальные комитеты были реорганизованы или заменены национальными организациями с более широким кругом ведения, охватывающим деятельность Рабочей группы по упрощению процедур международной торговли;
учитывая существование национальных комитетов, созданных по рекомендации таких организаций, как Международная организация гражданской авиации и Межправительственная морская консультативная организация;
будучи убеждена в необходимости национальных организаций по упрощению процедур международной торговли, а также в важности единого подхода к вопросу упрощения процедур международной торговли в мировом масштабе;
напоминая, что государства - члены Организации Объединенных Наций, не являющиеся членами Европейской экономической комиссии, приглашены к участию в деятельности Рабочей группы в консультативном качестве;
рекомендует, чтобы правительства стран - членов Европейской экономической комиссии в соответствии с их национальными нормами содействовали осуществлению рекомендаций по упрощению процедур международной торговли посредством создания национальных организаций или комитетов или при помощи административных или прочих подходящих мер;
рекомендует далее Комиссии обратить внимание Экономического и Социального Совета и других региональных экономических комиссий Организации Объединенных Наций на желательность создания национальных комитетов по упрощению процедур международной торговли в странах, не являющихся членами Европейской экономической комиссии, там, где их нет."
В работе сессии приняли участие представители:
Австрии; Бельгии; Болгарии; Венгрии; Германии, Федеративной Республики; Германской Демократической Республики; Дании; Испании; Италии; Канады; Нидерландов; Норвегии; Польши; Румынии; Соединенного Королевства; Соединенных Штатов Америки; Союза Советских Социалистических Республик; Финляндии; Франции; Чехословакии; Швейцарии; Швеции; Нигерии и Японии.
Были также представлены одно специализированное учреждение и следующие межправительственные и неправительственные организации:
Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО); Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Центральное бюро международных железнодорожных перевозок (ЦБМЖП); Международная торговая палата (МТП); Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА); Международная организация по стандартизации (ИСО); Международный союз железных дорог (МСЖД); Международная палата судоходства (МПС); Международная федерация транспортно-экспедиторских ассоциаций (МФТЭА). Кроме того, по приглашению Секретариата на сессии присутствовали сотрудники Совета экономической взаимопомощи (СЭВ); Европейских сообществ (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ПО УПРОЩЕНИЮ ТОРГОВЛИ
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1. За последние несколько десятилетий транспортная техника развилась настолько, что современная транспортная сеть обеспечивает перевозку товаров в самое короткое время, которое когда-либо знал человек.
2. Системы связи так развились, что в настоящее время можно посылать сообщения через весь мир в доли секунды.
3. Несмотря на это "вспомогательные" торговые процедуры за последнее столетие прогрессировали незначительно. Фактически, каждый новый товар и каждая новая торговая операция влекут дополнительные потребности в контроле и в информации. Методы обработки данных, которые должны использоваться для оказания содействия движению товаров, в некоторых случаях используются для обработки статистической информации сомнительной ценности. Это частично объясняется тем, что между странами не достигнут достаточный уровень рационализации потребностей в данных.
4. Последствия неодинакового прогресса транспорта, средств связи и систем обработки данных, с одной стороны, и упрощения торговых процедур, с другой, проявляются в виде заторов в аэропортах, морских портах и на сухопутных конечных станциях. Издержки связанные с выполнением устаревших правил и процедур контроля огромны. Преимущество, которое, возможно, давали когда-то установление таких мер контроля, в настоящее время утеряно из-за многочисленных препятствий, которые они ставят. Кроме того, во многих случаях первоначальная причина подобных процедур и контроля уже не существует или была забыта, а процедуры остаются в силе. Запутанная вследствие этого система громоздких процедур может вообще удерживать потенциальных экспортеров от участия в международной торговле. Если эти процедуры являются дорогостоящими для развитых стран, то для развивающихся стран они, кроме того, представляют собой серьезное препятствие расширению их торговли.
5. Каждая из участвующих в международной торговле сторон, т.е. промышленники, импортеры, экспортеры, перевозчики, банки, страховые компании, экспедиторы, брокеры и государственная администрация, имеет общие и частные интересы в упрощении торговых процедур.
6. Меры, принимаемые одним из этих участников, прямо или косвенно воздействуют на деятельность другого. Изменение процедурной стороной, без сомнения, затронет другую сторону и, следовательно, вызовет увеличение или уменьшение расходов.
7. Поэтому с каждой из этих заинтересованных сторон необходимы консультации и сотрудничество. Эти консультации и сотрудничество можно осуществлять различными путями, включая использование национальных комитетов или организаций, созданных специально для упрощения торговых и транспортных процедур. Во многих странах уже созданы комитеты или организации для решения этих проблем. В некоторых случаях эти органы созданы и финансируются частными организациями; другие поддерживаются исключительно правительствами, а в некоторых случаях финансирование обеспечивается совместно государственным и частным секторами. Однако во всех случаях существуют активные связи и сотрудничество между заинтересованными сторонами. Различия в каждом конкретном случае связаны с политической и экономической инфраструктурой.
8. Результаты изучения имеющихся в настоящее время органов такого типа, для удобства называемых "ФАЛКОМ", говорят о том, что для объединения людей и выработки коллективного мнения о том, как достичь координированного упрощения, наиболее подходящими являются организации с постоянно действующим активным секретариатом. Поэтому нельзя недооценивать необходимость обеспечения таких организаций услугами постоянно работающих сотрудников секретариата. Без сомнения можно достичь некоторых результатов и при работе на основе частичной занятости персонала, однако опыт показывает, что наилучшие результаты достигаются при наличии постоянных сотрудников при относительно малых издержках.
9. В каждой из имеющихся в настоящее время организаций выяснилось, что над их программами нельзя работать обособленно на национальном уровне. Практически каждый ФАЛКОМ делает упор на необходимость международного сотрудничества. Опасность изолированных национальных действий заключается в том, что инвестиции, осуществляемые одной страной в новые методы, включая использование ЭВМ и каналов передачи данных, бывают столь велики, что этой стране потом будет трудно изменить свою систему для приспособления к своим торговым партнерам. Хотя это относится ко всем странам, но это особенно важно для стран, находящихся на такой стадии развития, когда инвестиции подобного рода обязательно будут составлять значительную процентную долю ресурсов страны.
10. Каждый имеющийся в настоящее время ФАЛКОМ подчеркивает также, что при поиске решений необходимо исходить из интересов смешанных перевозок, т.е. признавать, что важнейшей целью является обеспечение доставки товара от двери до двери как можно быстрее, надежнее и при наименьших общих затратах.
11. ФАЛКОМы также считают, что необходимо иметь связующее звено в каждой стране для обеспечения официальных и неофициальных контактов, которые позволяют достигать решений быстрее, чем любым другим способом.
12. Считается, что торговые процедуры представляют собой деятельность по сбору, представлению, передаче и обработке данных, требующихся в международной торговле.
13. Задача любого ФАЛКОМа должна поэтому заключаться в упрощении таких процедур. Однако, возможно, следует указать аспекты этой общей задачи, как например:
a) сократить издержки на канцелярскую работу, связанную с внешней торговлей страны, добиваясь в сотрудничестве с заинтересованными сторонами и органами власти сокращения, упрощения и международного согласования всех торговых документов, используемых во внешней торговле страны,
b) обеспечить, чтобы поток информации, относящейся к распределению товаров, содействовал, а не мешал национальному промышленному развитию или росту внешней торговли, в то же время обеспечивая, чтобы страна использовала все более быстрые и совершенные способы международных перевозок и связи и в полной мере извлекала из них выгоды,
c) добиваться улучшения торговых процедур и устранения национальных и международных требований, которые ведут к задержкам или к чрезмерным издержкам в международных сделках.
14. В соответствии с рекомендациями, содержащимися в конвенциях по упрощению процедур ИКАО и ИМКО в ряде стран были созданы специальные национальные комитеты по упрощению процедур в области воздушных и морских перевозок. Учитывая различие в задачах этих специализированных комитетов, нежелательно добиваться их объединения или расширения их деятельности с тем, чтобы включить задачи ФАЛКОМов как они изложены в настоящем документе, а скорее следует установить сотрудничество во избежание дублирования усилий в тех областях, где интересы частично совпадают.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Организация и функционирование
15. Как отмечено в пункте 7 выше, для постоянных консультаций и сотрудничества между различными сторонами, заинтересованными в облегчении международной торговли необходимо создать специальную структуру - ФАЛКОМ. В любой ФАЛКОМ должны входить представители всех соответствующих отраслей государственного управления, а также соответствующих частных кругов, как это показано на примере в пункте 5.
16. Для достижения наибольшей эффективности, ФАЛКОМ должен быть в значительной степени независимым. В соответствии с административной структурой страны ФАЛКОМ может быть либо органом, приданным на высшем уровне правительству, или органу занимающемуся общим планированием, или органу занимающемуся внешней торговлей либо, напротив, ФАЛКОМ может быть полностью независимым от правительства. ФАЛКОМ должен в любом случае иметь право давать рекомендации или предложения в соответствующих отраслях - как государственных, так и частных. Он также должен иметь возможность добиваться выполнения своих рекомендаций и предложений.
17. Необходимо, чтобы ФАЛКОМ имел постоянный секретариат для организации и координации его работы, даже если технические специалисты и т.п. будут привлекаться из других источников, в зависимости от административной структуры страны.
18. ФАЛКОМ может финансироваться различными способами - либо полностью из государственного бюджета, либо за счет членских взносов, либо сочетанием этих двух форм.
Область деятельности
19. Вскоре после создания любого нового ФАЛКОМа перед ним возникает задача, с чего начать. Раньше практика была такова, что большинство из созданных организаций разрабатывали собственное определение "торговых процедур", связанных с отгрузками. Сопоставление их выводов позволило установить определенную норму с отклонениями, зависящими только от политической и экономической структуры стран. Поэтому любой новый ФАЛКОМ при изучении данного вопроса может взять за основу любое из уже проведенных отличных исследований. Это позволит вновь созданному ФАЛКОМу завершить свое первоначальное исследование быстро и при сравнительно низких затратах.
20. ФАЛКОМ может таким образом определить требования в отношении данных и документации, используемой во внешней торговле страны. На базе этого исследования ФАЛКОМ может определить области, требующие глубокого исследования и установить очередность задач. Он также сможет содействовать рационализации и стандартизации международных и национальных требований в отношении данных. Первоначальное исследование является очень важным, но ФАЛКОМ, без сомнения, пожелает рассмотреть возможность принятия мер в областях, которые по общему признанию имеют существенное значение для большинства стран, а именно:
Согласование внешнеторговых документов
a) В торговле и перевозках требуются многочисленные коммерческие и правительственные документы. В связи с тем, что их форматы существенно различаются, документы приходится заполнять по отдельности. Одна и та же информация излагается в различной форме и в каждом документе располагается по разному. Это увеличивает расходы по документации и увеличивает задержки при перевозке грузов;
b) ФАЛКОМ может быстро помочь своим национальным экспортерам путем введения унифицированной системы документации, в которой комплекты отгрузочных документов могут изготавливаться за "один прием", т.е. одной - единственной печатной операцией на стандартной матрице, которая затем используется для производства различных требуемых документов с применением простых масок и

УКАЗ Президиума ВС СССР от 24.09.1974 n 309-ix"О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНОГО СООБЩЕНИЯ"  »
Международное законодательство »
Читайте также