ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 11 Совета Министров Союзного государства"О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, СБОРА, АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" (ВТОРОЙ ЭТАП)"(Вместе с "ПРОГРАММОЙ...", "ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ...")(Принято 29.04.2003)


СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 11
О ПРОЕКТЕ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ,
СБОРА, АНАЛИЗА И ПРОГНОЗА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ
О ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"
(ВТОРОЙ ЭТАП)
(29 апреля 2003 года)
Совет Министров Союзного государства постановляет:
1. Утвердить Программу Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап).
2. Финансирование Программы осуществить за счет средств бюджета Союзного государства в сумме 43449,0 тыс. российских рублей, в том числе за счет доли отчислений Российской Федерации - 21724,5 тыс. российских рублей, за счет доли отчислений Республики Беларусь - 21724,5 тыс. российских рублей.
3. Согласиться с предложением Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь об установлении сроков реализации Программы "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) 2003 - 2006 годы.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Совета Министров
Союзного государства
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением
Совета Министров
Союзного государства
от 29 апреля 2003 г. N 11
ПРОГРАММА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И
РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ, СБОРА, АНАЛИЗА И
ПРОГНОЗА, ХРАНЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ И ДАННЫХ О ЗАГРЯЗНЕНИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
(ВТОРОЙ ЭТАП) НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
Введение
В подписанном Президентами Беларуси и России 2 апреля 1996 года Договоре об образовании Сообщества Беларуси и России статьей 12 предусмотрено создание единой гидрометеорологической службы. Это потребовало коренного изменения существовавших ранее отношений между гидрометеорологическими службами Беларуси и России.
Начиная с этого времени в порядке практической реализации положений Договора, отношения между специально уполномоченными органами исполнительной власти Беларуси и России в области гидрометеорологии и смежных с ней областях гармонично и последовательно развиваются и совершенствуются, в результате чего создается единая нормативно-правовая и организационно-методическая база совместной оперативно-производственной деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды, включая обеспечение органов государственного управления, населения, экономики и вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации данными и информацией о фактических и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды.
В порядке реализации положений статьи 12 указанного Договора решением Исполкома Сообщества Беларуси и России образован Комитет Сообщества Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, название которого в дальнейшем менялось в связи с преобразованием Сообщества в Союз Беларуси и России, а затем - в Союзное государство. Согласно Постановлению Совета Министров Союзного государства от 25 января 2002 года N 6 в настоящее время Комитет носит название Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды (далее - Комитет).
Для руководства деятельностью Комитета и контроля за выполнением единых комплексных планов и программ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды Решением Исполкома Союза Беларуси и России от 13 мая 1997 года образована и продолжает действовать совместная коллегия, утвержден ее персональный состав, сформированный на паритетной основе - по пять представителей от каждой Стороны.
В целях повышения эффективности использования гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды в интересах населения и экономики Республики Беларусь и Российской Федерации была разработана и практически реализована в 1998 - 2000 гг. совместная Программа: "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (утверждена Постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. N 3, с общим объемом ее финансирования из бюджета Союзного государства в размере 14500 тыс. рос. рублей. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 32 указанная Программа была продлена на 2001 год).
В ходе реализации указанной совместной Программы разработан и изготовлен ряд гидрометеорологических приборов и оборудования (в частности, цифровой уровнемер, прецизионный термогигрограф, почвенный термометр, автоматическая метеостанция, измерители дальности видимости и высоты облаков и др.), которыми осуществляется оснащение сетевых наблюдательных органов гидрометеорологических служб Республики Беларусь и Российской Федерации, что позволяет повысить качество наблюдений и оперативность доведения данных до конкретных потребителей, повышая тем самым эффективность использования ими получаемой информации о фактическом и прогнозируемом состоянии природной среды и снижая, в конечном итоге, ущерб от неблагоприятных и стихийных природных явлений на территории России и Беларуси.
В Гидрометцентре России реализован на самой мощной в стране суперЭВМ КРЕЙ, с быстродействием свыше 2 млрд. операций в секунду, оперативный вариант регионального прогноза метеополей по территориям России и Беларуси, с пространственным разрешением 75 км и меньше. В результате точность гидродинамических прогнозов, используемых синоптиками России и Беларуси, повысилась по заблаговременности, примерно на 0,5 суток по сравнению с 1996 годом, что согласно экспертным оценкам ежегодно дает экономический эффект только по России около 250 млн. рос. рублей в год.
Осуществлены мероприятия по созданию единой измерительной системы наблюдений за радиационной обстановкой, имеющей приоритетное значение в деятельности гидрометеорологических служб России и Беларуси, что создало предпосылки для повышения эффективности ее деятельности и оперативности представления необходимой информации в аварийных ситуациях.
Разработаны и подготовлены унифицированные программные средства и документация по системам первичной обработки ряда видов гидрометеорологической информации постов и станций, а также подготовки и архивации банков и баз данных о состоянии природной среды, что позволило сократить сроки подготовки режимно-справочных материалов, расширить перечень и объем гидрометеорологической продукции и данных о загрязнении природной среды, предоставляемых различными потребителям.
Многие элементы, разработанные в процессе реализации первого этапа Программы, являются логическим продолжением и развитием работ второго этапа Программы. Конкретные задания по совместной Программе реализовывались в соответствии с ежегодно разрабатываемыми и утверждаемыми совместной коллегией Комитета Календарными планами работ и планами распределения денежных средств на ее выполнение, которые регулярно рассматривались на заседаниях совместной коллегии с оценкой эффективности использования денежных средств на ее реализацию.
Комиссия по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, рассмотрев ход выполнения совместной Программы, дала ей высокую оценку и предложила Постоянному Комитету Союзного государства рассмотреть вопрос о продолжении финансирования проводимой совместной работы гидрометслужбами обеих стран на перспективу после 2000 года.
В соответствии с дальнейшими процессами развития отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерации и подписанием 8 декабря 1999 года Президентами обеих стран Договора о создании Союзного государства гидрометеорологическая служба согласно статье 17 Договора отнесена к исключительному ведению Союзного государства.
На основании Договора о создании Союзного государства Российская Федерация и Республика Беларусь приняли Программу действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, которой также предусматривается продолжение до 2005 года вышеуказанной совместной Программы.
Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 32 срок реализации указанной Программы был продлен на 2001 год с финансированием за счет бюджетных средств Союзного государства. Этим же Постановлением предложено Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации поручить Росгидромету и Госкомгидромету Республики Беларусь завершить согласование предложений по проекту совместной Программы "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) на 2002 - 2005 годы и представить их на утверждение Совета Министров Союзного государства.
Необходимые согласования предложений по проекту совместной Программы были завершены и они в установленном порядке были представлены на Совет Министров Союзного государства. Совет Министров Союзного государства своим Постановлением от 09.02.02 г. N 21 согласился с предложением о разработке Программы Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) на 2002 - 2005 годы и определил государственным заказчиком-координатором указанной Программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), государственным заказчиком - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды РБ), которым поручил в двухмесячный срок подготовить проект Программы Союзного государства и внести в установленном порядке в Совет Министров Союзного государства для рассмотрения и утверждения.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление N 21 Совета Министров Союзного государства принято 09.07.2002. Во исполнение указанного Постановления Совета Министров разработана Программа Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" на 2002 - 2005 годы (далее - Программа), которая является вторым этапом одноименной совместной Программы, реализованной в период 1998 - 2001 гг. Программа разработана в соответствии с "Порядком разработки и реализации программ Союзного государства", утвержденным Постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7.
Программа Союзного государства в целом направлена на развитие координации и повышение эффективности деятельности гидрометслужб Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, улучшение качества гидрометеорологического обеспечения населения и экономики обеих стран и повышение эффективности использования гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды по территории Союзного государства.
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
И НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Территории Российской Федерации и Республики Беларусь характеризуются большим разнообразием погодно-климатических условий, которые постоянно меняются под влиянием природных и антропогенных факторов. Многие природные стихийные явления и процессы, связанные с погодно-климатическими условиями крайне отрицательно сказываются на жизнедеятельности населения, приводят к социально-экономическим и экологическим последствиям чрезвычайного характера.
Для своевременного всестороннего анализа и оценки степени риска возникновения опасных явлений погоды и предотвращения возможных их последствий для населения и экономики необходимо иметь четко отлаженную, технически и технологически взаимосвязанную, надежно функционирующую, единую систему наблюдений за состоянием природной среды, сбора, обработки и оперативного распространения фактических данных о состоянии и загрязнении природной среды, а также и соответствующей продукции, в том числе прогностической.
В этой связи в числе первоочередных приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляемого в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, является техническое, технологическое, научно-методическое и нормативно-правовое развитие и совершенствование таких систем как в России, так и в Беларуси и создание на их основе единой гидрометеорологической службы.
При разработке Программы принимались во внимание результаты, полученные в процессе реализации первого этапа Программы, современное состояние вопроса в Российской Федерации, Республике Беларусь и за рубежом.
Наличие своевременной, полной и объективной гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей природной среды является обязательным условием устойчивого развития государств. Эта информация находит непосредственное использование практически во всех отраслях экономики, она необходима для обеспечения безопасности людей и сохранности имущества. Наблюдающееся изменение климата и связанная с этим повышенная экстремальность погодных условий придают гидрометеорологической информации в современных условиях еще большую значимость.
Все возрастающее антропогенное воздействие на природную среду требует существенного совершенствования информационного обеспечения государственных органов и населения обеих стран данными о состоянии ее загрязнения, необходимыми для эффективного решения природоохранных проблем.
Одна из важнейших задач гидрометеорологических служб - своевременное предупреждение об угрозе возникновения опасных стихийных явлений, последствий техногенных аварий и катастроф, связанных с загрязнением природной среды, наносящих огромный ущерб экономике, угрожающих жизни и здоровью людей. Анализ соответствующих данных на международном уровне показывает, что своевременное предупреждение об опасных стихийных явлениях, позволяющее принять необходимые меры защиты, дает возможность уменьшить потери до 40%.
Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективное использование гидрометеорологической информации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 10 Совета Министров Союзного государства"О ПОЛОЖЕНИИ О КОМИТЕТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"(Принято 29.04.2003)  »
Международное законодательство »
Читайте также