"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-5 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцатом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 20-5
от 7 декабря 2002 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон является международным правовым актом, правовой основой координации политики государств Содружества в области высшего и послевузовского профессионального образования и направлен на поддержку и развитие интеграционных процессов в этой области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе. Высшее профессиональное образование - образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе незаконченного высшего профессионального образования, среднего общего (полного) образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования.

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан в области высшего и послевузовского профессионального образования. 1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на следующих принципах, определенных Модельным законом "Об образовании" и Концепцией Модельного образовательного кодекса для государств-участников СНГ:

Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы. 1. Автономия является институциональной формой академической свободы и необходимым условием для гарантирования надлежащего выполнения обязанностей высшего учебного заведения.

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

Статья 5. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования. 1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения. 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании. 1. Лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем образовании.

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура. 1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, созданное и действующее на основании законодательства об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений. 1. В системах высшего и послевузовского профессионального образования государств-участников СНГ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт, если иные не предусмотрены национальным законодательством.

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации. 1. Высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в заявительном порядке в соответствии с его решением или с условиями учредительного договора и регистрируется в соответствии с законодательством.

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. 1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.

Статья 12. Управление высшим учебным заведением. 1. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования. 1. Образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и другие организации и учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), которые могут иметь права юридических лиц и действовать на основании своих уставов или, не являясь юридическими лицами, действовать на основании договоров о совместной деятельности.

Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования. 1. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования действуют в соответствии с национальным законодательством.

Статья 16. Студенты высших учебных заведений. 1. Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Статья 17. Льготы, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой. 1. Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска в порядке, установленном национальным законодательством.

Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования. 1. Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования являются лица, обучающиеся в:

Статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели. 1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Статья 20. Работники высших учебных заведений. 1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников. 1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)"(Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-5 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также