РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с проектом "РЕШЕНИЯ...")(Принято в г. Кишиневе 07.10.2002)


РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Кишинев, 7 октября 2002 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить проект Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества Независимых Государств (прилагается), представленный Межгосударственным авиационным комитетом.
Концепция утверждена Решением Совета глав государств СНГ 19.09.2003. 2. Внести указанный проект Концепции на рассмотрение Совета глав государств СНГ (проект Решения прилагается).
Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)


Проект
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств-участников Содружества Независимых Государств (прилагается), представленную Межгосударственным авиационным комитетом.
2. Правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств при осуществлении государственного регулирования и подготовке национальных законодательных актов в области воздушного транспорта, использования воздушного пространства и управления воздушным движением учитывать положения указанной Концепции.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.
Совершено в городе __________ ____ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику За Республику Молдова
За Республику Армения За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь За Республику Таджикистан
За Грузию За Туркменистан
За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
За Кыргызскую Республику За Украину


Проект
Утверждена
Решением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
от ____ года
КОНЦЕПЦИЯ
ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Перечень сокращений
А/С - режим работы ВРЛ
ВВС - Военно-воздушные силы
ВП - воздушное пространство
ВРЛ - вторичный радиолокатор
ВС - воздушное судно
ГА - Гражданская авиация
ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система
ГосНИИ - Государственный научно-исследовательский институт
ГС - Государственная служба
ГУ - Главное управление
Евроконтроль - Европейская организация по безопасности аэронавигации
ЕК ГА - Европейская конференция гражданской авиации
ИВП - использование воздушного пространства
ИКАО - Международная организация гражданской авиации
ИСЗ - искусственный спутник Земли
ИСО - Международная ассоциация по стандартизации
МАК - Межгосударственный авиационный комитет
МО - Министерство обороны
МАС - Международная аэронавигационная служба
ОПВД - организация потоков воздушного движения
ОрВД - организация воздушного движения
ОВД - обслуживание воздушного движения
ПВО - противовоздушная оборона
ПВП - правила визуальных полетов
ПЗ-90 - параметры Земли
ППП - правила полетов по приборам
ПРЛ - первичный радиолокатор
РЛС - радиолокационная станция
РПИ - район полетной информации
СК-42 - система координат 1942 года
СК-95 - система координат 1995 года
СНГ - Содружество Независимых Государств
УВД - управление воздушным движением
ADS - автоматическое зависимое наблюдение
AMSS - воздушная подвижная спутниковая служба
ATN - сеть авиационной электросвязи
CNS/ATM - система связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения
Doc. - документ ИКАО
EATCHIP - программа унификации и интеграции Европейских систем УВД
ILS - система захода на посадку по приборам
FANS - Специальный комитет ИКАО по будущим аэронавигационным системам
GATE - Группа по организации воздушного движения в восточной части Европейского региона ИКАО
GNSS - глобальная навигационная спутниковая система
GPS - глобальная система определения местоположения
LTEP - группа юридических и технических экспертов ИКАО
OSI - взаимосвязь открытых систем
PANS - Правила аэронавигационного обслуживания
RNAV - зональная навигация
RVSM - сокращенный минимум вертикального эшелонирования
S - режим работы ВРЛ
SARPS - стандарты и рекомендуемая практика ИКАО
WGS-84 - Всемирная геодезическая система координат 1984 года
Общие положения
1. В соответствии с Чикагской конвенцией и Стратегией Европейской конференции гражданской авиации процесс "гармонизации" определяется как обеспечение максимальной степени однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса взаимодействия национальных аэронавигационных систем, основу которых составляют системы организации воздушного движения, в интересах обеспечения целесообразной "прозрачности границ" для международной аэронавигации, повышения безопасности полетов и качества обслуживания воздушного движения.
2. Процесс гармонизации является начальным этапом "интеграции" национальных аэронавигационных систем (и прежде всего систем ОрВД) на базе внедрения перспективной концепции связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения ИКАО.
3. В течение последних 10-ти лет в государствах-участниках СНГ был проведен целый ряд национальных и межгосударственных мероприятий, направленных на решение проблем гармонизации национальных систем ОрВД и в перспективе - национальных аэронавигационных систем. Однако достигнутые результаты не дают основания считать, что проблема близка к разрешению. Основными причинами этого являются организационные и экономические факторы. Разработанные ранее проекты межгосударственных документов в этой области не содержали четко выраженных финансовых обязательств государств по их реализации, а также не затрагивали вопросы повышения эффективности взаимодействия с национальными органами управления военной авиацией.
4. Все государства-участники СНГ входят в Восточную часть Европейского региона ИКАО и как члены международной организации гражданской авиации обязаны стремиться к реализации стратегии ИКАО по гармонизации национальных систем ОрВД.
5. В странах Западной Европы, входящих в Европейскую Организацию по безопасности аэронавигации, в рамках Европейской Программы гармонизации и интеграции систем УВД, к 1998 году завершен первый этап работ по гармонизации национальных аэронавигационных систем, и эти страны приступили к реализации второго этапа - интеграции.
6. Учитывая отставание некоторых государств-участников СНГ от западных стран в данном процессе и национальную значимость систем ОрВД, очевидна необходимость придания процессу гармонизации высокого государственного статуса и принятия государствами совместных усилий по гармонизации национальных систем организации воздушного движения.
7. Процесс гармонизации должен сопровождаться созданием необходимых условий для перехода государств к перспективным системам, определенным Концепцией CNS/ATM ИКАО. В свете этого содержание данного документа определяет:
- в краткосрочном плане - решение первоочередных задач гармонизации национальных систем ОрВД, как основы национальных аэронавигационных систем, в основном, на существующей в государствах-участниках СНГ технической базе;
- в стратегическом плане - создание условий для последующей интеграции систем в рамках единой Европейской системы - путем внедрения перспективной техники и технологии.
1. Цель и направления гармонизации
национальных аэронавигационных систем <*>
государств-участников СНГ
1.1. Основной целью гармонизации национальных аэронавигационных систем является повышение безопасности полетов гражданской и государственной авиации в воздушном пространстве государств-участников СНГ, повышение экономической и оборонной эффективности использования воздушного пространства этих государств и создание благоприятных условий для реализации стратегии ИКАО по интеграции европейской и мировой аэронавигационных систем.
--------------------------------
<*> В данном случае и далее по тексту Концепции при употреблении термина "национальная аэронавигационная система" понимается, прежде всего, ее основная часть - национальная система ОрВД и, кроме этого, все остальные составляющие аэронавигационной системы.
1.2. В краткосрочном плане поставленная цель обеспечивается проведением мероприятий по следующим направлениям:
- приведение в соответствие национальных требований в области аэронавигации со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО;
- унификация нормативно-правовой базы, определяющей деятельность аэронавигационных систем государств-участников СНГ;
- повышение оперативности и качества координации мероприятий при планировании использования воздушного пространства и УВД;
- внедрение маршрутов зональной навигации, "обеспечивающих устранение узких мест в пропускной способности международных воздушных трасс путем дооснащения соответствующих наземных органов УВД необходимыми техническими средствами контроля и управления;
- обеспечение полетов воздушных судов по международным воздушным трассам государств-участников СНГ путем дооснащения воздушных судов необходимыми техническими средствами;
- взаимное рациональное использование радиотехнических средств и систем, обеспечивающих перекрытие части территории двух или более соседних государств;
- организация совместных исследований и разработок, необходимых для осуществления процесса гармонизации;
- унификация программ и практики подготовки и повышения квалификации авиационного персонала, работающего в службах и органах ОрВД, и летного состава, который выполняет полеты по международным трассам;
- обмен опытом создания на базе существующих органов ОрВД фрагментов национальных аэронавигационных систем.
1.3. В стратегическом плане на этапе гармонизации должны быть решены следующие проблемы:
- разработка единой технической архитектуры, определяющей функции и взаимосвязи национальных аэронавигационных систем и их элементов на базе использования перспективных международных стандартов;
- разработка и реализация перспективных национальных планов и программ по развитию систем в соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО в области поэтапного перехода к региональным аэронавигационным системам;
- разработка совместных проектов, в том числе по внедрению методов обслуживания воздушного движения "от перрона до перрона" и "свободных полетов";
- проведение экономических исследований, направленных на минимизацию затрат государств по гармонизации национальных аэронавигационных систем и переходу к началу этапа их интеграции.
2. Первоочередные мероприятия по
гармонизации аэронавигационных систем
государств-участников СНГ
2.1. Приведение в соответствие национальных требований в области аэронавигации со стандартами ИКАО.
Национальные требования в области аэронавигации многих государств-участников СНГ значительно отличаются от Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО.
Наиболее принципиальные различия между Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО и национальными нормативами, принятыми в государствах-участниках СНГ, следующие:
- отсутствует классификация воздушного пространства, предусмотренная ИКАО, и соответствующих ей видов обслуживания воздушного движения;
- используется различное распределение ответственности между экипажами ВС и диспетчерским составом, определяемое отличиями в видах обслуживания воздушного движения;
- применяются отличающиеся правила выполнения полетов (при маневрах на пересекающихся курсах, при отказе радиосвязи, при полетах в контролируемом воздушном пространстве, при полетах по ППП и ПВП);
- применяются различные нормативы и единицы измерения минимумов продольного и вертикального эшелонирования;
- используются различные формализованные сообщения при планировании ИВП и обслуживании воздушного движения при обеспечении повседневной деятельности государственной авиации и других, неавиационных, пользователей воздушного пространства;
- различаются требования, предъявляемые к полноте представления информации на аэронавигационных картах (публикуется только часть информации, влияющая на обеспечение безопасности полетов);
- не соответствуют требования, предъявляемые к точности опубликования координат радионавигационных средств и точек в районе аэродромов (точность координат соответствует 1 минуте и меньше используемой по рекомендации ИКАО на один порядок);
- не публикуются точки маршрутов зональной навигации, границ запретных зон, зон ограничений полетов и опасных зон.
Вследствие указанных различий системы ОрВД в некоторых государствах-участниках СНГ не обладают достаточной гибкостью к сезонным, недельным и суточным изменениям воздушного движения, они также неспособны к быстрому увеличению пропускной способности для удовлетворения ожидаемого роста воздушных перевозок.
Минимизация различий между национальными правилами ОрВД, стандартами и рекомендациями ИКАО должна быть достигнута путем принятия согласованных решений по унификации нормативных правовых документов на региональном уровне в рамках СНГ, с использованием процедур Совета по авиации и использованию воздушного пространства, Совета министров обороны государств-участников СНГ, МАК и Координационного Совета "Евразия" и глобальном уровне - в рамках ИКАО, "Евроконтроля" и других международных организаций.
2.2. Унификация нормативно-правовой базы.
До 1991 года в государствах-участниках СНГ была единая по составу и содержанию нормативно-правовая база в области организации воздушного движения.
Впоследствии эти документы претерпели значительные изменения. Так, например, в ряде государств Содружества

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О СРОКЕ, МЕСТЕ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ В ПРОЕКТ ПОВЕСТКИ ДНЯ ОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Кишиневе 07.10.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также