РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ"(Принято г. Кишиневе 07.10.2002)


РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО
ПЕРСПЕКТИВНЫМ ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
(Кишинев, 7 октября 2002 года)
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения государствами-участниками СНГ первоочередных мероприятий в период 2000 - 2001 годов, утвержденных Решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года о ходе выполнения решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли, и Предложениях по перспективным задачам создания зоны свободной торговли с учетом развития экономических процессов в мировом сообществе.
2. Правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств принять меры по выполнению мероприятий, направленных на формирование полномасштабной зоны свободной торговли, в первую очередь, предусматривающих завершение:
выполнения внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года и других документов, подписанных в этой области всеми государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года;
подготовки и принятия документов, необходимых для полного правового обеспечения реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года;
перехода от взимания косвенных налогов по принципу "страны происхождения" на принцип "страны назначения" товаров с постепенной отменой изъятий;
принятия графиков отмены существующих тарифных изъятий;
поэтапного сокращения применяемых в торговле нетарифных ограничений, не подпадающих под действие статьи 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли.
3. Экономическому совету СНГ совместно с межгосударственными и межправительственными советами, отраслевыми органами Содружества обеспечить разработку механизма регулирования экономических отношений в зоне свободной торговли и плана организационных мероприятий по выполнению следующих важнейших задач:
согласование среднесрочной программы продвижения на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными товаропроизводителями;
разработка мер по снижению транспортной составляющей в затратах при перевозке грузов всеми видами транспорта, созданию транспортных коридоров, устранению барьеров, в первую очередь, в части отмены разрешительной системы при осуществлении международных перевозок автомобильным транспортом;
согласование стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в валютной сфере для последующего формирования единых подходов к механизму конвертируемости национальных валют в рамках Содружества;
разработка и утверждение совместных программ технического перевооружения отраслей экономики государств-участников Содружества на период до 2015 года, базирующихся на развитии специализации и кооперации производства, использовании научно-технических достижений и максимальном учете экономических интересов государств-участников СНГ;
выявление прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле и выработка предложений по их устранению.
4.Совету глав правительств СНГ:
осуществлять координацию работ по выполнению настоящего Решения и ежегодно информировать о ходе его практической реализации Совет глав государств СНГ;
исходя из решений, принятых на закрытом заседании Совета глав государств, и с учетом предложений Украины организовать подготовку материалов по развитию взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере, имея в виду рассмотреть их на специальном заседании Совета глав государств в 2002 году.
5. Решение вступает в силу со дня подписания.
Совершено в городе Кишиневе 7 октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



ИНФОРМАЦИЯ
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СНГ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ
И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПЕРСПЕКТИВНЫМ ЗАДАЧАМ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ
СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Прошедший в ноябре 2001 г. юбилейный саммит государств-участников Содружества Независимых Государств, принятое главами государств Заявление, подготовленный Аналитический доклад "Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу", выставка, посвященная 10-летию СНГ в г. Москве, научно-практическая конференция в г. Минске, другие многочисленные мероприятия, прямо или косвенно связанные с юбилеем Содружества, не только обобщили конкретные результаты его функционирования и определили качественно новые подходы к взаимодействию стран, но и, что самое главное, совершенно в ином ракурсе представили видение перспектив СНГ.
Поставлена задача создания государствами-участниками СНГ эффективного интеграционного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах. Предстоит, исходя из тенденций развития экономических процессов в мировом сообществе, решать проблемы не только внутреннего характера, но и противостояния негативным последствиям глобализации и одновременно максимального использования ее преимуществ. Стоит также задача налаживания более активного взаимодействия в деле обеспечения национальной и коллективной безопасности, усиления координации шагов государств СНГ на международной арене.
Все это делается во имя того, чтобы, как подчеркнуто в Заявлении глав государств, Содружество стало зоной стабильности и безопасности, межнационального согласия, регионом устойчивого политического, экономического, социального и научно-технического развития, занимающим достойное место в международном сообществе.
Естественно, ключ к реализации подобного сценария лежит в сфере экономики. Поэтому в настоящей информации в достаточно кратком виде подводятся итоги создания зоны свободной торговли, которая была объявлена приоритетом в этой сфере, и предлагаются главнейшие меры, которые необходимо осуществить безотлагательно.
I. Об итогах реализации
первоочередных мероприятий в период 2000 - 2001 годов
по созданию зоны свободной торговли, утвержденных Решением
Совета глав государств от 21 июня 2000 года о ходе
выполнения решений Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
от 2 апреля 1999 года о создании
зоны свободной торговли
Ход выполнения первоочередных мероприятий в период 2000 - 2001 годов по созданию зоны свободной торговли, зафиксированных в Решении Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г., может быть охарактеризован следующим образом.
Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола к нему от 2 апреля 1999 г., завершены в государствах Содружества, кроме Грузии и Российской Федерации. Туркменистан Протокол не подписал. В Грузии, Российской Федерации и Туркменистане данное Соглашение временно применяется со дня подписания.
Наряду с Соглашением и Протоколом для обеспечения формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли необходимо введение в действие большого комплекса договоренностей, регламентирующих режим свободной торговли, - это базовый комплекс из 38 документов. По всем подписанным документам этого комплекса внутригосударственные процедуры завершены в 76% случаев, проводятся - в 24%. На разных этапах разработки находятся еще 5 документов.
Обобщенная информация о положении по этому базовому комплексу договоренностей, включая основополагающие Соглашение и Протокол, по странам такова:
------------T-----------T-------T--------T------T---------T----------T-------T------T-----------T------------T----------T-------¬
¦ ¦Азербайджан¦Армения¦Беларусь¦Грузия¦Казахстан¦Кыргызстан¦Молдова¦Россия¦Таджикистан¦Туркменистан¦Узбекистан¦Украина¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 25 ¦ 32 ¦ 36 ¦ 10 ¦ 31 ¦ 33 ¦ 23 ¦ 23 ¦ 36 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 21 ¦
¦завершена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 6 ¦ 7 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 7 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 4 ¦ 9 ¦ 6 ¦ 8 ¦
¦проводится ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Не ¦ 9 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 0 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 0 ¦ 28 ¦ 14 ¦ 11 ¦
¦подписаны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+--------
Более подробные сведения о подписании государствами СНГ комплекса договоренностей и о выполнении ими внутригосударственных процедур приведены в приложении.
Кроме базового комплекса соглашений государствами-участниками СНГ достигнуты также договоренности по регулированию отдельных, достаточно специфических вопросов функционирования зоны свободной торговли. В этой области заключено 30 соглашений. Из них вступили в силу в результате проведения внутригосударственных процедур (с учетом вступивших с даты подписания) 29 документов.
Ситуация по этому комплексу из 30 документов по странам такова:
------------T-----------T-------T--------T------T---------T----------T-------T------T-----------T------------T----------T-------¬
¦ ¦Азербайджан¦Армения¦Беларусь¦Грузия¦Казахстан¦Кыргызстан¦Молдова¦Россия¦Таджикистан¦Туркменистан¦Узбекистан¦Украина¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 12 ¦ 26 ¦ 28 ¦ 8 ¦ 26 ¦ 25 ¦ 16 ¦ 22 ¦ 30 ¦ 5 ¦ 9 ¦ 18 ¦
¦завершена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Ратификация¦ 6 ¦ 2 ¦ 0 ¦ 12 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 12 ¦ 5 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 9 ¦ 8 ¦
¦проводится ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+-------+
¦Не ¦ 12 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 0 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 0 ¦ 22 ¦ 12 ¦ 4 ¦
¦подписаны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-----------+-------+--------+------+---------+----------+-------+------+-----------+------------+----------+--------
Таким образом, очевидно, что государствам Содружества необходимо активизировать работу по завершению выполнения внутригосударственных процедур по этому комплексу документов.
В договоренностях о режиме свободной торговли в качестве одного из ключевых обязательств стран Содружества рассматривается переход от взимания косвенных налогов по принципу "страны происхождения" на принцип "страны назначения" товаров.
Все государства СНГ, за исключением Грузии и Российской Федерации, ввели новый принцип в результате ратификации либо Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 г., либо Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.
Фактическая ситуация, по состоянию на 1 октября 2002 г., такова: все страны де-юре провозгласили принцип "страны назначения" товаров.
Восемь государств - Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан и Украина - перешли на принцип взимания НДС по "стране назначения" со всеми другими странами СНГ.
Беларусь применяет принцип "страны назначения" товаров так же со всеми странами СНГ, за исключением Грузии и России.
Таджикистан принцип "страны назначения" применяет со всеми странами СНГ, за исключением Туркменистана.
Россия перешла на взимание НДС в торговле с государствами Содружества по принципу "страны назначения" товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа), кроме Беларуси - своего партнера в Союзном государстве.
Туркменистан перешел на принцип "страны назначения" с Беларусью.
Наглядно сложившееся состояние перехода государств-участников Содружества на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" товаров демонстрирует диаграмма <*>.
--------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
В результате сейчас симметричная форма взимания НДС полностью применяется во взаимной торговле стран СНГ: по принципу "страны назначения" - в 89,4% случаев, по принципу "страны происхождения" - в 3% (на 1 сентября 2000 г. было соответственно 37,9% и 27,3%).
Переход на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" товаров постепенно завершается. Туркменистан начал переход на новый принцип взимания НДС.
Вместе с тем в отдельных государствах-участниках СНГ удельный вес получаемых из Российской Федерации энергоносителей, в стоимость которых включен НДС, взимаемый при их экспорте, составляет от 25 до 70% общих объемов импорта. (Грузия - до 25%, Республика Беларусь - до 40, Республика Молдова - до 64, Украина - до 70%.)
В соответствии со статьей 3 Соглашения о создании

"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ"(Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также