РЕШЕНИЕ n 76 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества"О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "СТРАНЫ НАЗНАЧЕНИЯ" ПРИ ВЗИМАНИИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗЭС"(Вместе с "ИНФОРМАЦИЕЙ О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ...")(Принято в г. Астане 20.09.2002)


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
РЕШЕНИЕ N 76
О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "СТРАНЫ НАЗНАЧЕНИЯ"
ПРИ ВЗИМАНИИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ
МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗЭС
(Астана, 20 сентября 2002 года)
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества
решил:
1. Принять к сведению Информацию Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества о практике реализации принципа "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами-членами ЕврАзЭС (прилагается).
2. Согласиться с направлением работы Совета руководителей налоговых служб и Совета руководителей таможенных служб по совершенствованию эффективности налогового и таможенного администрирования взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения".
(Подписи)



Приложение
к Решению
Межгоссовета ЕврАзЭС
от 20 сентября 2002 г. N 76
ИНФОРМАЦИЯ
О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА "СТРАНЫ НАЗНАЧЕНИЯ"
ПРИ ВЗИМАНИИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ
МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗЭС
Решением глав государств "пятерки" в октябре 1999 года было признано целесообразным осуществить переход на международный принцип во взаимной торговле стран Таможенного союза, на основе Протокола о внесении изменений и дополнений к Соглашению о создании зоны свободной торговли. Указанный Протокол был принят в СНГ 2 апреля 1999 года (таблица 1).
Основой этого процесса стали разработанные и подписанные межправительственные соглашения, заключенные между странами СНГ, в том числе, и "пятерки", а также двусторонние межправительственные соглашения в 1998 - 2000 гг. (таблица 2).
Республика Беларусь применяет принцип "страны назначения" в торговле:
- с Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;
- с Республикой Казахстан с 1 сентября 1999 года на основе двустороннего межправительственного соглашения.
В торговле с Российской Федерацией в соответствии с нормами Закона РБ "О налоге на добавленную стоимость" сохранен прежний принцип "страны происхождения".
Республика Казахстан применяет принцип "страны назначения" в торговле с Кыргызской Республикой с 18 декабря 1998 года, с Республикой Беларусь с 1 сентября 1999 года, с Республикой Таджикистан с 13 июля 2000 года, с Российской Федерацией с 1 июля 2001 года на основе двусторонних межправительственных соглашений.
В информационный банк включено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000. Национальным законодательством Республики Казахстан при экспорте лома цветных и черных металлов ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются.
Кыргызская Республика применяет принцип "страны назначения" в торговле:
- с Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;
- с Казахстаном с 18 декабря 1998 года, с Российской Федерацией с 1 января 2001 года на основе двусторонних межправительственных соглашений.
В информационный банк включено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 10.10.2000. Национальным законодательством Кыргызской Республики при экспорте золотых сплавов и аффинированного золота ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией двусторонними соглашениями вступил в действие принцип "страны назначения" в торговле с Кыргызстаном с 1 января 2001 года, с Казахстаном с 1 июля 2001 года.
Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами-участниками СНГ (за исключением Республики Беларусь) переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерацией о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двухсторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа).
Налоговым кодексом предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, реализуемых в режиме экспорта в государства-участники СНГ, и обложение налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из этих государств.
В торговле с Республикой Беларусь сохранен прежний принцип "страны происхождения".
Таким образом, в настоящее время при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа), помещенных под таможенный режим экспорта и ввозимых в Казахстан, Киргизию, Таджикистан применяется порядок взимания налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения". При реализации любых товаров в Белоруссию, а также нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, в Казахстан, Киргизию и Таджикистан порядок взимания налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с принципом "страны происхождения".
Республика Таджикистан применяет принцип "страны назначения" в торговле:
- с Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;
- с Республикой Казахстан с 13 июля 2000 года на основе двустороннего межправительственного Соглашения.
С Российской Федерацией с 1 июля 2001 года в соответствии с нормами статьи 189 Налогового кодекса Республики Таджикистан экспорт товаров (работ, услуг) облагается по нулевой ставке.
Практика применения во взаимной торговле стран ЕврАзЭС принципа взимания косвенных налогов по "стране назначения".
Предварительный анализ перехода на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран ЕврАзЭС по "стране назначения" и многочисленные обращения хозяйствующих субъектов в правительства стран и в Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС высветили общие проблемы в его реализации, такие как:
- возмещение экспортерам из бюджета сумм НДС, ранее уплаченных при приобретении материальных ресурсов;
- рост экспортно-импортных цен;
- поставки экспортных товаров по ценам, включающим НДС и др.
Переход Беларуси на принцип "страны назначения" с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан не создал существенных проблем во взаимной торговле и исчислении косвенных налогов. Вместе с тем, по мнению Белорусской Стороны, необходимо дальнейшее сотрудничество налоговых служб в вопросах, связанных с обоснованностью зачета (возврата) НДС в отношении поставок товаров (работ, услуг) между субъектами наших стран.
Республикой Беларусь отмечается, что переход с 2000 г. на зачетный метод исчисления НДС и сохранение принципа "страны происхождения" во взаимной торговле с Российской Федерацией создало определенные трудности при исчислении налога на добавленную стоимость и привело к потерям для бюджета Беларуси. Обусловлено это тем, что при экспорте товаров, изготовленных с использованием российского сырья, Беларусь производит зачет (возврат) НДС, уплаченного в бюджет России. В связи с этим бюджет Республики Беларусь несет потери от возмещения сумм НДС по экспортируемым товарам, изготовленным из российского сырья.
Казахстанская Сторона отмечает также следующие проблемы:
- при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) юридические, а чаще физические лица-резиденты РК сталкиваются с отказом Российской Стороны отпускать товар по нулевой ставке НДС, объясняя это тем, что очень сложно подтвердить налоговым органам РФ осуществленный экспорт, и для возврата НДС требуется много времени, тем самым эти суммы НДС извлекаются из оборота;
- участники ВЭД сталкиваются с проблемой подтверждения экспорта. В налоговые органы в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса необходимо предоставлять копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе РК. Все эти документы не могут находиться у казахстанского экспортера, поэтому налоговые органы и сами участники ВЭД направляют запросы в таможенные органы, расположенные на границе с просьбой подтвердить прохождение груза через границу. Затрачивается дополнительно время, как у сотрудников таможенных органов, так и участников ВЭД;
- переработка товаров не подпадает под действие Соглашений о принципах взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения", импорт продуктов переработки подпадает под двойное налогообложение, что приводит к удорожанию импортируемой продукции.
Кыргызская Сторона отмечает в качестве основной проблемы при реализации вышеназванных Соглашений отсутствие механизма взимания НДС при экспорте и импорте работ и услуг.
При переходе государств-членов ЕврАзЭС на принцип "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле основной проблемой являлась несогласованность сроков введения в действие нового принципа взимания косвенных налогов.
Вследствие этого возникали следующие проблемы:
- товары, экспортируемые из отдельных государств-членов ЕврАзЭС с выделенным в счетах-фактурах НДС не облагались;
- товары, экспортируемые из отдельных государств-членов ЕврАзЭС облагались НДС, при этом выделенный НДС в счетах-фактурах не включался в основу для исчисления налогов;
- товары, экспортируемые из отдельных государств-членов ЕврАзЭС облагались НДС, при этом выделенный НДС в счетах-фактурах включался в основу для исчисления налогов.
Несогласованность в установлении сроков также повлияла на ряд обстоятельств, которые используются участниками ВЭД в целях уклонения от уплаты НДС, вследствие чего и экспортеры и импортеры были заинтересованы в искажении данных, заявляемых для таможенных органов для начисления НДС.
Российская Сторона отмечает неясность в налогообложении операций по реализации стабильного и нестабильного газового конденсата между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕврАзЭС.
Соглашением о ТН ВЭД СНГ от 31 ноября 1995 года в товарной позиции 270900 значится нефть сырая, а по подсубпозиции 270900100 - газовый конденсат природный. Из чего следует, что понятие нефть охватывает, в том числе, газовый конденсат. ТН ВЭД СНГ не предусматривает отдельной позиции как для стабильного, так и для нестабильного газового конденсата.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Соглашение о ТН ВЭД СНГ заключено 03.11.1995. Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка "0" процентов не применяется при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, который вывозится на территории государств-членов СНГ, в том числе ЕврАзЭС.
Фактически на практике складывается ситуация, когда невозможно к реализации стабильного и нестабильного газового конденсата применить различный порядок обложения налогом на добавленную стоимость.
В целях урегулирования указанной проблемы подписан Меморандум о взаимопонимании между Минфином России и Министерством государственных доходов Республики Казахстан от 9 октября 2001 года.
Указанные проблемы, наряду с несвоевременным уведомлением хозяйствующих субъектов о вступивших в силу межправительственных соглашениях и межведомственных нормативно-правовых актах привели к случаям двойного налогообложения экспортно-импортных операций, росту контрабанды и псевдоэкспорта, и как следствие к снижению товарооборота между странами ЕврАзЭС и потерям бюджетов.
Статистика взаимной торговли государств-членов ЕврАзЭС.
Статистика взаимной торговли государств-членов ЕврАзЭС показывает, что общий экспорт стран ЕврАзЭС в 2001 году снизился на 2,5%, импорт вырос на 16,7%, однако во взаимной торговле экспорт вырос на 1,6% и импорт снизился на 0,2%. Общее сальдо в 2001 году осталось положительным, однако произошло его снижение на 15% по сравнению с 2000 годом. Сальдо во взаимной торговле осталось отрицательным, однако произошло его снижение на 33,0% по сравнению с предыдущим годом.
Внешняя торговля Казахстана выросла на 5,8%, в том числе со странами ЕврАзЭС на 9,5%, России - на 3,6% и 0,1% соответственно. Однако имело место снижение показателей внешней торговли в Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане.
В Республике Беларусь товарооборот сократился в целом на 2,5%, со странами ЕврАзЭС на 2,0%, в Кыргызстане на 10,9%, а со странами ЕврАзЭС на 5,6%, в Таджикистане соответственно на 8,3% и 27,5%.
В I полугодии 2002 года во всех государствах ЕврАзЭС, за исключением Кыргызской Республики, отмечается существенное снижение внешнеторгового оборота со странами Сообщества. В Республике Беларусь при увеличении товарооборота в целом на 1%, с государствами ЕврАзЭС произошло снижение на 4%, в Казахстане общее снижение товарооборота составило 7%, со странами "пятерки" - 26%, в России соответственно - на 4% и 12%. В Таджикистане рост всего внешнеторгового оборота составил 6%, а товарооборот с государствами Сообщества снизился на 7%. В целом снижение внешнеторгового оборота государств-членов ЕврАзЭС во взаимной торговле в первом полугодии 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составило 1703,7 млн. дол. США (таблица 3).
Взаимная торговля между странами ЕврАзЭС остается несбалансированной. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Сообщества за первое полугодие 2002 года составило 389,3 млн. дол. США, в том числе по Республике Беларусь - (-647,6 млн. дол. США), Республике Казахстан - (-436,3 млн. дол. США), Кыргызской Республике - (-58,4 млн. дол. США), Республике Таджикистан - (-77,1 млн. дол. США). В Российской Федерации сальдо внешнеторгового баланса со странами ЕврАзЭС осталось положительным - 830,1 млн. дол. США, но снизилось по сравнению с I полугодием 2001 года на 14,2%.
Падение товарооборота Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана в первом полугодии 2002 года и несбалансированность взаимной торговли стран ЕврАзЭС требуют проведения углубленного аналитического исследования.
О возмещении НДС.
В соответствии с национальными налоговыми законодательствами

РЕШЕНИЕ n 72 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества"О МЕХАНИЗМЕ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ НЕПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕР ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ"(Принято в г. Астане 20.09.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также