РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ"(Принято в г. Москве 30.05.2002)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОГЛАСОВАННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
(Москва, 30 мая 2002 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию согласованной аграрной политики государств-участников СНГ (прилагается).
2. Просить правительства государств-участников Содружества Независимых Государств при разработке основных направлений аграрной политики государств Содружества учитывать положения указанной Концепции.
3. Поручить Председателю Исполнительного комитета - Исполнительному секретарю СНГ проинформировать Совет глав государств Содружества о настоящем Решении.
Совершено в городе Москве 30 мая 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждена
Решением Совета глав
правительств СНГ о Концепции
согласованной аграрной политики
государств-участников СНГ
от 30 мая 2002 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОГЛАСОВАННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Введение
Организационно-экономической основой разработки согласованной аграрной политики является подписанное 6 марта 1998 г. в г. Москве Соглашение об Общем аграрном рынке государств-участников Содружества Независимых Государств <*>, которое предусматривает "повышение эффективности использования ресурсов, рациональное размещение сельскохозяйственного производства, улучшение обеспечения населения продовольствием и промышленности сырьем, стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержку и защиту товаропроизводителей агропромышленного комплекса, стимулирование взаимного товарообмена, повышение жизненного уровня сельского населения".
--------------------------------
<*> Далее - Соглашение.
Это положение соответствует целям Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., учитывающим объективную необходимость интеграции агропромышленного производства и формирования общего экономического пространства, желание стран Содружества сохранить и развивать традиционные хозяйственные, торговые и научно-технические связи. При этом государства-участники СНГ согласились принимать во внимание экономические преобразования в аграрном секторе стран Содружества при переходе к рыночным отношениям, различия в природных и экономических условиях агропромышленного производства.
Стороны Соглашения признали необходимым исходить из принципов развития экономической интеграции, внешнеэкономических отношений, социально-экономических интересов товаропроизводителей в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, стремиться к росту благосостояния своих народов.
Целесообразность интеграции была подтверждена в Декларации глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств (апрель 1999 г.).
В целом принято около 30 различных нормативных документов (соглашений, конвенций, протоколов) по вопросам, затрагивающим интересы агропромышленных комплексов государств-участников СНГ.
Все это выдвигает в качестве первоочередной задачи формирование Концепции согласованной аграрной политики стран СНГ как основы дальнейшей активизации процессов экономической интеграции, согласования внешнеэкономической деятельности в АПК, создания условий для получения экономического и социального эффекта в рамках Содружества.
Принципы, цели и задачи согласованной аграрной политики
Согласованная аграрная политика СНГ - это совокупность принципов и методов государственного воздействия на экономическую интеграцию агропромышленных комплексов, внешнеэкономические отношения, развитие сельской местности в интересах населения каждой страны и Содружества в целом, обеспечения политической стабильности и продовольственной независимости.
Согласованная аграрная политика основывается на принципах уважения интересов каждой из стран Содружества и определения приоритетов, ориентированных на достижение общих целей, стоящих перед СНГ.
Принципы согласованной аграрной политики:
- добровольность участия в разработке и осуществлении согласованной аграрной политики;
- координация стратегических целей, обеспечивающих реализацию национальных интересов государств-участников СНГ;
- учет специфики агропромышленного комплекса каждой страны Содружества;
- обеспечение интересов каждой страны Содружества при выработке согласованной аграрной политики;
- учет принятых ранее международных обязательств государств-участников СНГ в области аграрной политики;
- эволюционный характер формирования механизмов согласованной аграрной политики исходя из стратегии экономической интеграции государств-участников СНГ;
- использование в процессе реализации согласованной аграрной политики преимущественно рыночных экономических методов и механизмов;
- обеспечение преемственности принятых решений.
Цель согласованной аграрной политики - обеспечение динамичного развития всех сфер АПК (ресурсообеспечение, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, торговля), повышение его эффективности и конкурентоспособности, обеспечение на этой основе продовольственной безопасности в системе национальной безопасности каждой страны и Содружества в целом, комплексное решение социально-экономических проблем сельского развития.
Для достижения поставленной цели согласованная аграрная политика ставит перед собой следующие задачи:
- обеспечить продовольственную безопасность каждой из стран и Содружества в целом;
- содействовать решению социально-экономических проблем населения, проживающего в сельских территориях;
- развивать формы собственности в аграрном секторе;
- развивать рыночные отношения и методы их экономического регулирования;
- содействовать формированию, развитию и регулированию Общего аграрного рынка государств-участников СНГ;
- согласовывать внешнеэкономические отношения со странами СНГ, не входящими в Соглашение об Общем аграрном рынке государств-участников СНГ;
- активизировать процесс научно-технического сотрудничества в аграрной сфере, включая селекцию и семеноводство, повышение плодородия почв, племенное дело, разработку прогрессивных технологий и технических средств для растениеводства, животноводства, мелиорации, землеустройства и земельного кадастра, других отраслей АПК;
- осуществлять совместную подготовку и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на ускорение отдачи вложенных средств и повышение конкурентоспособности продукции АПК;
- координировать деятельность в области научных исследований, разработки прогнозов развития АПК, подготовки кадров для аграрной науки и сельскохозяйственных вузов, других научных и учебных учреждений стран СНГ;
- издавать совместные научные труды, учебные пособия, рекомендации сельскохозяйственному производству, организовывать семинары, конференции, демонстрации новой техники и технологии;
- содействовать обмену опытом в решении региональных социально-экономических программ;
- приступить к поэтапному созданию интегрированной информационной системы с использованием возможностей Интернет и других способов обмена информацией между странами и субъектами аграрного рынка в СНГ;
- согласовывать действия при обеспечении экологической безопасности АПК.
Оценка состояния агропромышленных комплексов
государств-участников СНГ
В аграрной сфере государств-участников СНГ осуществляются глубокие социально-экономические преобразования. Они основываются на развитии рыночных отношений, многообразии форм собственности и хозяйствования.
В последнее время во всех государствах-участниках СНГ постепенно преодолевается экономический кризис. В большинстве стран отмечается положительная динамика ВВП, рост объемов продукции АПК, снижение темпов инфляции и стабилизация курсов национальных валют. В ряде государств повышается спрос населения на продовольственные товары.
Так, в 2000 г. объем валовой продукции в сельскохозяйственном производстве в среднем по странам Содружества увеличился по сравнению с 1999 г. на 4%. В Азербайджане и Таджикистане его прирост составил 12%, в Украине и Беларуси - 8 - 9%, Кыргызстане и России - 4 - 5%.
В растениеводческих отраслях аграрного сектора в 2000 г. в ряде государств Содружества значительно увеличились производство и урожайность: зерна - Беларуси и России; картофеля - Беларуси, Украине и России; овощей - Казахстане и Беларуси; сахарной свеклы - Беларуси и Молдове; плодово-ягодных культур - Казахстане, Украине, Молдове, Кыргызстане и Беларуси.
В 2000 г. в отдельных странах выросли объемы производства основных видов животноводческой продукции. Производство мяса (в живом весе) увеличилось в Армении на 19%, Грузии - на 7%, Кыргызстане, России и Азербайджане - на 2 - 4%. Производство молока в Казахстане увеличилось на 6%, Кыргызстане - на 5%, Азербайджане - на 4%, Таджикистане - на 2%. Производство яиц возросло в Таджикистане в 2 раза, Армении - на 18%, Казахстане - 12%, Молдове, России и Азербайджане на 2 - 3%.
В большинстве стран Содружества наблюдается определенный рост объемов производства пищевой продукции. В стоимостном выражении он составил в Украине 26%, Армении - 10%, России и Узбекистане - 7%, Беларуси - 6%.
Положительные тенденции в наращивании производства сельскохозяйственной и пищевой продукции имеют место и в 2001 году. Это касается прежде всего производства зерна, молока и отдельных видов продукции пищевой промышленности.
Однако в целом положение в отраслях АПК государств-участников СНГ остается сложным.
Практически во всех государствах-участниках СНГ в результате сокращения государственной поддержки АПК и усиления ценового диспаритета на сельскохозяйственную и промышленную продукции уменьшились возможности для инвестирования, что негативно отразилось на состоянии производственного потенциала. В большинстве стран Содружества произошло значительное падение уровня сельскохозяйственного производства и его доходности, ухудшились условия труда.
Неразвитость инфраструктуры и несогласованность действий в рамках Содружества осложняют выход сельскохозяйственных и других товаропроизводителей АПК на общий аграрный рынок СНГ и мировые рынки. В результате на них доминируют многочисленные посредники, что неоправданно повышает уровень розничных цен и тем самым снижает потребительский спрос населения.
Усиливаются деспециализация сельскохозяйственного производства и необоснованная ориентация на самообеспечение продовольствием, что в ряде случаев приводит к существенному удорожанию продукции. Значительно снизилось потребление населением молочных и мясных продуктов, увеличилось - хлебопродуктов и картофеля.
Относительно низкая экономическая конкурентоспособность продукции АПК стран СНГ во многом связана с неэффективным использованием имеющихся производственных ресурсов, несовершенством информационного обеспечения продовольственных рынков и связанным с этим большим удельным весом трансакционных издержек в конечной цене продуктов, а также высокими затратами на транспортировку продукции.
Одной из главных причин аграрного кризиса является резкое ослабление сферы ресурсообеспечения АПК. В результате произошло сокращение объемов поставок новой техники, минеральных удобрений, пестицидов, комбикормов, высокобелковых добавок и других ресурсов. Усиливается износ машинно-тракторного парка, ухудшилось его снабжение запчастями и ремонтными материалами.
Все сферы ресурсообеспечения, в том числе тракторное и сельскохозяйственное машиностроение стран СНГ, которые создавались как единый машиностроительный комплекс, находятся в упадке. Нарушены многие государственные связи по продаже техники, производству и поставке комплектующих узлов и агрегатов головным заводам-изготовителям машин. Не отработан межгосударственный механизм экономических взаимоотношений предприятий-смежников, а также поставщиков и потребителей машин, что приводит к снижению их качества, нарушению комплектности, отсутствию гарантий обеспечения запасными частями и технического сервиса машин.
В результате созданный производственный и научно-технический потенциал отрасли сельскохозяйственного машиностроения используется в странах СНГ лишь на 10 - 15 процентов.
Аналогичное положение и в других отраслях промышленности, связанных с поставками ресурсов для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Одновременно расширяется рынок дорогостоящих материально-технических средств из стран дальнего зарубежья.
Для внешнеэкономической деятельности характерно уменьшение товарооборота между странами СНГ, повышение на продовольственном рынке удельного веса импортной продукции.
Несмотря на то, что принят ряд нормативных документов по вопросам торговли между государствами-участниками СНГ, практика последних лет показала, что аграрный рынок Содружества испытывает определенные трудности в его внешнеторговом регулировании. Имеют место факты одностороннего повышения ввозных пошлин.
Из-за неудовлетворительного состояния финансирования науки происходит снижение научного потенциала аграрной сферы стран Содружества. Свертывается производство наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень отрасли. Негативные процессы затронули как фундаментальную и прикладную науки, так и внедрение достижений научно-технического прогресса.
В инновационной деятельности остается нерешенным вопрос ее финансирования. Недостаток средств у предприятий, слабо развитая инфраструктура инновационного рынка, большой риск долгосрочных вложений в сельское хозяйство для банковского капитала и инвесторов, в том числе иностранных, не позволяют обеспечивать совершенствование агропромышленного производства.
Аграрные секторы стран Содружества испытывают негативное воздействие на них макроэкономических факторов. Это отрицательно сказывается как на результатах деятельности агропромышленных комплексов, так и на состоянии национальных экономик в целом.
Вместе с тем потенциальные возможности АПК стран Содружества огромны, в первую очередь, для обеспечения отечественных потребностей и товарообмена в рамках общего аграрного рынка, а по отдельным видам продукции - для выхода на мировой рынок.
При оценке ситуации в АПК государств-участников СНГ необходимо учитывать внутренние и внешние экономические риски. К внутренним проблемам следует отнести дальнейшее снижение производственного потенциала АПК, к внешним - высокий удельный вес импорта продукции и как следствие - потерю внутренних продовольственных рынков, усиление технической зависимости

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ В СОВЕТЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Москве 30.05.2002)  »
Международное законодательство »
Читайте также