ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 8 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Принято 26.12.2001)


ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 8
О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
(26 декабря 2001 года)
Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Утвердить представленную Советом Министров Союзного государства Военную доктрину Союзного государства.
2. Совету Министров Союзного государства обеспечить реализацию основных положений Военной доктрины Союзного государства. Систематически информировать Высший Государственный Совет Союзного государства о ходе ее реализации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.ЛУКАШЕНКО



Утверждена
Постановлением
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
от 26 декабря 2001 г. N 8
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Военная доктрина Союзного государства (далее - Военная доктрина) является документом периода создания Союзного государства. Она конкретизирует Концепцию безопасности Союза Беларуси и России и представляет собой систему официально принятых единых взглядов и установок на обеспечение военной безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства (далее - государств-участников).
Правовую основу Военной доктрины составляют конституции Республики Беларусь и Российской Федерации, положения Устава ООН, международные обязательства Республики Беларусь и Российской Федерации в военной области.
Военная доктрина имеет оборонительный характер и направлена на обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета государств-участников, поддержание стратегической стабильности и создание условий для прочного и справедливого мира.
Государства-участники подтверждают приверженность политическим невоенным мерам по предотвращению и разрешению кризисных ситуаций. Вместе с тем они выражают твердую решимость обеспечить военную безопасность государств-участников Договора о создании Союзного государства всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами.
Реализация положений Военной доктрины достигается осуществлением скоординированных мер военно-политического, военно-стратегического, военно-экономического характера и действий всех органов государственной власти с активным участием общественных организаций, объединений и граждан государств-участников.
По мере углубления политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства, а также в случае присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, положения Военной доктрины могут изменяться и дополняться в установленном порядке по взаимному согласию государств-участников.
1. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Тенденции развития
военно-политической обстановки и основные угрозы
военной безопасности государствам-участникам Договора
о создании Союзного государства
1.1. Военно-политическая обстановка в мире складывается под влиянием происходящих изменений в системе международных отношений. Существенное воздействие на ее развитие оказывают углубление международной и региональной интеграции, формирование глобального финансово-экономического и информационного пространства, усиление соперничества между мировыми и региональными центрами силы за расширение своего влияния.
Основные противоречия в современном мире порождаются процессом глобализации мировой экономики, в рамках которого усиливается борьба, с одной стороны, - за сохранение однополюсного мира, с другой - за формирование многополюсного мирового порядка и сохранение государствами суверенитета и национальной самобытности.
Существенное дестабилизирующее влияние на развитие военно-политической обстановки оказывают усиление националистического и религиозного экстремизма, неконтролируемое распространение ядерных и ракетных технологий, рост незаконного оборота оружия и наркотиков, международный терроризм и транснациональная организованная преступность.
1.2. В современных условиях угроза крупномасштабной агрессии против государств-участников значительно снизилась. Основная ставка противниками создаваемого Союзного государства делается на использование исторически сложившихся противоречий в отдельных регионах государств-участников, поддержку извне деструктивных политических сил, экстремистских националистических и сепаратистских движений, провоцирование внутренних конфликтов, втягивание государств-участников в конфликты по периметру их границ и ослабление экономики в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Обеспечение военной безопасности государств-участников
1.3. Государства-участники будут направлять свои усилия на содействие формированию многополюсного мира, основанного на равенстве, суверенитете каждого из государств мирового сообщества, невмешательстве во внутренние дела, развитии многостороннего и двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, разрешении кризисных ситуаций исключительно политическими средствами на основе норм международного права.
1.4. Целью обеспечения военной безопасности государств-участников является создание благоприятных мирных условий для устойчивого и всестороннего их развития путем предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз.
Руководствуясь этой целью, государства-участники:
исходят из незыблемости системы общепризнанных принципов и норм международного права, неуклонно следуют положениям Устава ООН, Хельсинкских соглашений, Парижской хартии, Стамбульской хартии европейской безопасности и других международных договоров и соглашений;
строят свои взаимоотношения со всеми государствами на уважении принципов суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов международного права, содействуют расширению мер доверия в военной области, проводят последовательную политику, направленную на предотвращение войн и вооруженных конфликтов;
отдают предпочтение политико-дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз в рамках коллективной безопасности на региональном и глобальном уровне;
рассматривают в качестве партнеров все государства и союзы государств, политика которых не наносит ущерба интересам государств-участников и не противоречит Уставу ООН;
придают приоритетное значение формированию системы коллективной безопасности на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
выступают за неукоснительное соблюдение достигнутых международных договоренностей о сокращении вооруженных сил и вооружений.
Неукоснительно следуя этим положениям, государства-участники рассматривают любые насильственные действия, направленные против любого из государств создаваемого Союзного государства, как посягательство на Союзное государство в целом и будут предпринимать соответствующие ответные меры с использованием всех сил и средств, находящихся в их распоряжении.
Ядерное оружие Российской Федерации рассматривается как средство сдерживания крупномасштабной агрессии против государств-участников, обеспечения их военной безопасности, поддержания международной стабильности и мира. При этом государства-участники считают возможным применение ядерного оружия Российской Федерации в ответ на использование против них ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для безопасности любого из государств-участников ситуациях.
1.5. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
эффективное прогнозирование и своевременное вскрытие военных угроз;
адекватное реагирование на военные угрозы;
ненанесение ущерба региональной и международной безопасности;
использование для обеспечения военной безопасности политических, экономических и других невоенных мер, а также коллективных усилий мирового сообщества по противодействию актам агрессии;
соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации создаваемого Союзного государства потребностям обеспечения военной безопасности;
применение военной силы в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права в крайних случаях, когда использование невоенных средств не привело к устранению военной угрозы.
1.6. В качестве основных направлений обеспечения военной безопасности государств-участников рассматриваются:
в мирное время:
формирование и осуществление согласованной военной политики;
создание военной организации Союзного государства;
совершенствование и совместное использование элементов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства;
проведение согласованной мобилизационной подготовки экономик государств-участников;
расширение сотрудничества и взаимодействия с ООН и региональными организациями по безопасности по основным направлениям обеспечения военной безопасности;
формирование единого пограничного пространства, осуществление охраны государственных границ государств-участников на основе единых принципов и требований;
подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения государств-участников к решению задач гражданской обороны;
реализация международных обязательств по разоружению и контролю над вооружениями и заключение новых договоренностей в этой области без ущерба для обороноспособности государств-участников;
обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности;
расширение военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействия с государствами-союзниками в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., а также с другими дружественными государствами;
обеспечение высокого уровня морально-психологической и профессиональной подготовки личного состава вооруженных сил государств-участников к выполнению возложенных задач;
в угрожаемый период и с началом военного конфликта:
согласование политико-дипломатических и других невоенных мер по предотвращению возникновения военных конфликтов, затрагивающих интересы государств-участников;
своевременное принятие и реализация совместных решений по подготовке и ведению военных действий по отражению агрессии;
своевременное введение в действие нормативных правовых актов военного времени, развертывание группировок войск (сил) и приведение их в готовность к выполнению поставленных задач;
перевод экономики, отдельных ее отраслей (предприятий) государств-участников на режим функционирования в условиях военного времени;
проведение мероприятий территориальной и гражданской обороны;
организация и скоординированное ведение дипломатической, информационно-психологической, экономической, вооруженной и других форм борьбы для достижения поставленных политических и стратегических целей;
принятие эффективных мер по предотвращению вовлечения в военный конфликт на стороне агрессора других государств;
использование возможностей международных организаций для принуждения агрессора к прекращению военных действий против государств-участников и восстановлению мира.
1.7. Государства-участники проводят согласованную внешнюю политику по поддержанию международной и региональной стабильности и сотрудничают:
в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. - с государствами-участниками Договора в целях осуществления общей военной политики и обеспечения коллективной безопасности;
в рамках Содружества Независимых Государств - с государствами-участниками Содружества на многосторонней и двусторонней основе в целях согласования военной политики и поддержания стратегической стабильности на постсоветском пространстве;
на региональном уровне - с государствами региона и их региональными организациями по безопасности в целях укрепления стабильности и безопасности;
в глобальном масштабе - со всеми государствами мира в рамках Организации Объединенных Наций в целях формирования всеобъемлющей системы международной безопасности и поддержания мира.
Каждое из государств-участников, являясь членом региональной организации коллективной безопасности, в которой другое государство не представлено, выступает от имени обоих государств и отстаивает их интересы.
1.8. Государства-участники могут выделять контингенты своих вооруженных сил для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, региональных организаций коллективной безопасности в соответствии с национальными законодательствами.
Основные принципы строительства военной организации
Союзного государства
1.9. Реализуя положения Договора о создании Союзного государства, государства-участники создают военную организацию Союзного государства.
Военная организация Союзного государства включает в себя:
органы государственной власти и военного управления Союзного государства, государств-участников, в исключительном и совместном ведении которых находятся вопросы обеспечения военной безопасности Союзного государства;
войска (силы), выделенные государствами-участниками в Объединенную (региональную) группировку войск (сил);
национальные вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач по обеспечению военной безопасности Союзного государства в соответствии с планами применения Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации;
часть промышленного и научного комплексов государств-участников, предназначенная для обеспечения функционирования военной организации Союзного государства и находящаяся в их совместном управлении.
1.10. Основные принципы строительства военной организации Союзного государства:
соответствие целей, задач и содержания военного строительства государств-участников объективным потребностям обеспечения военной безопасности Союзного государства;
единство требований и стандартов военного строительства;
согласованное планирование мероприятий военного строительства, скоординированное проведение мероприятий военной реформы всех компонентов военных организаций государств-участников;
совместное управление войсками (силами), выделенными в состав Объединенной (региональной) группировки войск (сил), при сохранении национального руководства войсками (силами), предназначенными для защиты конституционного строя государств-участников, обеспечения правопорядка, внутренней военной безопасности и других задач в соответствии с национальными законодательствами;
достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;
стратегическая мобильность

<СТАТУС СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ПАССАЖИРОВ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ОТ 13 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также