ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 7 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ И ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНКАХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА (СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АСПЕКТ)"(Вместе с "ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ...")(Принято 26.12.2001)


ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 7
О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ И ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНКАХ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА
(СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АСПЕКТ)
(26 декабря 2001 года)
Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Утвердить Концептуальные основы и прогнозные оценки социального развития Союзного государства до 2005 года (социально-трудовой аспект).
2. Совету Министров Союзного государства обеспечить разработку Концепции социального развития Союзного государства до 2005 года и внести ее в установленном порядке в Высший Государственный Совет Союзного государства в третьем квартале 2002 года.
Концепция утверждена Постановлением N 3 Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20.01.2003. 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
А.ЛУКАШЕНКО



Утверждены
Постановлением
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
от 26 декабря 2001 г. N 7
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ДО 2005 ГОДА
(СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АСПЕКТ)
I. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Образование Союзного государства создает предпосылки для разработки единой Концепции социального развития.
В соответствии со статьей 2 Договора о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь одной из основных целей Союзного государства является "проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Статьей 31 Договора предусмотрено, что "в Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения".
Разработка единой Концепции социального развития объединяющихся государств не только возможна, но и необходима:
во-первых, при всех различиях Беларуси и России, эти государства решают одни и те же задачи, имеют совпадающие цели и приоритеты в своем развитии;
во-вторых, объединение усилий - непременное условие более успешного решения общих проблем социально-трудовой сферы, что является важным показателем жизнеспособности Союзного государства.
Единая Концепция социального развития представляет собой систему взаимосогласованных взглядов на общие цели и приоритеты социального развития, пути и механизмы их практического осуществления в условиях углубления межгосударственных отношений в рамках Союзного государства.
В результате разрыва ранее существовавших хозяйственных связей Беларуси и России нанесен большой экономический ущерб, вызвавший долговременный спад производства. Приостановка существующих негативных тенденций неотделима от налаживания тесного взаимодействия между двумя государствами. Направления этого взаимодействия предопределяются национальными стратегиями, имеющимися для их реализации ресурсами, политической волей руководителей обоих государств к формированию новой системы межгосударственного сотрудничества на основе партнерства, уважения суверенитета и учета национальных интересов.
В этой связи формирование единого социального и экономического пространства в рамках развития Союзного государства Беларуси и России является важнейшим приоритетом внешней и внутренней политики обеих стран.
Наличие общих целей и приоритетов развития социально-трудовой сферы, их суть предопределены конституционно: объединяющиеся страны провозгласили себя социальными государствами (статья 7 Конституции Российской Федерации и статья 1 Конституции Республики Беларусь).
Социализация государства - это процесс поиска механизмов согласования интересов большинства его членов, гармонизации свободной конкуренции на рынке и социального равновесия в обществе, прав личности и гражданской ответственности. Баланс достигается через многогранную деятельность современного социального государства. В ее основе - рост национального дохода и обеспечение достойного уровня жизни всем слоям населения; активная политика на рынке труда, направленная на достижение эффективной занятости; защита социально-трудовых прав работников; социальное страхование, поддержка семьи и материнства, престарелых, молодежи; развитие доступных для всех образования, здравоохранения, культуры.
Жизненно важно как для Беларуси, так и для России, чтобы развитие сложившихся социально-экономических отношений протекало в едином русле создания модели Союзного государства, основывающейся на рыночной регулируемой экономике с системой действенных стимулов мобилизации экономической активности трудоспособного населения, социальных гарантий для всех граждан, социальной помощи нуждающимся (малообеспеченным).
Цели Союзного государства в социально-трудовой сфере можно определить в качественной и количественной формах. В первом случае речь идет о приоритетах и направлениях развития, механизме их реализации, во втором - о сбалансированной системе прогнозных показателей. В рамках разработки Концептуальных основ и прогнозных оценок социального развития Союзного государства акцент сделан на качественную сторону.
Настоящие Концептуальные основы следует рассматривать как заданный ориентир на разработку раздела общей Концепции социально-экономического развития Союзного государства.
Однако следует учитывать, что реализация всех мероприятий будет проводиться с учетом ряда существенных различий в социально-политическом и экономическом развитии Беларуси и России. Одно из них связано с особенностями государственного устройства двух стран: Россия является федеративным государством, а Беларусь - унитарным. В связи с этим, при разработке законов, определяющих то или иное направление социально-трудовой политики, в Российской Федерации особое внимание уделяется проблеме разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и управления. Соответственно решается и проблема финансирования тех или иных социальных программ, а также разрабатываются организационно-правовые механизмы их реализации.
Имеются существенные различия в подходах и механизмах регулирования социально-трудовых отношений, которые закреплены в Конституциях государств и в действующих нормативных правовых актах. При этом многие положения, регламентирующие вопросы социально-трудовых отношений и социальной защиты населения, содержатся в разных (по названиям и сферам применения) нормативных правовых актах.
К числу ограничений в реализации стратегических целей развития социально-трудовой сферы в Союзном государстве также относятся:
разный уровень экономического развития и "глубина" рыночных преобразований в Республике Беларусь и Российской Федерации;
высокий уровень инфляции, присущий, прежде всего, белорусской экономике;
низкая конкурентоспособность на внешнем рынке производимой в России и Беларуси продукции;
низкие темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) как источника покрытия затрат на реализацию социально-трудовых программ;
устаревание и низкие темпы обновления основных производственных фондов как базы роста эффективности экономики, "вымывание" оборотных средств.
Несмотря на указанные ограничения, при мобилизации всех ресурсов, в стратегической перспективе Республика Беларусь и Российская Федерация смогут обеспечить синхронизацию и гармонизацию экономического и социального развития, его поступательность и высокую эффективность.
При подготовке доклада учитывались ключевые положения: белорусской и российской Конституций; Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства; Программы социально-экономического развития России, утвержденной Правительством Российской Федерации; Концепции национальной безопасности России; Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь; проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь до 2005 года; проекта Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. и других документов обоих государств.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
Унификация законодательства
в социально-трудовой сфере и сближение уровней
социальных гарантий граждан Беларуси и России
Республика Беларусь и Российская Федерация на протяжении всего постсоветского периода активно осуществляют поиск путей сближения в политической и экономической сферах. В этих целях последовательно создавались: Таможенный Союз, Сообщество и Союз Беларуси и России. Сняты ограничения во взаимной торговле и в основном созданы равные условия хозяйствования для предприятий и организаций обоих государств, осуществлена определенная работа по унификации нормативной правовой базы внешнеэкономического регулирования торговых отношений с третьими странами, согласованы направления структурной, промышленной, ценовой и налоговой политики, обеспечен одинаковый доступ хозяйствующих субъектов к проводимым конкурсам на закупку продукции для государственных нужд и др.
Новый импульс ускорению социально-экономического развития двух стран придал Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, который создает необходимую основу для реализации преимуществ, связанных с объединением экономических потенциалов двух стран. Важнейшими условиями развития Союзного государства является формирование единого экономического пространства, совершенствование и гармонизация социально-трудовых отношений.
Разработка единых подходов к осуществлению эффективной социальной политики и сближению трудовых законодательств Беларуси и России позволит выработать согласованную политику в области занятости населения, доходов населения, социального страхования, создать унифицированную систему социальной защиты граждан Союзного государства.
К настоящему времени уже созданы элементы общего рынка труда. В соответствии с Договором о создании Союзного государства сторонами обеспечиваются равные права гражданам при трудоустройстве и получении образования, в оплате труда, на приобретение имущества, владение, пользование и распоряжение им. За гражданами обоих государств признается трудовой стаж (включая льготный) и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории Беларуси и России.
Трудовая деятельность граждан России, работающих по трудовому договору (контракту) на территории Беларуси, регулируется законодательством о труде Республики Беларусь. Соответственно на граждан Республики Беларусь, работающих по трудовому договору (контракту) на территории России, распространяется законодательство Российской Федерации.
Для граждан, проживающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Союзного государства, решен вопрос о беспрепятственном обмене жилых помещений в соответствии с законодательствами обоих государств.
В соответствии с Программой совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 12 февраля 1999 г. N 5, проводится согласованная работа заинтересованных министерств по созданию унифицированной правовой базы.
К числу главных результатов выполнения данной Программы относятся: проект Основ законодательства о труде Союзного государства; проекты унифицированных Законов "Об охране труда", "О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; "О занятости населения"; проекты Концепции системы управления охраной труда и Концепции экономического механизма, стимулирующего нанимателей (работодателей) создавать на производстве безопасные условия труда; проекты унифицированных методик исчисления среднедушевого дохода и построения бюджета прожиточного минимума; единая Методика оценки сложности труда и построения ЕТКС работ и профессий рабочих и КС должностей служащих; 12 выпусков ЕТКС, 6 выпусков КС должностей служащих; два сборника межотраслевых норм и нормативов для нормирования труда; пакет проектов унифицированных положений и единых правил по охране труда и др. Всего разработано более 30 проектов нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу унификации в социально-трудовой сфере.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 27 срок реализации Программы продлен на один год, что позволит завершить начатую работу, обеспечить разработку ряда новых унифицированных документов.
Формирование общего рынка труда - важный фактор
экономического подъема государства и гармонизации
интеграционных процессов в Союзном государстве
Под формированием общего рынка труда понимается система согласованных мер по воспроизводству, распределению, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, направленных на повышение эффективности труда и отдачу совокупного трудового и интеллектуального потенциалов. Эти меры призваны обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получения профессионального образования, соблюдения ряда других социальных стандартов и нормативов. В конечном итоге реально функционирующий общий рынок труда предполагает создание единых правовых, экономических условий и механизмов, максимально учитывающих интересы работников обоих государств.
Приоритетами политики на общем рынке труда Республики Беларусь и Российской Федерации выступают:
увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики при разработке и реализации программ социально-экономического развития двух государств с мероприятиями по обеспечению занятости населения;
координация подготовки рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней с учетом потребностей территориальных рынков труда;
выработка единых образовательных стандартов и механизма непрерывного образования;
развитие и повышение эффективности реализуемых государственными службами занятости населения программ и услуг, разрабатываемых на основе единых подходов и механизмов реализации;
выработка единых подходов по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
разработка основных принципов сотрудничества в подготовке специальных программ создания и сохранения рабочих мест;
совершенствование организации общественных работ на основе расширения их видов и масштабов, изменения механизма финансирования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ n 6 Высшего Государственного Совета Союзного государства"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА 2000 - 2001 ГОДЫ"(Принято 26.12.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также