РЕШЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 27.09.2001"ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ n 48553/99, ПОДАННОЙ "СОВТРАНСАВТО ХОЛДИНГ" ПРОТИВ УКРАИНЫ"


[неофициальный перевод
с французского] <*>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ЧЕТВЕРТАЯ СЕКЦИЯ
РЕШЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ N 48553/99,
ПОДАННОЙ "СОВТРАНСАВТО ХОЛДИНГ" ПРОТИВ УКРАИНЫ
(Страсбург, 27 сентября 2001 года)
Европейский суд по правам человека (Четвертая секция), заседая 27 сентября 2001 года Палатой в составе:
--------------------------------
<*> Текст публикуемого документа переведен с французского Ю. Берестневым, А. Ковтуном.
Г. Ресса - председателя Палаты Суда,
В. Буткевича,
Д. Хедигана,
С. Ботучаровой,
И. Кабрал Баретто,
Н. Ваич,
М. Пеллонпяя, - судей;
с участием В. Берже - секретаря секции Суда,
изучив жалобу, поданную 11 мая 1999 года и зарегистрированную 4 июня 1999 года,
принимая во внимание меморандум, поданный властями государства - ответчика, а также ответные возражения заявителя,
с учетом устных прений сторон, состоявшихся в ходе слушания 27 сентября 2001 года,
проведя обсуждение,
принял следующее Решение:
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ
Заявитель, российское акционерное общество международных перевозок "Совтрансавто Холдинг" (далее именуется - "Совтрансавто Холдинг"), основанное в 1993 г., зарегистрировано в г. Москве. В Суде интересы компании представляет Мишель Гилленшмидт, адвокат Парижской коллегии адвокатов. На заседании 27 сентября 2001 года интересы заявителя, кроме того, представляли Карл Экштайн и Евгений Кубко, адвокаты, а также Юрий Мартынюк, юридический консультант.
Государство - ответчик представляет Валерия Лутковская, Уполномоченный Украины при Европейском суде. На заседании 27 сентября 2001 года интересы государства - ответчика, кроме того, представляли адвокат Марк Орзих и юридические консультанты Ирина Лобасюк и Зорьяна Бортновская.
А. Обстоятельства дела
Обстоятельства дела в том виде, в котором они были представлены сторонами, могут быть изложены следующим образом.
В период между 1993 и 1997 годами заявителю принадлежали 49 процентов акций украинского акционерного общества открытого типа "Совтрансавто-Луганск" (далее именуется - "Совтрансавто-Луганск").
3 января 1996 года на общем собрании акционеров "Совтрансавто-Луганск" было принято решение о внесении изменений в учредительные документы (устав и другие документы) компании и преобразовании компании в акционерное общество закрытого типа. 23 января 1996 года Исполнительный комитет (виконавчий комiтет) Луганского городского Совета народных депутатов (далее именуется - Исполком Луганского горсовета), муниципальный орган, наделенный властью по закону, зарегистрировал указанное решение.
26 декабря 1996 года, 11 августа 1997 года и 20 октября 1997 года генеральный директор "Совтрансавто-Луганск" принимал решения на треть увеличить капитал компании и, как следствие, внес изменения в учредительные документы компании. Эти решения были зарегистрированы Исполкомом Луганского горсовета 30 декабря 1996 года, 12 августа 1997 года и 18 ноября 1997 года соответственно.
В результате увеличения уставного фонда компании руководство "Совтрансавто-Луганск" получило право на единоличное управление компанией и контроль над ее собственностью. Доля акций, находящихся в распоряжении заявителя, уменьшилась с 49 до 20,7 процента.
Согласно мнению заявителя, между 1997 и 1999 годами часть имущества "Совтрансавто-Луганск" была продана различным предприятиям, созданным генеральным директором этой компании.
25 июня 1997 года заявитель подал в Луганский областной арбитражный суд (в данном случае - суд первой инстанции) исковое заявление (дело N 70/10-98) против "Совтрансавто-Луганск" и Исполкома Луганского горсовета, целью которого было признание незаконными действий по изменению устава "Совтрансавто-Луганск" и решения о государственной регистрации, принятого Исполкомом Луганского горсовета 23 января 1996 года. Заявитель утверждал, что вопреки нормам действующего законодательства и устава "Совтрансавто-Луганск", общее собрание акционеров было организовано без участия и согласия представителей "Совтрансавто Холдинг". К тому же протоколы упомянутого собрания не были подписаны всеми акционерами. Решением от 4 августа 1997 года Луганский областной арбитражный суд отклонил данное исковое заявление.
9 сентября 1997 года заявителем было подано заявление о проверке решения в порядке надзора (заява про перевiрку рiшення у порядку нагляду) на имя председателя Луганского областного арбитражного суда, направленное на обжалование Судебного решения от 4 августа 1997 года. Постановлением от 14 октября 1997 года заместитель председателя Луганского областного арбитражного суда оставил данную жалобу заявителя без удовлетворения.
21 ноября 1997 года заявителем было подано заявление о проверке решения в порядке надзора (заява про перевiрку рiшення у порядку нагляду) в судебную коллегию Высшего арбитражного суда Украины, с целью обжаловать вышеупомянутые решения. Постановлением судебной коллегии Высшего арбитражного суда Украины от 6 марта 1998 года были отменены Судебное решение от 4 августа 1997 года и Постановление от 14 октября 1997 года по причине неполного изучения обстоятельств дела и аргументов заявителя. Дело было направлено на новое рассмотрение в Киевский областной арбитражный суд (в данном случае - суд первой инстанции), с учетом необходимости глубокого изучения обстоятельств дела и документов, поданных сторонами.
16 января 1998 года руководством "Совтрансавто-Луганск" было направлено письмо Президенту Украины с просьбой "взять дело под личный контроль" с целью "защитить интересы Украины". В письме от 3 февраля 1998 года Президент Украины предписал председателю Высшего арбитражного суда Украины "защищать интересы граждан Украины".
1 февраля 1998 года общее собрание акционеров "Совтрансавто-Луганск" приняло пересмотренную редакцию учредительных документов компании, а 17 февраля 1998 года Исполком Луганского горсовета зарегистрировал это решение.
6 марта 1998 года глава Луганской областной администрации проинформировал Президента Украины о том, что, несмотря на его резолюцию от 28 января 1998 года встать на защиту национальных интересов, Высший арбитражный суд Украины отменил Решение суда от 4 августа 1997 года и Постановление от 14 октября 1997 года и отправил дело на новое рассмотрение, что, по его мнению, представляет угрозу для нормального функционирования "Совтрансавто-Луганск" и ущемляет интересы Украины в пользу России.
Он потребовал от Президента Украины немедленно вмешаться в рассматриваемое дело с целью защитить интересы украинского предприятия и граждан Украины.
С 10 по 31 марта 1998 года Государственная комиссия Украины по ценным бумагам и фондовому рынку (Державна Комiсiя з цiнних паперiв та фондового ринку), государственный орган, призванный контролировать деятельность акционерных обществ, изучала деятельность "Совтрансавто-Луганск". 29 апреля 1998 года она констатировала несоответствие результатов собрания акционеров, состоявшегося 3 января 1996 года, и решений, принятых в результате него руководством компании, действующему законодательству.
19 мая 1998 года Т. (народный депутат Украины) в своем письме на имя Президента Украины призвал его встать "на защиту интересов граждан Украины". Резолюцией, наложенной на указанное письмо депутата, датированной тем же днем, Президент Украины еще раз обратил внимание председателя Высшего арбитражного суда Украины на необходимость защитить интересы государства.
20 мая 1998 года в ходе слушания дела Г.А. Кравчук (судья, назначенный Киевским областным арбитражным судом) публично отказался вести процесс по причине сильного давления, которое на него оказывалось со стороны ответчиков ("Совтрансавто-Луганск" и Исполком Луганского горсовета). 21 мая 1998 года был назначен другой судья.
28 мая 1998 года председателем Высшего арбитражного суда Украины на имя председателя Киевского областного арбитражного суда была отправлена копия резолюции Президента Украины от 19 мая 1998 года для того, чтобы она была принята во внимание во время рассмотрения дела заявителя.
3 июня 1998 года заявителем было подано дополнительное исковое заявление в Киевский областной арбитражный суд против "Совтрансавто-Луганск" и Исполкома Луганского горсовета (дело N 13/10-98), целью которого было признание неправомерности решения об увеличении уставного фонда компании и внесении изменений в учредительные документы, принятого генеральным директором "Совтрансавто-Луганск" 26 декабря 1996 года, 11 августа и 20 октября 1997 года, решений об их регистрации, принятых Исполкомом Луганского горсовета 30 декабря 1996 года, 12 августа и 18 ноября 1997 года, и регистрации Исполкомом Луганского горсовета 17 февраля 1998 года решения о внесении изменений в учредительные документы, принятого общим собранием акционеров "Совтрансавто-Луганск" 1 февраля 1998 года.
9 июня 1998 года Киевский областной арбитражный суд отложил рассмотрение дела N 13/10-98 до тех пор, пока не будет вынесено решение по делу N 70/10-98.
В письме от 17 июня 1998 года заместитель председателя Высшего арбитражного суда Украины потребовал от председателя Киевского областного арбитражного суда "взять рассматриваемое дело под личный контроль".
23 июня 1998 года Киевский областной арбитражный суд рассмотрел дело N 70/10-98 и вынес Решение о правомерности решения о внесении изменений в учредительные документы "Совтрансавто-Луганск", принятого 3 января 1996 года, и решения о его регистрации от 23 января 1996 года, оставив жалобу заявителя без удовлетворения.
23 июня 1998 года Киевский областной арбитражный суд рассмотрел дело N 13/10-98 и своим Решением подтвердил законность оспариваемых заявителем решений, оставив жалобу заявителя без удовлетворения.
2 июля 1998 года заявителем было подано заявление о проверке решения в порядке надзора на имя председателя Киевского областного арбитражного суда, направленное на обжалование Решений от 23 июня 1998 года по делам N 13/10-98 и N 70/10-98. Заявитель, в частности, утверждал, что ответчики нарушили Закон от 19 сентября 1991 года N 1576-ХII, Закон от 7 декабря 1990 года N 533-ХII и Постановление Кабинета Министров Украины от 29 апреля 1994 года N 276, регламентирующие деятельность акционерных обществ и процедуру регистрации их решений. Заявитель также жаловался на отсутствие публичности процесса в суде первой инстанции.
Двумя Постановлениями от 12 октября 1998 года заместитель председателя Киевского областного арбитражного суда оставил данную жалобу заявителя без удовлетворения, ранее принятые Решения суда первой инстанции - без изменения.
24 ноября 1998 года заявитель обратился в судебную коллегию Высшего арбитражного суда Украины с заявлением о проверке решения в порядке надзора с целью обжалования соответствующих решений и постановлений Киевского областного арбитражного суда. Двумя Постановлениями от 12 января 1999 года судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины оставила в силе Решения и Постановления Киевского областного арбитражного суда по делам N 13/10-98 и N 70/10-98, оставив данную жалобу заявителя без удовлетворения.
В феврале 1999 года заявитель обратился в Генеральную прокуратуру Украины с требованием вмешаться в судебный процесс по делам N 13/10-98 и N 70/10-98 с целью обеспечить законность этого процесса. Заявитель также обратился к председателю Высшего арбитражного суда Украины с заявлением о принесении протеста на все решения, касающиеся этого дела.
Письмом от 26 февраля 1999 года начальник Управления по арбитражному процессу Генеральной прокуратуры Украины отклонил требование заявителя, констатировав, что участие представителя государства в рассматриваемом деле не обязательно.
8 июня 1999 года общее собрание акционеров "Совтрансавто-Луганск", проведенное, как утверждает заявитель, без его участия, приняло решение ликвидировать компанию.
В апреле 2000 года председателем Высшего арбитражного суда Украины был принесен протест в судебную коллегию Высшего арбитражного суда Украины с требованием отменить Судебные решения и Постановления по делам N 13/10-98 и N 70/10-98. Постановлением от 21 апреля 2000 года судебная коллегия Высшего арбитражного суда Украины отменила Решение от 23 июня 1998 года и Постановление от 12 января 1999 года и отправила дела N 13/10-98 и N 70/10-98 в Киевский областной арбитражный суд на новое рассмотрение. В Постановлении было указано, что решения арбитражных органов были вынесены без глубокого и соответствующего рассмотрения фактов и аргументов сторон, выводы были спорными и преждевременными, сделанными без учета заключений Государственной Комиссии Украины по ценным бумагам и фондовому рынку, отражающим деятельность, предписываемую руководству "Совтрансавто-Луганск" и противоречащую положениям действующего законодательства, и требований действующего законодательства в отношении регистрации учредительных документов акционерных обществ. Кроме того, суд констатировал, что не был проведен анализ соответствия учредительных документов "Совтрансавто-Луганск" действующему законодательству.
В письме от 12 мая 2000 года председатель Киевского областного арбитражного суда обратил внимание председателя Высшего арбитражного суда Украины на тот факт, что "Постановлением от 21 апреля 2000 года Высший арбитражный суд Украины отменил Постановления и Решения судебных органов относительно дел N 13/10-98 и N 70/10-98, вынесенные два года назад", а также что "Киевский областной арбитражный суд уже выразил свое мнение на предмет рассматриваемого дела". Он подчеркнул, что "некоторые факты, касающиеся рассматриваемого дела, ставят под сомнение гарантию непредвзятости судей в процессе рассмотрения дела, что, вероятно, может повлечь за собой негативные последствия". Он обратился к председателю Высшего арбитражного суда Украины с просьбой передать дела N 13/10-98 и N 70/10-98 в другой суд с целью "гарантировать объективность и непредвзятость судопроизводства".
В письме от 25 мая 2000 года председатель Высшего арбитражного суда Украины отклонил просьбу председателя Киевского областного арбитражного суда относительно передачи дел N 13/10-98 и N 70/10-98 в другой суд, констатировав соответствие Постановления от 21 апреля 2000 года действующему законодательству.
7 августа 2000 года Киевский областной арбитражный суд приступил к рассмотрению дел N 13/10-98 и N 70/ 10-98. Изучив представленные заявителем документы и констатировав факт ликвидации "Совтрансавто-Луганск", суд предписал Исполкому Луганского горсовета предоставить документы относительно ликвидации "Совтрансавто-Луганск" и оригиналы документов, касающихся регистрации акционерного общества "Транс Кинг", созданного на базе собственности "Совтрансавто-Луганск". На 7 сентября 2000 года было назначено следующее заседание.
7 сентября 2000 года, констатировав

)(Подписан 27.09.2001 - 04.10.2001) ">"ПРОТОКОЛ ОБ УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНЗИТНЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"(Вместе с <ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПЕРЕДАТОЧНЫМИ СТАНЦИЯМИ>)(Подписан 27.09.2001 - 04.10.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также