РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О КОНЦЕПЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"(Вместе с "ТЕХНИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (КНИР)...")(Принято в г. Минске 22.06.2001)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
(Минск, 22 июня 2001 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Концепцию межгосударственной инновационной политики государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (прилагается), разработанную Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, представленную Межгосударственным комитетом по научно-технологическому развитию совместно с Департаментом отраслевых программ и технических стандартов зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ.
2. Считать целесообразным разработать на основе положений данной Концепции проект комплексного плана ее реализации и внести в установленном порядке на рассмотрение Экономического совета СНГ.
Просить Правительство Российской Федерации определить генерального разработчика проекта комплексного плана.
3. Принять предложение Российской Федерации о проведении под руководством Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодных исследований по проблемам научного сопровождения реализации указанной Концепции.
Просить правительства государств-участников СНГ определить национальных исполнителей по проведению системных исследований в своих государствах, а также рассмотреть возможность участия в их финансировании, исходя из реальных затрат на проведение закрепленных за странами работ.
4. Утвердить Техническое задание на выполнение в 2001 - 2002 годах комплексной научно-исследовательской работы (КНИР) "Изучение состояния и тенденций развития инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры научно-технического и промышленного комплекса стран СНГ" (шифр - Инновации СНГ) (прилагается).
5. Исполнительному комитету СНГ проинформировать Экономический совет СНГ во II квартале 2002 г. о ходе выполнения КНИР.
(Подписи)



Утверждена
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых Государств
от 22 июня 2001 года
КОНЦЕПЦИЯ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
1. Введение
Экономический рост государств в XXI веке будет обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах экономики и главным образом в промышленности. На долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Образование превращается в одну из самых важных сфер, которая определяет перспективы экономического и культурного развития любой страны.
Интенсивность инновационной деятельности сегодня во многом отражается на уровне экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.
Межгосударственная инновационная политика в странах Содружества должна формироваться на основе анализа текущего состояния инновационной деятельности в каждом из государств-участников СНГ, комплексного подхода к решению общих задач инновационной политики.
Поиск рациональных направлений инновационной политики и стимулирования технологических изменений необходимо проводить на пересечении потребностей в перспективных технологиях современного и новейшего технологического уклада, с одной стороны, и имеющихся в государствах Содружества научных и производственно-технологических заделов - с другой. В результате этого поиска будут определены перспективные направления развития научно-производственного потенциала этих стран, на его базе будут выбраны приоритеты межгосударственной инновационной политики на период до 2005 года.
Реализацию этих приоритетов необходимо осуществлять с учетом укрепления и развития рыночной сферы посредством:
формирования и выполнения комплексных межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере;
создания и развития инновационной инфраструктуры;
стимулирования освоения конкурентоспособных технологий вместе с модернизацией смежных производств.
Это потребует создания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования распространения современных технологий стран СНГ и поощрения экспорта отечественной инновационной продукции.
Одновременно для опережающего формирования новейшего технологического уклада в государствах Содружества необходимо создавать условия, включающие государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований, совершенствование инновационной инфраструктуры, подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности, активизацию инновационной деятельности в системе образования, формирование национальной инновационной системы, а также системы охраны, защиты и вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
Большое значение при формировании инновационной политики в целях реструктуризации и повышения конкурентоспособности промышленности приобретает не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность на формирование прогрессивных технологических укладов, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности.
В целях активизации межгосударственной инновационной деятельности в научной, научно-технической и производственно-технологической сферах на основе анализа сложившегося положения в экономике стран Содружества, обеспечения этапности прогнозирования социально-экономического развития этих стран разработана Концепция межгосударственной инновационной политики государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года.
2. Основные понятия
Для целей настоящей Концепции используются следующие термины:
инновация (нововведение) - конечный результат деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
межгосударственная инновационная политика - определение национальными органами государственной власти стран СНГ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
инновационно активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов или иные виды инновационной деятельности;
внутренние затраты на исследования и разработки - затраты на выполнение НИОКР собственными силами организаций, включая как текущие, так и капитальные затраты.
Сектора деятельности:
государственный сектор экономики - совокупность объектов государственной собственности и следующих хозяйствующих субъектов:
государственных унитарных предприятий, в том числе государственных казенных предприятий;
государственных учреждений;
акционерных обществ, в уставном капитале которых в государственной собственности находится пакет голосующих акций, превышающих 50%, или достаточный для принятия решений, входящих в компетенцию органов управления акционерным обществом;
предпринимательский сектор - организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; частные бесприбыльные организации, обслуживающие вышеназванные организации;
сектор высшего образования - университеты и другие высшие учебные заведения, не зависимые от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем, либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции;
частный бесприбыльный сектор - частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации и т.д.) и частные индивидуальные организации.
3. Мировые тенденции развития инновационной деятельности
Проблемы освоения инновационных технологий в промышленности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира.
Интеллектуальный продукт исследований является первоосновой производственных инноваций. В настоящее время сформировался вид товара как результат интеллектуальной деятельности, развивается рынок технологий и лицензий. Система охраны промышленной собственности является обязательным атрибутом развитых государств.
Например, технологическая политика США направлена на:
создание делового климата, при котором будет процветать деятельность частного сектора в области инноваций и повышена конкурентоспособность продукции;
поощрение развития, коммерциализации и использования технологий;
инвестирование в создание технологий мирового класса XXI века в целях поддержки промышленности и развития торговли;
интеграцию военных и промышленных технологий, способных эффективно решать военные и гражданские задачи;
обеспечение формирования рабочей силы мирового уровня, способной функционировать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике;
разработку в партнерстве с частным сектором и отстаивание национальной технологической политики, направленной на использование технологий, в целях создания экономической мощи страны;
содействие промышленности в развитии технологий, экономическому росту путем взаимодействия с промышленностью в разработке и применении технологий, систем измерений и стандартов.
Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно-технической политики заключается прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают их в 10 раз.
Стратегической линией стран-членов Европейского союза (ЕС) в области инновационной деятельности является концентрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях, включающих:
создание единой для всех стран-членов ЕС базы данных, аккумулирующей и регламентирующей комплекс минимально необходимых процедур и формальностей для создания предприятий;
поддержку малых и средних предприятий в целях правовой защиты от незаконного копирования разработанных технологий или выпускаемой продукции;
создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий, оказание им помощи в подготовке, регистрации и поддержании патентов, учитывая опыт работы национальных и европейских патентных бюро;
совершенствование системы финансирования инновационной деятельности предприятий;
введение более совершенного налогового механизма, дающего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим различную инновационную продукцию;
создание на предприятиях и в компаниях условий, стимулирующих повышение образовательного уровня работников.
Производственно-технологический сектор мировой экономики и промышленность, особенно в сфере высоких технологий, становятся по своему содержанию глобальными. Разработка высоких технологий, производство на их основе высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии важнейшей стратегической моделью и "локомотивом" экономического роста.
Наиболее актуальная тематика представлена разработками в области информационных технологий и защиты окружающей среды. Важнейшее место отведено исследованиям в области живой материи, включая медицинскую тематику, и технологиям разработки альтернативных источников энергии и энергосбережения. Тематика, получившая ранг наибольшей приоритетности, в последнее время связана с решением следующих проблем: искусственного интеллекта, сверхпроводимости, нанотехнологий и микромашин, использования солнечной энергии, глубокой переработки отходов.
В области новых материалов основные направления исследований охватывают: управление атомно-молекулярным механизмом в целях получения заданной структуры материалов и веществ; изучение возможностей активного использования свойств живой материи для создания высокофункциональных материалов и процессов их получения; разработку материалов, "дружелюбных" к окружающей среде.
Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций и финансовых технологиях влечет за собой формирование единого мирового рынка товаров, капитала и труда. Положение страны в геополитической конкуренции в XXI веке будут определять образование и здоровье населения, развитие науки, возможности информационной среды, развитие ключевых производственно-технологических систем новейшего технологического уклада, способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность, состояние системы образования и здравоохранения.
4. Инновационная деятельность
в государствах-участниках СНГ
После 1991 года удельный вес организаций и предприятий в странах СНГ, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5 - 6% (ранее составлял 60 - 70%) от общего количества промышленных предприятий и продолжает снижаться.
При этом сравнительно более благоприятная ситуация складывается в топливной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, что обусловлено устойчивым

<СТАТУС СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ОТ 26 МАЯ 1995 ГОДА>(по состоянию на 01.10.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также