"ПОСЛАНИЕ ВЫСШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ПАРЛАМЕНТСКОМУ СОБРАНИЮ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ "О ПОЛОЖЕНИИ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ И ХОДЕ ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА"(Одобрено 02.04.2001 Постановлением 3 Высшего Государственного Совета Союзного государства)


Одобрено
Постановлением
Высшего Государственного Совета
Союзного государства
от 2 апреля 2001 г. N 3
ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПОСЛАНИЕ
ВЫСШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
ПАРЛАМЕНТСКОМУ СОБРАНИЮ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ "О ПОЛОЖЕНИИ
В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ И ХОДЕ ЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Введение
Процесс интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации, движимый волей и стремлением белорусского и российского народов к единению, опираясь на исторически сложившуюся общность их судеб, используя накопленный потенциал в рамках Сообщества Беларуси и России и Союза Беларуси и России, вышел на принципиально новый этап - создание Союзного государства.
Беларусь и Россия, руководствуясь принципами суверенного равенства, добровольности и добросовестного выполнения принятых обязательств, развернули масштабную работу по достижению целей, определенных Договором о создании Союзного государства и Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений, объединили свои усилия в интересах социально-экономического прогресса обоих государств.
Послание Высшего Государственного Совета, направляемое Парламентскому Собранию, свидетельствует о том, что Союзное государство приобретает реальные очертания, что отныне включается новый механизм взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей его власти.
В настоящем Послании изложено положение дел на главных направлениях строительства Союзного государства, определены приоритеты и стратегия развития на 2001 год.
1. Правовые основы деятельности Союзного государства
За годы существования Сообщества Беларуси и России и Союза Беларуси и России сформирована определенная нормативная база для создания Союзного государства. Ведется работа по унификации налогового, гражданского и хозяйственного (арбитражного) процессуального законодательства. Заключено межгосударственное Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Подписано Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь.
В целях реализации задач в социальной сфере заключен межгосударственный Договор о равных правах граждан. В ходе его реализации внесены конкретные изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере, что дает возможность констатировать достижение в основном целей, определенных этим Договором.
Утверждены нормативные правовые акты Союзного государства, регламентирующие деятельность его органов: Статут и Регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном Комитете Союзного государства, Временное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов. Подготовлены предложения по внесению изменений в Устав союзной Телерадиовещательной организации.
Устав утвержден Постановлением N 6 Совета Министров Союзного государства от 10.03.2004. Между тем, значительную часть работы еще предстоит выполнить.
В качестве ближайшей задачи важно решить проблему исключения противоречий законодательных актов не только между отдельными отраслями права, но и между отдельными законами государств-участников. Вся работа по созданию правовой базы Союзного государства должна быть направлена на обеспечение как равных прав граждан, так и равных условий для субъектов хозяйствования.
Среди стратегических, приоритетных направлений следует выделить разработку и принятие Конституционного Акта Союзного государства, определяющего государственное устройство и основы функционирования его институтов. Предстоит завершить формирование совместной рабочей группы по подготовке этого важнейшего документа и приступить к его практической разработке.
Ключевое значение для формирования правовой основы Союзного государства будет иметь работа по созданию и оптимизации деятельности органов Союзного государства, прежде всего, - качественно нового представительного и законодательного органа Союзного государства - Парламента.
Необходимо создать правовую базу для проведения выборов в Палату Представителей Парламента. Соответствующие законопроекты подготовлены центризбиркомами Беларуси и России. К концу текущего года нужно завершить их доработку и принять, а затем в соответствии с Договором провести первые выборы депутатов союзного Парламента в 2002 году.
При этом важно обеспечить согласованные, синхронные действия Белорусской и Российской Сторон не только организационно, но и технологически. Должна быть отлажена четкая система взаимодействия всех участников избирательного процесса.
Необходимо афелировать, предусмотренный в системе органов Союзного государства, Суд Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора о создании Союзного государства и иных нормативных правовых актов.
Работа по формированию органов Союзного государства должна вестись планомерно, исходя из необходимости решения задач, определенных Договором о создании Союзного государства и Программой действий и при создании правовой базы для их функционирования.
Необходимо активизировать деятельность по введению института гражданства Союзного государства. Проделанная законотворческая работа по предоставлению равных социально-экономических прав гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации по существу лишь первый шаг в данном направлении. В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства следует ускорить подготовку проекта Положения о Комиссии по правам человека Союзного государства.
2. Создание единого экономического пространства
Основной задачей и главной целью интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации является создание единого экономического пространства, обеспечивающего устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие каждого государства.
В этой работе главные усилия органов управления Союзного государства должны быть направлены на создание условий для свободного движения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг, снятие различных административных барьеров, ограничений и запретов.
Принятые в предыдущие годы меры в этом направлении создали определенную правовую базу и сформировали реальные механизмы проведения согласованной экономической политики. Наполнение конкретным содержанием Таможенного союза и формирование на его основе единого таможенного пространства, реализация соглашений о создании равных условий субъектам хозяйствования, о проведении единой налоговой политики, унификация хозяйственного законодательства - далеко неполный перечень слагаемых союзной экономики.
И как результат - наметилась позитивная динамика основных макроэкономических показателей как в целом в экономике двух стран, так и в развитии отдельных отраслей и производстве важнейших видов продукции. В Республике Беларусь и Российской Федерации за последние два года обеспечены высокие темпы роста валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, ввода в действие жилых домов, грузооборота предприятий транспорта, розничного товарооборота, реальных денежных доходов населения.
Достигнутые темпы роста экономики по важнейшим показателям значительно превышают рубежи, намеченные в Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь и Российской Федерации на 2000 год.
Для придания этим позитивным факторам устойчивого характера Совету Министров Союзного государства и Парламентскому Собранию необходимо наращивать совместные усилия по поэтапному формированию экономического пространства в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Программой действий по его реализации. Эта работа должна вестись комплексно, последовательно и результативно. Следует отметить, что ряд мер по формированию единого экономического пространства, намеченных к реализации в прошлом году, оказались не выполнены.
В этой связи очень важно в текущем году разработать систему мер по сближению основных социальных и макроэкономических параметров развития Республики Беларусь и Российской Федерации, использованию единых показателей и индикаторов государственного регулирования экономики с целью обеспечения сопоставимости основных показателей социально-экономического развития и разработки годовых прогнозов и параметров развития Союзного государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Ключевой проблемой также является определение оптимального сочетания рыночных механизмов и адекватной им системы государственного регулирования экономики.
Следует повысить роль совместных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства как одного из важнейших инструментов регулирования экономики. Основное внимание в прогнозах должно быть уделено отраслям, которые на данном этапе представляют первостепенное значение для обоих государств. К разработке прогнозов следует более активно привлекать регионы, научные организации, крупные концерны, объединения и предприятия, что в значительной мере повысит обоснованность показателей, учитываемых в прогнозах.
В текущем году необходимо завершить работу по подготовке методологической и нормативной базы составления прогнозов. Надо исходить из того, что на 2002 год должен быть разработан Прогноз социально-экономического развития именно Союзного государства, увязанный с прогнозами каждого государства в отдельности.
Прогноз одобрен Постановлением N 14 Совета Министров Союзного государства от 09.04.2002. После подписания в 1998 году Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования работа в этом направлении существенно активизировалась и продвинулась. Неоднократно эти вопросы обсуждались органами Союзного государства. Однако не все оказалось просто и однозначно. Некоторые позиции Соглашения до конца не реализованы. Сегодня нельзя сказать, что субъекты хозяйствования и в Республике Беларусь и в Российской Федерации имеют равные условия. На создание таких условий направлена Программа действий по реализации Договора о создании Союзного государства. Однако и эти меры осуществляются иногда лишь частично. В этой связи необходимо произвести комплексную оценку факторов, определяющих создание равных условий субъектам хозяйствования в соответствии с Соглашением от 25 декабря 1998 года, и выработать конкретные предложения по усилению работы министерств и ведомств Беларуси и России в этом направлении.
Кроме этого необходимы реальные шаги по выработке и проведению единой политики в области ценообразования, прежде всего на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую для государственных нужд, а также применению единых внутренних железнодорожных грузовых тарифов.
Одним из значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, основывающихся на формировании единого баланса топливно-энергетических ресурсов.
Республика Беларусь может активно участвовать в разработке нефтяных месторождений на территории Российской Федерации. Нефтяная отрасль Беларуси сохранила научные и производственные кадры, имеющие большой опыт работы в условиях Крайнего Севера.
Надо активнее проводить работу по объединению энергосистем, созданию единого рынка электроэнергии. Нужно выработать единые подходы к государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию, осуществить совместные проекты по ее экспорту.
В 2001 году и в последующие годы необходимо продолжить совместную работу по решению проблемы выравнивания цен на поставляемые белорусским и российским предприятиям топливно-энергетические ресурсы.
Республикой Беларусь и Российской Федерацией подписан и реализуется ряд соглашений и договоров в области транспорта. Проведен анализ нормативных правовых актов и принимаются меры по их унификации.
Необходимо ускорить формирование объединенной транспортной системы Союзного государства, имея в виду дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, обновление парка подвижного состава, внедрение конкурентоспособных образцов транспортных средств, укрепление строительной и ремонтной базы, проведение согласованной политики в отношении грузоперевозчиков из третьих стран и освоение зарубежных рынков транспортных услуг.
Совету Министров Союзного государства следует усилить контроль за созданием условий для использования мощностей морского и речного портов Калининградской области для перевалки и перевозки внешнеторговых грузов Беларуси и России. Необходимо выработать подходы к реализации проектов развития проходящих по территории Республики Беларусь и Российской Федерации международных транспортных коридоров, связывающих Европу и Азию.
Важно продолжить работу по налаживанию и укреплению эффективных хозяйственных связей между отраслями, предприятиями и регионами Беларуси и России, что позволит организовать выпуск более конкурентоспособной высококачественной продукции, обеспечить приоритет отечественных товаропроизводителей, загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, увеличить экспортные поставки, облегчить груз социальных проблем.
Предстоит в полном объеме реализовать положения межправительственного Соглашения о проведении единой структурной промышленной политики. В 2001 году Совет Министров Союзного государства должен взять данную проблему на особый контроль.
Одной из эффективных форм кооперации промышленности с учетом привлечения банковских структур является происходящий в последние годы в Беларуси и России процесс создания межгосударственных финансово-промышленных групп. Сформированы МФПГ "БелРусАвто", "Электронные технологии", "Формаш", "Межгосметиз", "Интерагроинвест", "Оборонительные системы" и другие.
Так, реализация Программы "Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации" в рамках МФПГ "Электронные технологии" положила начало возрождению целой отрасли электронной промышленности.
В ходе экономической интеграции важно обеспечить проведение согласованной политики по защите отечественных товаропроизводителей. В первую очередь необходимы единый порядок расследования и установления защитных мер в отношении импорта продукции, унификация уровня тарифных ставок и порядка применения нетарифных мер регулирования, координация действий экспортеров однотипной продукции, устранения конкуренции на рынках третьих стран.
3. Формирование единого таможенного пространства
Важнейшей составляющей экономической интеграции является формирование единого таможенного пространства.
Эта задача определена в качестве одной из приоритетных в договорах об образовании Сообщества Беларуси и России и Союза Беларуси и России, и о создании Союзного государства, Соглашении

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ О СОЗДАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ "АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ"(Вместе с "УЧАСТНИКАМИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ "АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ")(Заключено в г. Москве 02.04.2001)  »
Международное законодательство »
Читайте также