"ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЯРА - ОБРАЗЦА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИМЕРЫ" (trade/cefact/2001/16) [рус., англ.](Вместе с "ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ И ОПИСАНИЯМИ НАЗВАНИЙ ДОКУМЕНТОВ")(Приняты 26.03.2001 - 29.03.2001 на 7-ой сессии Центром по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
К РЕКОМЕНДАЦИИ N 1
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЯРА - ОБРАЗЦА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИМЕРЫ
(26 - 29 марта 2001 года)
ВВЕДЕНИЕ
1. В ноябре 1984 года Рабочая группа по упрощению процедур торговли ЕЭК ООН опубликовала "Руководящие принципы для применения формуляра - образца Организации Объединенных Наций при подготовке торговых документов" в качестве документа TRADE/WP.4/INF.93. Данные Руководящие принципы являлись результатом обстоятельных обсуждений в рамках Рабочей группы и учитывали все известные торговые документы, которые на тот момент были согласованы с формуляром - образцом. В них указывался официальный статус различных документов, а также используемые в них элементы данных. При этом давались практические рекомендации по конкретным характеристикам и проблемам, связанным с разработкой формуляров в рамках унифицированной серии торговых документов.
2. Статус руководящих принципов был избран исходя из того, что их содержание не подходило для официальной рекомендации, охватывая ряд документов, которые уже являлись объектом отдельных рекомендаций (Рекомендация N 6 "Формуляр - образец унифицированного счета", Рекомендация N 11 "Форма документа на опасные грузы при смешанных перевозках" и Рекомендация N 22 "Стандартный формуляр - образец для инструкций по отгрузке") или международных соглашений (коносамент, железнодорожные и автодорожные транспортные накладные, авиагрузовая накладная и т.д.).
3. В рамках текущей работы по пересмотру всех рекомендаций ЕЭК ООН/ФАЛ было предложено пересмотреть Рекомендацию N 1 "Формуляр - образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов" с целью включения в нее различных вышеупомянутых унифицированных документов, а также образцов для некоторых торговых документов (запрос, оферта, заказ, извещение об отправке и т.д.). Предложения по таким бланкам были разработаны делегацией Румынии.
4. Однако после обсуждения, проведенного в рамках РГПМТ, было принято решение провести пересмотр "Руководящих принципов" и переиздать их в качестве приложения к Рекомендации N 1, расширив их содержание путем включения вышеупомянутых торговых документов. Было также принято решение включить примеры унифицированных бланков и ссылки на эквивалентные электронные документы.
5. [Выработанный в результате документ был согласован в рамках РГПМТ... и одобрен СЕФАКТ на его... сессии...].
I. ФОРМУЛЯР - ОБРАЗЕЦ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
1. Рекомендация N 1 "Формуляр - образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов", Приложением к которой является настоящий документ, была утверждена Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли ЕЭК ООН в 1973 году. Подробная история разработки Формуляра - образца (ниже именуемого "ФОООН") содержится в тексте Рекомендации и может быть кратко изложена следующим образом:
2. В октябре 1963 года было принято решение о подготовке Рабочей группой образца бланка, который мог бы использоваться в качестве формуляра - образца для упрощения стандартизации документов, используемых при экспорте.
3. За период с 1963 по 1969 год рядом международных организаций, занимающихся банковскими операциями, таможенными вопросами и вопросами транспортно-экспедиторских и почтовых служб, а также перевозок морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, были приняты решения и рекомендации об унификации различных принятых на международном уровне документов с ФОООН. В ряде стран - членов ЕЭК ООН были введены унифицированные серии бланков, основанные на ФОООН.
4. Прогресс в области автоматической обработки и передачи данных вызвал опасения, что ФОООН может оказаться непригодным для использования в этой сфере. Однако после проведения тщательного исследования было подтверждено, что ФОООН может использоваться как в этих случаях, так и в рамках традиционных процедур, и был сделан вывод о том, что было бы обоснованным и целесообразным рекомендовать его в качестве общей основы для составления внешнеторговых документов, независимо от того, будут ли они обрабатываться автоматизированными или традиционными неавтоматизированными методами.
5. С учетом этого Рабочая группа в 1973 году решила принять официальную рекомендацию, подтверждающую исходный формуляр - образец, принятый в 1963 году, и рекомендующую правительствам и заинтересованным организациям продолжить работу по стандартизации всех документов, используемых в международной торговле с применением этого формуляра - образца. В 1978 году Комитет по развитию торговли ЕЭК ООН с удовлетворением принял к сведению, "что формуляр - образец для внешнеторговых документов, согласованный экспертами ЕЭК в 1963 году и официально рекомендованный Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли в 1973 году, получил мировое признание, в результате чего представляется возможным и желательным ссылаться на него как на формуляр - образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов". В 1979 году данная Рекомендация была издана в качестве публикации Организации Объединенных Наций для продажи.
II. ТЕРМИНОЛОГИЯ
6. Ниже приводятся определения некоторых терминов, используемых в Рекомендации N 1 и представляющих интерес с точки зрения настоящих руководящих принципов, с указанием источника определения в скобках. "ЕЭК" означает, что источником определения является ЕЭК ООН; "ISO" или "ISO DP" означает, что это определение было принято или предлагается для принятия в качестве международного стандарта; номер соответствует номеру соответствующего стандарта или проекта предлагаемого стандарта ИСО.
Бланк документа: носитель данных, предназначенный для видимой записи входных данных (ЕЭК; ISO DP 6760).
Верхнее поле: поле вдоль верхнего края бланка (ISO DP 6760).
Входные данные: данные, записанные на носитель данных (ЕЭК; ISO DP 6760).
Входные данные, кодированные: входные данные, выраженные при помощи кода (ЕЭК).
Входные данные, количественные: цифровые входные данные, которые могут использоваться в качестве величины при вычислениях (ЕЭК).
Входные данные, описательные: входные данные, выраженные на естественном языке полностью или в сокращенном виде (ISO DP 6760).
Входные данные, порядковые: входные данные, предназначенные для идентификации отдельного документа или позиции, или для классификации и сортировки, но не для использования в качестве величины при вычислениях (ЕЭК).
Данные: представление фактов, понятий или инструкций в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки человеком или при помощи автоматических средств (ISO 2381/I-1974; 01.01.01).
Документ: носитель данных с зарегистрированными на нем данными, который обычно является постоянным и который может считываться человеком или машиной (ISO DP 6760).
Знак: компонент согласованного набора элементов, используемых для организации, управления или представления данных (ISO 2382/W-1974; 04.02.01).
Зона кода: зона в пределах поля данных, предназначенная для кодированных входных данных (ЕЭК; ISO DP 6760).
Идентификатор документа: текст или код, специфицирующий функцию документа (ЕЭК; ISO DP 6760).
Идентификатор поля данных: текст или код, указывающий на характер данных в определенном поле данных (ISO DP 6760).
Интервал между знаками ("Шаг письма"): расстояние между соответствующими точками осевых линий двух смежных знаков, находящихся на одной строке (ISO DP 6760). Примечание: ширина шага в конторских машинах.
Код:
1. представление элемента данных в соответствии с принятым методом кодирования или представлением серии знаков с помощью набора кодированных знаков (ISO 2381/IV-1974; 04.02.10).
2. полный набор кодированных представлений, определяемый кодом или набором кодированных знаков (ISO 2382/IV-1974; 04.02.11).
Код документа: идентификатор документа, выраженный в виде кодового обозначения (ЕЭК; ISO DP 6760).
Код поля: идентификатор поля, выраженный в виде кодового обозначения (ЕЭК).
Колонка: поле, предназначенное для регистрации данных в вертикальной последовательности (ISO DP 6760).
Конструкционная сетка: лист с линейками и другими метками, расположенными в соответствии с характеристиками большинства знакопечатающих машин, используемых в канцелярской работе и при обработке данных (ЕЭК; ISO 3535-1977).
Межстрочный интервал: расстояние между двумя соседними базисными линиями шрифта (ЕЭК; ISO DP 6760).
Макетный лист: один из видов прикладного применения конструкционной сетки для облегчения нанесения линеек и других заранее печатаемых элементов при составлении бланков документов; при этом на ней имеются указатели величины полей, а нанесенные на нее горизонтальные и вертикальные линии определяют место расположения типографски печатаемых линеек (ЕЭК; ср. ISO 3535-1977).
Метод одного прохода: использование процесса воспроизведения для переноса всей или части информации, занесенной на эталонный документ, на один или более бланков, образующих унифицированную серию (ЕЭК; ISO DP 6760).
Наименование документа: обозначение документа, выраженное на естественном языке (ЕЭК; ISO DP 6760).
Наименование поля данных: идентификатор поля данных, выраженный на естественном языке полностью или в сокращенном виде (ЕЭК; ISO DP 6760).
Носитель данных: физическая среда, предназначенная для хранения и / или передачи данных (ISO DP 6760).
Основной документ: документ, подготовленный с целью создания других документов путем дублирования или копирования содержащихся в нем данных полностью или частично (ЕЭК).
Площадь изображения: заранее определенная площадь, в которую может вводиться информация для ее последующего воспроизведения, хранения или передачи (ISO DP 6760).
Поле: пространство между краем бланка и прилегающей площадью изображения (ISO DP 6760).
Поле адреса: площадь на бланке или конверте, зарезервированная для наименования и / или адреса (ISO DP 6760).
Поле данных: площадь, отведенная для специализированных входных данных (ЕЭК).
Форматы "A": серия форматов обрезной бумаги, соответствующих международному стандарту ISO 216-1975 (ISO DP 6760). Примечание: речь идет о форматах бумаги, соотношение длины и ширины которых равно соотношению диагонали и стороны квадрата.
Форматы ИСО: форматы бумаги, специфицированные в международном стандарте ISO 216-1975 (ISO DP 6760; см. "форматы A").
Формуляр - образец: проформа документа, используемая для указания мест, зарезервированных для определенных записей, вносимых в документы в соответствии с интегрированной системой (ЕЭК; ISO DP 6422).
Элемент данных: единица данных, которая в определенном контексте считается неделимой.
III. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ФОРМУЛЯРА - ОБРАЗЦА
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
7. Формуляр - образец Организации Объединенных Наций (именуемый далее "ФОООН") предназначен в первую очередь для того, чтобы служить основой для разработки унифицированных серий бланков с использованием документа в процессе подготовки документов репрографическим методом одного прохода; его также можно применять для верстки визуальных отображений в прикладных системах электронной обработки данных.
8. Как правило, построение ФОООН опирается на принцип "выделения полей". Адрес получателя должен указываться в месте, соответствующем требованиям, предъявляемым почтовыми органами к корреспонденции с использованием конвертов с "окном". При размещении других элементов данных, включенных в ФОООН, учитывались соображения технического, правового, коммерческого, административного и практического характера, выдвинутые различными заинтересованными сторонами, с которыми проводились консультации. Зона, оставленная для "свободного использования" в нижней части листа, предназначена для удовлетворения более конкретных потребностей, связанных с индивидуальными видами применения.
9. При разработке бланков на основе ФОООН следует соблюдать определенные принципы. Элементы данных, оговоренные в ФОООН, должны размещаться в соответствующей зоне разрабатываемого бланка, тогда как элементы, не оговоренные в ФОООН, должны размещаться в зоне для "свободного использования".
10. Элементы данных, специфицированные в ФОООН, но не предусмотренные в разрабатываемом бланке, могут быть исключены, и соответствующая зона может быть использована для других целей аналогично использованию зоны для "свободного использования"; однако использование этой зоны может быть продиктовано конкретными требованиями схемы, если бланк предназначен для включения в унифицированную серию или для какого-либо другого одноразового применения.
11. До заключения любых "внутрифирменных" элементов данных в воспроизводимый эталон на уровне предприятия составитель должен учесть и разместить соответствующим образом все значимые элементы, содержащиеся в любом международном, секторальном или национальном формуляре - образце или стандартном бланке, которые будут применяться к разрабатываемой унифицированной серии. Только те примечания, штампы и аналогичные данные, которые вносятся после завершения однократного изготовления бланка, могут размещаться без учета вышеуказанных соображений.
12. Если любое свободное пространство используется для расширения других полей данных, следует иметь в виду, что это может создать трудности для торговых партнеров, автоматизированные процедуры документооборота которых основываются на унифицированных документах. Если они получают документы, в которых поля данных превышают размеры, установленные в ФОООН или в соответствующих стандартах данных, они могут оказаться не в состоянии обработать входные данные в своих собственных системах. В таком случае должны приниматься соответствующие меры по координации между заинтересованными торговыми партнерами.
13. Идентификаторы полей в ФОООН указывают на общий характер информации, которая должна содержаться в полях данных. Поля данных могут подвергаться дополнительной разбивке в соответствии с определенными правилами, которые были установлены при разработке различных международных документов.
IV. СИСТЕМА УНИФИЦИРОВАННЫХ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ
ДОКУМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
14. В главе X Рекомендации о формуляре - образце ООН содержится информация о системе унифицированных внешнеторговых документов Организации Объединенных Наций, которая описывает, каким образом ФОООН служит основой для создания вспомогательных международных или национальных формуляров - образцов, принятых на международном или национальном уровне, стандартных бланков и, наконец, унифицированных эталонных документов или бланков, используемых на уровне компаний.
15. Эти основные понятия в области унифицирования документов были согласованы в рамках Рабочей группы, и такие термины, как "формуляр - образец", "эталонный документ" и "метод одного прохода", в настоящее время четко установлены и определены. Для описания этой системы принята следующая терминология (во всех случаях предполагается, что термины относятся к документам, которые содержат наименования полей данных в соответствии с ФОООН):
Международные специальные и секторальные формуляры - образцы: Межправительственные или неправительственные стандарты (часто факультативные), которые предусматривают размещение дополнительных элементов данных, общих для конкретных видов применения, или для отдельных секторов, для которых предназначен формуляр - образец. Они служат основой для разработки бланков, предназначенных для применения в системе одного прохода.
Унифицированные стандартные международные бланки: Принятые международные бланки (чаще всего обязательные), которые предусматривают размещение дополнительных элементов данных, требуемых соответствующими договорами, конвенциями, протоколами и аналогичными соглашениями. Эти бланки в принципе не допускают никаких отклонений от установленной формы. К этим соглашениям часто прилагаются образцы стандартных бланков, и им даются названия в соответствии с документарной функцией, которую они выполняют.
Национальные формуляры - образцы: Рекомендованные на национальном уровне (обязательные или факультативные) стандарты, которые с учетом соответствующих специальных или секторальных формуляров - образцов или стандартных бланков предусматривают размещение любых дополнительных элементов данных, требуемых на национальном уровне в целях разработки национальных серий унифицированных торговых документов.
Национальные эталонные документы: Рекомендованные на национальном уровне стандарты (обязательные или факультативные), которые, с учетом применимых специальных или секторальных формуляров - образцов и стандартных бланков, содержат дополнительные необходимые элементы данных. Они служат основой для согласованных серий торговых документов; копии этих эталонных документов могут использоваться непосредственно для производства документов. Такие копии называют "эталонные бланки".
Унифицированные стандартные национальные бланки: Стандартизованные на национальном уровне бланки, адаптированные к потребностям страны, в которой они применяются. Они зачастую основываются как на национальных формулярах - образцах / эталонных документах, так и на специализированных или отраслевых формулярах - образцах и предназначены для использования в рамках унифицированной серии торговых документов.
Унифицированные бланки и эталонные документы компаний: Эталонные документы, созданные отдельными компаниями, использующими метод однократного прохода для изготовления торговых документов, и все соответствующие бланки, необходимые для торговой операции (не являющиеся обязательными стандартными национальными и международными бланками), приспособленные к конкретным потребностям соответствующей компании с заранее напечатанным названием компании и логотипом и т.д.
16. Определенные выше "производные" формуляры - образцы, эталонные документы и бланки могут быть с успехом унифицированы лишь при соблюдении определенных правил с учетом иерархической структуры взаимозависимости и отношений на ряде уровней, графическое изображение которых приводится ниже. (На схеме пунктирной линией (---) изображены формуляры - образцы, которые служат основой для разработки бланков, но которые не могут сами по себе использоваться в качестве рабочих документов, тогда как сплошной линией обозначены национальные эталонные документы, предназначенные для изготовления бланков, и стандартные бланки или другие согласованные бланки для использования в качестве рабочих документов.)
17. В принципе нельзя разработать бланк без учета существующих формуляра - образца, эталонного документа или стандартного бланка на более высоком уровне; с другой стороны, компания может составить унифицированный бланк непосредственно на основе ФОООН, если обязательные для применения формуляры - образцы, эталонные документы или стандартные бланки отсутствуют на промежуточных уровнях.
- - - - - - - - - - - - - - - -¬
Формуляр - образец
¦ Организации ¦
Объединенных Наций
L - - - - - - - - - - - - - - --
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
- - - - - - - - - - - - - - -¬
Международный
¦ секторальный ¦
формуляр - образец
L - - - - - - - - - - - - - --
------------------¬
¦ Международный ¦
¦стандартный бланк¦
L------------------
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
- - - - - - - - - - - - - - -¬-------------¬
Национальный ¦Национальные¦
¦ формуляр - образец ¦¦ эталонные ¦
¦ документы ¦
L - - - - - - - - - - - - - --L-------------
-------------¬
¦Национальный¦
¦стандартный ¦
¦ бланк ¦
L-------------
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОВНЕ КОМПАНИИ:
--------------------------------------------¬
¦ Эталонные документы ¦
¦ и бланки компании ¦
L--------------------------------------------
18. Одна из особенностей "производных" формуляров - образцов состоит в том, что они могут более подробно специфицировать элементы данных ФОООН или добавлять элементы данных, по-прежнему сохраняя возможность их гибкого применения. К этой категории также могут быть отнесены такие согласованные или рекомендованные образцы, которые специфицируют компоновку бланков, являющихся производными формуляров - образцов, и предлагают зоны и формулировки для любых элементов данных, добавленных к основному формуляру - образцу и необходимых для конкретной функции данного документа, но которые по-прежнему сохраняют определенную степень гибкости, что описывается в каждом конкретном случае.
19. Для стандартных или предписанных бланков точная компоновка и содержание данных оговариваются в международных соглашениях или конвенциях, причем изменения либо вообще не допускаются, либо допускаются весьма незначительные. Характерно, что в отдельных случаях эти бланки только после добавления некоторых заранее отпечатанных идентификационных элементов могут использоваться непосредственно для заполнения их входными данными.
V. ПРИМЕНЕНИЕ В КОНКРЕТНЫХ СЕКТОРАХ
20. В целях разработки секторальных руководящих принципов по унификации были определены следующие сектора или специализированные виды применения:
A. Сектор коммерческих сделок: документы, используемые участниками сделки на этапах производства, купли и продажи
B. Сектор платежей: документы, касающиеся банковских требований по обеспечению платежей
C. Перевозки и связанные с ними услуги: документы, относящиеся к физическим международным перевозкам товаров, включая страхование
Подразделяются на:
C 1 Экспедиторские услуги и обработка грузов ("Посреднические услуги")
C 2 Перевозки
C 3 Страхование
D. Официальный контроль: документы, требуемые правительственными органами для контроля международных товарных потоков
21. В случае каждого из этих секторов использована единая структура представления руководящих принципов: в начале дается краткое определение сектора и соответствующих документарных функций, затем уточняется, существуют ли международные секторальные формуляры - образцы или стандартные бланки, и приводится перечень элементов данных, содержащихся в этих документах, а также указывается, являются ли эти элементы идентичными или схожими с элементами данных ФОООН или же дополнительными в случае данного сектора. В соответствующих случаях элементы данных определяются путем ссылки на Справочник элементов внешнеторговых данных Организации Объединенных Наций (СЭВДООН) с использованием цифровых идентификаторов СЭВДООН (четырехзначные цифровые метки). Кроме того, отражаются любые конкретные соображения, связанные с унификацией, которые должны соблюдаться, а также встреченные проблемы. По мере необходимости и в порядке, согласованном в рамках Группы экспертов N 2 "Процедуры и документация" ЕЭК ООН, высказываются рекомендации по решению проблем.
A. Сектор коммерческих сделок
1. Охватываемые документы
К этому сектору относятся все документы, которыми обмениваются участники международной торговли, начиная с рассылки приглашений на участие в конкурсных торгах, обмена информацией между оферентом (потенциальным продавцом) и лицом, которому делается предложение (потенциальным покупателем), и кончая подписанием контракта. Соответствующие идентифицированные документарные функции в этом секторе, как правило, подразделяются на две группы в зависимости от составителя документа, а именно - покупателя и продавца; договорные документы являются общими для обеих сторон, однако относятся к сфере продажи, поскольку во многих случаях они готовятся продавцом.
Коммерческий счет - фактура не включен в данный сектор, поскольку он не относится к договорной документации, а является последующим требованием произвести платеж на основании исполненного контракта. Коммерческий счет - фактура является важным документом не только с точки зрения его конкретной функции, но также и его роли в рамках других процедур, например процедуры определения таможенной стоимости. По этой причине, а также с учетом его широкого и самостоятельного использования независимо от договорной ситуации, коммерческий счет - фактура является предметом отдельной Рекомендации (N 6), которая приводится только в целях информации ниже, в разделе 2.
Соответствующие документарные функции могут быть классифицированы как относящиеся либо к покупке (запрос, заказ), либо к продаже (оферта / предложение; подтверждение заказа; счет - проформа), либо к обеим областям одновременно (контракт).
2. Существующие международные секторальные формуляры - образцы
Формуляр - образец для коммерческих счетов - фактур (Рекомендация N 6 ЕЭК ООН/ФАЛ)
Формуляр - образец, рекомендованный ЕЭК и согласованный с ФОООН
3. Существующие международные стандартные бланки
Отсутствуют. Однако были разработаны и приводятся в качестве примера в разделе 6 образцы некоторых наиболее широко используемых бланков, согласованных с ФОООН. К ним относятся:
210 Запрос / Запрос о предложении / Запрос оферты
310 Оферта / Предложение
220 Заказ
320 (Подтверждение заказа счет - проформа)
351 Уведомление об отправке
4. Элементы данных
По практическим соображениям элементы данных в вышеперечисленных документах указывается в трех отдельных колонках: покупка (P), продажа (S) и контракты (C). Знак "x" указывает на то, что указанный элемент данных обычно требуется в конкретной категории документов; при заключении в скобки он означает, что этот элемент данных может быть указан. Между документами данной категории могут существовать индивидуальные различия; более подробную информацию об использовании и статусе элементов данных см. в разделе 7 Справочника элементов внешнеторговых данных.
Метка СЭВДООН P S C
4.1 Идентичны элементам данных ФОООН
Дата составления документа 2006 x x x
Грузополучатель 3132 x x x
Адрес поставки 3144 (x) (x) (x)
Подробные данные о транспортировке 8012 x x x
Покупатель (если он не является
грузополучателем) 3002 x x
Страна происхождения товара 3238 x x
Страна назначения товара 3216 x x x
Место составления документа 3410 x x x
Условия поставки 4052 x x x
Условия платежа 4276 x x x
Удостоверение подлинности 4426 x x x
Отгрузочная маркировка 7102 x x x
Количество грузовых мест 7224 x x
Описание товара 7002 x x
Род упаковок 7064 x x
Товарный номер 7357 (x) (x) (x)
4.2 Синонимичны элементам данных ФОООН
Номер контракта 1296 (x) (x) (x)
Дата контракта 2326 (x) (x) (x)
Продавец 3346 x x
4.3 Дополнительные элементы данных по сравнению с ФОООН
Номер заказа 1022 x
Дата заказа 2010 x
Время поставки 2138 x
Сумма заказа 5060 x
Цена единицы товара 5110 x x x
Сумма предложения 5210 x
Сумма контракта 5390 x
Количество x x x
Удостоверение покупателя x x
Удостоверение продавца x x
Данные об общих условиях x
5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией
Заключение контрактов в международной торговле предполагает обмен документами, подготовленными в различных странах, где как в отношении экспорта, так и импорта могут быть приняты национальные эталонные документы или формуляры - образцы, в которых при сопоставлении унифицированных документов экспортной серии одной страны с унифицированными документами импортной серии другой страны могут быть выявлены различия в компоновке.
В соответствии с общепринятой практикой, которая также поощряется в рамках ИСО, имя составителя документа указывается в верхнем левом углу соответствующего документа. На первоначальном этапе торговой сделки сторона (потенциальный продавец) обращается к одной или нескольким другим сторонам (потенциальным продавцам) с просьбой сообщить цены. Во многих случаях это делается в виде письма, однако для этой конкретной цели может быть разработан специальный бланк.
Хотя внедрение системы одного прохода на этом предварительном этапе торговой сделки может оказаться невозможным или даже неоправданным, унификация бланков, связанных с офертами, создает большие выгоды общего характера, такие как упрощение сопоставления тех документов, которые были согласованы с одним и тем же основным образцом.
Однако строгое соблюдение требований ФОООН с включением наименований сторон на этапе, предшествующем заключению контрактов, может привести к нежелательным отклонениям от общепринятых стандартов документации или практики, применяемых в соответствующей стране. Иллюстрацией этого служит замена наименований сторон, таких как "Составитель приглашения на участие в конкурсных торгах", "Оферент" и "Поставщик" в соответствующих местах формуляра - образца.
Поэтому, по-видимому, следует согласиться с тем, что в зависимости от функции документа наименование одной и той же стороны может указываться в различных местах документов, составляемых до заключения контракта либо в виде отдельного документа, либо в виде документа подтверждения заказа. Исключением является наименование грузоотправителя, которое должно всегда указываться в присвоенном ему формуляре - образце поле.
6. Примеры бланков, упоминаемых в настоящем разделе
(см. документ TRADE/CEFACT/2001/16/Add.1)
Формуляр - образец для коммерческих счетов - фактур (Рекомендация N 6 ЕЭК ООН/ФАЛ)
210 Запрос / Запрос о предложении / Запрос оферты
310 Оферта / Предложение
220 Заказ
320 (Подтверждение заказа / счет - проформа)
351 Извещение об отправке
B. Сектор платежей
1. Охватываемые документы
К этому сектору относятся документы, которыми обмениваются партнеры в международной торговле и их банки, а также банки в отношении платежей, связанных с коммерческими сделками. Основные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:
- Инструкции (или заявки) клиентов банка, касающиеся платежа, который должен быть произведен: инструкции по банковскому переводу; заявка на банковскую тратту; заявка на банковскую гарантию; платежное требование; заявка на товарный аккредитив; форма представления документов.
- Извещение или информация от банков клиентам или бенефициарам: извещение о платеже инкассо; платеж по товарному аккредитиву, извещения об акцепте или негоциации; товарный аккредитив; банковская гарантия.
Обмен информацией между банками
Следует иметь в виду, что унификация (для включения документов в согласованные серии и завершения использования систем однократной записи) представляет интерес главным образом в отношении тех документов, которые подготавливаются клиентом банка и относятся к определенной отгрузке.
2. Существующие международные секторальные формуляры - образцы
Платежное требование (МТП)
Формуляры - образцы, рекомендованные МТП и согласованные с формуляром - образцом Организации Объединенных Наций.
Заявка на товарный аккредитив (МТП)
Формуляр - образец, рекомендованный МТП и согласованный с формуляром - образцом Организации Объединенных Наций.
Товарный аккредитив (МТП)
Формуляр - образец, рекомендованный МТП и согласованный соответствующим образом с формуляром - образцом Организации Объединенных Наций; следует иметь в виду, что товарные аккредитивы не открываются торговыми партнерами и поэтому они не включены в системы одного прохода.
3. Существующие международные стандартные бланки
Отсутствуют.
4. Включенные элементы данных
(A = Заявка на товарный аккредитив; C = Товарный аккредитив; O = Платежное требование)
4.1 Идентичные элементам данных ФОООН
Метка СЭВДООН A C O
Дата документа 2006 x
Место выдачи 3410 x
Сведения относительно транспортировки 8012 x
4.2 Синонимичные элементам данных ФОООН
Номер 1172 x
Справочный номер банка - уведомителя x
Заявитель 3132/3002 x x
Бенефициар 3336/3030 x x
Комитент 3336/3030 x
Ссылка, комитент 1471 x
Трассат / грузополучатель 3132 x
Трассат, иной, чем грузополучатель 3002 x
Товар (краткое описание без излишних
подробностей) 7002 x
Товар (= Описание товаров 7002) x
ф.о.б./к.а.ф./с.и.ф./другие условия 2138 x
Имя, печать и удостоверенная подпись
заявителя 4426 x
Место, дата и удостоверенная подпись
комитента 3410/4426 x
4.3 Дополнительные по отношению к элементам данные ФОООН
Документация, ссылки
Документы, представляемые бенефициаром x
Документы x
Даты
Дата данной заявки x
Дата и место истечения срока
(аккредитива) 2210/3212 x x
Стороны, адреса, местонахождение
Название банка - эмитента 3320 x x
Банк - уведомитель 3190 x
Банк, производящий платеж x
Банк, производящий инкассовые платежи x
Тратты, выставленные на x x
Аккредитив, который должен быть
открыт (название банка) x
Аккредитив, открытый (название банка) 3242 x
Домицилий x
Отгрузка / отправка / принято к
перевозке от / в 3214 x x
Для транспортировки в 3258 x x
Условия, инструкции
Срок 4302 x
Переводной аккредитив 4340 x
Инструкции по платежу инкассо x
Подтверждение, требуемое / нетребуемое 4320 x
Частичные отгрузки разрешаются / не
разрешаются 4360 x x
Перегрузка разрешается / не разрешается 4380 x x
Аккредитивы, разрешающие x x
платеж / подтверждение о
принятии платежа / подтверждение
о принятии документов
Аккредитивы, разрешающие платеж x x
против представления документов ... и
вашей тратты / тратты бенефициара
Отгрузка / отправка / принятие к x
перевозке не позднее чем
Документы, представляемые бенефициаром x
Документы, представляемые в x x
течение ... дней
Дополнительные условия x
Дополнительные инструкции x
Страхование, произведенное нами 4210 x
Сумма 5450 x x x
5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией
Документы, относящиеся к первой упомянутой выше категории, являются очевидными кандидатами для включения их в системы одного прохода. Несмотря на то что большинство банков использует свои собственные (неунифицированные) бланки для банковских инструкций, торговые партнеры часто разрабатывают унифицированные варианты для своих собственных систем одного прохода, включающих инструкции по их использованию. Однако банки обычно передают эти инструкции своим корреспондентам в виде платежных требований и в отдельных случаях просто передают документ, полученный от клиента, после внесения в него конкретных дополнительных пометок. Это является еще одним аргументом в пользу унификации платежных требований, выставляемых одним банком другому, и введения стандартных бланков, пригодных для включения их в национальные серии унифицированных торговых документов; это основной довод в пользу проекта МТП, связанного с рекомендуемым им использованием формуляров - образцов для этой цели. Аналогичные доводы касаются заявки на товарный аккредитив, для которого МТП уже рекомендовала формуляр - образец.
Только немногие из элементов данных ФОООН требуются для заполнения этих бланков, которые включают значительное число дополнительных элементов данных, касающихся платежа. Это означает, что в большинстве случаев требуется ввод дополнительных элементов данных после первоначального процесса репродуцирования. В значительной степени эти дополнительные элементы данных принимают форму множественных вариантов для пометки.
В ходе согласования некоторых документов, находящихся в обращении между банками, в частности, таких, которые были разработаны на основе унифицированных документов, полученных от клиентов, могут возникать противоречия в компоновке.
По-видимому, было бы логичным строго придерживаться ФОООН, например, при разработке бланков для товарных аккредитивов на основе согласованного бланка заявки на товарный аккредитив.
Это, однако, могло бы привести к тому, что в том месте, где в соответствии с общей практикой банк - эмитент должен был бы напечатать свое собственное название, будет указано имя бенефициара, в связи с чем было выражено беспокойство по поводу того, что это может вызвать неразбериху в отношениях между банками, где преобладает такая общая практика. Кроме того, имя заявителя может появляться и в других местах, в зависимости от того, является ли покупатель также и грузополучателем или нет.
С накоплением практического опыта возможно придется вернуться к рассмотрению этих проблем; пока же составители должны отдавать себе отчет в том, какие последствия данные расхождения могут иметь для унифицированных серий.
6. Примеры бланков, упоминаемых в настоящем разделе
(см. документ TRADE/CEFACT/2001/16(Add./1)
Заявка на товарный аккредитив (МТП)
Товарный аккредитив (МТП)
C. Перевозки и связанные с ними услуги
C.1 Экспедиторские услуги и обработка грузов ("Промежуточные услуги")
1. Охватываемые документы
К этому сектору относятся документы, необходимые для процедур, связанных с транспортными операциями и взаимодействием между торговыми партнерами и перевозчиками, т.е. документы, относящиеся к экспедиторским и транспортно-грузовым операциям в области международной торговли, включая операции на терминалах, на складах и в портах, а также платежи за подобные посреднические услуги. Наиболее важные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:
- инструкции заказчиков экспедиторам: инструкции экспедитору;
- расписки о получении товара: экспедиторский сертификат о получении груза; складская расписка экспедитора; доковая расписка; складская расписка / расписка депо;
- уведомляющие документы: извещение экспедитора агенту импортера; транспортное извещение экспортеру;
- полномочия и инструкции: ордер на выдачу товара; инструкция о транспортной обработке груза; пропуск на товар;
- документы административного характера: счет - фактура экспедитора; документы на портовые сборы.
В отдельных случаях несколько функций охватываются комбинированным документом, например извещением об отправке, выдаваемым грузоотправителем или его агентом перевозчику.
2. Существующие международные секторальные формуляры - образцы
Формуляр - образец для стандартных транспортных инструкций (Рекомендация N 22 ЕЭК ООН)
3. Существующие международные стандартные бланки
Транспортно-экспедиционные инструкции - FFI (ФИАТА)
Типовой бланк, разработанный ФИАТА и согласованный с формуляром - образцом ООН, на одном листе, голубой шрифт на белой бумаге, двухсторонний.
Экспедиторский сертификат о получении груза - FCR (ФИАТА)
Типовой бланк, разработанный ФИАТА и согласованный с формуляром - образцом ООН, на одном листе, черный шрифт на оранжевом фоне, двухсторонний.
Складская расписка экспедитора - FWR (ФИАТА)
Типовой бланк, разработанный ФИАТА и согласованный с формуляром - образцом ООН, формат A3L, в сложенном виде формат A4, черный шрифт на голубом фоне, двухсторонний.
4. Включенные элементы данных
4.1 Идентичные элементам данных ФОООН
Метка СЭВДООН
Грузоотправитель 3336
Грузополучатель 3132
С уведомлением стороны 3180
Страна происхождения 3238
Страна назначения 3216
Условия поставки 4052
Количество мест 7224
Описание товара 7002
Род упаковки 7064
Вес брутто 6292
Вес нетто 6160
Объем 6322
Место выдачи 3430
Дата выдачи 2006
Удостоверение подлинности 4426
4.2 Синонимичные элементам данных ФОООН
Поставщик, грузоотправитель, отправитель 3336/3030
Отправленный приказу 3132
Справочный номер экспортера; регистрационный номер;
номер счета порта
Ссылки 2006/1472
4.3 Дополнительные по отношению к элементам данные ФОООН
Документы
Перечень приложений 1346
Номер оригинала коносамента 1067
Даты
Дата получения 2126
Дата поставки 2138
Стороны, местонахождение
Экспедитор, транспортный агент; агент по импорту 3170
Лицо, сдавшее товар на склад 3004
Управляющий складом; оператор депо; оператор причала; 3022
оператор терминала; организация, обрабатывающая
груз; администрация порта
Перевозчик 3126
Транспортные налоги и сборы, уплачиваемые за 3274
использование причала, дока, депо и склада 3156
Место принятия груза 3348
Место получения груза 3302
Место / порт погрузки 3230
Место / порт выгрузки 3414
Место поставки 3246
Пункт перегрузки 3424
Подробные данные в отношении транспортировки
Вид транспорта 8212
Информация, касающаяся перевозки 8012
Подробные данные в отношении грузов
Подробные данные в отношении опасных грузов 7254
Суммы и сборы
Сумма 5082
Застрахованная стоимость 5011
Особые оговорки, условия, инструкции
Инструкции о платеже
Принятие грузов 4432
Инструкции грузоотправителя, формальности, подлежащие 4284
выполнению, номер и характер документов, которые
должны быть представлены, и т.д.
Условия складирования 4352
5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией
Экспедиторы грузов часто создают свои собственные унифицированные системы одного прохода, которые могут привести к противоречиям с системами, используемыми их комитентами. Например, экспедиторы иногда разрабатывают транспортно-экспедиторские инструкции в виде репродуцируемых эталонных документов, которые предлагаются комитентам для заполнения, после чего экспедиторы, внеся в них дополнительные элементы данных, используют их в своей собственной системе одного прохода для репродуцирования необходимых документов.
Помимо процедурных аспектов этой практики серьезную проблему может представлять разработка бланков, учитывая тот факт, что обычно ряд экспедиторов занимаются индивидуальным обслуживанием большого числа различных заказчиков. Поэтому экспедиторам было бы целесообразно согласовать единый формуляр, соответствующие характеристики которого могли бы быть отражены в национальном формуляре - образце или эталонном документе.
Аналогичные соображения применимы и к другим документам, используемым для посреднических услуг. Во многих случаях представляется возможным включить эти документы в унифицированные серии, используемые экспортерами и импортерами, и сочетать их функции в комплектах бланков, составные части которых служат различным целям в рамках процедур, касающихся обработки грузов, таможенной очистки грузов в порту, принятия грузов к перевозке и т.д. В большинстве случаев местные условия бывают настолько различными, что любые формуляры - образцы или стандартные бланки необходимо разрабатывать на местной или, возможно, национальной основе.
Указания грузоотправителей эквивалентны транспортно - экспедиторским инструкциям; в тех случаях, когда используются разные бланки, они должны быть согласованы друг с другом.
В ФОООН не предусмотрено места для наименования экспедитора. В некоторых заявках, в которых достаточно указать имя (и местонахождение) экспедитора, оно указывается в нижней части поля, отведенного для грузоотправителя (экспортера). В противном случае может быть использовано место, отведенное с правой стороны для указания адреса, поскольку наименование покупателя не представляет интереса для экспедитора, и поэтому это пространство не используется в транспортно-экспедиторских документах.
В большинстве транспортно-экспедиторских инструкций содержатся указания на различные документы, прилагаемые к инструкции, такие как таможенные декларации, свидетельства о происхождении, коммерческие счета - фактуры, транспортные документы и т.д. Они часто помещаются в нижней левой части поля, отведенного в ФОООН для свободного заполнения; это поле обычно предусматривается в виде таблицы, в колонках которой указываются типы документов, а по горизонтали указываются получатели и количество копий, направляемых каждому из них.
6. Примеры бланков, упоминаемых в настоящем разделе
(см. документ TRADE/CEFACT/2001/16/Add.1)
Формуляр - образец для стандартных транспортных инструкций (Рекомендация N 22 ЕЭК ООН/ФАЛ)
Транспортно-экспедиционные инструкции ФИАТА - FFI (ФИАТА)
Экспедиторский сертификат о получении груза - FCR (ФИАТА)
Складская расписка экспедитора - FWR (ФИАТА)
C.2 Транспорт
1. Охватываемые документы
К этому сектору относятся документы, связанные с транспортировкой товаров в рамках внешнеторговых операций; те документы, которые относятся к внутренним перевозкам (автотранспортным перевозкам), а также услугам, связанным с такими перевозками, рассматриваются отдельно. Документарные функции в области транспортировки могут быть разбиты на следующие категории:
- контрактные документы, составляющие договор перевозки или свидетельствующие о нем, такие как универсальные (многоцелевые) транспортные документы, морская накладная (морская линейная накладная, океанская накладная, речная накладная), коносамент, железнодорожная накладная - накладная автодорожной перевозки, авиагрузовая накладная, сопроводительный адрес для почтовых посылок, транспортные документы смешанной перевозки, сквозной коносамент;
- документы о получении, подтверждающие принятие груза к перевозке: штурманская расписка, свидетельство о принятии к перевозке (по внутренним водным путям), дубликат железнодорожной накладной, дубликат накладной автодорожной перевозки; транспортное свидетельство;
- документы, касающиеся содержания грузовых мест, в которых перечисляются товары, содержащиеся в укрупненных грузовых единицах, предъявляемых к перевозке, или в средствах транспорта: грузовой и фрахтовый манифесты, бордеро, контейнерный манифест (упаковочный лист на каждое место);
- документы административного и правового характера: путевой лист; ведомость о сдаче груза, фрахтовый счет; гарантийное письмо;
- уведомляющие документы: подтверждение на фрахтование тоннажа, заявление - требование об отправке, извещение о прибытии, извещение о возникновении препятствий для поставки, извещение о возникновении препятствий для перевозки, извещение о поставке.
2. Существующие международные секторальные формуляры - образцы
Типовой коносамент (Международная палата судоходства)
Формуляр - образец, рекомендованный МПС и применяемый для прямого и сквозного коносамента и морских накладных, а также для коносаментов смешанной перевозки (хотя следует отметить, что последний отличается от ФОООН и не может использоваться в системах одного прохода грузоотправителей).
Типовые грузовые и фрахтовые манифесты (Международная палата судоходства)
Формуляры - образцы, рекомендованные МПС, формат ISO A3L, применяемые для грузовых и фрахтовых манифестов, включающие площадь изображения и формуляр Декларации о грузе ИМО (формат ISO A4) и частично согласованные с типовым коносаментом.
3. Существующие международные стандартные бланки
Международная железнодорожная накладная [Международная конвенция о перевозке грузов по железным дорогам (МГК)]
Обязательная форма, согласованная с ФОООН, в виде комбинированного комплекта двухсторонних бланков, при этом пять экземпляров отпечатаны синим шрифтом с наложенным сверху красным оттиском и скреплены по верхнему краю корешками с перфорационной линией отрыва.
Международная автодорожная накладная [Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)]
Рекомендованная форма, согласованная с ФОООН, в виде комбинированного комплекта двухсторонних бланков, при этом четыре экземпляра отпечатаны шрифтом различных цветов (красным, синим, зеленым, черным).
Единая авиагрузовая накладная (ИАТА)
Обязательная форма, принятая ИАТА, согласованная с ФОООН и представляющая собой комбинированный комплект бланков, отпечатанных в девяти экземплярах шрифтом синего, белого, зеленого, розового и желтого цветов.
Сопроводительный адрес для почтовых посылок (Всемирная почтовая конвенция)
Обязательная форма, установленная Всемирной почтовой конвенцией, согласованная с ФОООН, формат ИСО A5L, двухсторонняя, зеленый шрифт.
Оборотный коносамент смешанной перевозки (FBL ФИАТА)
Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН, отпечатанная черным шрифтом на голубом фоне, двухсторонняя.
Необоротный коносамент / необоротная накладная смешанной перевозки ФИАТА (FWB ФИАТА)
Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН, отпечатанная черным шрифтом на белом фоне с голубыми полями.
Транспортный сертификат экспедитора (FCT ФИАТА)
Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН, отпечатанная черным шрифтом на желтом фоне, двухсторонняя.
Весовой сертификат грузоотправителя для смешанной перевозки (SIC ФИАТА)
Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН, напечатанная черным шрифтом на белой бумаге с зелеными полями.
4. Включенные элементы данных
4.1 Идентичные элементам данных ФОООН
Метка Морем По Автомобильным Воздушным По Смешанные
СЭВДООН железной транспортом транспортом почте перевозки
дороге
Грузополучатель 3132 x x x x x x
Адрес уведомления 3180 x x
Отгрузочная маркировка; номер 7102 x x
контейнера
Число мест 7224 x x x x x
Род упаковки 7064 x x x x x
Описание товара 7002 x x x x x x
Вес брутто 6292 x x x x x x
Место выдачи 3420 x x x x x
Дата документа 2416 x x x x
Удостоверение подлинности 4426 x x x x x
4.2 Синонимичные элементам данных ФОООН
Отгружено приказу x
Грузоотправитель, отправитель 3336 x x x x x x
N K/C, справочный номер 1472 x x x x x х
отправителя
Место поставки товара 3246 x x
Маркировочные знаки и номера 7102 (x) x x
Информация в отношении обработки 7102 x
груза
Размеры, кубатура, объем 6322 x x x x
4.3 Дополнительные по отношению к элементам данных ФОООН
Подробные данные, касающиеся транспортировки
Наименование перевозчика 3126 x x
Идентификация перевозчика 3127 x
Место получения груза 3302 x
предшествующим перевозчиком
Порт погрузки 3230 x
Аэропорт отправления 3214 x
Порт выгрузки 3414 x
Место поставки данным 3358 x
перевозчиком
Требуемый маршрут 3074 x x
Станция назначения 3048 x
Аэропорт назначения 3258 x
Кем произведена предшествующая 8428 x
перевозка
Судно 8122 x
Подробные данные в отношении фрахта и сборов
Фрахт из 3090 x
Фрахт в 3102 x
Запрошенные тарифы и маршруты 4120 x
Фрахтовая ставка 5126 x
Применяемый тариф 5430 x
Товарный номер 7108 x
Оплачиваемый вес, кг 6030 x
Тарифное расстояние, км 6110 x
Валютный курс 5402 x
Инструкции, касающиеся оплаты 4350 x
перевозки
Кем производится оплата 3472 x
Стоимость перевозки, 5202 x
грузополучатель
Стоимость перевозки, 5176 x
грузоотправитель
Удержания 5254 x x
Удержания, грузоотправитель 5312 x
Дополнительные расходы, 5120 x
грузополучатель
Дополнительные расходы, 5002 x
грузоотправитель
Другие расходы, в сумме 5208 x
Другие расходы, подлежащие оплате 5410 x
Другие расходы, грузополучатель 5246 x
Другие расходы, уплаченные заранее 5158 x
Другие расходы, грузоотправитель 5322 x
Валюта 6344 x x
Оплата наличными по доставке 5017 x x
5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией
Среди транспортных документов коносамент является первым документом, согласованным с ФОООН; типовой коносамент МПС был введен в 1963 году, одновременно с первым формуляром - образцом ЕЭК. Типовой коносамент был разработан с целью обеспечения возможности включения бланков коносаментов в систему одного прохода, используемого комитентами / грузоотправителями. Проблемы возникают главным образом в тех случаях, когда судоходные компании допускают отклонения от крайне точной спецификации печати, содержащейся в рекомендации МПС.
Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что вариант Рекомендации МПС 1978 года содержит формуляр - образец для "Коносамента смешанной перевозки", применение которого приводит к возникновению проблем при использовании систем, базирующихся на данных комитента, из-за того что относительно большие поля отведены для реквизитов "Место принятия груза" и "Место поставки" в том месте, которое в большинстве унифицированных серий используется для других целей.
Транспортные документы включают в себя относительно мало элементов данных ФОООН, но содержат значительное число дополнительных элементов данных, большинство из которых относятся к калькуляции фрахтовых расходов. Однако практика калькуляции стоимости фрахта на документе существенным образом затрудняет рационализацию этих документов, поскольку методы калькуляции различаются в зависимости от вида транспорта. (Данная проблема главным образом касается документов для воздушных, железнодорожных и автодорожных перевозок, поскольку в морских перевозках эта практика в основном исчезла, и калькуляция стоимости фрахта и расчеты за него производятся на отдельных документах.)
Возможности включения транспортных документов, за исключением тех, которые относятся к морскому транспорту, в системы одного прохода ограничиваются существованием сложных международных стандартных бланков, представляющих собой комплекты бланков, которые не могут быть разделены на заключительной стадии их заполнения.
Отдельные конкретные проблемы, которые могут возникнуть при разработке бланков, были выявлены при согласовании транспортных документов с ФОООН. Одним из примеров может служить коносамент, в котором поле для подробных данных, касающихся транспортировки, расположено ниже поля аналогичных данных ФОООН, поскольку верхняя четвертая часть ФОООН отводится для данных о внутренней наземной перевозке. Вместо того чтобы оставить в рамке пустое место, в типовом коносаменте в поле "Адрес уведомления" не проведена черта снизу. Это не было сделано главным образом по эстетическим соображениям, хотя грузоотправители, которые не пользуются системами одного прохода, основанными на эталонном документе, очевидно, могли бы воспользоваться "дополнительным" пространством для расширения поля "Адрес уведомления".
Расположение полей данных, касающихся транспортировки, может быть различным в зависимости от вида транспорта. Коносамент содержит элементы данных, необходимых для определения ответственности в соответствии с условиями перевозки, такие как порты погрузки и выгрузки, название судна и т.д. В авианакладных указываются аэропорты отправления и назначения, номера рейсов и даты и т.д. В результате этого проблема унификации транспортных документов не имеет общего решения, которое позволило бы составлять эти документы на основе эталонного документа. Это имеет последствия также для документов в других секторах, где требуются данные, относящиеся к перевозке. Данная проблема, однако, должна быть решена до того, как будет введен универсальный транспортный документ, и варианты возможного ее решения в настоящее время изучаются и проверяются посредством практического применения в некоторых странах.
6. Примеры бланков, упоминаемых в настоящем разделе
(см. документ TRADE/CEFACT/2001/16/Add.1)
Типовой коносамент (Международная плата судоходства)
Международная железнодорожная накладная (Конвенция МГК)
Международная автодорожная накладная (Конвенция КДПГ)
Единая авиагрузовая накладная (ИАТА)
Оборотный коносамент смешанной перевозки ФИАТА (FBL ФИАТА)
Необоротная накладная смешанной перевозки ФИАТА (FWB ФИАТА)
Транспортный сертификат экспедитора (FCT ФИАТА)
Весовой сертификат грузоотправителя для смешанной перевозки (SIC ФИАТА)
C.3 Страхование
1. Охватываемые документы
К этому сектору относятся документы, необходимые для страхования товаров в рамках внешнеторговых операций, включая выплату страховых премий. Основные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:
- Соглашения о страховании: договор о страховании; страховой полис; страховой сертификат;
- Уведомляющие документы: уведомление о страховании; ковернот; и
- Документы административного характера: уведомление о страховой премии, счет - фактура страховщика.
Наиболее важным из них является страховой сертификат, представляющий собой документ, выдаваемый страхователю и удостоверяющий факт осуществления страхования и выдачи страхового полиса. Такой сертификат используется прежде всего в тех случаях, когда товары застрахованы на условиях генерального или открытого полиса; он, как правило, не имеет юридической силы в суде без самого полиса. Страховой сертификат широко используется для экономии времени и трудозатрат; его часто составляет сам страхователь с согласия страховщика, и, как правило, сертификат имеет юридическую силу даже без заверяющей подписи страховщика.
2. Существующие международные секторальные

РЕКОМЕНДАЦИЯ n 28 Европейской экономической комиссии ООН"КОДЫ ДЛЯ ТИПОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" (первое издание) (ece/trade/276) [рус., англ.](Принята в г. Женеве 26.03.2001 - 29.03.2001 на 7-ой сессии Центром по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям)  »
Международное законодательство »
Читайте также