РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ"(Вместе с "ПРИОРИТЕТНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ... НА 2000 - 2005 ГГ.")(Принято в г. Москве 15.12.2000)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО
РЫНКА ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
(Москва, 15 декабря 2000 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ (прилагается), разработанную Консультативным советом по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ совместно с Департаментом анализа экономических условий формирования зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ с учетом предложений и замечаний государств-участников СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Направить данную Концепцию правительствам государств-участников СНГ для использования в работе соответствующих органов.
3. Консультативному совету по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ с участием заинтересованных министерств и ведомств продолжить работу по созданию механизмов поэтапного формирования общего рынка труда, обеспечить координацию действий по выполнению предусмотренных Концепцией Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ на 2000 - 2005 гг., а также информацию о ходе их реализации указанному Совету ежегодно представлять в Экономический совет СНГ.
Председатель
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
Л.КОЗИК



Одобрена
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых Государств
15 декабря 2000 года
КОНЦЕПЦИЯ
ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА
И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Преамбула
После распада единого народнохозяйственного комплекса бывшего Союза ССР возникли отдельные национальные рынки труда, которые функционируют в границах образованных суверенных государств и опираются на национальные законодательства в сфере социально-трудовых отношений. Однако складывающиеся рынки труда государств-участников СНГ не стали изолированными, замкнутыми системами, а продолжают действовать во взаимосвязи друг с другом.
Процессу формирования общего рынка труда государств-участников СНГ способствуют следующие интеграционные факторы:
- исторически сложившиеся культурные и межнациональные связи народов независимых государств, входящих в СНГ;
- экономически сформировавшаяся в годы существования Союза ССР общая система неравномерного размещения производительных сил;
- наличие миграционных потоков между государствами Содружества;
- демографический потенциал государств-участников СНГ.
Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ (далее - Концепция) - это система взглядов на цель, принципы, задачи и этапы формирования общего рынка труда, приоритеты и механизмы реализации политики в сфере социально-трудовых отношений с учетом анализа основных тенденций, национальных и региональных аспектов формирования рынка, социально-экономических последствий принимаемых решений, создание нормативно-правовой базы общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.
Разработка согласованных подходов к формированию общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы является важным условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Под формированием общего рынка труда понимается система согласованных мер по воспроизводству, регулированию, обмену и совместному использованию рабочей силы в странах Содружества, направленных на повышение эффективности труда и отдачи совокупного трудового и интеллектуального потенциалов. Эти меры призваны обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, предоставление социальных гарантий гражданам в области труда, медицинского страхования, получение профессионального образования, соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов.
В конечном итоге реально функционирующий общий рынок труда предполагает формирование правовых, экономических условий и механизмов, максимально учитывающих интересы государств Содружества и работников.
Создание общего рынка труда как составной и необходимой части общего экономического пространства станет важнейшим фактором экономического подъема государств и на взаимовыгодной основе будет способствовать гармонизации интеграционных процессов в странах Содружества.
Общие тенденции и ключевые проблемы
национальных рынков труда государств-участников СНГ
Современное состояние национальных рынков труда государств Содружества характеризуется следующими основными признаками:
- недостаточной реформированностью трудовой сферы, что ведет к сохранению прежних особенностей национальных рынков труда в некоторых государствах-участниках СНГ, сложившихся в условиях централизованной экономики;
- преобладанием неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени, низкой эффективности труда, снижении в общем числе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;
- практическим отсутствием эффективно работающего рыночного механизма, адекватного макроэкономическим преобразованиям;
- потерей квалификации высококвалифицированными кадрами из-за отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, их перетока в неформальную занятость, миграции за рубеж;
- общей тенденцией нарастания разрыва между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы;
- ухудшением качественных характеристик имеющихся рабочих мест и медленным созданием новых, что резко снижает возможности трудоустройства незанятого населения;
- увеличением травматизма и числа профессиональных заболеваний из-за роста доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
- обострением проблем трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин, уволенных в запас военнослужащих и др.;
- поиском работы гражданами, ранее не претендовавшими на рабочие места;
- сохранением на производстве значительных масштабов скрытой безработицы, расширением предложения рабочей силы в "теневой" (избегающей налогообложения) сфере занятости;
- в целом неблагоприятной ситуацией в вопросе удовлетворения спроса на рабочие места при общей тенденции роста численности населения в трудоспособном возрасте и соответственно расширения в будущем масштабов предложения рабочей силы в ряде государств-участников СНГ;
- недостаточно гибко реагирующей на изменения спроса на рабочую силу системой государственного профессионального образования;
- наличием территорий с острой критической ситуацией в сфере занятости при ограниченных возможностях переливов рабочей силы на территориях ряда государств-участников СНГ;
- медленным развитием рынка жилья, что препятствует гибкому перемещению и использованию экономически активного населения;
- отсутствием возможности ускоренного переобучения безработных по требуемым специальностям;
- недостаточным использованием вахтового метода организации работы;
- преобладанием направления трудовой миграции из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию;
- значительным объемом нелегальной трудовой миграции и отсутствием механизмов по возвращению трудящихся-мигрантов, незаконно находящихся на территориях государств Содружества, в места их постоянного проживания;
- недостаточностью нормативно-правовой базы в ряде государств-участников СНГ и низким уровнем взаимодействия в области привлечения и использования трудящихся-мигрантов;
- отсутствием общей информационной базы по вопросам занятости населения государств-участников СНГ.
Цель, принципы, приоритеты
и задачи формирования общего рынка труда
Общий рынок труда является частью общего экономического пространства Содружества.
Цель политики формирования общего рынка труда - создание условий для беспрепятственного перемещения рабочей силы стран Содружества по территории государств-участников СНГ, базирующихся на балансе социальных и экономических интересов, с учетом особенностей национальных законодательств каждого государства.
Приоритетами политики создания общего рынка труда государств-участников СНГ являются: преодоление стихийности в его развитии; координация решений по регулированию рынка труда с учетом национальных интересов стран Содружества; принятие мер по недопущению нелегальной трудовой миграции.
Принципами создания общего рынка труда являются:
- добровольность участия в нем государств-участников СНГ, объединяющих свои усилия по гармонизации интеграционных процессов в сфере социально-трудовых отношений;
- равные права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей - граждан государств-участников СНГ в области труда и занятости независимо от государства пребывания;
- свобода передвижения трудящихся-мигрантов и членов их семей по территориям государств-участников СНГ с учетом национальных законодательств.
Свобода передвижения означает наличие у трудящихся-мигрантов и членов их семей - граждан государств-участников СНГ права:
- беспрепятственного выезда и въезда на территорию других государств-участников СНГ в целях получения реально предлагаемой работы на основе двусторонних и многосторонних соглашений с учетом национальных законодательств;
- пребывания в странах Содружества с намерением работать в соответствии с национальным законодательством, регулирующим привлечение рабочей силы.
После окончания срока трудового договора трудящиеся-мигранты должны выезжать с территории государства-участника СНГ, если иное не предусмотрено национальным законодательством страны трудоустройства.
Важнейшими задачами формирования общего рынка труда являются:
а) достижение сбалансированности предложения и спроса рабочей силы путем:
- преодоления дефицита рабочих мест через повышение инвестиционной активности за счет всех источников финансирования, в том числе привлечения иностранного капитала, развития предпринимательства, совершенствования налоговой политики, учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;
- обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
- развития социальной инфраструктуры, прежде всего рынка жилья в государствах-участниках СНГ;
- переориентации экономически активного населения на новые формы производственных отношений;
- создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест;
- развития и повышения эффективности реализуемых государственными службами занятости населения программ и услуг, направленных на предотвращение массовой безработицы;
- повышения мобильности трудовых ресурсов;
- последовательной стабилизации и последующего роста уровня жизни, усиления адресности социальной поддержки населения, направленной, в том числе, на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп;
б) проведение политики в области трудовой миграции, ориентированной на:
- создание условий для оптимального территориального перемещения населения с целью трудоустройства, в том числе вахтовым методом;
- обеспечение равных прав граждан государств-участников СНГ на трудовую деятельность на территориях стран Содружества с учетом национальных интересов государства пребывания;
в) развитие и совершенствование кадровой политики посредством:
- сохранения кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективного использования имеющихся рабочих мест;
- улучшения системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации работников;
- развития системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высококачественной рабочей силы;
г) совершенствование политики в области оплаты труда и социального страхования.
Этапы формирования общего рынка труда
государств-участников СНГ
Формирование общего рынка труда предполагает поэтапное сближение нормативно-правовой базы государств-участников СНГ в социально-трудовой сфере.
На первом этапе предполагается продолжить практику разработки модельных законодательных, иных нормативно-правовых актов государств-участников СНГ и заключения межгосударственных договоров и межправительственных соглашений, базирующихся на приоритетах национальных интересов государств Содружества. При этом осуществить:
- сохранение права на беспрепятственное перемещение граждан по территории государств-участников СНГ;
- разработку и использование Межгосударственного классификатора профессий рабочих и должностей служащих;
- подготовку проекта конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей - граждан государств-участников СНГ;
- формирование согласованных требований к подтверждению профессиональной деятельности и обучению работников;
- разработку основ информационной системы общего рынка труда;
- подготовку проекта соглашения об общих принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области приграничной трудовой миграции;
- подготовку проекта соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ по защите национальных рынков труда от нелегальной трудовой миграции;
- сотрудничество в области охраны труда на основе принятых межгосударственных соглашений, признание (до разработки новых) ранее действующих систем стандартов безопасности труда;
- выработку общих подходов к государственному социальному обеспечению и социальному страхованию трудящихся-мигрантов и членов их семей;
- предоставление трудящимся-мигрантам и членам их семей - граждан государств-участников СНГ скорой и неотложной медицинской помощи при нарушениях физического или психического здоровья, угрожающих их жизни или здоровью окружающих в объеме и на условиях не менее благоприятных, чем для граждан страны пребывания;
- содействие созданию реального механизма регулирования социально-трудовых отношений в создаваемых и действующих на территориях стран Содружества транснациональных корпорациях;
- установление тесного сотрудничества государственных служб занятости и миграционных служб в решении вопросов трудовой миграции;
- взаимное признание документов государственного образца о среднем, среднем специальном и высшем образовании, ученых степенях и званиях;

<СТАТУС РЕШЕНИЯ О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ ДОЛЕВЫХ ВЗНОСОВ В ЕДИНЫЙ БЮДЖЕТ ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 2003 ГОДА>(по состоянию на 01.01.2006)  »
Международное законодательство »
Читайте также