"КОММЮНИКЕ СОВЕЩАНИЯ "ГРУППЫ ВОСЬМИ" НА ОКИНАВЕ 2000 ГОДА"(Подписано на о. Окинава 23.07.2000)


КОММЮНИКЕ
СОВЕЩАНИЯ "ГРУППЫ ВОСЬМИ" НА ОКИНАВЕ 2000 ГОДА
(Окинава, 23 июля 2000 года)
Преамбула
Мы, руководители восьми крупнейших промышленно развитых государств и Председатель Европейской комиссии, собрались здесь, на Окинаве, на 26-ю встречу на высшем уровне в год, который знаменует собой начало нового тысячелетия. Мы проанализировали проблемы, с которыми столкнулись, и успехи, которых достигли после первой встречи на высшем уровне в Рамбуйе в работе по обеспечению мира и процветания во всем мире, и обсудили ту роль, которую "Группа восьми" должна играть по мере своего развития в XXI веке.
За последнюю четверть XX века мировая экономика достигла небывалого уровня процветания, закончилась "холодная война", а глобализация привела к зарождению единого чувства общности. Фактором, лежащим в основе этого, было распространение во всем мире основных принципов и ценностей, которые последовательно отстаивают участники встреч на высшем уровне: демократии, рыночной экономики, социального прогресса, устойчивого развития и соблюдения прав человека. Вместе с тем мы отчетливо осознаем, что даже сейчас во многих районах мира нищета и несправедливость подрывают человеческое достоинство, а конфликты приводят к человеческим страданиям.
Вступая в новое столетие, мы намерены оставаться лидерами в решении этих застарелых проблем и нести ответственность за это, принимать решительные меры в ответ на возникающие новые вызовы. Мы должны взяться за устранение первопричин конфликтов и бедности. Мы должны смело пользоваться новыми возможностями, которые открывают перед нами новые информационно-коммуникационные технологии и науки о жизни. Мы должны признать существование опасений, связываемых с глобализацией, и в то же время подходить к обеспечению максимальных благ для всех. Во всех своих начинаниях мы всегда должны опираться на фундаментальные принципы и ценности как основы более благополучного мира в XXI веке.
В мире, где происходит все более интенсивная глобализация, в условиях растущей сложности связанных с нею вызовов "Группа восьми" должна работать вместе с остальным миром. Мы должны установить новые партнерские отношения со странами, не входящими в "Группу восьми", в частности с развивающимися странами, международными организациями и гражданским обществом, включая частный сектор и неправительственные организации (НПО). Это партнерство сделает возможности, открываемые XXI веком, доступными для всех.
Мы надеемся, что наши дискуссии на Окинаве внесут позитивный вклад в Саммит тысячелетия ООН, который, как мы ожидаем, сформулирует в духе доклада Генерального секретаря "Мы, народы" то видение, которым будет руководствоваться Организация Объединенных Наций в решении проблем нового века. С этой целью мы продолжим работу по укреплению, повышению действенности и эффективности Организации Объединенных Наций; мы по-прежнему убеждены в необходимости реформ в Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности.
Занимается заря новой эры. Давайте же вместе пойдем вперед в XXI век с надеждой на то, что он станет веком большего благополучия, большего спокойствия духа и большей стабильности.
НАВСТРЕЧУ XXI ВЕКУ, ВЕКУ БОЛЬШЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Мировая экономика
В XX веке был достигнут беспрецедентный экономический прогресс. Вместе с тем финансовый и экономический кризис последних нескольких лет явился серьезным вызовом для мировой экономики. Совместно со многими нашими партнерами во всем мире мы стремимся к ослаблению неблагоприятных последствий этого кризиса, стимулируя подъем экономики и определяя пути содействия предотвращению будущих потрясений, включая меры по укреплению международной финансовой архитектуры. Рост мировой экономики в этом году будет мощным, и нас особенно воодушевляют темпы возрождения экономики в странах, в наибольшей степени пострадавших от кризиса.
Хотя темпы экономического возрождения в Азии неодинаковы, торговля здесь расширяется, и в некоторых странах действительно достигнуты высокие темпы роста. Усилия по реформированию сейчас должны быть в основном направлены на поддержание того импульса, который материализовался в результате реформ в финансовом и корпоративном секторах, на совершенствование управления и повышение транспарентности в государственном и частном секторах, а также на укрепление систем социального страхования в целях обеспечения активного и устойчивого роста и недопущения нестабильности в будущем.
Несмотря на наблюдаемое в последнее время позитивное развитие в мировой экономике, мы признаем, что это не повод для самоуспокоенности, поскольку процесс глобализации ускоряется, а быстрое распространение информационно-коммуникационной технологии ведет к фундаментальным изменениям в экономике. Есть обнадеживающие признаки новых реалий в области повышения производительности труда в Соединенных Штатах Америки и, в меньшей степени, в других странах "Группы восьми". Для того чтобы извлечь пользу из имеющихся у нас возможностей, необходимо подтвердить наше неуклонное стремление к структурным преобразованиям экономик наших стран, включая развитие конкуренции и повышение гибкости рынков труда, в основу которых должна быть заложена соответствующая макроэкономическая политика.
Информационно-коммуникационная технология (ИТ)
ИТ расширяет возможности, несет блага всем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения, узнавать и должным образом уважать друг друга. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики, укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и тем самым для процветания демократии. Поэтому доступ к возможностям цифровых технологий должен быть открыт для всех.
Мы ясно осознаем, что процесс глобализации и быстрые темпы развития информационной технологии порождают различные опасения. Нам необходимо принять соответствующие меры с тем, чтобы внести успокоение в умы людей. Действуя согласованно, мы сможем максимально увеличить выгоды от информационной технологии и обеспечить их доступность для тех, чьи возможности в этом плане пока ограничены. В этой связи мы приветствуем вклад частного сектора, такой как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума и Глобальный бизнес - диалог по вопросам электронной торговли (ГБДэт).
В поддержку этих целей мы обязуемся добиваться реализации ориентиров и намерений, изложенных в Окинавской хартии глобального информационного сообщества. Мы учредим Группу по возможностям цифровых технологий, которой будет поручено представить к нашей следующей встрече доклад о своих выводах и рекомендациях относительно глобальных мер, направленных на преодоление существующего на международном уровне разрыва в области информации и знаний.
Развитие
XXI век должен стать веком процветания для всех, и мы выражаем приверженность согласованным целям в области международного развития, включая общую задачу по сокращению к 2015 году доли населения мира, проживающего в крайней нищете, до половины уровня 1990 года.
Мы приветствуем доклад по вопросу о сокращении нищеты, представленный многосторонними банками развития (МБР) и Международным валютным фондом (МВФ), в соответствии с нашей просьбой, выраженной в Кельне, и будем ожидать получения ежегодных докладов при рассмотрении нами вопроса о дальнейшем продвижении в деле сокращения нищеты во всем мире. Этот доклад свидетельствует о том, что прогресс возможен в тех случаях, когда созданы надлежащие условия для экономического роста и социального развития. Вместе с тем доклад вновь напоминает нам о еще огромных нерешенных проблемах. В мире доля населения, живущего в бедности, сократилась с 29% в 1990 году до 24% в 1998 году, однако 1,2 миллиарда человек по-прежнему живут меньше чем на один доллар в день, причем в рамках отдельных регионов и между ними существуют значительные различия. В частности, во многих развивающихся странах, особенно в Африке, темпы роста остаются слишком низкими. Пандемия ВИЧ / СПИД еще более ухудшает ситуацию.
Как указывается в этом докладе, за последнюю четверть столетия многие государства достигли существенных результатов в борьбе с нищетой, и их пример является источником надежды для других стран. Достигнутые ими успехи показали нам, что с нищетой лучше всего бороться в условиях жизнеспособного, мирного и демократического общества, обеспечивающего свободу и возможности для всех, с находящейся на подъеме открытой экономикой и динамичным частным сектором, и сильным и подотчетным обществу руководством и государственными учреждениями.
Для борьбы с нищетой необходим имеющий прочную и широкую основу равномерный экономический рост, основанный на развитии способностей людей и свободе выбора. В сотрудничестве с частным сектором и набирающим силу гражданским обществом Правительства должны создавать экономические и социальные основы для роста широкого частного сектора. Малые и средние предприятия, используя возможности информационных технологий, могут стать мощными инструментами развития. Мы будем работать с развивающимися странами в целях внедрения политики, программ и структур, которые дают людям реальную возможность улучшить свою жизнь. Поэтому мы приветствуем конструктивные дискуссии на 10-й сессии ЮНКТАД в Бангкоке и будем работать в Организации Объединенных Наций и на других форумах в целях дальнейшего сокращения нищеты, особенно в наименее развитых странах.
Мы также приветствуем расширение сотрудничества между МОТ и МФИ по осуществлению надлежащей социальной защиты и основных норм труда. Мы настоятельно призываем МФИ включать вопросы, касающиеся этих норм, в ведущийся ими политический диалог со странами - членами. Кроме того, мы подчеркиваем важность эффективного сотрудничества между ВТО и МОТ в том, что касается социальных аспектов глобализации и либерализации торговли.
Торговля и инвестиции имеют важнейшее значение для обеспечения устойчивого экономического роста и сокращения нищеты. Мы обязуемся уделять больше внимание мерам по укреплению потенциала, связанного с торговлей. У нас вызывает озабоченность тот факт, что некоторые регионы по-прежнему остаются на обочине общего потока прямых иностранных инвестиций и что 48 наименее развитых стран привлекают менее 1% общего объема прямых иностранных инвестиций, направляемых в развивающиеся страны. Мы настоятельно призываем многосторонние организации в области развития и финансовые институты поддержать усилия развивающихся стран, направленные на создание благоприятного торгового и инвестиционного климата, в том числе при помощи Стратегии Всемирного банка по сокращению бедности (ССБ) и Интегрированной программы помощи в сфере торговли ВТО.
Мы особо обеспокоены трудными проблемами, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, особенно в Африке, которые не имеют доступа к позитивным результатам глобализации из-за комбинации таких факторов, как конфликты, бедность и слабое управление, ведущих к упадку и усугубляющих друг друга.
Мы привержены мобилизации средств и ресурсов международного сообщества в поддержке и наращивании усилий этих стран в их борьбе и преодолении этих проблем с особым упором на поддержку справедливого распределения преимуществ роста путем осуществления разумной социальной политики, в том числе в области здравоохранения и образования. С этой целью мы предметно договорились о нижеследующем:
- продвигать вперед инициативу по задолженности беднейших стран с большой задолженностью (БСБЗ);
- значительно улучшить доступ на наши рынки;
- укреплять эффективность нашей официальной помощи развитию (ОПР);
- осуществлять широкомасштабный план по борьбе с инфекционными заболеваниями, особенно ВИЧ / СПИДом, малярией и туберкулезом;
- решительно следовать недавно принятым Дакарским "Рамкам мировых действий в области просвещения" путем выделения дополнительных ресурсов на цели базисного образования;
- обращаться к проблеме расширяющегося цифрового разрыва;
- осуществлять меры по предотвращению конфликтов, включая обращение к проблеме незаконной торговли алмазами.
Большое значение в борьбе с нищетой имеет ОПР. Мы также обязуемся повысить действенность нашей ОПР в поддержку усилий, прилагаемых самими странами в борьбе с нищетой, в том числе путем осуществления национальных стратегий в области сокращения нищеты. Мы будем использовать перспективный подход, уделяя больше внимания тем странам, правительства которых продемонстрировали приверженность делу повышения благосостояния своего населения путем подотчетного и транспарентного управления ресурсами, предназначенными для целей развития. С целью повышения эффективности ОПР мы решили не связывать нашу помощь на основе достигнутого на сегодняшний день в ОЭСР прогресса и механизма сбалансированного распределения усилий, о котором мы договоримся с нашими партнерами по ОЭСР. Мы рассчитываем, что это соглашение вступит в силу с 1 января 2002 года. Тем временем мы призываем страны, по-прежнему оказывающие несвязанную ОПР в малых объемах, улучшить эти показатели. Мы будем также стремиться продемонстрировать общественности, что ОПР, имеющая адресную направленность, дает результаты, и на этой основе будем уделять повышенное внимание этому виду помощи. Хорошо скоординированная помощь приносит пользу развивающимся странам, и мы рассмотрим наиболее эффективные методы улучшения такой координации.
Мы также договорились уделять особое внимание трем темам - задолженности, здравоохранению и образованию - как стимулам роста.
Задолженность
В прошлом году в Кельне мы договорились приступить к реализации Расширенной инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ) в целях обеспечения более быстрого, широкого и глубокого облегчения бремени задолженности, предоставляя средства для финансирования национальных стратегий по сокращению нищеты. Мы приветствуем одобрение этой инициативы международным сообществом осенью прошлого года.
В последующий период был достигнут прогресс в области осуществления Расширенной инициативы по БСБЗ. Тем не менее следует продолжить усилия в этой области. Девять стран (Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Гондурас, Мавритания, Мозамбик, Сенегал, Танзания и Уганда) уже достигли этапа принятия решений и непосредственно ощущают выгоды Инициативы. Общее сокращение задолженности в рамках Расширенной инициативы по БСБЗ для этих стран должно составить более 15 млрд. долларов США по номиналу (8,6 млрд. долларов США в эквиваленте чистой приведенной стоимости).
Мы приветствуем усилия, предпринимаемые БСБЗ в целях разработки комплексных национальных стратегий в области борьбы с нищетой в рамках общего процесса путем участия гражданского общества. МФИ следует вместе с другими донорами помогать БСБЗ в разработке документов по стратегии в области сокращения нищеты и оказывать содействие в управлении их финансовыми ресурсами путем предоставления технического содействия.

РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"О ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ"(Принято в г. Казани 26.08.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также