РЕШЕНИЕ n 50 Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан"О РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ И МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА"(Вместе с "ИНФОРМАЦИЕЙ К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА...")(Принято в г. Москве 26.10.1999)


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН,
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
РЕШЕНИЕ N 50
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
И МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
(Москва, 26 октября 1999 года)
Межгосударственный Совет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан
решил:
1. Принять к сведению Информацию о реализации режима свободной торговли и мер по формированию единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза (прилагается).
2. Обеспечить правовое оформление режима свободной торговли в рамках Таможенного союза путем ратификации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений к нему от 2 апреля 1999 г., подписанных государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
3. Правительствам Сторон совместно с Интеграционным Комитетом в целях реализации режима свободной торговли в полном объеме принять следующие меры:
- завершить проведение соответствующих внутригосударственных процедур по соглашениям, касающимся режима свободной торговли;
- проработать вопрос подготовки и подписания государствами - участниками Таможенного союза с учетом выполнения Республикой Таджикистан обязательств по присоединению к Союзу документа о завершении формирования режима свободной торговли в полном объеме и его соблюдении между государствами - участниками Таможенного союза.
4. Правительствам Сторон совместно с Интеграционным Комитетом активизировать работу по завершению формирования единой таможенной территории в рамках Таможенного союза, в этих целях:
4.1. Завершить формирование Общего таможенного тарифа.
Соглашение об Общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза заключено в г. Москве 17.02.2000. 4.2. Завершить выработку согласованных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении третьих стран, для чего согласовать:
- перечни товаров, к которым применяются количественные ограничения экспорта и / или импорта, и порядок их применения;
- перечни товаров, к которым применяются запреты и ограничения ввоза и / или вывоза, и порядок внесения в эти перечни изменений и дополнений;
- порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз и / или вывоз товаров.
4.3. Выработать единый порядок экспортного контроля и заключить соответствующее соглашение.
4.4. К концу 2000 года подготовить предложения по сближению торговых режимов государств - участников Таможенного союза в отношении третьих стран и проведению скоординированной торговой политики в отношениях с международными организациями, и прежде всего Всемирной торговой организацией.
4.5. Реализовать согласованный механизм исчисления и взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения".
4.6. Разработать в течение 2000 года предложения по совершенствованию системы платежно-расчетных отношений.
4.7. В течение 2000 - 2002 гг. установить единый порядок таможенного оформления и контроля на внешних границах, а также общую систему управления таможенным делом.
4.8. Подготовить и подписать Протокол между правительствами государств - участников Таможенного союза о согласованном введении изъятий из режима свободной торговли с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, не входящими в Таможенный союз.
4.9. Подготовить Соглашение о порядке взимания и поступления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие в государствах - участниках Таможенного союза.
5. Интеграционному Комитету совместно с правительствами Сторон разработать предложения по развитию торговли услугами в рамках Единого экономического пространства с учетом хода переговорного процесса по присоединению государств - участников Таможенного союза к ВТО.
6. Правительствам государств - участников Таможенного союза включать вопросы интеграционного сотрудничества в качестве приоритетных в свои программы действий.
7. Совету глав правительств и Интеграционному Комитету на своих заседаниях регулярно рассматривать ход выполнения указанных мер.
(Подписи)


Приложение
к Решению
Межгосударственного Совета
Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Кыргызской Республики, Российской
Федерации и Республики Таджикистан
от 26 октября 1999 г. N 50
ИНФОРМАЦИЯ
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМА СВОБОДНОЙ
ТОРГОВЛИ И МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ
ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. формирование Таможенного союза в качестве торгово-экономического объединения предполагается осуществить в два этапа.
На первом этапе государства - участники Таможенного союза вводят режим свободной торговли, на втором - принимают меры по формированию единой таможенной территории.
Режим свободной торговли заключается в не применении тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны, и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны и предназначенных для выпуска в свободное обращение на таможенных территориях Сторон.
Правовой основой режима свободной торговли являются Соглашения о свободной торговле, заключенные между правительствами государств Таможенного Союза:
Республики Беларусь и Республики Казахстан 23 сентября 1997 г.
Республики Беларусь и Кыргызской Республики 30 марта 1999 г.
Республики Беларусь и Российской Федерации 13 ноября 1992 г.
Республики Казахстан и Кыргызской Республики 22 июня 1995 г.
Республики Казахстан и Российской Федерации 22 октября 1992 г.
Кыргызской Республики и Российской Федерации 8 октября 1992 г.
В основу указанных Соглашений заложены принципы торговли без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.
Распространение режима свободной торговли на Республику Таджикистан предполагается осуществить после выполнения ею принятых обязательств в соответствии с Протоколом об этапах и сроках завершения Республикой Таджикистан работы по выполнению условий Соглашений о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года.
Реализация режима свободной торговли в полном объеме в рамках Таможенного союза вместе с тем требует принятия следующих мер:
- завершения проведения соответствующих внутригосударственных процедур по вступлению в силу соглашений по вопросам, касающимся режима свободной торговли;
- принятия национальных правовых актов с целью недопущения возможных административных, фискальных препятствий для нормального функционирования режима свободной торговли, а также возможных нарушений его государствами в одностороннем порядке.
Для реализации режима свободной торговли в рамках Таможенного союза в полном объеме целесообразно также проработать вопрос о подготовке и подписании всеми государствами - участниками Таможенного союза документа о завершении создания и соблюдении режима свободной торговли в полном объеме на многосторонней основе.
Следующим этапом формирования Таможенного союза является создание единой таможенной территории.
В соответствии с Договором от 26 февраля 1999 г. под единой таможенной территорией понимается территория, состоящая из таможенных территорий Сторон, применительно к которой установлен Общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами, отменен таможенный контроль на внутренних таможенных границах.
На основе решений органов управления интеграцией, принятых в 1998 - 1999 годах, сформирована основа Общего таможенного тарифа - согласован Перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации из третьих стран и систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. В настоящее время этот Перечень охватывает около 60% единых ставок по ТН ВЭД СНГ. Решением Совета глав правительств от 26 февраля 1999 г. N 46 определено, что Кыргызстан и Таджикистан будут присоединяться к формированию Общего таможенного тарифа поэтапно.
В целях формирования единой тарифной политики разработан и находится на согласовании проект соглашения об Общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза.
Утвержден Решением Совета глав правительств от 24 сентября 1999 г. N 58 Перечень наименее развитых стран - пользователей системы преференций государств - участников Таможенного союза. Товары, происходящие из стран вошедших в этот Перечень, при ввозе в Республику Беларусь, Республику Казахстан и Российскую Федерацию, будут освобождены от таможенных пошлин.
Решением Совета глав правительств от 26 февраля 1999 г. N 46 утвержден Базовый перечень товаров, происходящих из развивающихся стран, при ввозе которых на таможенные территории государств - участников Таможенного союза предоставляются тарифные преференции. Предстоит решить проблему единых подходов к критериям предоставления тарифных преференций развивающимся странам для разработки проекта Базового перечня развивающихся стран - пользователей согласованной системы преференций государств - участников Таможенного союза.
По вопросу о единых мерах нетарифного регулирования заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза 22 октября 1997 г., которое вступило в силу в июле 1999 года.
В целях реализации указанного Соглашения правительствами Сторон 28 января 1999 г. подписан Протокол о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники Соглашений о Таможенном союзе, в стадии согласования находится проект Сводного перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения во внешней торговле.
Анализ действующих в государствах Таможенного союза мер нетарифного регулирования, в частности, лицензирования, квотирования и других административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности показал, что они значительно различаются и подвержены динамичным изменениям в силу осуществления оперативной торговой политики в реальных условиях экономического развития последнего времени. Большинство мер нетарифного регулирования, предусмотренных Соглашением, требуют существенной работы по гармонизации национальных законодательств Сторон.
В этой связи необходима поэтапная, систематизированная по специфическим направлениям нетарифного регулирования работа в рамках специально созданных для этого механизмов: Комиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, Комиссии по взаимодействию в области экспортного контроля, Комиссии по стандартизации, метрологии и сертификации.
Первоочередной задачей в этой области будет подготовка и подписание Протокола (или Соглашения) об утверждении Перечня товаров, в отношении которых применяются количественные ограничения, запреты или ограничения, государственная монополия, а также Протокола об утверждении порядка взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз и / или вывоз товаров.
Необходимо также выработать единый порядок экспортного контроля и заключить соответствующее соглашение.
Ключевым звеном для объединения таможенных территорий государств Таможенного союза в единую таможенную территорию является установление партнерами по Таможенному союзу согласованного торгового режима в отношении третьих стран.
В целях реализации мер в указанном направлении 3 июня 1997 г. подписан Протокол о международных торговых переговорах государств - участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию, принято Решение Совета глав правительств при Межгосударственном Совете от 28 апреля 1998 г. N 13 "О единой позиции государств - участников соглашений о Таможенном союзе на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации", подготовлен к подписанию на очередном заседании Совета глав правительств проект Протокола о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза.
Протокол подписан 17.02.2000. В связи со вступлением Кыргызской Республики в ВТО необходимо проработать вопрос о выполнении обязательств Кыргызстана в рамках Таможенного союза в целях недопущения нанесения ущерба экономическим интересам партнеров по Союзу. Подготовлен проект Соглашения о согласованных мерах по регулированию доступа на рынки государств Таможенного союза товаров и услуг из третьих стран.
Соглашение о согласованных мерах по регулированию доступа на рынки государств Таможенного союза товаров и услуг из третьих стран заключено 06.10.2000. Указанный проект документа разработан с целью исключения неконтролируемого проникновения хозяйствующих субъектов третьих стран на рынки одних государств Таможенного союза через коммерческое присутствие на рынках других государств путем использования режима на уровнях защищенности рынков.
Для формирования однотипных механизмов регулирования экономики разработан и одобрен Решением Совета глав правительств на Межгосударственном Совете от 24 сентября 1999 г. N 53 Протокол совместных действиях государств - участников Соглашений о Таможенной союзе по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса и План действий по его реализации. В целях дальнейшей гармонизации налоговой политики в области внешнеторговой деятельности и скорейшей реализации взимания налогов по принципу "страны назначения" подготовлен проект соответствующего протокола.
Советом глав правительств 22 января 1998 г. утвержден Базовый перечень подакцизных товаров и установлен порядок внесения в него изменений по взаимному согласованию 24 ноября 1998 г. в соответствии с ним утверждены единые минимальные ставки акцизов на подакцизные товары, производимые и ввозимые на таможенные территории государств - участников Таможенного союза, и установлен порядок их изменения.
Для создания условий свободного прохождения платежей и расчетов 26 февраля 1999 г. принят Протокол об обеспечении взаимодействия национальных валютно-финансовых систем.
Необходимым условием создания единой таможенной территории является также упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах государств - участников Таможенного союза.
В целях упрощения таможенного контроля в рамках Таможенного союза приняты следующие документы:
Протокол об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной и коммерческой деятельности, и валюты, перемещаемых физическими лицами через таможенные границы государств - участников Таможенного союза (22 января 1998 г.);
Соглашение об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами таможенных границ государств - участников Таможенного союза и беспрепятственного провоза ими товаров (багажа) и валюты (24 ноября 1998 г.);
Единая форма пассажирской таможенной декларации (5 марта 1999 г.);
Соглашение о единых условиях транзита через территории государств - участников Таможенного союза (22 января 1998 г.);
Протокол о таможенном сопровождении товаров, перемещаемых между таможенными органами государств - участников Таможенного союза (8 декабря 1998 г.);
Протокол о порядке таможенного оформления товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств - участников Таможенного союза (8 декабря 1998 г.);
В информационный банк включен Протокол о таможенном оформлении товаров, перевозимых под таможенным контролем между таможенными органами государств - участников Таможенного союза, подписанный в г. Москве 08.12.1998. Соглашение об упрощенном порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Таможенного союза (24 сентября 1999 г.).
В настоящее время подготовлены и вносятся на рассмотрение органов управления интеграцией проекты следующих документов:
Протокол о правилах декларирования товаров и транспортных средств, происходящих из третьих стран и перемещаемых через внешние таможенные границы Таможенного союза;
Протокол о таможенном контроле за товарами, перемещаемыми между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;
Протокол о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами;
Протокол о норме беспрепятственного вывоза физическими лицами государств - участников Таможенного союза наличной иностранной валюты в третьи страны;
Протокол о порядке и норме беспрепятственного вывоза физическими лицами государств - участников Таможенного союза наличной иностранной валюты в третьи страны подписан в г. Минске 23.05.2000. Единая форма справки - сертификата.
Начата разработка совместной программы по обустройству внешних границ Таможенного союза.
Завершающей стадией формирования единой таможенной территории должна стать отмена таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, для чего предстоит решение следующих задач:
установить единый порядок таможенного контроля за товарами, перемещаемыми между таможенными органами государств - участников Таможенного союза;
унифицировать правила и процедуры таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых на общую территорию;
ввести единые принципы организации контроля за перемещением подакцизных товаров, подлежащих маркировке;
обустроить внешние таможенные границы государств - участников Таможенного союза;
ввести единую методологию таможенной статистики;
установить единый порядок контроля за определением таможенной стоимости товаров и транспортных средств в Таможенном союзе;
определить единую систему таможенного регулирования, для чего принять соглашение о таможенном деле;
совершенствовать систему органов управления в рамках Таможенного союза, предусматривающую возможность наделения их полномочиями наднационального характера.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
процесс формирования единой таможенной территории ведется целенаправленно, в соответствии с Программой мер по обеспечению формирования Таможенного союза и создания Единого экономического пространства на 1999 - 2002 годы и другими документами, принятыми органами управления интеграцией;
процесс формирования единой таможенной территории ведется целенаправленно, последовательно реализуется комплекс необходимых мероприятий;
процесс формирования единой таможенной территории, а затем общего рынка товаров, находится уже в решающей стадии, и можно сделать оптимистический вывод, что в ближайшие годы возможно завершить необходимые организационно-правовые аспекты;
страны "пятерки" в своих экономических отношениях из этапа простых договоренностей перешли на стадию фиксирования, связывания согласованных параметров внешнеэкономической деятельности, и это вселяет надежду в успех интеграционных усилий.
Вместе с тем, потенциал для ускорения интеграционных процессов в полной мере не используется. Правительствам государств - участников Таможенного союза совместно с Интеграционным Комитетом необходимо задействовать имеющиеся возможности для завершения формирования единой таможенной территории в ближайшие три года, активизировать свою деятельность по вышеназванным направлениями и, прежде всего, по формированию Общего таможенного тарифа, нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, согласованного торгового режима в отношении третьих стран; по применению единой системы взимания косвенных налогов; принципов и методов управления единой таможенной территорией, по совместному обустройству внешних таможенных границ.

РЕШЕНИЕ n 49 Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан"ОБ ИТОГАХ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ПРИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ 24 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА"(Принято в г. Москве 26.10.1999)  »
Международное законодательство »
Читайте также