"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-6 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на четырнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 14-6
от 16 октября 1999 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях. 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях конституции и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов государства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов права.

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Статья 3. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. 1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий государственного значения осуществляются правительством и специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Статья 5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

Статья 6. Общие положения. 1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Статья 7. Задачи государственных природных заповедников. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников. 1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением правительства при условии согласия субъектов права на отнесение его территории к объектам государственной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов права и специально уполномоченного на то государственного органа в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников. 1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники. 1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников. 1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, и создаются в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения.

Статья 12. Общие положения. 1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Статья 13. Основные задачи национальных парков. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков. 1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков. 1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, и создаются в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения.

Статья 17. Организация обслуживания посетителей национальных парков. 1. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом, в ведении которого находятся национальные парки.

Статья 18. Общие положения. 1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов права, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Статья 19. Порядок образования природных парков.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В ГОСУДАРСТВЕ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-9 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также