РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ВЫСОКОНАДЕЖНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ"(Принято в г. Ялте 08.10.1999)


РЕШЕНИЕ
О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ
"ВЫСОКОНАДЕЖНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ"
(Ялта, 8 октября 1999 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Межгосударственную программу "Высоконадежный трубопроводный транспорт" (прилагается).
2. Координацию действий по ее реализации возложить на Координационный совет Межгосударственной программы "Высоконадежный трубопроводный транспорт" и Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Ялте 8 октября 1999 года в одном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству его заверенную копию.
(Подписи)


Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Межгосударственной программе
"Высоконадежный трубопроводный
транспорт"
от 8 октября 1999 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ВЫСОКОНАДЕЖНЫЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ"
Введение
Настоящая Межгосударственная программа "Высоконадежный трубопроводный транспорт" ("ВНТТ") (далее - Программа) разработана с целью комплексного решения крупной научно-технической проблемы по модернизации сети магистральных трубопроводов, а также реализации связанных с ней экономических и экологических задач.
Программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экономических, правовых, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих решение задач в области экономического развития стран СНГ. Программа ориентирована на повышение эффективности эксплуатации трубопроводного транспорта со снижением его аварийности не менее чем в семь раз.
Программа включает в себя семь направлений, каждое из которых служит реализации конкретных задач и получению определенного круга самостоятельных результатов.
Государственными заказчиками Программы выступают органы государственного управления стран СНГ в области добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов.
Программа разработана с учетом межправительственного Соглашения о формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере и "Порядка формирования и реализации межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере", подписанных главами правительств Содружества Независимых Государств 11 сентября 1998 года в г. Москве.
Программа классифицируется как межгосударственная. В ее реализации принимают участие Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.
По своей функциональной ориентации Программа является научно-технической и инновационной:
в части разработки и внедрения новых методов и средств, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов;
создания систем наблюдения и контроля за состоянием объектов;
выхода производства стран на мировой уровень;
а также экологической в части осуществления мероприятий по улучшению состояния природной среды, улучшению экологического состояния объектов и комплексного повышения экологической безопасности населения.
Реализация Программы предусматривает организационно-экономический механизм использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, конкурсного отбора и экспертизы разработок, текущего контроля и корректировки заданий Программы. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и их результаты являются основой для формирования государственных, отраслевых и региональных планов социально-экономического развития по внедрению новых технологий и услуг, составления бизнес-планов и заключения контрактов в сфере привлечения инвестиций.
По срокам реализации Программа является среднесрочной и рассчитана на период до 2005 года.
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
За исторически короткий период времени в бывшем СССР была создана уникальная по протяженности и производительности система магистральных трубопроводов для транспортировки природного газа, нефти и продуктов их переработки. Эта трубопроводная система - одно из самых крупных инженерных сооружений XX века. Общая протяженность сети магистральных трубопроводов в СНГ составляет более 300 тыс. км. В частности:
- крупнейшая в мире сеть магистральных газопроводов среднего диаметра достигает общей протяженности 220 тыс. км;
- сеть магистральных нефтепроводов - 66,5 тыс. км;
- сеть магистральных нефтепродуктопроводов - 19,6 тыс. км.
Российская часть магистралей составляет свыше 208 тыс. км, причем доминируют в ней трубопроводы высокого давления и большого диаметра - 1020 - 1420 мм. Эксплуатируется 800 компрессорных и насосных станций, резервуарные парки объемом более 20 млн. куб. м, подземные хранилища емкостью 45,6 млрд. куб. м. Протяженность промысловых нефтепроводов и газопроводов составляет 350 тыс. км.
По грузообороту магистральные трубопроводы занимают второе место после железных дорог, являются самым эффективным и надежным видом транспорта пожаро-взрывоопасных углеводородов и играют решающую роль в снабжении энергоресурсами и химическим сырьем внутренних потребителей, а также в обеспечении основных валютных поступлений от поставок природного газа, нефти и нефтепродуктов зарубежным странам. Нефтегазовый комплекс дает около половины валютных доходов России.
Современные условия работы трубопроводного транспорта характеризуются прогрессирующим старением основных фондов. Так, более 50% магистральных трубопроводов эксплуатируются более 20 лет, а около половины из них - свыше 30 лет. Состояние трубопроводов по мере увеличения продолжительности эксплуатации под влиянием процессов старения, накопления повреждений в металле трубопроводов ухудшается. Циклические воздействия внутреннего давления вызывают накопление усталостных повреждений в зонах дефектов, допущенных при изготовлении труб и проведении строительно-монтажных работ. Эти повреждения часто служат источниками трещин малоцикловой усталости. Несовершенство технологии нанесения изоляционного покрытия, применение некачественных материалов, брак строительно-монтажных работ приводят к развитию коррозионных повреждений наружной поверхности трубопроводов. Наличие сероводорода, воды в составе перекачиваемой продукции способствует образованию внутренней коррозии. Все эти факторы в значительной степени увеличивают риск отказов и крупных промышленных аварий, снижают надежность работы трубопроводных систем.
Общее падение промышленного производства в странах СНГ и тяжелое положение в национальных экономиках не позволяют рассчитывать в ближайшее время на быструю модернизацию парка магистральных трубопроводов. При складывающихся темпах проведения капитального ремонта потребуется свыше 50 лет на модернизацию действующего парка трубопроводов, что заведомо не обеспечивает простого воспроизводства мощностей действующих трубопроводных систем и ведет к их деградации.
В то же время ужесточение экологических требований, а также введение более жестких норм и экономических санкций со стороны государства, пользователей и местных органов власти к трубопроводным организациям и системам требуют постоянного совершенствования технологий, оборудования, материалов и методов работы с целью исключения аварий и отказов как эксплуатирующихся, так и вновь проектируемых и строящихся трубопроводных систем. Это требует значительных инвестиций и прежде всего в научно-исследовательской и инженерной областях, где могут проводиться отвечающие современным требованиям научно-технические разработки.
Принципиальное отличие задач повышения эффективности и надежности трубопроводных систем на современном этапе состоит в необходимости структурных и технологических изменений во всем неразрывно связанном комплексе технологических процессов диагностики, технического обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводных систем без нарушений режимов эксплуатации трубопроводов.
Рост срока службы магистральных трубопроводов, ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для проведения замены линейной части трубопроводов и технологического оборудования, придают проблеме обеспечения надежности и безопасности эксплуатации магистральных трубопроводов особое значение.
В дальнейшем прогнозируется рост аварий, количество которых по сравнению с 1993 годом возросло в три с лишним раза. Потери при этом, к примеру, нефти составляют более 10 млн. т, т.е. почти 4% от объема добычи. Прямые потери по Российской Федерации превышают 270 млн. долл. США. Ученые и специалисты государств Содружества оценивают Программу как стратегическое направление по техническому перевооружению энергетического комплекса.
С переходом стран СНГ к рыночным формам хозяйствования образовалось значительное число самостоятельных хозяйствующих организаций (компании, акционерные общества, государственные предприятия, в том числе РАО "Газпром", АК "Транснефть", АК "Транснефтепродукт", АО "Роснефтегазстрой", НК "Роснефть", "Укргазпром", "Укрнефть", "Белтрансгаз", "Белнефтепродукт", "КазтрансОйл" и т.д.), осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию трубопроводов различного назначения. Все они встречаются со сходными проблемами в области трубопроводного транспорта, при этом технологическое единство и взаимосвязь трубопроводных систем предопределяют необходимость рассмотрения и решения важнейших научно-технических проблем этой области в едином комплексе, в рамках сосредоточения финансовых, технических и интеллектуальных ресурсов всех заинтересованных организаций на их решении.
Система магистральных трубопроводов является одним из важнейших факторов экономической интеграции государств-участников СНГ, и только ее совместная эксплуатация, совершенствование и развитие может обеспечить научно-техническое развитие и экономический рост.
Предлагаемой Программой "ВНТТ" намечено решение таких важных проблем, как осуществление системного анализа технического и экологического состояния магистральных и промысловых трубопроводов и на его основе определение уточненного ресурса работы трубопроводов различного назначения в различных природно-климатических условиях, совершенствование проектных решений, повышение технического и технологического уровня ремонтно-восстановительных работ и реконструкции трубопроводов, разработка и внедрение соответствующей техники по всему циклу работ, ужесточение требований к трубам, повышение надежности сварных соединений, разработка и внедрение новых методов диагностики трубопроводных систем и др.
Приоритетными направлениями Программы являются:
- гармонизация действующих норм со стандартами европейских стран, США и Канады;
- научное обоснование требований к металлу и сварным соединениям труб, трубным деталям, достижение высокого уровня их качества, в частности на основе внедрения достижений научно-технологической программы "Создание конкурентоспособных на мировых рынках сварных конструкций, ресурсосберегающих технологий, материалов и оборудования для сварного производства";
- разработка новых технологий и техники для строительства, ремонта и реконструкции магистральных и промысловых трубопроводов;
- защита от почвенной и химической коррозии труб, изоляционные материалы и ингибиторы, электрохимическая защита и коррозионный мониторинг;
- надежность эксплуатации трубопроводов, экологическая безопасность и мониторинг;
- постановка диагностики на современном уровне с определением остаточного ресурса трубопроводов;
- прокладка газопроводов и нефтепроводов в морских акваториях.
Перечисленные проблемы имеют существенную значимость для государств СНГ в повышении эффективности экономики, развитии нефтегазоносных районов, социальной сферы, обеспечении экономической безопасности и рационального природопользования. Их решение предполагает высокую эффективность технических, правовых, организационных мероприятий, широкое распространение прогрессивных технологий по строительству и эксплуатации трубопроводных систем.
Достижение поставленных в Программе целей и задач предполагается через реализацию семи направлений, которые только в комплексе могут дать намеченный эффект. Поэтому отдельные разработки, касающиеся, в частности, диагностики, защиты и ремонта трубопроводов, увязаны по срокам исполнения и исполнителям.
Программой предусматривается выполнение значительного объема работ при участии восьми государств СНГ и более 50 научных и производственных организаций. Координация их действий приобретает существенную роль в исполнении заданий Программы. Требуется четкая процедура согласования нормативных документов и взаимодействие с центральными и местными органами управления. В первую очередь это касается обеспечения финансирования Программы, утверждения стандартов и норм, внедрения новых технологий ремонта и строительства трубопроводов, контроля за состоянием систем. В связи с этим управление ресурсами Программы, реализация намеченных этапов в планируемые сроки могут быть осуществлены только с помощью программного подхода и программных методов и при наличии единого координационного центра.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными целями и задачами настоящей Программы являются:
- повышение надежности эксплуатации действующих систем трубопроводного транспорта;
- создание единого нормативно-технического пространства стран СНГ в сфере трубопроводного транспорта;
- гармонизация действующих стандартов и технических норм со стандартами промышленно развитых стран Европы, США и других государств.
Программа реализуется в течение 1998 - 2005 годов с ежегодным уточнением в ней заданий, включаемых по решению руководящего органа Программы - Координационного совета, утверждаемого правительствами стран-участниц Программы.
Программа "Высоконадежный трубопроводный транспорт" начала разрабатываться по решению Совета Министров СССР в 1991 году и была приостановлена на период формирования независимых государств на территории бывшего СССР. По поручению Правительств Украины и России в 1993 году Программа преобразована в Межгосударственную научно-техническую программу "Высоконадежный трубопроводный транспорт" (МГНТП "ВНТТ"). Учредителями Программы на том этапе работ выступили РАО "Газпром", ГП "Роснефть", АО "Транснефть", АО "Роснефтегазстрой", "Укргазпром", "Укрнефть". Для организации разработки Программы в течение 1996 - 1997 годов была создана ассоциация "ВНТТ" под эгидой Межправительственного совета

<ПРОТОКОЛ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЕДИНУЮ ТОВАРНУЮ НОМЕНКЛАТУРУ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (ТН ВЭД СНГ)>(Подписан в г. Ялте 08.10.1999)  »
Международное законодательство »
Читайте также