"ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ, ЭСТОНИИ"(Вместе с "ЦЕЛЯМИ И ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА...", "МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ")(Утверждена 28.05.1999 на 24-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту)


Утверждена
на двадцать четвертом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
28 мая 1999 года
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ
СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ, ЛАТВИИ,
ЛИТВЫ, ЭСТОНИИ
1. Основные цели и задачи Программы
1.1. Настоящая Программа определяет назначение, сроки и этапы развития межгосударственной информационно-вычислительной сети железных дорог государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и создание на этой основе межгосударственной информационно-вычислительной сети, базирующейся на современных программно-технических комплексах, международных стандартах на средства передачи данных и прогрессивных информационных технологиях (ИВС "Инфосеть-21").
1.2. ИВС "Инфосеть-21" предназначена для повышения эффективности управления грузовыми и пассажирскими перевозками в межгосударственном сообщении, укрепления технологического взаимодействия железных дорог, улучшения совместного использования парков грузовых вагонов и контейнеров, обеспечения более высокой достоверности данных для взаиморасчетов за пользование ими в соответствии с Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, а также для повышения конкурентоспособности железных дорог и удовлетворения возрастающих информационных потребностей пользователей.
1.3. Для реализации функций ИВС "Инфосеть-21" предусматривается создание Межгосударственного вычислительного центра железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (МВЦ).
1.4. Программа определяет основные задачи и информационные потоки межгосударственного информационного взаимодействия.
1.5. Программа определяет мероприятия для последовательного перехода от существующей информационно-вычислительной сети к ИВС "Инфосеть-21".
1.6. Порядок финансирования работ общесетевого характера по реализации Программы определяется Советом по железнодорожному транспорту.
Приобретение технических средств обработки и передачи данных, организация необходимых каналов связи в пределах границ железнодорожных администраций осуществляется самостоятельно каждой железнодорожной администрацией. Технические средства общего назначения приобретаются совместно железнодорожными администрациями.
Программно-технические комплексы национальных информационных систем (НИС) и национальных сетей передачи данных для информационного обеспечения перевозок в межгосударственном сообщении создаются железнодорожными администрациями самостоятельно с учетом требований к ИВС "Инфосеть-21".
1.7. Программа рассчитана на период с 1999 по 2002 гг.
Для реализации Программы необходимо выполнение следующих мероприятий.
2. Мероприятия по развитию межгосударственной
информационно-вычислительной сети
-----T--------------------------------T----------T---------------¬
¦ N ¦ Наименование разделов ¦ Срок ¦ Ответственные ¦
¦п/п ¦ Программы и работ ¦выполнения¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦1. ¦Разработка технических ¦III кв. ¦НИИАС ЖТ, ГВЦ ¦
¦ ¦требований к архитектуре ¦1999 г. ¦МПС России, ¦
¦ ¦ИВС "Инфосеть-21" ¦ ¦КЗХ, УЗ, ЛАТ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦2. ¦Разработка технического ¦I кв. ¦НИИАС ЖТ, ГВЦ ¦
¦ ¦задания на создание ИВС ¦2000 г. ¦МПС России, ¦
¦ ¦"Инфосеть-21". ¦ ¦ГТСС ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3. ¦Создание ИВС "Инфосеть-21" ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.1.¦Этап 1. Создание сети для ¦II кв. ¦железнодорожные¦
¦ ¦обеспечения взаимодействия ¦2000 г. ¦администрации, ¦
¦ ¦железнодорожных ¦ ¦НИИАС ЖТ, ГВЦ ¦
¦ ¦администраций ¦ ¦МПС России ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.2.¦Этап 2. Создание МВЦ и ¦IV кв. ¦железнодорожные¦
¦ ¦включение его в ИВС ¦2000 г. ¦администрации, ¦
¦ ¦"Инфосеть-21". ¦ ¦ГВЦ МПС России ¦
+----+--------------------------------+----------+---------------+
¦3.3.¦Этап 3. Расширение ИВС ¦2001 г. ¦железнодорожные¦
¦ ¦"Инфосеть-21" с подключением ¦ ¦администрации, ¦
¦ ¦к ней внешних сетей и ¦ ¦ГВЦ МПС России ¦
¦ ¦региональных сетей ¦ ¦ ¦
¦ ¦железнодорожных администраций ¦ ¦ ¦
L----+--------------------------------+----------+----------------
3. Концепция создания ИВС "Инфосеть-21"
3.1. Общие требования к ИВС "Инфосеть-21"
Участниками информационного взаимодействия ИВС "Инфосеть-21" являются:
железнодорожные администрации государств - участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии;
Межгосударственный вычислительный центр железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии;
железнодорожные администрации, не входящие в Совет по железнодорожному транспорту.
Решение о расширении числа абонентов ИВС "Инфосеть-21" принимается Советом по железнодорожному транспорту.
Абоненты ИВС "Инфосеть-21" должны иметь возможность выхода на информационные системы грузовых и пассажирских перевозок следующих уровней:
межгосударственного уровня (МВЦ);
национального уровня (ГВЦ, ГИВЦ, ИВЦ);
дорожно-регионального уровня (ИВЦ, ДВЦ);
другие информационные системы по предложениям железнодорожных администраций.
Для обеспечения подключения к данным системам вышеперечисленных абонентов должны быть использованы следующие сетевые коммутаторы:
основной и резервный центральные коммутаторы;
коммутаторы железнодорожных администраций;
дорожно-региональные коммутаторы.
Общая архитектура ИВС "Инфосеть-21" представлена на рис. 1.
Предлагаемая топология информационных связей национальных информационных систем (НИС) и МВЦ представлена на рис. 2.
ИВС "Инфосеть-21" должна обеспечивать следующие виды информационного взаимодействия между национальными информационными системами, а также между НИС и МВЦ:
обмен почтовыми сообщениями в фоновом режиме;
доступ к информационным ресурсам МВЦ.
ИВС "Инфосеть-21" должна соответствовать рекомендациям ISO по созданию и взаимодействию открытых систем (ISO 7498). При этом для каждого из видов информационного взаимодействия в ИВС "Инфосеть-21" должен быть выработан стандарт, в котором необходимо оговорить все уровни информационного обмена в соответствии с эталонной моделью взаимодействия открытых систем, рекомендованной ISO, т.е.:
физический;
канальный;
сетевой;
транспортный;
сеансовый;
представительный;
прикладной.
В случае, если НИС не соответствует выработанному стандарту на каком-либо из уровней, а также на переходный период ИВС "Инфосеть-21" должна предусмотреть наличие конверторов (технических или программных) у одного из двух непосредственно взаимодействующих субъектов ИВС "Инфосеть-21".
ИВС "Инфосеть-21" должна предусматривать возможность криптографирования информации и наличие электронной подписи.
3.2. Этапы создания ИВС "Инфосеть-21"
На первом этапе создания ИВС "Инфосеть-21" необходимо обеспечить взаимодействие между собой существующих информационных систем на современных средствах передачи данных с использованием современных протоколов передачи данных.
На втором этапе необходимо разделить информационные потоки, относящиеся к задачам межгосударственного взаимодействия. Важным элементом такого разделения является создание межгосударственного вычислительного центра. Цели и предмет деятельности МВЦ представлены в Приложении 1.
На третьем этапе необходимо средствами ИВС "Инфосеть-21" обеспечить взаимодействие железнодорожных администраций и МВЦ с внешними сетями.
На этапе разработки технического задания должен быть определен состав внешних сетей, с которыми необходимо создать интерфейсы.
1 этап - -------
2 этап - - - - -
3 этап - -.-.-.-.
------------¬ --------------------¬
--.-.-.-.-.-.-.-.--+Центральный¦ ¦Информационные ¦
. ¦коммутатор + - - - - -+системы ¦
¦ L-T-------T-- ¦межгосударственного¦
. ¦ ¦ ¦уровня ¦
----+---¬ ¦ ¦ L--------------------
¦ ¦ --------- L-------------------------¬
¦ ¦ ¦ ---------------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----+----+---¬ ---------------¬ -----+---+----¬ ---------------¬
¦ ¦ ¦Коммутатор ¦ ¦Информационные¦ ¦Коммутатор ¦ ¦Информационные¦
¦ +.-.+ж.д. + - - +системы ¦ ¦ж.д. + - +системы ¦
¦Внешние¦ ¦администрации¦ ¦национального ¦ ¦администрации¦ ¦национального ¦
¦сети ¦ LT---T----T---- ¦уровня ¦ L----T---T---T- ¦уровня ¦
¦ ¦ . . . L--------------- . . . L---------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ . . .-.-.-.-.-.-.-.-.-. . . .-.-.-.-.-.-.
¦ ¦ ¦ L-.-.-.-. ¦ ¦ L-.-.-. ¦
¦ ¦ . ¦ . . ¦ .
¦ ¦ -------------¬ . -----------+-¬ -----+-------¬ . -------+-----¬
¦ ¦ ¦Региональный¦ ¦ ¦Региональный¦ ¦Региональный¦ ¦ ¦Региональный¦
¦ ¦ ¦коммутатор ¦ . ¦коммутатор ¦ ¦коммутатор ¦ . ¦коммутатор ¦
L-------- L------------- ¦ L------------- L------------- ¦ L-------------
/. . /. /. . /.
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
. . . . . .
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Рис. 1. Архитектура ИВС "Инфосеть-21"
------------------------------------------------------¬
¦ ---------------------------------------------------+--¬
¦ ¦ ------¬ ------¬ ¦ ¦ ------¬
¦ ¦ ¦НИС +-------------------+НИС +--------+--+--------+НИС ¦
¦ ¦ ¦(ИВЦ)+------------------¬¦(ИВЦ)¦ ¦ ¦ ¦(ИВЦ)¦
¦ ¦ ¦Лит. +-------¬ -----++Лат. +¬ ¦ ¦ ¦Эст. +---¬
¦ ¦ L---T-- ¦ ¦ ¦L-T----¦ ¦ ¦ L--T--- ¦
¦ ¦ ¦ --+-¬ ¦ ¦ L--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ИВЦL---+--¬ L----¬¦ ¦ ¦ ¦ --------+------+------------¬
¦ ¦ ¦ ¦Клг¦ ¦ L------++-+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - L- ¬
¦ ¦ ------¬ ¦ L- -- L--¬ ¦¦ ¦ ¦ ¦--+---+------T+- -¬ ¦ ИВЦ L--¬
¦ ¦ ¦НИС ¦ L----------------¬ ¦ -----++-+-+-----++-+---+--¬ ¦ИВЦ ¦ ¦ ¦Ю-Ур¦ ¦
¦ ¦ ¦(ИВЦ)+-----¬ -+-+-+¬ --++-+-+-----++-+---+-¬L---¬Окт. ¦ L -- - ¦
¦ ¦ ¦Молд +-¬ ¦ ¦НИС +-- ¦¦ ¦ ¦ -++-+¬ ¦ ¦ L -- - ¦ ¦
¦ ¦ LT--T-- ¦ ¦ - - -¬ ¦(ГВЦ)¦ ¦¦ ¦ L--¬ ¦НИС +--- ¦ ¦ - L- ¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ИВЦ L-------+Бел. ¦ ¦¦ L--¬ L-+(ГВЦ+----+------------+-----¬ РИВЦL-¬
¦ ¦ ¦ ¦ L---+--¬Льв.¦ LTTT--- ¦L---¬L---+МПС)+----+-------¬ ¦ - -+- ¬ ¦Акм.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L T -- --------¦¦ L---¬¦ --+РФ +----+-----¬ ¦ ¦ ИВЦ L---¬ L- - - ¦
¦ ¦ ¦ L-------+----+----+----¬ ¦¦ ---------++--- LT---+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ЗСиб.¦ ¦ ¦
¦ ¦ -- -- ¬ ¦ ¦ ¦ ---+--++-- -- -¬ -++------ --+----- ---+-+----- L - - - ¦ ¦
¦ ¦ ИВЦ ¦ L¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --L---+ИВЦ¦ ¦¦L---T---+-+--¬ ¦ ¦ ¦ L--------¬ ¦
¦ ¦ ¦Одес.---¬ -+---+-¬ ¦ ¦ -+ L¬ ---+МСК ¦L----+ ¦ ¦ ¦ L------------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ L -- -- L--+НИС +--- ¦ ИВЦL-- L -- ¦ ----+ МВЦ +----- -+-- -¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----------+(ГИВЦ)+----- ¦Ю-З¦ -----+-- --+ +¬ ИВЦ L--------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦УЗ +-¬ L¬ -- --+----+---+-+TTT-T--T-¦ ¦Прив.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L---T-T- L------ ¦ ¦ -- L -¬¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ L -- -- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -- -¬ ¦ L---------------- ¦ ИВЦ ¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ИВЦ¦ ¦ ¦ ¦Ювст. ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Дон L--------------¬ ¦ L -T --¦ ¦¦¦ L--+-+--------------------+---¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L¬ -- ----------T- -¬ - L -¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --+-+-+----¬
L--+--+----+----------ИВЦ¦ ИВЦ L-+----- ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ - --+-¬ L------+---------¬¦
¦ L----+---------¬СКВ ¦Южн.¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦РИВЦ L--------+¦НИС ¦¦
¦ ¦ L¬ -- L- - - ¦ ¦ ¦¦¦ ---+-+----------------¬Актб.¦ ¦¦(РИВЦ) ¦¦
¦ --+----------+------------------- ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ L- -- - ¦¦Алма-Атদ
¦ ---+-+¬ ------+---------------------------- ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦L---------¦
L--+НИС ¦ ¦ ¦ -----------------------------¦¦ ¦ ¦ ¦ L--T-T-T----
¦(ИВЦ)¦ ¦ ¦ ¦ --------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Груз.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
LT-T--- ¦ ¦ ¦ ¦ ----------+---------- ¦ L-------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ L------+---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------+--------------¬¦ ¦ ¦ ¦
-+----¬ ¦ -+-+--+¬ --+-+-¬ -+---+¬ -+----¬ ---++-¬ ¦ ¦ ¦
¦НИС +---- ¦НИС ¦ ¦НИС ¦ ¦НИС ¦ ¦НИС ¦ ¦НИС ¦ ¦ ¦ ¦
¦(ИВЦ)¦ ¦(ИВЦ) ¦ ¦(ИВЦ)¦ ¦(ИВЦ)¦ ¦(ИВЦ)¦ ¦(ИВЦ)¦ ¦ ¦ ¦
¦Арм. +------+Азерб.+------+Турк.+------+Узб. +------+Тадж.¦ ¦Кирг.+------------------- ¦ ¦
L------ L------- L--T--- L--T--- L------ L------ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------------------------------------- ¦
L-----------------------------------------------------------------
Рис. 2. Топология информационных связей НИС и МВЦ
4. Информационные потоки ИВС "Инфосеть-21"
ИВС "Инфосеть-21" должна обеспечить бесперебойную и надежную передачу данных, обрабатываемых в информационных системах грузовых и пассажирских перевозок железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии.
Данные разделяются на следующие потоки:
информационные потоки взаимодействия МВЦ с НИС железнодорожных администраций;
информационное взаимодействие НИС железнодорожных администраций между собой;
информационное взаимодействие МВЦ и НИС железнодорожных администраций с внешними системами.
4.1. Информационное взаимодействие МВЦ и НИС железнодорожных администраций
4.1.1. Основные принципы организации информационного взаимодействия
Технология информационного взаимодействия МВЦ и НИС железнодорожных администраций определяется функциональными задачами, решаемыми на межгосударственном уровне.
Состав функциональных задач, решаемых в МВЦ, включает в настоящее время задачи межгосударственного уровня решаемые в ГВЦ МПС России, а также перспективные задачи.
Для взаимодействия МВЦ и НИС железнодорожных администраций рекомендуется ориентироваться на международные стандарты, такие как ЭДИФАКТ и другие.
Для разработки и внедрения технологии информационного взаимодействия МВЦ и НИС железнодорожных администраций на основе рекомендаций ОСЖД / МСЖД необходимо:
исходить из функционального состава задач, решаемых с привлечением МВЦ;
разработать состав данных, группировку этих данных в сообщения и сценарии информационного взаимодействия МВЦ и НИС железнодорожных администраций;
проработать вопросы применения рекомендаций ОСЖД / МСЖД для организации информационного взаимодействия с использованием международных стандартов.
Основными принципами построения технологии информационного взаимодействия МВЦ и НИС железных дорог являются следующие:
МВЦ является центром, выполняющим функции координации информационного взаимодействия. При этом национальные системы должны оставаться автономными. Взаимодействие с клиентами железной дороги происходит исключительно через национальные информационные системы;
обмен данными между МВЦ и НИС происходит через сеть передачи данных и национальный конвертор данных, обеспечивающий соответствие диалога стандартным требованиям национальных информационных систем;
МВЦ связывает НИС посредством унифицированного интерфейса, осуществляющего контроль полноты и достоверности данных, поступающих от НИС, и обрабатывает сообщения в соответствии с установленным приоритетом;
ответственность за качество исходных данных возлагается на национальные информационные системы.
Для обеспечения качества данных должны быть предусмотрены меры организационного, технического и финансового характера.
Среди этих мер могут быть:
разработка руководящего технического материала по подготовке исходной информации;
создание специализированного подразделения по обеспечению качества информации;
введение экономических санкций за недостоверную информацию.
Реализация технологий обмена предполагает унификацию информационной базы данных. Эта унификация включает выбор классификаторов, уточнение терминов, определений и используемых реквизитов, форматов электронных сообщений и словарей. Унификация информационной базы может не касаться внутренних операций НИС, информационного обеспечения перевозок во внутреннем сообщении. При необходимости сопряжения межгосударственной и внутренней информационных баз силами железнодорожных администраций разрабатываются конверторы, словари, переходные ключи и другие средства.
Технология информационного обмена предусматривает возможность регистрации и учета, хранения и архивирования сообщений, передаваемых (получаемых) в соответствии с технологией. Порядок и сроки этих процедур определяются по согласованию между железнодорожными администрациями.
Право доступа и обеспечение конфиденциальности информации обеспечивается средствами НИС железнодорожной администрации и МВЦ в соответствии с регламентом.
Порядок обмена сообщениями и режим передачи, получения, контроля и корректировки сообщений определяется по согласованию сторон на основании типовой технологии обмена.
Технология обмена информацией должна обеспечивать возможность расширения функций, количества сообщений и потенциальных пользователей системы.
Технология информационного взаимодействия должна учитывать условия безопасности, надежности и живучести процедур обмена данными, необходимой конфиденциальности данных, а также восстановления работоспособности в экстремальных условиях.
При создании технологической схемы обмена информацией следует предусматривать этапность реализации и модульность построения с учетом дальнейшего развития.
4.1.2. Требования к составу сообщений при организации информационного взаимодействия МВЦ и НИС железнодорожных администраций
Состав сообщений при организации информационного взаимодействия МВЦ и НИС железнодорожных администраций определяется функциональными задачами, содержащимися в Приложении 2. При переводе задач, решаемых в настоящее время в ГВЦ МПС России, не следует без серьезного обоснования уходить от сложившейся схемы информационного взаимодействия ИВЦ железнодорожных администраций с ГВЦ МПС.
4.2. Информационное взаимодействие дорог сдачи и приема груза
4.2.1. Основные положения технологии информационного взаимодействия
Технология информационного взаимодействия дорог сдачи и приема груза определяется набором функциональных задач, решаемых на дорожном уровне при межгосударственном обмене.
Состав функциональных задач, решаемых с использованием данных межгосударственного обмена, определяется следующими задачами:
информирование о подходе груза к соседней (пограничной) железной дороге;
фиксация процедур приема / сдачи транспортных средств и грузов;
контроль оплаты перевозок экспедиторами;
контроль полноты информационного взаимодействия;
другие задачи.
Предлагается на первом этапе сохранить существующие стандарты и проводить работы к поэтапному переходу на стандарты ЭДИФАКТ или другие.
Для обеспечения совместимости необходимо разработать типовую технологию взаимодействия. Порядок обмена сообщениями, режим передачи, получения, контроля и корректировки сообщений определяется по согласованию сторон на основании типовой технологии обмена. Эта технология должна быть "привязана" к условиям каждого пограничного перехода.
Реализация технологий обмена предполагает унификацию информационной базы. Эта унификация включает выбор классификаторов, уточнение терминов, определений и используемых реквизитов, а также форматов электронных сообщений и словарей.
Типовая технология может быть дополнена отдельными элементами взаимодействия по согласованию соседних железнодорожных администраций.
Обмен информацией о поездах, вагонах, контейнерах, грузах, экспедиторах и перевозочных приспособлениях, следующих из государства в государство реализуется средствами железнодорожных администраций.
Основные информационные сообщения обмена:
о составе поезда, контейнерах, грузах и перевозочных приспособлениях, следующих с поездом;
об изменении индекса поезда;
о "бросании" поезда;
об операциях с поездом на дороге сдачи, включая отправление поезда в направлении стыка;
о корректировке состава поезда;
о сдаче поезда на соседнюю дорогу;
о приеме поезда с соседней дороги;
сообщения, отражающие передаточные документы;
о согласовании приема поезда, вагонов, контейнеров и грузов.
Исходя из перечисленных задач к основным элементам технологии информационного взаимодействия дорог сдачи и приема грузов относятся:
передача сообщения о составе поезда, следующего в адрес соседней дороги;
передача сообщений об изменении состава поезда (если они были);
передача сообщений об изменении индекса поезда (если оно было);
передача сообщения о "бросании" поезда (если оно было);
передача сообщений об операциях с поездом на дороге сдачи (если этого требует согласованная технология взаимодействия), включая отправление поезда в направлении стыка;
передача сообщений, отображающих передаточные документы;
передача сообщения о сдаче поезда на соседнюю дорогу;
передача сообщения о приеме поезда с соседней дороги;
передача сообщения о согласовании приема поезда, вагонов, контейнеров и грузов.
В дальнейшем этот перечень может дополняться.
5. Организационные вопросы реализации Программы ИВС
"Инфосеть-21"
Информационные потоки межгосударственного уровня должны быть отделены от внутринациональных. В связи с тем, что межгосударственная обработка данных в настоящее время проводится в системе ГВЦ МПС России, целесообразно отделить данную обработку от ГВЦ МПС России как технически, так и организационно.
В силу этого необходимо в рамках Программы ИВС "Инфосеть-21" создать Межгосударственный вычислительный центр железнодорожных администраций.
Для создания МВЦ должен быть разработан необходимый пакет учредительных документов.
Ответственный заказчик по реализации Программы определяется решением Совета по железнодорожному транспорту, который обеспечивает контроль за ее выполнением.
Комиссия специалистов по информатизации железнодорожного транспорта периодически рассматривает ход выполнения Программы и подготавливает материалы для рассмотрения Советом по железнодорожному транспорту.
Изменения и дополнения Программы производятся решением Совета по железнодорожному транспорту по предложениям Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта.


Приложение N 1
к Программе межгосударственной
информационно-вычислительной сети
железных дорог государств-участников
СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии
ЦЕЛИ И ПРЕДМЕТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
АДМИНИСТРАЦИЙ (МВЦ)
1.1. Цели деятельности МВЦ.
Целью Межгосударственного вычислительного центра является информационное обеспечение работы железнодорожного транспорта государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии в межгосударственном сообщении; разработка и реализация мер повышения эффективности автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом, обработка статистической, экономической и финансовой информации с учетом передового опыта использования вычислительной техники.
1.2. Предмет деятельности МВЦ:
бесперебойное обеспечение железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии оперативной и статистической информацией, необходимой для управления перевозками в межгосударственном сообщении, работой вагонного и контейнерного парков совместной эксплуатации, расчетов за их использование;
обеспечение информационного взаимодействия национальных информационных систем;
осуществление взаимодействия с центрами железнодорожного транспорта других международных сообществ (ОСЖД, МСЖД и др.);
осуществление функции подрядчика по развитию и внедрению межгосударственных систем информатизации железнодорожного транспорта.
1.3. Местонахождение, юридический статус, состав учредителей, уставной капитал, право собственности, финансирование эксплуатационных расходов определяется в учредительных документах МВЦ.


Приложение N 2
к Программе межгосударственной
информационно-вычислительной сети
железных дорог государств-участников
СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
Состав межгосударственной информационной системы
определяется перечнем задач, возложенных на МВЦ
железнодорожными администрациями
Перечень решаемых задач приведен в следующей таблице:
--------------------------T---------------------T----------------¬
¦ Наименование задач ¦ Информационная база ¦ Потребитель ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦1. Автоматизированный ¦Электронная картотека¦Железнодорожные ¦
¦банк данных парка ¦парка грузовых ¦администрации, ¦
¦грузовых вагонов (АБДПВ):¦вагонов. ¦Дирекция Совета.¦
¦учет парка грузовых ¦ ¦ ¦
¦вагонов совместного ¦ ¦ ¦
¦использования; учет парка¦ ¦ ¦
¦"собственных" вагонов, ¦ ¦ ¦
¦районов их курсирования; ¦ ¦ ¦
¦ведение системы нумерации¦ ¦ ¦
¦грузовых вагонов; ¦ ¦ ¦
¦обработка переписи ¦ ¦ ¦
¦грузовых вагонов. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦2. Автоматизированный ¦Электронная картотека¦Железнодорожные ¦
¦банк данных парка ¦парка универсальных ¦администрации, ¦
¦универсальных контейнеров¦контейнеров. ¦Дирекция Совета.¦
¦(АБД ПК): учет парка ¦ ¦ ¦
¦универсальных контейнеров¦ ¦ ¦
¦совместного ¦ ¦ ¦
¦использования; учет парка¦ ¦ ¦
¦совместных контейнеров; ¦ ¦ ¦
¦ведение системы нумерации¦ ¦ ¦
¦среднетоннажных ¦ ¦ ¦
¦контейнеров; обработка ¦ ¦ ¦
¦переписи контейнеров. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦3. Автоматизированная ¦Электронная картотека¦Железнодорожные ¦
¦система слежения за ¦парка грузовых ¦администрации, ¦
¦техническим состоянием ¦вагонов. ¦Дирекция Совета.¦
¦вагонного парка: учет ¦База выполненных ¦ ¦
¦выполненного ремонта ¦ремонтов. ¦ ¦
¦грузовых вагонов; ¦База исполненного ¦ ¦
¦контроль за своевременной¦объема работ грузовых¦ ¦
¦подачей вагонов в ¦вагонов. ¦ ¦
¦плановые виды ремонта; ¦Вагонная модель ¦ ¦
¦контроль за недопущением ¦межгосударственного ¦ ¦
¦эксплуатации вагонов, не ¦уровня. ¦ ¦
¦удовлетворяющих условиям ¦ ¦ ¦
¦Правил эксплуатации. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦4. Автоматизированная ¦Электронная картотека¦Железнодорожные ¦
¦система контроля ¦парка универсальных ¦администрации, ¦
¦технического состояния ¦контейнеров. ¦Дирекция Совета.¦
¦парка универсальных ¦ ¦ ¦
¦контейнеров. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦5. Система "ДИСКОР". ¦ ¦Дирекция Совета.¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦6. Автоматизированная ¦Вагонная модель ¦Железнодорожные ¦
¦система пономерного учета¦межгосударственного ¦администрации, ¦
¦грузовых вагонов в ¦уровня. ¦Дирекция Совета.¦
¦межгосударственном ¦ ¦ ¦
¦сообщении. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦7. Автоматизированная ¦Контейнерная модель ¦Железнодорожные ¦
¦система пономерного учета¦межгосударственного ¦администрации, ¦
¦контейнеров в ¦уровня. ¦Дирекция Совета.¦
¦межгосударственном ¦ ¦ ¦
¦железнодорожном и ¦ ¦ ¦
¦смешанном сообщениях. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦8. Автоматизированная ¦ ¦Железнодорожные ¦
¦система расчетов ¦ ¦администрации, ¦
¦организации вагонопотоков¦ ¦Дирекция Совета.¦
¦в межгосударственном ¦ ¦ ¦
¦сообщении и плана ¦ ¦ ¦
¦формирования поездов. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦9. Автоматизированная ¦Вагонная модель ¦Железнодорожные ¦
¦система расчетов за ¦межгосударственного ¦администрации. ¦
¦пользование грузовыми ¦уровня. ¦ ¦
¦вагонами в ¦ ¦ ¦
¦межгосударственном ¦ ¦ ¦
¦сообщении. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦10. Автоматизированная ¦Контейнерная модель ¦Железнодорожные ¦
¦система расчетов за ¦межгосударственного ¦администрации. ¦
¦пользование контейнерами ¦уровня. ¦ ¦
¦в межгосударственном ¦ ¦ ¦
¦сообщении. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦11. Автоматизированная ¦ ¦Железнодорожные ¦
¦система ведения ¦ ¦администрации. ¦
¦нормативно-справочной ¦ ¦ ¦
¦информации. ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------------------+----------------+
¦12. Месячная ¦База данных ¦Железнодорожные ¦
¦статистическая и ¦статистической ¦администрации, ¦
¦финансовая отчетность по ¦и финансовой ¦Дирекция Совета.¦
¦пассажирским перевозкам. ¦отчетности ¦ ¦
¦ ¦по пассажирским ¦ ¦
¦ ¦перевозкам. ¦ ¦
L-------------------------+---------------------+-----------------
Создание информационной системы должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе необходимо решить вопросы, связанные с адаптацией существующих задач к требованиям технологии информационного взаимодействия МВЦ и вычислительных центров железнодорожных администраций.
Последующие этапы будут реализовываться по мере разработки и внедрения других задач.

"ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПОНОМЕРНОГО УЧЕТА И РАСЧЕТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОВЫМИ ВАГОНАМИ СОБСТВЕННОСТИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ"(Утверждены 28.05.1999 на 24-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также