"МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ"(Вместе с "ПРОТОКОЛОМ ДВУСТОРОННЕГО СОГЛАСОВАНИЯ...")(Утверждена в г. Киеве 14.05.1999 Решением Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ)


Утверждена
Решением
Совета руководителей таможенных
служб государств-участников СНГ
от 14 мая 1999 года
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ТАМОЖЕННОЙ
СТАТИСТИКИ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ
(Киев, 14 мая 1999 года)
Общие положения
Применение все большим числом государств такой методологической процедуры, как принятие в качестве первичных статистических данных для формирования статистики внешней торговли (далее - СВТ) данных таможенных документов о грузах, которые перемещаются через таможенную границу государства, способствует значительному повышению уровня достоверности и охвата первичных данных, оперативности их сбора и обработки. В частности, проведение анализа данных таможенной статистики внешней торговли дает возможность выявления причин расхождения данных, которые являются следствием как методологических особенностей ведения таможенной статистики внешней торговли стран, так и различных нарушений таможенных правил, которые возникают в результате злоупотреблений отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), направленных на уклонение от налогообложения (недоставка грузов в страну назначения, занижение таможенной стоимости, искажение сведений о стране происхождения товаров, декларирование грузов не своим наименованием и прочее), что приобретает еще большее значение для стран СНГ, в которых на сегодняшний день идет процесс оптимизации налогового законодательства, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.
В этом документе изложены рекомендации относительно порядка проведения сопоставлений данных таможенной статистики взаимной торговли стран - торговых партнеров методом "зеркальной" статистики. Особое внимание уделено предварительной подготовке данных таможенной статистики для сопоставлений.
Данная Методика не исключает иных методов проведения сопоставления данных статистики взаимной торговли.
1. Предварительная подготовка
данных таможенной статистики для сопоставлений
1.1. Согласование методологических особенностей
Как показывает практика, в странах СНГ, Правительствами которых подписано Решение о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств, практическая реализация отдельных положений этого документа под влиянием некоторых особенностей национальных законодательств осуществляется несколько различными путями. Поэтому механическое сравнение статистических данных взаимной торговли без более детального анализа методологических особенностей формирования данных статистики внешней торговли не дает возможности дать объективную оценку возникшим расхождениям.
Для максимального исключения влияния методологических факторов на результаты сопоставления экспертами по статистике таможенных служб стран - торговых партнеров проводится анализ основных методологических подходов, которые используются в этих странах при формировании таможенной статистики внешней торговли, принимаются согласованные критерии и заполняется Протокол двустороннего согласования по установленному образцу.
Протокол включает в себя группы критериев, предположительно обусловливающих наличие наибольших расхождений:
1. Уровень охвата статистикой внешней торговли объекта наблюдения
- по территориальному признаку;
- по пооперационному признаку;
- по стоимостному (количественному) признаку.
2. Источники информации, используемой для формирования статистики внешней торговли.
3. Используемые при формировании СВТ классификации.
4. Иные критерии, связанные с национальными особенностями учета и подсчета данных статистики внешней торговли.
При этом за исходные критерии рекомендуется принимать такие, формирование или перерасчет статистических данных по которым способны обеспечить обе стороны.
После составления Протокола определяется период времени, статистические данные за который будут подлежать сопоставлению.
1.2. Подготовка статистических данных для сопоставления
К заседаниям рабочей группы экспертов обеими сторонами готовятся данные таможенной статистики внешней торговли за предварительно оговоренный период времени и на взаимно согласованных уровнях агрегирования по ТН ВЭД СНГ (в случае применения иного классификатора товаров, стороны отражают это в протоколе согласования):
- пересчитанные по согласованным критериям данные только по прямым поставкам товаров (торговая страна совпадает со страной назначения при экспорте и страна отправления со страной происхождения - при импорте) - контрольные;
- пересчитанные по согласованным критериям - полные;
- сформированные по методологии статистики внешней торговли, используемой сторонами - официальные.
При этом контрольные данные используются для максимально объективной оценки полноты учета внешнеторговых операций обеими сторонами.
2. Проведение сопоставления статистических данных
Сопоставления проводятся в два этапа:
- сопоставление данных, агрегированных на уровнях, согласованных сторонами в соответствии с п. 1.2 Методики, - проводится сторонами самостоятельно по контрольным и полным или официальным данным, полученным от другой стороны в бумажном или электронном виде.
Данные сопоставляются последовательно в порядке уменьшения степени агрегирования. По группировкам, которые имеют значительные для сторон расхождения (по 10 - 20 позициям), проводится сопоставление на следующем уровне детализации. Результаты сопоставления - таблицы расхождений;
- сопоставление на максимально детализированном уровне - проводится на общем заседании рабочей группы экспертов. Результат - таблицы расхождений.
На обоих этапах используются данные, подготовленные в соответствии с п. 1.2.
При наличии значительных расхождений между контрольными данными сторон на максимально детализированном уровне по согласованию сторон проводится сопоставление при необходимости на уровне конкретной поставки, с полной проверкой документов, на основании которых было осуществлено таможенное оформление.
3. Заключительные работы
Заключительным этапом проведения сопоставительного анализа данных таможенной статистики взаимной торговли стран-партнеров является подписание памятной записки, в которой отражаются основные результаты проведенной работы - выявленные причины расхождений методологического характера (протокол двухстороннего согласования), конкретные причины несоответствия данных о взаимной торговле, договоренность сторон о представлении дополнительной информации и др.
По результатам сопоставления стороны проводят работы по проверке правильности собственных статистических данных и, в случае выявления ошибок, вносят коррективы в эти данные, о чем информируют сторону-партнера.
При проведении таких работ необходимо учитывать, как было указано выше, особенности, которые вытекают из национальных условий налогообложения отдельных товаров, уровня их ликвидности, вытекающей из этого вероятности либо недоучета таких товаров, либо изменения их кодировки при пересечении таможенных границ государств - торговых партнеров.



Приложение
ПРОТОКОЛ
ДВУСТОРОННЕГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
ПРИНЦИПОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДАННЫХ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ
------T------------------------------T---------------------------¬
¦ N ¦ Название показателя ¦ Значение показателя ¦
¦ п/п ¦ +------T------T-------------+
¦ ¦ ¦Страна¦Страна¦Согласованное¦
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦или оценочное¦
+-----+------------------------------+------+------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----+------------------------------+------+------+-------------+
¦1 ¦Уровень охвата ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1 ¦По территориальному признаку ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Статистическая территория ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства отвечает ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦географической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- полностью ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- не полностью ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2 ¦По пооперационному признаку ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.1¦Учитываются в СВТ товары при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦импорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе для свободного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обращения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при реимпорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе для переработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе после переработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе для переработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦под ТК ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе в свободные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таможенные зоны ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе в свободные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таможенные склады ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при отказе в пользу ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государства после ввоза ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при ввозе иностранных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаров к МБПТ - при временном¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ввозе больше чем на 1 год ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.2¦Учитываются в СВТ товары при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспорте - при вывозе в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таможенном режиме экспорта ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе после ввоза для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦свободного обращения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе после переработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе после переработки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦под ТК ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе для переработки -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦при реэкспорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе из свободных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таможенных зон ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе из свободных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таможенных складов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при вывозе товаров с МБПТ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при временном вывозе больше ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чем на 1 год ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.3¦Учитываются товары под иными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦таможенными режимами и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенностями перемещения ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.4¦Уровень охвата СВТ операций, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществляемых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- юридическими лицами - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦резидентами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- юридическими лицами - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нерезидентами ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- физическими лицами - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимателями ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- физическими лицами - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦не предпринимателями ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3 ¦По стоимостному ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(количественному) признаку ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3.1¦Минимальный порог учета в СВТ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внешнеторговых сделок ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- стоимостной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- количественный ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3.2¦Минимальная стоимость ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдельного товара, учитываемая¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в СВТ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3.3¦Валюта, в которой формируется ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стоимостная часть СВТ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- курс валюты, используемой в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СВТ, за сопоставляемый период ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦времени ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+------+------+-------------+
¦2 ¦Источник информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- грузовая таможенная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦декларация (ГТД) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- государственная ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦статистическая отчетность ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- комбинированный (ГТД и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственная статистическая¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отчетность) ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- иные источники ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+------+------+-------------+
¦3 ¦Используемые классификации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- классификация товаров ВЭД ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- классификатор стран мира ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- классификатор валют ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------------------------------+------+------+-------------+
¦4 ¦Иные критерии ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1 ¦Средняя разница между моментом¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учета операций и фактическим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пересечением таможенной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦границы товарами, дней ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при импорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- в т.ч. перемещаемых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трубопроводным транспортом ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при экспорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- в т.ч. перемещаемых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трубопроводным транспортом ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2 ¦Наличие индикативных цен на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдельные товары ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при импорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- при экспорте ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3 ¦Наличие досчетов в СВТ к общим¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объемам экспортно-импортных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦операций ¦ ¦ ¦ ¦
L-----+------------------------------+------+------+--------------

<СОГЛАШЕНИЕ В ФОРМЕ ОБМЕНА ПИСЬМАМИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ КУБА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ И ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В 1998 - 1999 ГОДАХ>(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ОБЪЕКТОВ, ПО КОТОРЫМ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОКАЖЕТ ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РЕСПУБЛИКЕ КУБА В 1999 ГОДУ В СООТВЕТСТВИИ С СОГЛАШЕНИЕМ ... ОТ 7 ИЮЛЯ 1993 ГОДА")(Заключено в г. Москве 14.05.1999)  »
Международное законодательство »
Читайте также