"ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ, ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ"(Принята в г. Будапеште 06.05.1999 - 07.05.1999 на 104-ой сессии Комитета министров Совета Европы)


КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТ ЕВРОПЫ
ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ,
ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
(Будапешт, 6 - 7 мая 1999 года)
Комитет министров,
1) по случаю 50-й годовщины Совета Европы,
2) напоминая о миссии Совета Европы по созданию более свободного, более терпимого и справедливого общества, основанного на солидарности, общих ценностях и культурном наследии, обогащаемом его разнообразием,
3) вновь подтверждая свою приверженность духовным и моральным ценностям, являющимся подлинным источником индивидуальной свободы, политического плюрализма и верховенства права, и тем принципам, которые составляют основу любой подлинной демократии,
4) подчеркивая первостепенную роль Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других основополагающих документов Совета Европы и Организации Объединенных Наций, которые гарантируют каждому осуществление его неотъемлемых прав,
5) учитывая Итоговую декларацию и План действий, принятые на Второй встрече глав государств и правительств стран - членов Совета Европы, которые дополняют признание этих прав осуществлением вытекающих из них обязанностей,
6) подчеркивая неотложный характер более глубокого осознания и понимания каждым своих прав и обязанностей с целью развития у каждого способности осуществлять эти права и уважать права других,
7) подчеркивая основополагающую роль воспитания в целях более активного участия всех и каждого в демократической жизни на всех уровнях: местном, региональном и национальном,
8) признавая деятельность Совета Европы во всех областях, имеющих отношение к развитию ответственной гражданственности в демократическом обществе,
9) выражая озабоченность ростом насилия, ксенофобии, расизма, агрессивного национализма и религиозной нетерпимости, которые представляют главную угрозу для укрепления мира и демократии как на национальном, так и на международном уровнях,
10) сознавая ответственность, вытекающую из права нынешнего и будущих поколений на в целом благоприятную для здоровья природную и антропогенную среду,
11) заявляет, что воспитание граждан в духе демократии, основанное на осознании ими своих прав и обязанностей,
i) является делом всей жизни и представляет собой процесс, который предполагает непосредственное участие в нем каждого и развивающийся в различных условиях: в семье, в учебных заведениях, на рабочем месте, в рамках профессиональных, политических и неправительственных организаций, в местных общинах, при проведении досуга и культурных мероприятий, через средства массовой информации, а также в ходе деятельности по защите и улучшению природной и антропогенной среды,
ii) позволяет мужчинам и женщинам играть активную роль в общественной жизни и ответственно подходить к формированию своей собственной судьбы и судьбы своего общества,
iii) направлено на привитие культуры прав человека, обеспечивающей полное уважение этих прав и понимание вытекающих из них обязанностей,
iv) подготавливает людей к тому, как надлежит жить в обществе, основанном на культурном многообразии, и подходить к существующим различиям осознанно, проявляя благоразумие и терпимость и соблюдая моральные принципы,
v) укрепляет социальную сплоченность, взаимопонимание и солидарность,
vi) должно охватывать все возрастные группы и слои общества,
12) подчеркивает важность нынешних мероприятий по воспитанию в духе демократической гражданственности, проводимых в рамках реализации Плана действий Встречи на высшем уровне в Страсбурге,
13) считает, что необходимо предпринять дополнительные действия в целях создания системы воспитания в духе демократической гражданственности (на устойчивой основе) на всех уровнях и во всех областях,
14) призывает государства - члены:
- способствовать утверждению демократической гражданственности, основанной на защите и дальнейшем развитии прав человека и основных свобод,
- сделать воспитание граждан в духе демократии, основанное на осознании ими своих прав и обязанностей, важнейшим компонентом всех политических программ и практических действий, касающихся сферы образования, профессиональной подготовки, культуры и молодежи,
15) постановляет:
- уделять в программах деятельности Совета Европы приоритетное внимание воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими своих прав и обязанностей,
- принять прилагаемую к настоящей Декларации Программу и принять решение о ее согласованной реализации соответствующими структурами Совета Европы,
- принять до конца 2000 года в свете предложений соответствующих специализированных конференций министров руководящие принципы и рекомендации для государств - членов,
- способствовать всеми имеющимися в распоряжении Комитета министров Совета Европы средствами осуществлению этой новой концепции во всех сферах гражданского общества и во всех областях внутригосударственной и международной жизни.



Приложение
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН В ДУХЕ ДЕМОКРАТИИ,
ОСНОВАННОГО НА ОСОЗНАНИИ ИМИ СВОИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
1. Введение
Главы государств и правительств стран - членов Совета Европы на своей Второй встрече в Страсбурге выразили "стремление совершенствовать воспитание граждан в духе демократии, основанное на осознании ими своих прав и обязанностей, и расширять участие молодежи в жизни гражданского общества" (Итоговая декларация).
2. Цели
Настоящая Программа направлена на реализацию положений Итоговой декларации путем создания европейской основы в целях более углубленного воспитания граждан в духе демократии на всех уровнях. С учетом результатов своей деятельности в прошлом и в настоящий период Совет Европы в ближайшие годы должен активизировать усилия на следующих направлениях:
2.1 выявление и разработка новых и эффективных стратегий, средств и методов в целях укрепления демократической ткани нашего общества;
2.2 изучение основных вопросов, касающихся воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
2.3 обмен и распространение знаний, опыта и практики в масштабах всей Европы;
2.4 оказание помощи в реформировании политики в области образования и в других соответствующих областях;
2.5 выработка платформы для создания различных сетей и отношений партнерства;
2.6 содействие осознанию каждым своих прав и пониманию каждым своих обязанностей.
3. Ключевые вопросы
В рамках Программы внимание будет сосредоточено на следующих конкретных вопросах:
3.1 разработка концепции демократической гражданственности в ее политическом, правовом, культурном и социальном аспектах;
3.2 права человека, включая их социальный аспект и обязательство каждого уважать права других;
3.3 взаимосвязь между правами и обязанностями, а также общие обязанности в целях противодействия социальной изоляции, маргинализации, гражданской апатии, нетерпимости и насилию;
3.4 основные виды компетенции в области воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
3.5 развитие активной гражданской позиции на основе новых методов динамичного обучения при непосредственном участии каждого в этом процессе на протяжении всей жизни;
3.6 изучение демократии в школе и университете, включая участие в процессе принятия решений и в ассоциациях школьников, студентов и преподавателей;
3.7 партнерские связи между учебными заведениями, местными общинами, неправительственными организациями и политическими органами;
3.8 взаимосвязь между различными подходами к процессу воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании своих прав и обязанностей, в таких областях, как, например, образование в области прав человека, гражданское воспитание, образование с учетом культурного многообразия, преподавание истории, подготовка в области демократического управления, урегулирование конфликтов и укрепление доверия;
3.9 роль средств массовой информации и новых информационных технологий в деле воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
3.10 изменение структурных методов работы и их воздействие на развитие общественных отношений;
3.11 формы добровольной работы и участия в гражданском обществе, особенно на местном уровне;
3.12 образ жизни молодежи и различные формы ее участия в жизни общества.
4. Мероприятия
4.1. Разработка политики
4.1.1 Разработка руководящих принципов и рекомендаций по воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими своих прав и обязанностей, для представления на предстоящей Конференции министров образования европейских стран (Краков, 2000 г.), а также на других соответствующих специализированных конференциях на уровне министров;
4.1.2 предоставление помощи государствам - членам в разработке национальных планов по образованию в области прав человека в рамках Десятилетия ООН по образованию в области прав человека;
4.1.3 содействие государствам - членам в разработке национальных планов по воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими своих прав и обязанностей;
4.1.4 предоставление помощи государствам - членам в реформировании национальных систем образования и профессиональной подготовки (разработка учебных программ и учебных пособий, подготовка преподавателей) для включения в программы на всех уровнях проблематики воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей;
4.1.5 изучение вопроса о создании механизмов, способствующих признанию добровольного вовлечения в жизнь общества и периодов неформального обучения в качестве средств, содействующих воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими своих прав и обязанностей.
4.2. Исследования и сбор данных
4.2.1 Изучение вышеупомянутых ключевых вопросов на семинарах, коллоквиумах и в ходе практических исследований;
4.2.2 изучение в тесном сотрудничестве с неправительственными организациями и гражданским обществом в целом опыта различных стран в деле воспитания граждан в духе демократии;
4.2.3 предоставление экспертных услуг и информации об имеющихся в Совете Европы и вне его ресурсах и проектах;
4.2.4 сбор и оценка удачных примеров практической деятельности.
4.3. Профессиональная подготовка и повышение информированности
4.3.1 Разработка методов обучения и профессиональной подготовки с использованием, в частности, аудиовизуальных средств и новых технологий;
4.3.2 разработка форума практиков через Интернет;
4.3.3 увеличение числа практических мероприятий и семинаров по вопросам информации и профессиональной подготовки на национальном, региональном и местном уровнях;
4.3.4 увязывание существующих учебных программ Совета Европы с вышеупомянутыми ключевыми вопросами;
4.3.5 подготовка практических, целенаправленных материалов по повышению информированности;
4.3.6 разработка плана подготовки европейской кампании по воспитанию граждан в духе демократии, основанному на осознании ими своих прав и обязанностей.
5. Методы работы
Мероприятия должны:
5.1 иметь как исследовательский, так и оперативный характер с акцентом на новые подходы, профессиональную подготовку и повышение информированности, а также на передачу знаний и "ноу-хау";
5.2 осуществляться путем междисциплинарной и многопредметной координации в рамках Совета Европы и в государствах - членах;
5.3 быть ориентированы на тесное сотрудничество и совместные проекты с другими международными организациями, играющими активную роль в сфере воспитания в духе демократической гражданственности, такими как Европейский Союз, Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО и ОБСЕ, а также с неправительственными организациями и частным сектором;
5.4 опираться на взаимодействие в рамках сети координационных центров, которые будут созданы в государствах - членах;
5.5 развивать во всех случаях, когда это возможно, процесс практических исследований в государствах - членах, с тем чтобы обеспечить участие в нем заинтересованных лиц и специалистов - практиков в целях использования результатов таких исследований.

"ДЕКЛАРАЦИЯ О ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"(Принята в г. Будапеште 06.05.1999 - 07.05.1999 на 104-ой сессии Комитета министров Совета Европы)  »
Международное законодательство »
Читайте также