РЕШЕНИЕ n 4 Высшего Совета Союза Беларуси и России"О КОНЦЕПЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ"(Принято 22.01.1998)


ВЫСШИЙ СОВЕТ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
РЕШЕНИЕ N 4
О КОНЦЕПЦИИ СОВМЕСТНОЙ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
(22 января 1998 года)
Высший Совет Союза Беларуси и России решил:
1. Утвердить представленную Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России Концепцию совместной оборонной политики Беларуси и России.
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Беларусь
А.ЛУКАШЕНКО
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН



Утверждена
Решением
Высшего Совета
Союза Беларуси и России
от 22 января 1998 г. N 4
КОНЦЕПЦИЯ
СОВМЕСТНОЙ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
Настоящая Концепция совместной оборонной политики Беларуси и России (далее - Концепция) определяет основные принципы и направления совместной оборонной политики, единые подходы к организации и обеспечению вооруженной защиты Союза Беларуси и России (далее - Союза) от внешней агрессии, принятия в случае необходимости совместных мер по предотвращению угрозы суверенитету и независимости каждого из государств-участников Союза.
Общие положения
1. Неотъемлемым условием динамичного развития Республики Беларусь и Российской Федерации в соответствии с Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года (далее - Договор о Союзе) и Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года (далее - Устав Союза) является обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности.
2. Для достижения этих целей Республика Беларусь и Российская Федерация (далее - государства-участники Союза) вырабатывают и проводят совместную оборонную политику, являющуюся важнейшей составной частью их политики по укреплению национальной безопасности, согласовывают единые подходы и принимают реальные практические меры, направленные на эффективное использование оборонных потенциалов для обеспечения безопасности Союза, поддержания его высокой обороноспособности и каждого из государств-участников Союза. Совместная оборонная политика определяет общий порядок координации действий в области обороны, основные цели и порядок создания региональной группировки войск (сил) государств-участников Союза, ее подготовку и применение для предотвращения или отражения возможной агрессии против любого из государств-участников Союза в регионе.
3. Под регионом понимается территория Республики Беларусь и западная часть территории Российской Федерации, прилегающая к границе Республики Беларусь, с воздушно-космическим пространством, в пределах которой предусматривается развертывание региональной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Республики Беларусь и Вооруженных Сил Российской Федерации и их совместные действия по обеспечению безопасности и поддержанию высокой обороноспособности Союза в целом и каждого из государств-участников Союза.
4. При проведении совместной оборонной политики государства-участники Союза руководствуются целями, принципами и задачами Союза, закрепленными в Договоре о Союзе и Уставе Союза, в Уставе Организации Объединенных Наций, Хельсинкском Заключительном акте, Парижской хартии для новой Европы и других документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и выполняют взятые на себя обязательства в соответствии с международными договорами.
5. Государства-участники Союза допускают свое участие в иных системах коллективной безопасности в рамках национальных законодательств и норм международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), Уставе Содружества Независимых Государств (СНГ), в Договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и других документах.
Основы совместной оборонной политики
6. Государства-участники Союза осуждают практику решения спорных вопросов военными средствами, военное противостояние в любых формах и проводят последовательную политику, направленную на предотвращение войн и вооруженных конфликтов. В политическом и военном отношении они не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств и строят взаимоотношения со всеми государствами на основе равноправного партнерства и сотрудничества.
7. Государства-участники Союза приветствуют любые усилия, направленные на снижение военной опасности, укрепление стабильности и безопасности в Европе, выражают готовность активно участвовать в построении новой безблоковой системы безопасности в Европе. Важную роль отводят при этом сложившимся механизмам сотрудничества в рамках ООН, ОБСЕ, НАТО и Содружества Независимых Государств.
8. Государства-участники Союза считают, что вероятность развязывания крупномасштабных военных конфликтов в современных условиях существенно снижена. Вместе с тем военная опасность в мире по-прежнему сохраняется. В настоящее время она носит потенциальный характер, однако при определенных условиях может перерасти в реальную военную угрозу.
В совместной оборонной политике государства-участники Союза учитывают как традиционные, так и новые, ранее не существовавшие угрозы безопасности, такие как международный терроризм, незаконный оборот оружия, наркобизнес, незаконная миграция, истощение природных ресурсов и ухудшение экологической обстановки, которые при определенных условиях могут способствовать возникновению вооруженных конфликтов.
9. Государства-участники Союза, принимая необходимые меры по укреплению обороноспособности Союза в целом и каждого его государства-участника, отдают приоритет мирным средствам предотвращения войн и вооруженных конфликтов, координируют свои действия по вопросам:
создания новой безблоковой системы безопасности в Европе;
расширения и укрепления мер доверия в военной области;
урегулирования существующих и предотвращения потенциальных конфликтов;
развития интеграционных процессов в СНГ;
сбалансированного развития отношений со странами НАТО, Центральной, Восточной Европы и Балтии.
10. Совместная оборонная политика государств-участников Союза формируется исходя из следующих основных принципов:
взаимный учет и стремление к соблюдению своих интересов и интересов других субъектов международного права в сфере безопасности;
взаимодополняемость усилий в сфере обеспечения региональной безопасности;
участие национальных воинских контингентов в деятельности региональной группировки войск (сил) в соответствии с имеющимися международными обязательствами и национальным законодательством;
оборонная достаточность, то есть поддержание оптимального соотношения между обеспечением потребностей обороны и интересов социально-экономического развития;
соответствие принимаемых мер национальным интересам, масштабам угроз, международным обязательствам, экономическим возможностям государств-участников Союза;
равная ответственность государств-участников Союза за обеспечение военной безопасности в регионе;
гарантированное сдерживание агрессии на основе решимости применить силу в ответ на развязывание агрессии против одного из государств-участников Союза в регионе;
демократический контроль за деятельностью вооруженных сил;
согласование совместных действий в сфере обеспечения военной безопасности с другими государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года.
11. В качестве основных направлений проведения совместной оборонной политики государства-участники Союза рассматривают:
предотвращение возникновения войн и вооруженных конфликтов согласованными политическими, дипломатическими, экономическими, собственно военными и иными средствами;
разработку механизма принятия согласованных решений по принципиальным вопросам совместной оборонной политики;
организацию совместной вооруженной защиты в регионе с учетом потенциальных и реальных угроз и возможностей государств-участников Союза;
военное строительство государств-участников Союза на основе общих принципов с созданием в перспективе общего оборонного пространства на базе формирования и развития региональной группировки войск (сил), создания объединенных военных систем, взаимного использования и совершенствования элементов оборонной инфраструктуры;
сближение и согласованное развитие национальных законодательств по вопросам обороны;
реализацию заключенных международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;
подготовку и реализацию совместных специальных программ и проектов по разработке, производству и поставке новых видов вооружения и военной техники, услуг военного назначения;
координацию планов НИОКР, производства, поставок вооружения и военной техники для вооруженных сил Беларуси и России, а также проведения совместных фундаментальных исследований в области создания новейших военных технологий, новых видов вооружения и военной техники;
развитие и углубление сложившейся производственной и научно-технической кооперации предприятий Беларуси и России в области разработки, производства и поставок продукции, оказания услуг военного назначения, а также кооперации при осуществлении поставок необходимых для этого материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, учебного и вспомогательного имущества;
создание объединенной системы ремонта вооружения и военной техники государств-участников Союза;
подготовку войск (сил), выделяемых в состав региональной группировки войск (сил), в соответствии с целями и задачами совместной вооруженной защиты;
совместную подготовку военных кадров;
расширение сотрудничества с международными организациями и приграничными государствами;
дальнейшее развитие сотрудничества с государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. в военной сфере.
12. Определение дополнений и изменений основных принципов и направлений совместной оборонной политики Союза осуществляется в установленном порядке.
13. Общую координацию работ по реализации Концепции и контроль за их выполнением, реализацией совместных программ и проектов в военной области осуществляет Исполнительный Комитет Союза Беларуси и России.
Для эффективного осуществления совместной оборонной политики министерства обороны государств-участников Союза совместно с другими органами государственного управления при необходимости разрабатывают и представляют на утверждение Высшего Совета Союза Беларуси и России соответствующие программы и планы.
Организация совместной обороны
14. Организация совместной обороны государств-участников Союза базируется на их согласованных усилиях в военной сфере, направленных на поддержание необходимого оборонного потенциала, качественную подготовку вооруженных сил, планирование и организацию в случае необходимости совместных мер по предотвращению в регионе угрозы со стороны других государств суверенитету и независимости Союза в целом и каждого из его государств-участников.
15. Для парирования военных угроз и отражения возможной агрессии государства-участники Союза предусматривают создание региональной группировки войск (сил).
Региональную группировку войск (сил) составят расположенные в мирное время или развернутые в угрожаемый период в регионе для отражения возможной агрессии органы управления и войска (силы) вооруженных сил и других воинских формирований государств-участников Союза, планируемые к применению по единому замыслу и плану.
16. Общая численность войск (сил) и перечень выделяемых в состав региональной группировки войск (сил) объединений, соединений, частей, учреждений тылового и технического обеспечения и органов управления вооруженных сил и других воинских формирований государств-участников Союза, их состав, размеры создаваемых запасов расходных материальных средств, вооружения и военной техники, а также объем мероприятий по развитию оборонной инфраструктуры и всестороннему обеспечению региональной группировки войск (сил), оперативному оборудованию территорий определяются правительствами государств-участников Союза на основе решений Высшего Совета Союза Беларуси и России.
17. Региональная группировка в составе войск (сил) мирного времени или после частичного развертывания должна быть способна локализовать и прекратить возможные приграничные вооруженные конфликты. При расширении масштабов вооруженного конфликта после перевода войск (сил) с мирного на военное положение - отразить агрессию, нанести поражение группировкам войск агрессора и создать предпосылки для прекращения военных действий на выгодных для государств-участников Союза условиях.
18. Развертывание региональной группировки войск (сил) в регионе осуществляется в угрожаемый период по решению Высшего Совета Союза Беларуси и России.
19. Объединения, соединения, воинские части и учреждения вооруженных сил и других воинских формирований государств-участников Союза, выделяемые в состав региональной группировки войск (сил), на мирное время остаются в непосредственном подчинении соответствующих министерств и ведомств, которые обеспечивают необходимую степень их готовности к выполнению задач совместной обороны.
20. Для успешного решения задач региональной группировкой войск (сил) предусматривается создание в мирное время единых систем управления противовоздушной обороной, а также систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, объединенных систем подготовки войск (сил), связи, АСУ и оповещения, технического обеспечения.
Основы планирования, применения, управления, всестороннего
обеспечения региональной группировки войск (сил)
21. Планирование применения региональной группировки войск (сил) осуществляется в два этапа:
на первом этапе в ходе заблаговременного (общего) планирования определяется комплекс мер по созданию благоприятных условий для развертывания региональной группировки войск (сил) в случае обострения военно-политической обстановки или эскалации вооруженного конфликта. Для чего намечается количество войск, сил и средств и определяется порядок взаимного выделения воинских формирований в состав региональной группировки войск (сил), планируется их оперативное (стратегическое) развертывание, перегруппировка войск, а также порядок управления и всестороннего обеспечения региональной группировки войск (сил), исходя из прогноза развития кризисных ситуаций при обострении военно-политической обстановки и вариантов совместных действий вооруженных сил государств-участников Союза.
Общее планирование применения региональной группировки войск (сил) осуществляется Главным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь и Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Документы планирования на операцию (действия) утверждаются Высшим Советом Союза;
на втором этапе (в угрожаемый период) в ходе непосредственного планирования определяются конкретные задачи, формы применения и способы действий войск (сил). В зависимости от района и масштабов военного конфликта непосредственное планирование применения региональной группировки войск (сил) осуществляется Главным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь или Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по взаимному согласованию. План применения региональной группировки войск (сил) утверждается Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь.
22. В целях максимального объединения усилий государств-участников Союза в угрожаемый период Высший Совет Союза Беларуси и России может принять решение о создании высшего органа управления Союза.
23. Для управления региональной группировкой войск (сил) на базе Министерства обороны Республики Беларусь в угрожаемый период создается Объединенное командование региональной группировки войск (сил).
24. Полномочия органов управления Союза Беларуси и России, упомянутых в пунктах 22 и 23 данной Концепции, порядок руководства региональной группировкой войск (сил), взаимодействия национальных органов военного управления и Объединенного командования региональной группировки войск (сил) определяется Положением, которое разрабатывается министерствами обороны и по согласованию с советами безопасности и обороны государств-участников Союза утверждается Высшим Советом Союза Беларуси и России в установленном порядке.
25. Для обеспечения согласованных действий оперативных объединений региональной группировки войск (сил), а также поддержания их устойчивого взаимодействия Главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации разрабатывают предложения по боевому применению национальных объединений (соединений), обеспечивают доведение до них боевых задач, координируют мероприятия по поддержанию национальных объединений (соединений) в боевой готовности, своевременному восполнению потерь в личном составе, вооружении и технике, восстановлению боеспособности, организуют их материально-техническое обеспечение.
26. Правительства государств-участников Союза определяют порядок обеспечения региональной группировки войск (сил), а также мероприятия по оперативному оборудованию региона и объекты оборонной инфраструктуры для совместного использования. В угрожаемый период уточнение порядка использования объектов оборонной инфраструктуры проводится органами военного управления.
27. Для обеспечения требуемого уровня боеготовности вооруженных сил и обороноспособности государств-участников Союза, а также создания условий для осуществления контроля за выполнением в их интересах совместных работ в области вооружения и военной техники формируется совместный оборонный заказ Республики Беларусь и Российской Федерации, а в перспективе - единый оборонный заказ Союза Беларуси и России.
28. На военное время с целью создания условий для совместного использования интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов государств-участников Союза проводится согласованная мобилизационная подготовка их экономик.
Основными направлениями сотрудничества в области мобилизационной подготовки экономик государств-участников Союза являются:
согласование мобилизационных планов экономик в части определения объемов взаимных поставок вооружения и военной техники, вещевого имущества, продовольствия, сырья, материалов, оборудования, комплектующих и готовых изделий;
разработка общих принципов мобилизационной подготовки всех органов власти и управления, отраслей экономик, предприятий и учреждений;
формирование согласованных подходов к оценке мобилизационной готовности и общих принципов перевода на военное положение систем управления экономикой и войсками;
планирование и проведение совместных мероприятий по мобилизационной подготовке;
создание мобилизационных и государственных резервов государств-участников Союза, их размещение, содержание, обновление и освежение в интересах всестороннего обеспечения региональной группировки войск (сил);
проведение разработок и организация взаимных поставок конструкторской, технологической и иной документации, необходимой для выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке;
определение мобилизационных потребностей в материальных средствах с учетом взаимопоставок и согласованное их размещение на оборонных предприятиях государств-участников Союза по планам расчетного года в особый период;
создание на взаимовыгодной основе дополнительных мощностей производства вооружения и военной техники, отвечающих современным требованиям;
согласованное бронирование трудовых ресурсов в целях развертывания в угрожаемый период дополнительных мощностей оборонной промышленности государств-участников Союза;
подготовка и повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки.
29. Финансирование мероприятий, проводимых в интересах обеспечения совместной вооруженной защиты государств-участников Союза, осуществляется в соответствии с решениями Исполнительного Комитета и Высшего Совета Союза Беларуси и России.
30. Положения Концепции могут изменяться и дополняться по мере развития и укрепления Союза на основании внесенных в Исполнительный Комитет и Высший Совет Союза Беларуси и России в установленном порядке согласованных предложений органов военного управления государств-участников Союза.

РЕШЕНИЕ n 3 Совета глав правительств при Межгосударственном Совете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации"ОБ УНИФИКАЦИИ АКЦИЗНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА"(Вместе с "БАЗОВЫМ ПЕРЕЧНЕМ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ, ПРОИЗВОДИМЫХ И ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ...")(Принято в г. Москве 22.01.1998)  »
Международное законодательство »
Читайте также