"РЕЗОЛЮЦИЯ СЕДЬМОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СТРАН - ЧЛЕНОВ СНГ"(Вместе с "ОБЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ СНГ" и "ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ СНГ")(Принята в г. Кишиневе 02.10.1997 - 04.10.1997)


РЕЗОЛЮЦИЯ
СЕДЬМОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО
МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СТРАН - ЧЛЕНОВ СНГ
(Кишинев, 2 - 4 октября 1997 года)
Координационный Совет по методологии бухгалтерского учета стран - членов СНГ провел Седьмую конференцию 2 - 4 октября 1997 г. в г. Кишиневе, Республика Молдова.
Организаторами конференции являлись Министерство финансов Республики Молдова и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В работе конференции участвовали делегации 11 стран СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Республика Киргизстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина).
Координационный совет обсудил следующие вопросы:
реформа бухгалтерского учета в СНГ: обзор проблем;
концепция бухгалтерского учета для стран СНГ;
доклад Рабочей группы по модели Закона об аудите для стран СНГ;
особенности бухгалтерского учета в малом бизнесе;
лицензирование и сертификация бухгалтеров и аудиторов;
реформа налогообложения и бухгалтерского учета: институциональные вопросы и сравнительный анализ;
о дальнейшей работе Информационной сети бухгалтерского учета (ИСБУ).
По результатам обсуждения были приняты следующие решения:
1. Принимая во внимание, что системы бухгалтерского учета и отчетности, принятые в странах - членах СНГ, исторически имеют много схожего, общие тенденции развития, и придавая важное значение координации подходов и правил по организации бухгалтерского учета и формированию, представлению и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, имеющей особое значение для защиты интересов собственников и инвесторов на всем пространстве Содружества, участники Седьмой конференции считают целесообразным:
а) принять "Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности для стран СНГ" и "Общие положения по бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций в странах - членах СНГ";
б) Рекомендовать членам Координационного совета и профессиональным организациям принять меры по разъяснению содержания данных документов и обеспечению их практического использования в своих странах;
в) Поручить делегации Российской Федерации от имени Координационного совета представить данные документы на утверждение на уровне правительств стран - членов СНГ.
2. Предложить Рабочей группе по бухгалтерскому учету продолжить работу по формированию единых минимальных требований к бухгалтерскому учету стран СНГ в соответствии с Международными стандартами учета (МСУ). Для этих целей провести очередную встречу Рабочей группы по бухгалтерскому учету до июля 1998 года для:
а) разработки глоссария основных терминов бухгалтерского учета;
б) изучения содержания МСУ с целью выработки путей их практического применения и унификации подходов при разработке национальных правил учета по наиболее приоритетным направлениям. Создать Секретариат Рабочей группы в составе представителей Республики Молдова, Республики Казахстан, Российской Федерации и ОЭСР для определения и согласования с другими делегациями Координационного совета в месячный срок первых трех приоритетных стандартов для обсуждения на встрече Рабочей группы в 1998 г. и содействия в подготовке этой встречи.
3. Руководствуясь стремлением поддержать развитие бухгалтерского учета в малом бизнесе в странах СНГ, признать позитивную роль малого бизнеса в повышении занятости, экономического роста и расширения базы налогообложения. Поручить Рабочей группе по бухгалтерскому учету продолжить подготовку документа по бухгалтерскому учету в малом бизнесе.
4. Совет поручает Рабочей группе по аудиту подготовить соответствующей документ, устанавливающий единые минимальные требования к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивающие ее объективность и достоверность, а также основу для взаимного признания аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности. Минимальные требования к аудиторской профессии в странах СНГ Рабочей группе по аудиту подготовить в соответствии с предложениями, высказанными на Седьмой встрече Совета и Правилами Всемирной Торговой Организации. Этот документ должен быть представлен Рабочей группой к Восьмой конференции Совета.
5. Совет выражает признательность Международной Федерации Бухгалтеров за представление Международных стандартов Аудита (МСА) на английском языке для перевода на русский язык.
Совет признает, что для подготовки "официального" (авторизированного) перевода необходимо обеспечить высококачественный перевод под наблюдением Координационного совета и просит Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество" осуществить настоящий проект, включая формирование Редакционной комиссии, состоящей из национальных и международных экспертов с целью обеспечения качества перевода.
Координационный совет признает, что по требованию, предъявляемому к официальному документу, заключительная версия документа должна содержать оригинальную версию на английском языке и версию перевода на русский язык. Одновременно необходимо подготовить глоссарий основных терминов по аудиту с их переводом.
Настоящая работа должна быть завершена и представлена к очередной конференции Координационного совета, на которой предлагается рассмотреть возможность принятия МСА в качестве основы для разработки (доработки) национальных стандартов аудита стран СНГ.
6. Признавая усилия Комитета по МСУ, направленные на распространение МСУ, Координационный совет считает качественный перевод МСУ на русский язык как неотложную необходимость.
7. Признавая важность согласованной позиции по подготовке специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита в странах СНГ, просить Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество" обобщить предложения стран СНГ по данному вопросу и представить доработанный вариант программы подготовки кадров на Восьмую конференцию Координационного совета.
8. Принимая во внимание, что в октябре 1997 года в Париже (Франция) состоится XV Всемирный конгресс бухгалтеров, Координационный совет уполномочивает Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество" подготовить приветственное обращение к Конгрессу с целью повышения авторитета Координационного совета и расширения информации о деятельности Совета и ИСБУ.
9. Координационный совет выражает согласие, что следующая конференция состоится в июле 1998 года и просит ОЭСР обратиться в Министерство финансов Республики Кыргызстан с просьбой организовать Восьмую конференцию в г. Бишкек. На этой конференции будут рассмотрены следующие вопросы:
доклад о ходе работы стран - членов СНГ о реформировании в области бухгалтерского учета;
доклад Рабочей группы по бухгалтерскому учету о проделанной работе;
доклад Рабочей группы по аудиту о проделанной работе;
проблемы реформы налогообложения и бухгалтерского учета с участием официальных представителей налоговых органов стран СНГ;
учет в бюджетных организациях;
о работе ИСБУ за 1997 - 1998 гг.
10. Участники Седьмой конференции Координационного совета выражают свои поздравления коллективу редакции и читателям журнала "Бухгалтерский учет" в связи с 60-летним юбилеем его деятельности и с удовлетворением отмечают его весомый вклад в развитие бухгалтерского учета в России и в других странах СНГ.
11. Координационный совет выразил согласие опубликовать результаты Седьмой конференции и призвал страны - члены СНГ содействовать распространению данной Резолюции. Участники конференции выразили признательность Министерству финансов Республики Молдова и ОЭСР за организацию конференции и обратились с просьбой к ОЭСР и другим международным организациям продолжать поддержку деятельности Совета и его Рабочих Групп.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ СНГ
Принимая во внимание, что:
система бухгалтерского учета и отчетности является важным элементом экономики рыночного типа;
координация подходов и правил к формированию, представлению и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (предприятий) <*> имеет особое значение для защиты интересов собственников и инвесторов на всем пространстве СНГ;
--------------------------------
<*> В дальнейшем - организаций.
установление в СНГ минимальных единых требований к объему финансовой информации, подлежащей раскрытию общественности, будет способствовать сравнимости и сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций стран - членов СНГ;
бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать объективную и достоверную информацию о финансовом и имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности, признаваемую и одинаково интерпретируемую во всех странах - членах СНГ;
системы бухгалтерского учета и отчетности, принятые в странах - членах СНГ, исторически имеют много схожего, а также общие тенденции развития;
переход к рыночной экономике требует интеграции с международными стандартами бухгалтерского учета;
единые подходы к системе бухгалтерского учета и отчетности в странах - членах СНГ создают основу для развития аудита.
Страны - члены СНГ считают целесообразным:
осуществлять координацию регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций в своих странах;
сосредоточить главные усилия на согласовании подходов и правил формирования, представления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, обеспечив тем самым ее методологическую сопоставимость, признаваемость и одинаковую интерпретацию во всех странах - членах СНГ;
установить единые минимальные требования к объему, содержанию и формам бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой пользователям, принимая во внимание возможность установления упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;
распространить действия "Основных принципов" на все юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством страны - члена СНГ;
установить единые минимальные требования к аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечивающие ее объективность и достоверность.
Исходя из вышеизложенного, страны - члены СНГ договариваются о следующих основных принципах бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним <*>.
--------------------------------
<*> Обозначения совокупности документов, названных в пункте 1 настоящих Основных принципов, термины "бухгалтерская отчетность" и "финансовая отчетность" считаются равнозначными.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть полезна пользователям. К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся настоящие и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы, поставщики и другие коммерческие контрагенты, клиенты, правительственные учреждения, общественность и другие заинтересованные пользователи. Они используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для удовлетворение различных потребностей в информации, в том числе:
а) инвесторы (лица, предоставляющие капитал, и их консультанты) заинтересованы в информации, которая поможет определить, следует ли покупать, держать или продавать акции, каковы риски, связанные с инвестициями и доходность инвестиций. Акционеры заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды;
б) работники и их представители заинтересованы в информации о стабильности и рентабельности работодателей, способности организации обеспечивать их заработной платой, социальными пособиями и возможностью дальнейшей работы;
в) кредиторы заинтересованы в информации, которая позволяет определить будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены вовремя;
г) поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в информации, которая дает возможность определить, будет ли сумма, которая причитается им, выплачена вовремя;
д) клиенты заинтересованы в информации о непрерывности деятельности организации, особенно когда они имеют долгосрочные соглашения или зависят от данной организации;
е) правительства и правительственные учреждения заинтересованы в информации, необходимой для регулирования деятельности организаций, определения политики налогообложения, а также для расчета национального дохода и других аналогичных статистических показателей;
ж) общественность заинтересована в информации о направлениях развития и достижениях организации, сферах ее деятельности.
3. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако руководство организации имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой дополнительной информации определяются руководством организации.
4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
Достоверной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, подготовленная исходя из правил бухгалтерского учета и отчетности, установленных в стране - члене СНГ. Страны - члены СНГ признают необходимость осуществить меры для перехода к интерпретации достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из качества картины финансового положения организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период.
Если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности применение настоящих Основных принципов недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации включаются соответствующие дополнительные данные.
5. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами:
обособленности имущества - имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций;
непрерывности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения деятельности;
начисления - факты хозяйственной деятельности организации (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место,

"ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"(Утверждено в г. Баку 01.10.1997 на 19-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также