РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принято в г. Москве 18.10.1996)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Москва, 18 октября 1996 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (прилагается).
2. В целях реализации вышеназванной Концепции возложить на Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств организационное обеспечение взаимодействия органов Содружества и организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества.
3. Исполнительному Секретариату Содружества с участием полномочных представителей государств - участников СНГ и органов Содружества, заинтересованных ведомств государств - участников Содружества, национальных и международных научных организаций и объединений завершить разработку проекта Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств и внести его на рассмотрение Совета глав правительств Содружества в 1997 году.
Перспективный план утвержден Решением от 25.11.1998.Совершено в г. Москве 18 октября 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Приложение
Утверждена
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции формирования информационного
пространства Содружества
Независимых Государств
от 18 октября 1996 года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация
Концепция формирования информационного пространства СНГ (далее - Концепция) подготовлена в соответствии с Решением Совета глав правительств от 3 ноября 1995 года и во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств от 12 апреля 1996 года.
Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств - участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией.
При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей государств и органов Содружества, организованных и проведенных Исполнительным Секретариатом СНГ во исполнение Решений Совета глав правительств о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 года и о разработке проекта Концепции формирования информационного пространства государств - участников СНГ от 3 ноября 1995 года.
В Концепции были использованы также предложения по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Совете руководителей государственных информационных агентств СНГ, информационных службах других органов Содружества, материалы ИТАР ТАСС, Информационного агентства "Интерфакс", Международной неправительственной организации "Интервидение", Международного центра научной и технической информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и международных научных организаций и объединений, других организаций.
Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов.
Основные положения Концепции отражают:
приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ;
принципы и организационные основы сотрудничества государств - участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг;
механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов.
Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в государствах Содружества.
Основные термины и определения
Информационное пространство СНГ - совокупность национальных информационных пространств государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.
Формирование информационного пространства СНГ - совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации в целях обеспечения и удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций и органов управления государств Содружества.
Информационная инфраструктура государств - участников СНГ - совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле-, радио-, телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Информационная технология - система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации.
Информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме.
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.
Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации использующийся ею в соответствии с порядком, установленным собственником или владельцем информации.
Введение
Межгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства.
Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Содружества.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности, использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств - участников СНГ.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
определение приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов;
предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является началом процессов создания качественно новой информационной среды и формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.
1. Общие положения
Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества.
Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.
Формирование информационного пространства СНГ позволит полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им на территориях государств - участников СНГ, проводить согласованную политику в различных сферах.
Задачи, стоящие перед государствами - участниками СНГ в контексте формирования информационного пространства, не ограничиваются проведением внутренней информационной политики и развитием национального информационного пространства. Эти задачи связаны также с выявлением путей и средств расширения таких возможностей, которые позволили бы государствам - участникам СНГ извлечь максимум выгод из развития мировой информационной инфраструктуры.
В области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства, как и общественные структуры отдельных государств находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств - участников СНГ не является линейным и скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное пространство могут быть различны.
Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:
этапы формирования и развития информационного пространства СНГ;
развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере;
повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах;
развитие социальных и культурных связей;
защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.
Концепция является основой сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
2. Цели и задачи формирования и развития
информационного пространства СНГ
Главной целью работ по формированию информационного пространства государств - участников СНГ является обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности.
В составе общих интересов государств Содружества могут быть названы:
сохранение и развитие контактов граждан;
беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;
развитие образования, науки, техники и культуры;
обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;
обеспечение информационной безопасности;
координация действий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом;
взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации;
создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.
1. Разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении информационной продукции.
2. Разработка и утверждение механизма доступа к национальным информационным ресурсам.
3. Принятие согласованных мер по оказанию информационно - телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию национального промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах Содружества на основе кооперации и международного разделения труда.
4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Содружества.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.
3. Основные принципы формирования и развития
информационного пространства СНГ
Формирование информационного пространства государств - участников СНГ осуществляется с учетом следующих основных принципов:
соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства;
соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией;
взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;
обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств - участников СНГ;
экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно - коммуникационных услуг;
сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств - участников СНГ;
соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств - участников СНГ в области

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ВЫДЕЛЯЕМОГО В СОСТАВ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА"(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ЦЕНТРОВ ПОДГОТОВКИ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ...")(Принято в г. Москве 18.10.1996)  »
Международное законодательство »
Читайте также