"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УЧАСТИИ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА СНГ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 17.04.2004 Постановлением 23-6 на 23-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцать третьем
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 23-6
от 17 апреля 2004 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ УЧАСТИИ ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКА СНГ
В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ
Настоящий Модельный закон (далее - Закон) определяет основания, формы и порядок участия государства-участника СНГ в миротворческих операциях, проводимых в связи с предотвращением, урегулированием и разрешением локальных и региональных конфликтов. Закон носит рекомендательный характер и служит основой для законодательной деятельности государств-участников Содружества Независимых Государств по организации миротворческих операций и участию в них.
В данном Законе участие в миротворческих операциях трактуется как компонент миротворчества - комплексной деятельности по предотвращению, разрешению, урегулированию и ликвидации последствий локальных и региональных конфликтов, осуществляемой мировым сообществом, региональными организациями, группами государств, отдельными государствами, государственными органами и неправительственными организациями.
Положения настоящего Закона не ограничивают неотъемлемое право государства-участника СНГ на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения в соответствии со статьей 51 Устава ООН, а также право на военное сотрудничество с другими государствами и международными организациями для обеспечения международной и региональной безопасности.
Государство-участник СНГ самостоятельно определяет целесообразность, масштаб и степень своего участия в миротворческих операциях.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об участии в миротворческих операциях. 1. Порядок участия государства-участника СНГ в миротворческих операциях устанавливается конституцией государства-участника СНГ, настоящим Законом, другими нормативно-правовыми актами, международными договорами и соглашениями государства-участника СНГ.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе. Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Законе, имеют следующие значения:

Статья 4. Участие государства-участника СНГ в деятельности по предотвращению или прекращению конфликтов. 1. Государство-участник СНГ будет воздерживаться от любого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела государств, на территории которых назревает или возник локальный или региональный конфликт, если иное не предусмотрено международными договорами государства-участника СНГ с такими государствами.

Статья 5. Международно-правовые основания и необходимые условия участия в миротворческих операциях. 1. Направление военного и гражданского персонала государства-участника СНГ за пределы его территории в связи с участием в предотвращении и урегулировании локальных и региональных конфликтов осуществляется в следующих случаях:

Статья 6. Формы участия в миротворческих операциях. 1. Участие военного и гражданского персонала государства-участника СНГ в миротворческих операциях может включать наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, предупредительные меры, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, посредничество и помощь в организации переговоров, ликвидации последствий конфликтов, производство инженерных и иных работ, содействие в решении проблемы беженцев, оказание медицинской, гуманитарной помощи, выполнение милицейских (полицейских) и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также осуществление в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.

Статья 7. Участники миротворческих операций. 1. В состав военного персонала, направляемого государством-участником СНГ для участия в миротворческих операциях, могут включаться отдельные военнослужащие, воинские формирования вооруженных сил государства-участника СНГ (воинские части и подразделения с соответствующими вооружением и военной техникой, средствами поддержки и обеспечения), части и подразделения, а также отдельные служащие военизированных подразделений органов внутренних дел и правоохранительных органов, органов по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций, иных государственных служб и структур, имеющих в своем составе военнослужащих.

Статья 8. Порядок принятия решений о направлении военного персонала для участия в миротворческих операциях и его отзыве. 1. Решение о направлении за пределы территории государства-участника СНГ его воинских формирований для участия в миротворческой операции принимается парламентом государства-участника СНГ по представлению президента государства-участника СНГ и является правовой основой использования вооруженных сил и иных воинских формирований государства-участника СНГ в миротворческой операции за пределами территории государства в каждом конкретном случае.

Статья 9. Порядок принятия решений о направлении гражданского персонала для участия в миротворческих операциях и его отзыве. 1. Решение о направлении за пределы территории государства-участника СНГ на добровольной основе гражданского персонала для участия в миротворческой операции принимается правительством государства-участника СНГ, о чем в недельный срок информируются президент и парламент государства-участника СНГ.

Статья 10. Организация подготовки и обеспечения военного и гражданского персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях. 1. В целях обучения, специальной подготовки и участия военного персонала в миротворческих операциях в составе вооруженных сил государства-участника СНГ формируется специальный воинский контингент. Порядок формирования, состав и численность указанного контингента определяются президентом государства-участника СНГ.

Статья 11. Статус военного и гражданского персонала, направляемого для участия в миротворческих операциях. 1. Правовое положение военного и гражданского персонала, предоставляемого государством-участником СНГ для участия в миротворческих операциях, определяется настоящим Законом, мандатом на проведение операции и соглашением, заключаемым правительствами направляющего и принимающего государств о статусе участников операции, если иное не установлено международными договорами государства-участника СНГ.

Статья 12. Функции военного и гражданского персонала, участвующего в миротворческих операциях. 1. Военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, как правило, используется для:

Статья 13. Регулирование применения оружия (силы) в миротворческих операциях. 1. Лица из состава военного персонала вправе иметь при себе оружие в соответствии с приказами командования воинского формирования. Вне расположения воинских формирований ношение оружия лицами, входящими в их состав, разрешено только при выполнении ими поставленных задач миротворческой операции.

Статья 14. Соблюдение норм международного гуманитарного права в ходе миротворческих операций. 1. Военный и гражданский персонал, участвующий в миротворческой операции, обязан соблюдать нормы международного гуманитарного права, прежде всего закрепленные в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним от 8 июля 1977 года, строго следовать нормам и стандартам обеспечения прав и свобод человека.

Статья 15. Особенности участия военного и гражданского персонала, направляемого государством-участником СНГ, в миротворческих операциях ООН. 1. По представлению президента государства-участника СНГ парламент государства-участника СНГ принимает решение о направлении комплектуемых на добровольной (контрактной) основе воинских формирований воздушными, морскими и сухопутными силами для участия и использования в предпринимаемых Советом Безопасности ООН действиях в соответствии со статьей 42 Устава ООН, а также для выполнения принятых государством-участником СНГ обязательств по международным соглашениям в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Статья 16. Особенности участия военного и гражданского персонала, направляемого государством-участником СНГ, в миротворческих операциях региональных организаций. 1. По решению региональных организаций либо в рамках региональных соглашений государство-участник СНГ может участвовать в создании сил и средств коллективной безопасности (коллективных миротворческих сил, сил быстрого реагирования, сил быстрого развертывания) и (или) системы резервных соглашений об участии военного и гражданского персонала в миротворческих операциях региональных организаций.

Статья 17. Особенности участия военного и гражданского персонала, направляемого государством-участником СНГ, в локальных миротворческих операциях. 1. Вооруженные силы, военный и гражданский персонал государства-участника СНГ могут направляться для участия в операциях по поддержанию мира, осуществляемых на основании двусторонних и многосторонних международных договоров или соглашений государства-участника СНГ с государством, на территории которого происходит конфликт, при наличии согласия последнего на вмешательство и помощь со стороны государства-участника СНГ по прекращению и урегулированию конфликта.

Статья 18. Вопросы организации миротворческих операций, отнесенные к ведению парламента государства-участника СНГ. 1. К ведению парламента государства-участника СНГ относятся вопросы направления воинских контингентов и отдельных военнослужащих для участия в миротворческих операциях и отзыва военного и гражданского персонала в соответствии с процедурами, определенными в статьях 8, 9 и 15 настоящего Закона.

"ДЕКЛАРАЦИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УБЕЖИЩЕ"(Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (xxii) Генеральной Ассамблеей ООН)  »
Международное законодательство »
Читайте также