РЕКОМЕНДАЦИИ Европейской экономической комиссии ООН"ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ"(ece/stand/17/rev.3)(Приняты в г. Женеве в 1996 году Рабочей группой по политике в области технического согласования и стандартизации)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
(Женева, 1996 год)
Предисловие
1. С 1970 года, когда было проведено первое Совещание правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации, до 1996 года, когда состоялась шестая сессия его преемника - Рабочей группы по политике в области стандартизации (новое название - Рабочая группа по политике в области технического согласования и стандартизации, принято пятьдесят первой сессией Европейской экономической комиссии), Европейская экономическая комиссия рассматривала пути и средства расширения межправительственного сотрудничества по политике в области стандартизации и обеспечения эффективного сотрудничества между многими организациями, как правительственными, так и неправительственными, занимающимися вопросами согласования, стандартизации, оценки соответствия и метрологии.
2. В 70-х годах важность международной стандартизации стали все в большей мере признавать другие международные органы и конференции: в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), как и в Соглашении по устранению технических барьеров в торговле, принятом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а позднее в рамках Всемирной торговой организации, содержатся соответствующие статьи. Работа над программными аспектами международной стандартизации началась или была усилена во многих других международных или региональных организациях как правительственных, так и неправительственных.
3. Рекомендации относительно политики в области стандартизации, содержащиеся в данном пересмотренном документе, были приняты совещаниями правительственных должностных лиц ЕЭК, ответственных за политику в области стандартизации, а позднее их преемником - Рабочей группой по политике в области технического согласования и стандартизации в ходе работы по вопросам согласования политики. Их следует рассматривать как дополнение к рекомендациям и соглашениям в этой области, принятым другими международными организациями и конференциями, а не как дублирование последней. На протяжении всей своей работы ЕЭК рассматривала изменения на международном, региональном и национальном уровнях и должным образом учитывала соответствующие изменения на других форумах.
4. В результате соглашения, достигнутого в 1980 году на шестом Совещании правительственных должностных лиц, ответственных за политику в области стандартизации, ЕЭК выполняет функции центрального регионального учреждения по согласованию политики и форума для межправительственного рассмотрения проблем, касающихся стандартизации, оценки соответствия и других смежных видов деятельности, таких, как метрология.
5. Исследование осуществления рекомендаций, проведенное при подготовке восьмого Совещания в 1983 году, показало, что они широко, но выборочно были распространены в большинстве стран - членов ЕЭК и что некоторые из них легли в основу соглашений, которые будут способствовать решению задачи по ликвидации технических барьеров в торговле. Секретариат ЕЭК выражает надежду, что этот новый пересмотренный вариант рекомендаций относительно политики в области стандартизации, опубликованный в 1996 году по просьбе шестой сессии Рабочей группы по политике в области технического согласования и стандартизации и, в соответствии с установившейся практикой, под ответственность секретариата, будет содействовать развитию международной стандартизации и будет по-прежнему служить в качестве справочного материала для заинтересованных лиц в национальных правительствах и организациях, занимающихся стандартизацией, а также для участников регионального и международного сотрудничества.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЕЭК ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Содержание
A. Дальнейшее развитие международного сотрудничества в отношении политики в области технического согласования и стандартизации (первый вариант, принятый в 1970 году, с поправками, внесенными в 1995 году)
B. Координация деятельности в области технических условий и стандартизации (первый вариант, принятый в 1970 году, с некоторыми поправками, внесенными в 1988 и в 1995 годах)
C. Согласование стандартов и технических условий в международном масштабе (новый вариант, принятый в 1995 году, заменяет предыдущие тексты, принятые в 1980 и 1970 годах)
D. Ссылка на стандарты (первый вариант, принятый в 1974 году, с поправками, внесенными в 1980, 1984, 1988 и 1995 годах)
E. Режим для импортируемых товаров, процессов и услуг (первый вариант, принятый в 1970 году)
F. Разработка международных соглашений об оценке соответствия и содействие их заключению (первый вариант, принятый в 1980 году, пересмотренный в 1988 году)
G. Признание результатов оценки соответствия (первый вариант, принятый в 1988 году)
H. Представление рекомендованных ЕЭК стандартов и согласованных технических условий
I. Методологические исследования и обучение (первый вариант, принятый в 1970 году)
J. Определения
K. Метрологическое обеспечение испытаний
Введение
8. Представленный ниже свод принципов является результатом работы, проведенной правительственными должностными лицами, ответственными за политику в области стандартизации, и их преемником - Рабочей группой по политике в области стандартизации под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, с 1970 года, когда состоялось первое совещание должностных лиц. Эти принципы были разработаны совместно национальными представителями при активном сотрудничестве Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, а также при участии других международных и региональных органов, занимающихся вопросами стандартизации.
9. Рекомендации, которые содержат эти принципы, будут периодически дополняться и пересматриваться в свете дальнейшей работы. Они должны помочь правительствам стран ЕЭК в решении проблем политики в области технических условий и стандартизации и ускорить международную стандартизацию, а также координацию усилий, прилагаемых в этом направлении, особенно между правительственными и неправительственными организациями. Рабочая группа поставила перед собой следующие четыре основные задачи:
- здравоохранение и обеспечение безопасности,
- улучшение окружающей среды,
- содействие научно-техническому сотрудничеству и
- устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся результатом применения несопоставимых стандартов и технических условий.
10. Ниже приводятся рекомендации, согласованные правительственными должностными лицами и Рабочей группой.
A. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОГЛАСОВАНИЯ
И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Рабочая группа по политике в области технического согласования и стандартизации,
отмечая особо важное значение международной стандартизации на современном этапе развития торгового, экономического, научного и технического сотрудничества между странами,
выражая удовлетворение ролью, которая отводится международной стандартизации в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и на последующих конференциях в рамках СБСЕ,
подчеркивая важность согласованной деятельности по стандартизации и оценке соответствия в целях содействия достижению целей Соглашения Всемирной торговой организации по устранению технических барьеров в торговле,
признавая важную роль Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций в координации работы по подготовке международных стандартов и осуществлению и применению международных процедур и договоренностей, касающихся оценки соответствия, а также в поощрении работы компетентных международных органов по стандартизации,
считает желательным, чтобы:
A.1 Правительства стран - членов ЕЭК активизировали работу по дальнейшему развитию международного сотрудничества в отношении политики в области технического согласования и стандартизации в свете Соглашения Всемирной торговой организации по устранению технических барьеров в торговле и положений Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, касающихся стандартизации и сертификации.
B. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Рабочая группа по политике в области технического согласования и стандартизации,
считая, что значительное увеличение числа соглашений по стандартам, достигнутых на международном уровне, и большое число организаций, занимающихся деятельностью в области технических условий и стандартизации, обусловливают необходимость координации, которая в некоторых случаях, особенно в отношении межправительственных организаций, может быть весьма острой;
отмечая, что цель настоящих рекомендаций состоит не в том, чтобы создать какой-либо дополнительный международный механизм по координации, а скорее в том, чтобы привлечь внимание всех, кого касаются эти вопросы, к проблемам, которые могут возникнуть в результате недостаточной координации международной или региональной деятельности в области технических условий и стандартизации или в результате отсутствия такой координации, а также определить конкретные меры обеспечения более эффективной координации;
отмечая далее, что уже сам факт постановки некоторых вопросов, связанных с отсутствием удовлетворительной координации, и обсуждения их Рабочей группой по политике в области стандартизации или назначаемыми ею экспертами, привлекает внимание к этим проблемам и способствует их разрешению;
учитывая задачи координации международной деятельности в области технических условий и стандартизации, которая должна проводиться для того, чтобы:
a) обеспечивать учет в международных и региональных стандартах интересов всех соответствующих Сторон;
b) содействовать применению соответствующих основных международных стандартов;
c) обеспечивать единообразное использование терминов;
d) обеспечивать совместимость с другими соответствующими международными стандартами, уже принятыми или находящимися на стадии подготовки;
e) предотвращать дальнейшее расхождение между национальными стандартами и техническими условиями, являющееся результатом отсутствия стандартов, согласованных на международном или региональном уровне, в областях, где они необходимы;
утверждая, что с этой целью координация всей деятельности в области технических условий и стандартизации, проводимой на международном уровне, должна быть направлена на:
a) избежание создания технических барьеров в торговле в соответствии с положениями Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле (ТБТ) и в том числе его "Кодекса добросовестной практики по вопросам подготовки, утверждения и применения стандартов";
b) концентрацию деятельности, где это возможно, в конкретном секторе или сфере политики в рамках одной международной или региональной организации и определение в случае необходимости согласованных плановых сроков, с тем чтобы задержки в выполнении работы по данной проблеме в рамках одной организации отрицательно не отражались на работе, уже завершенной другой организацией по другим аспектам этой же проблемы;
c) установление тесных контактов между организациями, занимающимися различными аспектами одного и того же продукта или одной и той же сферы услуг или, в случае признанной необходимости, тем же аспектом данного продукта или данной сферы услуг;
d) облегчение применения международных и региональных стандартов путем унификации их оформления в целом или в отношении отдельных элементов, таких, как название, индекс и год публикации;
решила рекомендовать следующие меры содействия координации:
На национальном уровне
B.1 Правительствам стран - членов ЕЭК следует рассмотреть возможность расширения практики назначения одного учреждения или должностного лица, которое должно отвечать за координацию правительственной политики в области технического согласования и стандартизации. Координация на национальном уровне работы по стандартизации в международных, региональных, правительственных и неправительственных организациях имеет чрезвычайно большое значение и должна быть обеспечена.
B.2 Правительствам стран - членов ЕЭК предлагается провести необходимые мероприятия для эффективного осуществления программы работы, включенной в "Перечень ЕЭК по стандартизации" - перечень секторов, представляющих интерес для правительств стран - членов ЕЭК с точки зрения разработки программы работы в области международной стандартизации, который публикуется и обновляется Рабочей группой.
B.3 Правительства стран - членов ЕЭК должны обеспечить, чтобы их представители на совещаниях международных или региональных организаций были ознакомлены с преимуществами применения перечисленных ниже принципов (B.8.1 - 4). При осуществлении координации на национальном уровне также желательно, чтобы участник следил за выполнением какого-либо конкретного проекта от начала до конца и чтобы каждая страна была представлена, по мере возможности, одним и тем же экспертом в двух или более организациях, занимающихся смежными вопросами.
B.4 При разработке и осуществлении своей политики в области государственных закупок, правительства стран ЕЭК должны во всех случаях, когда это возможно и когда это допускается национальным законодательством и законодательными процедурами, всесторонне использовать стандарты, рекомендованные на международном или региональном уровне, или национальные стандарты, основанные на таких стандартах.
B.5 Правительства стран - членов ЕЭК должны принять меры к тому, чтобы информация, касающаяся национальных стандартов, технических условий, систем сертификации и процедур оценки соответствия, утвержденных или предлагаемых для утверждения в пределах их территорий, находилась в каком-либо официально назначенном информационном центре, учреждении или бюро.
B.6 Правительства стран - членов ЕЭК должны принять меры к тому, чтобы организации по стандартам действовали в соответствии с положениями "Кодекса добросовестной практики по вопросам подготовки, утверждения и применения стандартов" ВТО / ТБТ.
B.7 Правительства стран - членов ЕЭК должны по просьбе других стран обеспечивать предоставление технической помощи в области технических условий и деятельности в области стандартизации.
На международном уровне
B.8 Правительствам стран - членов ЕЭК предлагается обеспечить, чтобы при налаживании или проведении международной деятельности в области стандартизации по мере возможности соблюдались следующие принципы:
B.8.1 Прежде чем международная или региональная организация приступит к работе по стандартизации в какой-то определенной области, следует обеспечить сбор информации об уже

РЕКОМЕНДАЦИЯ n 9 Европейской экономической комиссии ООН"АЛФАВИТНЫЙ КОД ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВАЛЮТ" (ece/trade/203)(Принята в г. Женеве в январе 1996 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли)  »
Международное законодательство »
Читайте также