"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЕВРОПЫ"(Принята в г. Софии 23.10.1995 - 25.10.1995)


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЕВРОПЫ
(София, 23 - 25 октября 1995 года)
Преамбула
На состоявшейся в 1991 году Добржишской конференции министров "Окружающая среда для Европы" прозвучал призыв к осуществлению комплексной оценки окружающей среды Европы и было выдвинуто предложение относительно разработки Экологической программы для Европы. В 1993 году на Люцернской конференции министров были утверждены "Элементы для долгосрочной Экологической программы для Европы", разработанные в рамках ЕЭК ООН, и принято решение относительно дальнейшей разработки этой Программы на основе комплексной оценки окружающей среды Европы.
"Окружающая среда Европы: Добржишская оценка" представляет собой первый доклад с оценкой такого рода. На основе представленных в нем данных выявлены ключевые экологические проблемы, стоящие перед всей Европой. "Добржишская оценка" составляет основу изложенной ниже Экологической программы для Европы (ЭПЕ).
Эта Программа представляет собой первую попытку сформулировать долгосрочные приоритеты экологической политики на общеевропейском уровне, которые могут стать общими рамками для совершенствования координации национальных и международных усилий по улучшению состояния окружающей среды во всей Европе и содействию интеграции вопросов качества окружающей среды и политики <*>. Она не претендует на исчерпывающий характер и была разработана таким образом, чтобы, в том случае если министры примут соответствующее решение, ее можно было в последующем обновлять, дорабатывать и расширять в свете хода ее осуществления и накопленного в результате этого опыта. Таким образом этот документ будет иметь динамичный характер. Программа включает в себя:
a) ряд основных мер политики, которые изложены ниже;
b) другие рекомендации (см. каждый раздел);
c) отдельный фактологический справочный документ (SOF.CONF/BD.1), в котором содержится дополнительная информация относительно политики в каждой из областей, охватываемых ЭПЕ.
--------------------------------
<*> Настоящий текст Программы подготовлен в результате обсуждений, состоявшихся на седьмой сессии Старших должностных лиц правительств стран ЕЭК.
Старшие должностные лица правительств стран ЕЭК завершат свою работу над Программой, в частности над пока еще не согласованными вопросами, которые в настоящем тексте заключены в скобки, на своей восьмой сессии, которая состоится 19 - 20 октября 1995 года в Софии. Согласованные поправки к настоящему тексту будут представлены на конференции в документе ECE/CEP/25/Corr.1.
В основе ЭПЕ лежат принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. В Программе в полной мере отражены другие результаты Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КООНОСР), в ней также предпринята попытка придать "Повестке дня на XXI век" более оперативный характер в контексте Европы, в особенности это касается положения относительно интеграции экологической политики и политики в других областях.
ЭПЕ является отражением сотрудничества в вопросах оздоровления окружающей среды, получившего одобрение министров на Европейской конференции "Окружающая среда и здоровье", состоявшейся в 1994 году в Хельсинки. Механизм Европейского комитета по охране окружающей среды и здоровья, учрежденный в соответствии с положениями Хельсинкской декларации, будет использоваться в отношении аспектов ЭПЕ, касающихся охраны здоровья людей.
Предлагаются следующие основные рекомендации ЭПЕ:
Содействовать участию всех европейских стран в работе Европейского агентства по окружающей среде в целях обеспечения сопоставимости согласования и координации существующих систем сбора данных и получения необходимой информации для последующих общеевропейских докладов о состоянии окружающей среды.
Применять Руководящие принципы ЕЭК в области доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, уважая при этом любые ограничения в отношении их применения, которые могут возникнуть в том случае, если в федеративных государствах требуется одобрение на субнациональном уровне, и предложить ЕЭК произвести в 1997 году обзор осуществления этих Руководящих принципов.
Обеспечить учет экологических соображений при принятии решений, в том числе учитывать экологические издержки и выгоды и оценку существующих рисков, а также применять принцип принятия мер предосторожности во всех ключевых секторах, и предпринять дальнейшие шаги по развитию партнерства с другими министерствами, парламентами, деловыми и промышленными кругами, неправительственными организациями (НПО) и другими важными группами.
[Предложить соответствующим международным организациям в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора (НАТО) обеспечить основу для развития диалога между военным сектором и министерствами и организациями, занимающимися вопросами окружающей среды, по экологическим аспектам осуществляемой в мирное время военной деятельности в свете результатов проведенного в 1995 году совещания в Линкопинге.]
Поощрять ратификацию и обеспечивать выполнение международных правовых документов в области охраны окружающей среды, относящихся к региону ЕЭК, в частности, недавно заключенных природоохранных конвенций и протоколов ЕЭК.
Осуществлять меры, направленные на обеспечение того, чтобы к 2010 году все европейские страны достигли высокого уровня энергоэффективности.
В полной мере осуществлять действующие национальные обязательства, предусмотренные Рамочной конвенцией об изменении климата, и продолжать процесс укрепления этих обязательств на основе решений проходившей в Берлине в 1995 году Конференции Сторон с использованием для этой цели всех соответствующих средств, [таких, как:
a) экономические рычаги, включая такие финансовые меры, как
взимание налогов за CO / энергию и ликвидацию факторов,
2
препятствующих эффективному использованию энергии;
b) оснащение зданий более эффективной термоизоляцией;
c) содействие использованию новых и возобновляемых источников энергии;
d) уменьшение выбросов CO , в энергоемких секторах
2
промышленности;
e) сокращение выбросов парниковых газов в транспортном секторе].
Предложить заинтересованным правительствам в сотрудничестве с ЕЭК и другими соответствующими межправительственными организациями / учреждениями, деловыми и промышленными кругами, природоохранными и потребительскими организациями выявлять пути и методы осуществления оценок жизненного цикла и экологически безопасных поставок и содействия доступу на рынок экологических товаров и услуг в регионе ЕЭК.
Поощрять обеспечение контроля за качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла изделий, введение соответствующей ответственности товаропроизводителя, а также интернализации внешних издержек.
Содействовать включению задачи уменьшения объема транспортных перевозок в политику в области транспорта и организации движения и в планирование землепользования, укреплению систем водного, железнодорожного и общественного транспорта, ужесточению технических норм и применению экономических рычагов, включая практические меры для поощрения дальнейшего использования неэтилированного бензина и уменьшения содержания свинца в бензине [и введения налога на топливо для воздушного транспорта].
Разрабатывать и осуществлять кодексы надлежащей сельскохозяйственной практики на местном, национальном и общеевропейском уровнях для охраны воды, почвы и окружающей среды в целом и предложить в этой связи ЕЭК разработать соответствующее руководство по наилучшей практике.
Усилить меры по охране почвы и разработать надлежащие коррективные стратегии по борьбе с нехваткой воды и опустыниванием, в частности, в восточной и южной Европе.
Свести к минимуму до безвредного уровня выбросы в трансграничные воды из точечных и неточечных источников, способные вызвать отрицательные трансграничные последствия, и осуществлять в трансграничном контексте и путем заключения соглашений между прибрежными сторонами планы устойчивой водохозяйственной деятельности, разработанные совместными органами в консультации с водопользователями.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Программные элементы, одобренные Люцернской конференцией министров, отражают ряд общих межсекторальных вопросов, присущих всем странам данного региона. Инструменты долговременной политики, представленные в настоящем разделе, основываются на Люцернских элементах с одновременным учетом широкого круга требований, существующих в различных частях Европы, в частности, необходимости экономической реконструкции и восстановления окружающей среды в странах, находящихся на переходном этапе.
Информация
Информация о состоянии окружающей среды помогает принимать решения в отношении политики и приоритетов, способствует осуществлению мониторинга и контроля за соблюдением нормативных правил, а также обеспечивает открытость. В этом смысле информация представляет собой основу для осуществления природоохранной деятельности руководителями директивного звена, основными группами, такими, как деловые и промышленные круги, профсоюзы, НПО, а также широкими слоями населения. Развитие и расширение сотрудничества в области осуществления природоохранной политики зависит от повышения качества данных и степени их доступности. В настоящее время многие государственные и частные учреждения выполняют разнообразные функции по сбору, оценке и предоставлению таких данных. Координация и интеграция их деятельности является важной задачей. В частности, существует необходимость в координации сбора и оценки экологических данных статистическими управлениями и природоохранными учреждениями в целях обеспечения сопоставимости данных и стандартов представления отчетности. Кроме того, международные и национальные природоохранные органы нуждаются в лучшем доступе к такой информации.
Предлагаются следующие рекомендации:
Осуществлять поддержку в отношении функции и деятельности Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС) и его сети в решении таких задач, как:
a) создание и повышение эффективности работы общеевропейской системы сбора, анализа и распространения данных в целях повышения сопоставимости данных, и с задействованием других международных и национальных организаций, работающих в этой области;
b) оказание содействия странам, находящимся на переходном этапе, в наращивании потенциала в области экологической информации.
Содействовать участию всех европейских стран, особенно стран, находящихся на переходном этапе, в работе ЕАОС с целью обеспечения сопоставимости согласования и координации существующих систем сбора данных, а также предоставления необходимой информации для последующих общеевропейских докладов о состоянии окружающей среды.
Проводить работу на соответствующих уровнях (международном, субрегиональном, национальном и местном) для ликвидации информационных пробелов, предпочтительно на основе тех, которые указаны в Докладе "Окружающая среда Европы".
Создавать новые и укреплять существующие региональные экологические центры в целях лучшего доступа к экологической информации.
Участие общественности
Как указано в принципе 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, "экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне". Участие общественности играет важную роль на всех этапах осуществления политики в области охраны окружающей среды: определение целей, выбор средств, осуществление и контроль. Однако для обеспечения устойчивого развития также требуется, чтобы участие общественности включало сотрудничество со стороны граждан и их способность брать на себя ответственность.
Предлагается следующая рекомендация:
Применять Руководящие принципы ЕЭК в области доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, уважая при этом любые ограничения в отношении их применения, которые могут возникнуть в том случае, если в федеративных государствах требуется одобрение на субнациональном уровне, и предложить ЕЭК произвести в 1997 году обзор осуществления этих Руководящих принципов.
Поощрять практические шаги по применению этих Руководящих принципов посредством, среди прочего, программ подготовки, осуществляемых Региональным экологическим центром в Будапеште.
Межведомственное сотрудничество
Устойчивое развитие и процесс экономических реформ делают необходимым, чтобы обеспокоенность в отношении состояния окружающей среды учитывалась государственными министерствами и учреждениями практически на всех этапах принятия решений по вопросам политики. Экологическая политика должна быть заботой правительства в целом. На природоохранные министерства возлагается особая ответственность за обеспечение практической реализации этого принципа. Степень интеграции должна оцениваться в обзорах результативности национальной экологической политики. Кроме того, учреждения на всех уровнях государственного управления должны подавать пример и уменьшать вредные последствия своей деятельности для окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду является эффективным средством учета органами управления природоохранных соображений на всех уровнях принятия решений.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать на национальном уровне более тесной координации по природоохранным вопросам при подготовке важных секторальных решений путем обеспечения, среди прочего, обмена информацией между экспертами различных ведомств с министерствами охраны окружающей среды как содействующими и координирующими центрами.
Укреплять административные процедуры проведения межминистерских консультаций по вопросам разработки политики и законодательства, касающимся состояния окружающей среды, в частности, с помощью учета в полной мере последствий законодательных предложений и других политических рекомендаций для окружающей среды и здоровья людей, а также способствовать применению правительствами принципов устойчивого развития и предотвращения загрязнения, и стремиться к обеспечению полного участия всех секторов общества в достижении устойчивого развития.
Поощрять применение экологической оценки к политике, планам и предложениям по Программе.
[Предложить соответствующим международным организациям в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора (НАТО) обеспечить основу для развития диалога между военным сектором и министерствами и организациями, занимающимися вопросами окружающей среды, по экологическим аспектам осуществляемой в мирное время военной деятельности в свете результатов проведенного в 1995 году совещания в Линкопинге.]
Наращивание

"РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И УЧАСТИЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"(Приняты в г. Софии 23.10.1995 - 25.10.1995)  »
Международное законодательство »
Читайте также