"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЕВРОПЫ"(Принята в г. Софии 23.10.1995 - 25.10.1995)


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЕВРОПЫ
(София, 23 - 25 октября 1995 года)
Преамбула
На состоявшейся в 1991 году Добржишской конференции министров "Окружающая среда для Европы" прозвучал призыв к осуществлению комплексной оценки окружающей среды Европы и было выдвинуто предложение относительно разработки Экологической программы для Европы. В 1993 году на Люцернской конференции министров были утверждены "Элементы для долгосрочной Экологической программы для Европы", разработанные в рамках ЕЭК ООН, и принято решение относительно дальнейшей разработки этой Программы на основе комплексной оценки окружающей среды Европы.
"Окружающая среда Европы: Добржишская оценка" представляет собой первый доклад с оценкой такого рода. На основе представленных в нем данных выявлены ключевые экологические проблемы, стоящие перед всей Европой. "Добржишская оценка" составляет основу изложенной ниже Экологической программы для Европы (ЭПЕ).
Эта Программа представляет собой первую попытку сформулировать долгосрочные приоритеты экологической политики на общеевропейском уровне, которые могут стать общими рамками для совершенствования координации национальных и международных усилий по улучшению состояния окружающей среды во всей Европе и содействию интеграции вопросов качества окружающей среды и политики <*>. Она не претендует на исчерпывающий характер и была разработана таким образом, чтобы, в том случае если министры примут соответствующее решение, ее можно было в последующем обновлять, дорабатывать и расширять в свете хода ее осуществления и накопленного в результате этого опыта. Таким образом этот документ будет иметь динамичный характер. Программа включает в себя:
a) ряд основных мер политики, которые изложены ниже;
b) другие рекомендации (см. каждый раздел);
c) отдельный фактологический справочный документ (SOF.CONF/BD.1), в котором содержится дополнительная информация относительно политики в каждой из областей, охватываемых ЭПЕ.
--------------------------------
<*> Настоящий текст Программы подготовлен в результате обсуждений, состоявшихся на седьмой сессии Старших должностных лиц правительств стран ЕЭК.
Старшие должностные лица правительств стран ЕЭК завершат свою работу над Программой, в частности над пока еще не согласованными вопросами, которые в настоящем тексте заключены в скобки, на своей восьмой сессии, которая состоится 19 - 20 октября 1995 года в Софии. Согласованные поправки к настоящему тексту будут представлены на конференции в документе ECE/CEP/25/Corr.1.
В основе ЭПЕ лежат принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. В Программе в полной мере отражены другие результаты Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (КООНОСР), в ней также предпринята попытка придать "Повестке дня на XXI век" более оперативный характер в контексте Европы, в особенности это касается положения относительно интеграции экологической политики и политики в других областях.
ЭПЕ является отражением сотрудничества в вопросах оздоровления окружающей среды, получившего одобрение министров на Европейской конференции "Окружающая среда и здоровье", состоявшейся в 1994 году в Хельсинки. Механизм Европейского комитета по охране окружающей среды и здоровья, учрежденный в соответствии с положениями Хельсинкской декларации, будет использоваться в отношении аспектов ЭПЕ, касающихся охраны здоровья людей.
Предлагаются следующие основные рекомендации ЭПЕ:
Содействовать участию всех европейских стран в работе Европейского агентства по окружающей среде в целях обеспечения сопоставимости согласования и координации существующих систем сбора данных и получения необходимой информации для последующих общеевропейских докладов о состоянии окружающей среды.
Применять Руководящие принципы ЕЭК в области доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, уважая при этом любые ограничения в отношении их применения, которые могут возникнуть в том случае, если в федеративных государствах требуется одобрение на субнациональном уровне, и предложить ЕЭК произвести в 1997 году обзор осуществления этих Руководящих принципов.
Обеспечить учет экологических соображений при принятии решений, в том числе учитывать экологические издержки и выгоды и оценку существующих рисков, а также применять принцип принятия мер предосторожности во всех ключевых секторах, и предпринять дальнейшие шаги по развитию партнерства с другими министерствами, парламентами, деловыми и промышленными кругами, неправительственными организациями (НПО) и другими важными группами.
[Предложить соответствующим международным организациям в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора (НАТО) обеспечить основу для развития диалога между военным сектором и министерствами и организациями, занимающимися вопросами окружающей среды, по экологическим аспектам осуществляемой в мирное время военной деятельности в свете результатов проведенного в 1995 году совещания в Линкопинге.]
Поощрять ратификацию и обеспечивать выполнение международных правовых документов в области охраны окружающей среды, относящихся к региону ЕЭК, в частности, недавно заключенных природоохранных конвенций и протоколов ЕЭК.
Осуществлять меры, направленные на обеспечение того, чтобы к 2010 году все европейские страны достигли высокого уровня энергоэффективности.
В полной мере осуществлять действующие национальные обязательства, предусмотренные Рамочной конвенцией об изменении климата, и продолжать процесс укрепления этих обязательств на основе решений проходившей в Берлине в 1995 году Конференции Сторон с использованием для этой цели всех соответствующих средств, [таких, как:
a) экономические рычаги, включая такие финансовые меры, как
взимание налогов за CO / энергию и ликвидацию факторов,
2
препятствующих эффективному использованию энергии;
b) оснащение зданий более эффективной термоизоляцией;
c) содействие использованию новых и возобновляемых источников энергии;
d) уменьшение выбросов CO , в энергоемких секторах
2
промышленности;
e) сокращение выбросов парниковых газов в транспортном секторе].
Предложить заинтересованным правительствам в сотрудничестве с ЕЭК и другими соответствующими межправительственными организациями / учреждениями, деловыми и промышленными кругами, природоохранными и потребительскими организациями выявлять пути и методы осуществления оценок жизненного цикла и экологически безопасных поставок и содействия доступу на рынок экологических товаров и услуг в регионе ЕЭК.
Поощрять обеспечение контроля за качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла изделий, введение соответствующей ответственности товаропроизводителя, а также интернализации внешних издержек.
Содействовать включению задачи уменьшения объема транспортных перевозок в политику в области транспорта и организации движения и в планирование землепользования, укреплению систем водного, железнодорожного и общественного транспорта, ужесточению технических норм и применению экономических рычагов, включая практические меры для поощрения дальнейшего использования неэтилированного бензина и уменьшения содержания свинца в бензине [и введения налога на топливо для воздушного транспорта].
Разрабатывать и осуществлять кодексы надлежащей сельскохозяйственной практики на местном, национальном и общеевропейском уровнях для охраны воды, почвы и окружающей среды в целом и предложить в этой связи ЕЭК разработать соответствующее руководство по наилучшей практике.
Усилить меры по охране почвы и разработать надлежащие коррективные стратегии по борьбе с нехваткой воды и опустыниванием, в частности, в восточной и южной Европе.
Свести к минимуму до безвредного уровня выбросы в трансграничные воды из точечных и неточечных источников, способные вызвать отрицательные трансграничные последствия, и осуществлять в трансграничном контексте и путем заключения соглашений между прибрежными сторонами планы устойчивой водохозяйственной деятельности, разработанные совместными органами в консультации с водопользователями.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Программные элементы, одобренные Люцернской конференцией министров, отражают ряд общих межсекторальных вопросов, присущих всем странам данного региона. Инструменты долговременной политики, представленные в настоящем разделе, основываются на Люцернских элементах с одновременным учетом широкого круга требований, существующих в различных частях Европы, в частности, необходимости экономической реконструкции и восстановления окружающей среды в странах, находящихся на переходном этапе.
Информация
Информация о состоянии окружающей среды помогает принимать решения в отношении политики и приоритетов, способствует осуществлению мониторинга и контроля за соблюдением нормативных правил, а также обеспечивает открытость. В этом смысле информация представляет собой основу для осуществления природоохранной деятельности руководителями директивного звена, основными группами, такими, как деловые и промышленные круги, профсоюзы, НПО, а также широкими слоями населения. Развитие и расширение сотрудничества в области осуществления природоохранной политики зависит от повышения качества данных и степени их доступности. В настоящее время многие государственные и частные учреждения выполняют разнообразные функции по сбору, оценке и предоставлению таких данных. Координация и интеграция их деятельности является важной задачей. В частности, существует необходимость в координации сбора и оценки экологических данных статистическими управлениями и природоохранными учреждениями в целях обеспечения сопоставимости данных и стандартов представления отчетности. Кроме того, международные и национальные природоохранные органы нуждаются в лучшем доступе к такой информации.
Предлагаются следующие рекомендации:
Осуществлять поддержку в отношении функции и деятельности Европейского агентства по окружающей среде (ЕАОС) и его сети в решении таких задач, как:
a) создание и повышение эффективности работы общеевропейской системы сбора, анализа и распространения данных в целях повышения сопоставимости данных, и с задействованием других международных и национальных организаций, работающих в этой области;
b) оказание содействия странам, находящимся на переходном этапе, в наращивании потенциала в области экологической информации.
Содействовать участию всех европейских стран, особенно стран, находящихся на переходном этапе, в работе ЕАОС с целью обеспечения сопоставимости согласования и координации существующих систем сбора данных, а также предоставления необходимой информации для последующих общеевропейских докладов о состоянии окружающей среды.
Проводить работу на соответствующих уровнях (международном, субрегиональном, национальном и местном) для ликвидации информационных пробелов, предпочтительно на основе тех, которые указаны в Докладе "Окружающая среда Европы".
Создавать новые и укреплять существующие региональные экологические центры в целях лучшего доступа к экологической информации.
Участие общественности
Как указано в принципе 10 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, "экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне". Участие общественности играет важную роль на всех этапах осуществления политики в области охраны окружающей среды: определение целей, выбор средств, осуществление и контроль. Однако для обеспечения устойчивого развития также требуется, чтобы участие общественности включало сотрудничество со стороны граждан и их способность брать на себя ответственность.
Предлагается следующая рекомендация:
Применять Руководящие принципы ЕЭК в области доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, уважая при этом любые ограничения в отношении их применения, которые могут возникнуть в том случае, если в федеративных государствах требуется одобрение на субнациональном уровне, и предложить ЕЭК произвести в 1997 году обзор осуществления этих Руководящих принципов.
Поощрять практические шаги по применению этих Руководящих принципов посредством, среди прочего, программ подготовки, осуществляемых Региональным экологическим центром в Будапеште.
Межведомственное сотрудничество
Устойчивое развитие и процесс экономических реформ делают необходимым, чтобы обеспокоенность в отношении состояния окружающей среды учитывалась государственными министерствами и учреждениями практически на всех этапах принятия решений по вопросам политики. Экологическая политика должна быть заботой правительства в целом. На природоохранные министерства возлагается особая ответственность за обеспечение практической реализации этого принципа. Степень интеграции должна оцениваться в обзорах результативности национальной экологической политики. Кроме того, учреждения на всех уровнях государственного управления должны подавать пример и уменьшать вредные последствия своей деятельности для окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду является эффективным средством учета органами управления природоохранных соображений на всех уровнях принятия решений.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать на национальном уровне более тесной координации по природоохранным вопросам при подготовке важных секторальных решений путем обеспечения, среди прочего, обмена информацией между экспертами различных ведомств с министерствами охраны окружающей среды как содействующими и координирующими центрами.
Укреплять административные процедуры проведения межминистерских консультаций по вопросам разработки политики и законодательства, касающимся состояния окружающей среды, в частности, с помощью учета в полной мере последствий законодательных предложений и других политических рекомендаций для окружающей среды и здоровья людей, а также способствовать применению правительствами принципов устойчивого развития и предотвращения загрязнения, и стремиться к обеспечению полного участия всех секторов общества в достижении устойчивого развития.
Поощрять применение экологической оценки к политике, планам и предложениям по Программе.
[Предложить соответствующим международным организациям в тесном сотрудничестве с Организацией Североатлантического договора (НАТО) обеспечить основу для развития диалога между военным сектором и министерствами и организациями, занимающимися вопросами окружающей среды, по экологическим аспектам осуществляемой в мирное время военной деятельности в свете результатов проведенного в 1995 году совещания в Линкопинге.]
Наращивание потенциала и основные группы
Наращивание потенциала охватывает укрепление людских, научных, технологических, организационных, институциональных и ресурсных возможностей страны. С учетом тесной взаимосвязи между потенциалом в таком понимании и экономической конкурентоспособностью и процветанием наращивание потенциала можно рассматривать как совместную цель всех европейских стран, независимо от уровня их развития и даже при понимании того, что в настоящее время наращивание потенциала особенно важно для стран, находящихся на переходном этапе. Для более широкого осуществления "Повестки дня на XXI век" и разработки новых механизмов совершенствования экологической политики необходимо осуществлять наращивание потенциала во всех странах. Для этого также необходимо активное участие всех основных групп, таких, как местные органы власти, природоохранные НПО, женщины, молодежь, профсоюзы, фермеры, деловые, промышленные и финансовые круги в природоохранной деятельности, разработке политики и повышении информированности в экологических вопросах.
Предлагаются следующие рекомендации:
Способствовать дальнейшему осуществлению и укреплению деятельности по наращиванию потенциала, проводимой, среди прочего:
a) международными организациями, как, например, Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), ЕЭК, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Советом Европы;
b) двусторонними и многосторонними программами содействия, такими, как Программы Европейского союза PHARE и TACIS;
c) Целевой группой по осуществлению Программы действий в области окружающей среды для центральной и восточной Европы;
d) Региональным экологическим центром в Будапеште;
e) организациями неформального сектора, особенно природоохранными НПО;
f) частным сектором.
Укреплять потенциал и повышать ответственность местных и региональных властей в области оперативного управления природоохранной деятельностью и сотрудничества по трансграничным экологическим вопросам, обеспечивая при этом надлежащее распределение централизованно выделяемых средств и координацию с центральными органами власти.
Развивать системы обучения в области охраны окружающей среды, учебные ресурсы, новые методики преподавания и новые пути интеграции экологических аспектов в образование на всех уровнях.
Укреплять центры экологического обучения и наращивания потенциала в промышленности для оказания содействия и помощи в разработке систем управления природоохранной деятельностью, осуществлении программ более "чистого" производства более "чистых" продуктов и представлении данных относительно состояния природоохранной деятельности.
Соблюдение законодательства и контроль за его применением
Эффективный контроль за применением природоохранных законов и нормативных правил является важным для охраны окружающей среды и недопущения перекосов в области конкуренции.
Предлагаются следующие рекомендации:
Усилить внимание к вопросам контроля за соблюдением и процедурами применения природоохранного законодательства и содействовать международному обмену опытом в этой области, включая экономическую эффективность соблюдения законодательства и контроля за деятельностью по его применению.
Поощрять ратификацию и обеспечивать соблюдение международных правовых документов в области охраны окружающей среды, относящихся к региону ЕЭК, в частности, недавно заключенных природоохранных конвенций и протоколов ЕЭК.
Перестройка, приватизация, занятость и более
широкие экономические последствия
Концепция устойчивого развития требует интеграции аспектов, связанных с окружающей средой и экономическим развитием, в процесс принятия решений на политическом, плановом и управленческом уровнях. Такая интеграция отвечает интересам секторов экономики и субъектов деятельности в них, поскольку их существование и будущее развитие зависят от наличия и качества природных ресурсов. Рыночные механизмы могут содействовать такой интеграции, поощряя более "чистые" технологии, снижение энергоемкости и потребления природных ресурсов, а также поиск наиболее экономичных решений. Такой подход открывает возможности для создания стимулов, поощряющих свертывание деятельности, идущей вразрез с устойчивой экологической политикой, если существующая правовая структура является для этого недостаточной. Этому процессу могут способствовать такие инструменты политики, как стандарты, для наилучших имеющихся технологий, системы управления и учета в области природоохранной деятельности, экологические налоги и сборы, система получения разрешений на выбросы и обмена разрешениями, а также добровольные действия. В странах, находящихся на переходном этапе, осуществление политики перестройки будет по-прежнему сопряжено со значительно большими трудностями, что обусловлено необходимостью решения важных проблем в сфере приватизации, финансов и ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде в прошлом.
Предлагаются следующие рекомендации:
Оказывать содействие учету экологических соображений во всех основных секторах для стимулирования использования "чистых" методов производства, содействия экономическому развитию и снижению энергоемкости и потребления природных ресурсов при одновременном создании занятости.
Поощрять интернализацию природоохранных издержек в цены на энергию и сырьевые материалы и обеспечивать надлежащий доступ, особенно для населения к базе природных ресурсов.
Оказывать поддержку разработке международных стандартов в области природоохранных технологий и управления природоохранной деятельностью, и содействовать дальнейшему внедрению методов управления природоохранной деятельностью среди деловых и промышленных кругов и в сотрудничестве с ними, принимая во внимание, среди прочего, систему экологической экспертизы ЕС и соответствующую деятельность Международной организации по стандартизации (ИСО).
Обеспечивать, чтобы любые законы, касающиеся процедур приватизации, включали требование о включении природоохранных аспектов в любые планы приватизации, и поощрять проведение экологической экспертизы в качестве ключевой меры при приватизации предприятий промышленности и обрабатывающего сектора.
Обеспечивать, чтобы в политике правительств, Европейского союза и международных финансовых учреждений в области предоставления займов и оказания дальнейшей помощи применялись экологически обоснованные нормы и требования.
"ЧИСТОЕ" ПРОИЗВОДСТВО И ЭФФЕКТИВНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ И МАТЕРИАЛОВ
Повышение эффективности использования энергии
и возобновляемые источники энергии
С учетом прошлого опыта по осуществлению Конвенции ЕЭК о
трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
международное сотрудничество будет включать ратификацию и
обновление существующих протоколов к этой Конвенции. Необходимо
будет осуществлять реконструкцию существующих тепловых
электростанций в сочетании с перестройкой сектора энергетики.
В результате этой деятельности следует обеспечить существенное
сокращение выбросов SO . Уровень выбросов NO , также будет снижен,
2 x
однако затем он может снова возрасти в зависимости от того, как
будут развиваться потребление энергии и потребности транспорта.
Основываясь на международном опыте, можно предположить, что
дальнейшее сокращение выбросов загрязнителей воздуха может быть
достигнуто путем, в частности, изменения системы энергоснабжения и
переоборудования крупных промышленных предприятий и энергетических
установок, а также применения экологически безопасных технологий и
мер по обеспечению энергоэффективности.
В долгосрочной перспективе основное внимание в энергетической политике все в большей степени будет уделяться разработке технологических программ, направленных на повышение энергоэффективности и освоение возобновляемых источников энергии, созданию энергоструктуры с более низким уровнем потребления углерода, совершенствованию и внедрению экономических инструментов с целью распределения в полном объеме экологических и экономических затрат, связанных с использованием энергии. В странах, находящихся на переходном этапе, усилия в области обеспечения устойчивого экономического развития, как предполагается, будут также включать мероприятия по повышению энергоэффективности, в том числе изменения в поведении потребителей. В этом контексте использование рыночных цен на энергию создаст соответствующие стимулы. Общая цель состоит в том, чтобы к 2010 году все европейские страны достигли высокого уровня энергоэффективности.
По более широкому вопросу об изменении климата Стороны Рамочной конвенции об изменении климата на своей первой конференции в Берлине решили продолжить деятельность по осуществлению и развитию Конвенции. В частности, в "Берлинском мандате" они согласовали процесс укрепления обязательств Сторон, являющихся развитыми странами, и других Сторон, включенных в приложение I к Конвенции, установив, что этот процесс имеет целью в качестве приоритетного направления разработку политики и мер, а также определение целевых показателей количественного ограничения и сокращения в рамках конкретно оговоренных сроков, например, к 2005, 2010 и 2020 году, их антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом. На своем начальном этапе этот процесс будет предусматривать анализ и оценку. Процесс переговоров следует осуществлять в первоочередном порядке с целью утверждения результатов на третьей Конференции Сторон в 1997 году.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать развитию международного сотрудничества в области разработки и внедрения "чистых" энерготехнологий на основе, в частности, совместно осуществляемой деятельности и поощрять распространение опыта, полученного в результате осуществления соответствующих демонстрационных проектов.
Ограничить и сократить выбросы парниковых газов и поддержать усилия, предпринимаемые в этом отношении на глобальном уровне, путем содействия деятельности по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения и использованию экологически безопасных и возобновляемых источников энергии.
Подготовить и одобрить европейскую стратегию в области энергосбережения, в рамках которой используется концепция комплексного планирования ресурсов, с целью достижения существенного общего сокращения объема используемых первичных источников энергии в Европе к 2010 году.
Содействовать дальнейшему развитию демонстрационных зон энергоэффективности, в частности, в сотрудничестве с международными финансовыми учреждениями, в особенности с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).
Изучить в сотрудничестве с энергетическими компаниями возможности для обеспечения возможности компаниям, предоставляющим услуги в области энергетики, действовать как в национальном, так и в трансграничном контексте.
Поощрять проведение энергетической экспертизы до выделения любых государственных средств или предоставления налоговых льгот.
Содействовать в сотрудничестве с деловыми кругами внедрению стандартной маркировки для потребителей энергии в отношении продуктов, характеризующихся значительным уровнем энергопотребления, таких, как бытовые электроприборы, бытовые нагревательные электроприборы, автомобили и крупные электрические установки.
Содействовать энергосбережению, например, путем использования изоляционных материалов и возобновляемых источников энергии и увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетической структуре посредством обмена информацией, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также привлечения электроэнергетических компаний энергосистемы общего пользования.
Обеспечить полномасштабное выполнение существующих национальных обязательств по Рамочной конвенции об изменении климата и продолжить процесс укрепления этих обязательств в соответствии с решениями Берлинской конференции Сторон 1995 года путем использования всех таких средств, пригодных для достижения этой цели [как:
a) экономические рычаги, включая финансовые меры, такие, как
налоги на CO / энергетические налоги и устранение ограничений,
2
мешающих эффективному использованию энергии;
b) обеспечение зданий более эффективной теплоизоляции;
c) содействие использованию новых и возобновляемых источников энергии;
d) сокращение выбросов CO в энергоемких отраслях
2
промышленности;
e) сокращение выбросов парниковых газов в секторе транспорта].
Способствовать осуществлению Берлинского мандата с целью утверждения в 1997 году на третьей Конференции Сторон Рамочной конвенции об изменении климата протокола или другого юридического документа, нацеленного на разработку соответствующей политики и мер, а также определение целевых показателей количественного ограничения и сокращения в рамках конкретно оговоренных сроков антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом.
В информационный банк включен Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 11.12.1997.Экологически безопасная технология
Экологически безопасные технологии представляют собой ключевой элемент охраны окружающей среды, поскольку они являются менее загрязняющими, используют ресурсы более устойчивым образом и в большей степени, чем предшествующие им технологии, обеспечивают рециркулирование своих побочных и остаточных продуктов и отходов. Интеграция охраны окружающей среды в цикл промышленного производства нацелена на профилактику загрязнения и внедрение "чистых" технико-производственных процессов, открывающих новые стратегические возможности для промышленности.
Предлагаются следующие рекомендации:
Включить цели обеспечения экологически чистого производства в промышленную политику путем использования соответствующих законодательных или других мер и развивать обмен опытом в вопросах заключения добровольных соглашений, деятельность по реализации целевых показателей обеспечения соответствующего качества окружающей среды в рамках промышленной технологии и установлению стандартов на продукты.
Содействовать комплексному осуществлению предотвращения и ограничения загрязнения в процессе выдачи разрешений и мониторинга результативности соблюдения экологических требований на промышленных предприятиях, а также способствовать осуществлению мер по предотвращению промышленных аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий в соответствии с положениями Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года.
Поощрять обеспечение контроля за качеством продукта на протяжении всего его жизненного цикла, введение соответствующей ответственности товаропроизводителя, а также интернализации внешних издержек.
Обработка и удаление отходов
Многие виды деятельности человека связаны с образованием возрастающего количества все более токсичных отходов. Эти отходы возвращаются в окружающую среду в расщепленном виде, представляя собой потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека. Что касается удаления отходов, то наибольшую важность представляет осуществление принципов самообеспеченности и близости и, следовательно, создание комплексной и эффективной сети установок по их удалению.
Предлагаются следующие рекомендации:
Развивать информационные системы, касающиеся источников, определений и категорий отходов, а также состава и обработки потоков отходов, с целью содействия предотвращению образования отходов и созданию и внедрению механизмов предотвращения образования и минимизации объема отходов, а также систем рекуперации и рециркуляции отходов.
Обеспечить дальнейшее развитие концепции ответственности производителей в качестве средства, позволяющего ликвидировать разрыв между производством товаров и обработкой и удалением потребительских отходов, в частности, в отношении минимизации объема образующихся отходов.
Обеспечить, чтобы разработка и принятие национальных планов в области обработки и удаления отходов были нацелены на:
a) сокращение потребления сырьевых материалов и природных ресурсов, включая энергетические источники, с целью уменьшить, в частности, объем отходов в конце производственной цепочки;
b) интенсифицирование рекуперации, повторного использования и рециркуляции отходов и содействие, в частности, компостированию и рекуперации энергии;
c) принятие принципа "близости" при обработке отходов и применение принципов управления потоком отходов;
d) обеспечение безопасной обработки и удаления отходов, образование которых не может быть предотвращено.
Обеспечить усиление положений Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и проводить меры по выполнению решений, принятых на Конференции Сторон всеми Сторонами, посредством осуществления совместной деятельности по укреплению потенциала и наблюдению за трансграничной перевозкой опасных и других отходов, а также укрепления сотрудничества между странами в целях предотвращения незаконных трансграничных перевозок опасных отходов.
УСТОЙЧИВЫЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Устойчивое потребление означает удовлетворение потребностей и устремлений нынешнего и будущих поколений в пределах допустимой интенсивности использования ресурсов Земли; оно, таким образом, охватывает количество, качество и структуру распределения потребления. Следует уделять должное внимание тому, чтобы эффективность принимаемых на стадии спроса мер по уменьшению экологического ущерба в период жизненного цикла потребительских товаров и услуг из рассеянных источников дополняла действие традиционных мер по ограничению промышленного загрязнения, которые принимаются на стадии предложения. При этом основная ответственность по созданию общих условий стимулирования, инфраструктуры, нормативного регулирования и руководства возлагается на правительства, что дает возможность другим участникам, таким, как деловые круги, профсоюзы, НПО и домохозяйства, выполнять свои собственные обязанности.
Предлагается следующая приоритетная рекомендация:
Предложить заинтересованным правительствам в сотрудничестве с ЕЭК и другими соответствующими международными организациями / учреждениями, деловыми и промышленными кругами, природоохранными и потребительскими организациями (на основе результатов обсуждений в рамках состоявшегося в Осло в 1995 году "круглого стола" на уровне министров и решений Комиссии Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию по вопросу об устойчивом производстве и потреблении) выявить пути и методы осуществления оценок жизненного цикла и экологически безопасных поставок и содействия доступу на рынок экологически чистых товаров и услуг в регионе ЕЭК, сосредоточив первоначальное внимание (1996 - 1997 годы) на экспериментальных проектах.
Рыночные инструменты
Интеграция экологических соображений в политику в отдельных секторах предполагает установление надлежащих цен на экологические ресурсы и интернализацию экологических издержек. Вместе с тем рыночные инструменты не могут полностью заменить при проведении природоохранной политики прямое регулирование и меры административного характера. Они должны быть увязаны с четко определенными стандартами на выбросы и экологическое качество и служить дополнением к последним, поскольку существующие юридические рамки не являются достаточными. С 1991 года ОЭСР разрабатывает Руководящие принципы использования рыночных инструментов в природоохранной политике; впоследствии они были рекомендованы ЕЭК для использования в странах, находящихся на переходном этапе, и недавно пересмотрены ОЭСР и ЕЭК на рабочем совещании, организованном под эгидой Комиссии Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать более широкому применению рыночных инструментов и постепенной отмене дестабилизирующих субсидий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с целью дополнения, где это необходимо, административных положений и стимулировать промышленность и потребителей осуществлять свою деятельность в соответствии с принципом бережного отношения к окружающей среде и учитывать экологические затраты, а также, что касается промышленности, соблюдать или превышать существующие стандарты экономически эффективным образом и ускорять технический прогресс.
Представлять данные периодически на общеевропейском уровне в рамках совместной работы ОЭСР / ЕЭК о сравнении и согласовании установленных в отдельных странах сборов и налогов за ущерб, наносимый окружающей среде, и пользование ресурсами.
Экомаркировка
В некоторых странах с инициативой экомаркировки выступают частные фирмы в целях рекламы своей торговой марки или конкретного типа продукта на основе критериев, которые не дают каких-либо гарантий объективности знака экологической безопасности и процесса его присвоения. Такое распространение различных программ экомаркировки может вводить в заблуждение потребителей и приводить к утрате доверия к концепции экомаркировки в целом.
Для развития системы экомаркировки как инструмента достижения устойчивых структур потребления предлагаются следующие рекомендации:
Разработать международные (добровольные) стандарты на термины, определения и методологии экомаркировки, предпочтительно в сотрудничестве с международными органами по стандартизации.
Разрабатывать и обновлять товарные категории и строгие критерии присвоения знака о соответствии экологическим требованиям в целях повышения сопоставимости и воспроизводимости на европейском и глобальном уровнях. Испытательные критерии должны охватывать весь жизненный цикл продукта или группы продуктов.
Содействовать использованию систем экомаркировки как элемента национальных стратегий с целью оказания воздействия на общую структуру спроса на товары и услуги путем интеграции экологических критериев и целей в политику в области снабжения, схему предоставления услуг и управление.
Экологически безопасный транспорт
Стратегической задачей в области транспорта должно стать наращивание предпринимаемых в настоящее время усилий по повышению эффективности использования ресурсов и снижению загрязнения всеми видами транспорта с учетом как объема перевозок, так и вида транспортных средств. В настоящее время сектор транспорта рассматривается как один из основных факторов с точки зрения загрязнения воздуха, энергопотребления, занятия земель различными объектами и других экологических проблем в Европе. Осуществляемые в настоящее время в данном секторе коррективные и превентивные стратегии направлены прежде всего на технические улучшения, в то время как меры, призванные воздействовать на конечных потребителей, не применяются в равной степени во всех странах. Рост автомобильных и воздушных перевозок сводит на нет положительные экологические результаты повышения эффективности. Страны, находящиеся на переходном этапе, нуждаются в особом внимании. С учетом значительных масштабов развития в этих странах следует использовать возможности для формирования таких структур землепользования, которые будут снижать потребность в перевозках и поощрять использование экологически безопасных видов транспорта.
Предлагаются следующие рекомендации:
Обеспечить, чтобы министерства охраны окружающей среды и природоохранные НПО играли активную роль в подготовке Региональной конференции 1996 года по транспорту и окружающей среде.
Содействовать на национальном и международном уровнях:
a) включению задачи уменьшения объема перевозок в политику, проводимую в секторах перевозок и движения транспорта, и в планирование землепользования на всех уровнях, особенно применительно к новым объектам;
b) сокращению использования экологически вредных видов перевозок, в частности, путем укрепления систем перевозок водным, железнодорожным и общественным транспортом при одновременном повышении их эффективности и надежности и стимулирования на местном уровне передвижения на велосипедах и пешком;
c) ужесточению технических стандартов в сочетании с применением экономических инструментов с целью сокращения выбросов загрязнителей воздуха и шума, производимых автотранспортными средствами, повышения эффективности и качества топлива, сокращения потребления автомобильного топлива и постепенного уменьшения использования этилированного топлива с тем, чтобы уменьшить воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
d) разработке экспериментальных проектов, которые стимулируют применение критериев "чистоты" в отношении качества воздуха, уровней шума и выбросов, использования энергии и доступности перевозок грузов в рамках систем городского транспорта и транспортных систем;
e) минимизации ущерба, наносимого окружающей среде в результате любых изменений в системе организации сектора транспорта, и применению в этих целях, в частности, оценки воздействия на окружающую среду предлагаемых проектов и программ создания транспортной инфраструктуры; приоритетное внимание следует уделять капиталовложениям в инфраструктуру экологически безопасных видов транспорта;
f) применению экономических инструментов, таких, как взимание платы за пользование дорогами и природоохранные сборы за стоянки автомобилей [и налоги за пользование авиационным топливом], с тем чтобы переложить на пользователей транспортных средств все расходы, связанные со строительством и содержанием объектов инфраструктуры, а также ущербом, причиняемым транспортом окружающей среде и здоровью человека;
g) пересмотру существующих транспортных планов в свете возможного внедрения новых телекоммуникационных технологий.
[h) присоединению к конвенциям и кодексам Международной морской организации (ИМО) в целях предотвращения загрязнения вод судами и обеспечения усиления контроля в этом отношении со стороны государств, на территории которых находятся порты, а также надлежащей профессиональной подготовки работников морского сектора для повышения их информированности в области охраны окружающей среды и смежных вопросов.]
Деятельность в области организации отдыха
Организация отдыха и досуга является важным элементом качества жизни, в особенности на местном уровне. Воздействие организации отдыха и туризма на окружающую среду происходит на глобальном, региональном и местном уровнях. Чувствительные районы, такие, как национальные парки и заповедники, горные районы и прибрежные зоны, подвергаются негативному влиянию, вызванному временным наплывом туристов. Следует поощрять создание свободных от автомобилей туристических центров и стимулировать применение новых форм доставки туристов.
Предлагаются следующие рекомендации:
Продолжить разработку методов и процедур для претворения концепции экологически безопасного туризма в жизнь, включая разработку руководящих принципов для их осуществления в других секторах политики, а также проектирование, строительство и управление объектами туризма с учетом соответствующих руководящих принципов и рекомендаций, подготовленных ЮНЕП, ОЭСР и Советом Европы.
Внедрять и активизировать, где это необходимо, использование экономических инструментов для обеспечения охраны чувствительных зон в сочетании, в частности, с развитием экологически приемлемых способов перевозок.
Активно использовать нормативные правила и стимулы в области территориальной планировки для обеспечения условий с целью создания возможностей для развития экотуризма и организации отдыха на местах с учетом экологически безопасных видов практики.
Разрабатывать и устанавливать на объектах, предназначенных для отдыха, экологически приемлемое оборудование (например, установки, использующие солнечную энергию, в отдаленных гостиницах и домах отдыха, установки для комбинированного производства тепловой и электрической энергии в гостиницах и в спортивно-оздоровительных центрах); и содействовать введению и применению в туристических центрах жестких экологических стандартов на качество воздуха, воды и обработку и удаление отходов.
Городской стресс,
включая аспекты воздействия на здоровье человека
Около двух третей населения Европы проживает в городских зонах. Города Европы играют важную роль в экономике и вместе с тем также оказывают возрастающую нагрузку на здоровье человека и окружающую среду. В "Повестке дня на XXI век" признана решающая роль городов и местных органов власти в обеспечении устойчивого развития. Осуществление положений "Повестки дня на XXI век" в городах Европы требует новых концепций политики и программ. Повышение эффективности экологического мониторинга в масштабах городов будет играть исключительно важную роль для оценки изменений качества окружающей среды в городских центрах, а также результативности осуществления стратегий и программ.
Предлагаются следующие рекомендации:
Осуществлять создание и расширение информационных сетей, позволяющих руководителям на всех уровнях получать необходимую информацию для оценки воздействия городской деятельности на здоровье человека и естественную окружающую среду.
Поощрять необходимые изменения в структуре потребления и индивидуальном поведении путем повышения осведомленности, введения технических правил и экономических стимулов.
Укреплять полномочия правительственных органов, в частности местных органов власти, и создавать надлежащие административные структуры для содействия применению комплексного подхода к предотвращению и ограничению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека в процессе планирования, строительства и управления в городских районах.
УСТОЙЧИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
Защита почв
Деградация почвы, в частности ее эрозия, представляет собой для многих стран региона серьезную экологическую проблему, поскольку она может становиться причиной необратимого ущерба. Загрязненная почва оказывает серьезное воздействие на качество подземных вод. Процессы, связанные с промышленной и сельскохозяйственной деятельностью, транспортом и урбанизацией, в значительной степени способствуют химическому загрязнению почвы в результате скапливания в ней отходов и загрязнителей, а также в связи с ее окислением переносимыми по воздуху и водой загрязнителями. В наиболее уязвимых районах серьезную экологическую проблему представляют собой опустынивание и нехватка воды. Им подвержен Средиземноморский регион и некоторые страны, находящиеся на переходном этапе. В настоящее время имеются лишь скудные данные относительно последних тенденций в области опустынивания и связанных с ним факторов и процессов. Необходимы дальнейшие исследования по изменению климата в связи с опустыниванием.
Предлагаются следующие рекомендации:
Пересмотреть в случае необходимости национальное законодательство в области охраны окружающей среды, сельского и лесного хозяйства, а также других секторов с целью обеспечения устойчивого использования и охраны почв.
Уделять больше внимания стратегиям, направленным на предотвращение загрязнения почв и их защиту, дополняя их при необходимости стратегиями осуществления коррективных и ответных мер, с целью обеспечения охраны естественных свойств и функций почв.
Выявить загрязненные участки, в том числе участки, загрязненные в результате военных видов деятельности, оценить опасность для здоровья человека и окружающей среды, и разработать меры с целью уменьшения тех видов опасности, которые считаются недопустимыми.
Активизировать работу по изучению и уяснению последствий опустынивания и разработать надлежащие коррективные стратегии, такие, как рациональное использование воды и восстановление лесов, особенно в восточной и южной Европе.
Пересмотреть политику ведения интенсивного сельского хозяйства и системы субсидирования орошения и разработать национальные и местные программы и планы в области защиты почв, в частности от эрозии, неустойчивого применения химикатов, орошения загрязненными водами, и восстановления плодородия почв.
Комплексная и устойчивая эксплуатация водных ресурсов,
особенно в трансграничных водах
Водная среда обеспечивает основной ресурс для всех видов экосистем и деятельности человека. Поэтому устойчивое использование такого жизненно важного ресурса имеет огромное значение. Необходимо предотвращать, ограничивать и уменьшать загрязнение вод, в том числе трансграничных вод, добиваться того, чтобы водные ресурсы использовались в целях их комплексной и устойчивой эксплуатации на основе разумного и справедливого подхода, а также осуществлять охрану и восстановление водных экосистем на местном, национальном и трансграничном уровнях. Важным дополнительным инструментом в области предотвращения, ограничения и уменьшения загрязнения воды является решение задач, связанных с качеством воды. В качестве естественной единицы с точки зрения эксплуатации водных ресурсов необходимо рассматривать весь водосборный район. Большинство проблем, возникающих в связи с трансграничными водами, присущи не только таким водам, но и рациональному использованию воды на всех уровнях. В этой связи сотрудничество в области охраны и эксплуатации трансграничных вод, включая справедливое распределение водных ресурсов, будет способствовать также совершенствованию деятельности по рациональному использованию внутренних вод.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать деятельности по контролю и регулированию спроса на воду, в том числе путем использования дифференцированных тарифов сборов в соответствии с принципом "платит загрязнитель" или принципом "платит бенефициар / пользователь", и осуществлению водоохранных мероприятий.
Минимизировать до безвредного уровня сбросы загрязняющих веществ в трансграничные воды из точечных и неточечных источников, которые могут оказывать отрицательное трансграничное воздействие.
Создать совместимые информационные системы, которые позволяют получать надежные данные о качестве и объеме поверхностных и подземных вод, а также о структурах потребления.
Осуществлять в трансграничном контексте и на основе соглашений между прибрежными сторонами программы устойчивой эксплуатации водных ресурсов, разработанные совместными органами в консультации с водопользователями, в том числе по восстановлению трансграничных водных экосистем, например экосистем водно-болотных угодий, и восстановлению естественного состояния водотоков.
Создавать программы оценки качественных и количественных аспектов трансграничных вод и разрабатывать соответствующие программы улучшения их качества, в том числе путем мониторинга загрязнения из точечных и диффузных источников и контроля за эффективностью осуществления принятых мер.
Комплексное рациональное использование прибрежных зон
и охрана морской среды
Рациональное использование прибрежных зон особое значение для Европы, поскольку эти зоны испытывают существенную нагрузку в процессе развития. Протяженность береговой линии Европы составляет 143000 км, при этом, как известно, большое число островов характеризуется особой и чувствительной средой. К числу конкретных видов экологической опасности для прибрежных зон относятся повышение уровня моря, изменения гидрологического цикла крупных рек, загрязнение, в том числе загрязнение в результате сброса сточных вод, исчезновение сред обитания и эрозия. Основной задачей на будущее является разработка и осуществление региональных морских программ. Использование комплексного подхода в области мониторинга и рационального использования морских районов и прибрежных зон могло бы помочь преодолеть трудности, возникающие в связи с различными видами использования моря и прибрежных зон. Он позволит также объединить усилия национальных и местных органов, обладающих законодательными и регламентирующими полномочиями, при решении конкретных задач по управлению морскими и прибрежными зонами. Основная цель должна заключаться в определении конкретных задач устойчивого развития в рамках стратегического планирования и в разработке соответствующих механизмов для решения этих задач.
Предлагаются следующие рекомендации:
Совершенствовать международное сотрудничество, в том числе сотрудничество между совместными органами, созданными соответствующими прибрежными государствами, в области сбора и оценки информации о качестве морей Европы в целях создания общеевропейской базы данных по качеству морской воды, а также унифицированных систем отчетности.
Разработать критерии для определения приоритетных направлений деятельности с учетом экологических аспектов и экономической ценности морских районов и прибрежных зон, в том числе сухопутных частей прибрежных зон.
Принимать меры и создавать институциональные механизмы, обеспечивающие учет природоохранных, социальных и экономических факторов в процессе рационального использования прибрежных зон и совершенствовать процесс сбора данных и их использования для оценки качества прибрежных зон.
Усилить меры по охране морской среды, в частности, путем сокращения сброса в моря сточных вод из наземных источников с учетом всей гидрологической сети европейского континента и его прибрежных вод.
Укреплять существующее международное сотрудничество с целью улучшения качества окружающей среды прибрежных зон, особенно прибрежных зон, имеющих высокую экологическую ценность, и осуществлять обзор и оценку существующих стратегий и программ с точки зрения их воздействия на ресурсы прибрежных зон.
Территориально-пространственное развитие
Характерной особенностью Европы является богатство и разнообразие ее сельского и городского ландшафта. Территориальному развитию, направленному на обеспечение надлежащей увязки экономических и социальных вопросов, а также устойчивого развития, будет способствовать применение общеевропейского подхода. В основе пространственного планирования должны лежать принципы взаимодополняемости, участия и транспарентности.
Предлагаются следующие рекомендации:
Содействовать регулярному представлению докладов и обмену информацией о действующих на местном и субрегиональном уровнях соответствующих юридических и других механизмах обеспечения применения системы планирования землепользования как инструмента устойчивого развития и управления природными зонами.
Устанавливать отношения партнерства с заинтересованными органами в целях разработки местных планов и стратегий действий для достижения устойчивого развития.
Оказывать поддержку деятельности национальных и международных природоохранных НПО, занимающихся вопросами сохранения природы и ландшафта.
Содействовать развитию на общеевропейском уровне сотрудничества между административными органами и экспертами, занимающимися планированием ландшафтов, в области создания сетей заповедных зон путем выявления и взаимной увязки основных районов, "буферных" зон, коридоров, реабилитационных районов, а также рассмотрение вопросов сохранения лесов.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Экосистемы Европы характеризуются широким разнообразием сред обитания, имеющих богатую флору и фауну. Несмотря на осуществление многих важных инициатив в течение последних десятилетий наблюдалось быстрое снижение уровня биологического и ландшафтного разнообразия. Основными причинами ухудшения положения являются интенсификация эксплуатации природных ресурсов, главным образом в секторе сельского хозяйства, а также разрастание городов и развитие инфраструктуры и транспорта. Создание заповедных зон имеет большое значение, но наряду с этим необходимо принимать дополнительные меры с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, основным фактором воздействия на которое является главным образом расширение масштабов деятельности человека. Особое внимание необходимо также уделять высокоуязвимым арктическим экосистемам. Политические и социальные изменения, происшедшие недавно в Европе, создали уникальные возможности по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, в частности путем обеспечения ее учета, согласно целям Конвенции о биологическом разнообразии, в политике, проводимой во всех соответствующих областях.
Предлагаются следующие рекомендации:
Осуществлять Панъевропейскую стратегию в области биологического и ландшафтного разнообразия, которая была разработана под эгидой Совета Европы, и обеспечивать ее увязку с другими мерами политики, предложенными в Экологической программе для Европы.
Оказывать поддержку реализации положений Доклада Международного союза охраны природы (МСОП) "Биологическое и ландшафтное разнообразие в Центральной и Восточной Европе: наилучшая практика в области планирования его сохранения в сельских районах".
Добиваться принятия адекватных мер по сохранению биоразнообразия и поощрять участие природоохранных организаций в управлении такими районами в тех случаях, когда осуществляется приватизация районов, имеющих национальное или международное значение с точки зрения биоразнообразия.
Поощрять адекватные взносы из национальных, двусторонних и многосторонних фондов в целях активного содействия сохранению биологического и ландшафтного разнообразия и разрабатывать и применять инновационные финансовые механизмы для решения этой задачи.
Содействовать повышению уровня информированности населения и расширению его участия в деятельности по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.
Содействовать мерам по осуществлению в регионе Конвенции о биологическом разнообразии и других соответствующих договорах, имеющих обязательный правовой характер.
Добиваться полного осуществления Стратегии охраны окружающей среды Арктики в целях предотвращения дальнейшего ухудшения положения в том, что касается особо уязвимого биоразнообразия полярной зоны Европы.
УСТОЙЧИВОЕ СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Устойчивая сельскохозяйственная политика
На протяжении последних 40 лет сельскохозяйственная политика была направлена на увеличение объема сельскохозяйственного производства, при этом рост цен на продукты искусственно сдерживался. Такая политика была основана главным образом на специализации и интенсивных технологиях и привела к возникновению экологических проблем. Растущее понимание потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды, вызванной сельскохозяйственной деятельностью во всех странах Европы, заставила директивные органы учитывать экологические проблемы в сельскохозяйственной политике. Процесс такого учета следует развивать, и должны быть приняты дальнейшие меры по обеспечению устойчивости сельского хозяйства.
Предлагаются следующие рекомендации:
Разработать направляющие механизмы, включая экономические инструменты, стандарты и маркировки, применение которых сопровождалось бы проведением кампаний повышения информированности и осведомленности общественности, способствующих развитию экстенсивного / низкозатратного сельского хозяйства и / или "органического" производства, а также экологически ориентированного сельского хозяйства.
Разработать и осуществлять кодексы надлежащей сельскохозяйственной практики на местном, национальном и общеевропейском уровнях в целях охраны вод, почв и окружающей среды в целом и в этой связи предложить ЕЭК разработать соответствующее руководство по наилучшей практике.
Разработать процедуры для регистрации пестицидов и, когда это необходимо, осуществлять дополнительные меры в целях минимизации использования пестицидов и / или замены наиболее опасных пестицидов более безвредными и перехода на комплексные системы борьбы с вредителями.
Устойчивое лесное хозяйство
Поскольку леса используются в самых различных целях, они являются важным элементом экономики и окружающей среды большинства европейских стран. В числе наиболее важных факторов деградации лесов в некоторых районах Европы можно назвать неустойчивые методы ведения лесного хозяйства, загрязнение воздуха и лесные пожары. Загрязнение воздуха, включая кислотные дожди, которое, как считается, превышает критические уровни и нагрузки для лесных экосистем, представляет собой серьезную угрозу для устойчивости лесных ресурсов в центральной и восточной Европе, а также, что касается кислотных дождей, - в северной Европе. Лесные пожары являются серьезной проблемой в южной Европе. Разработка концепции повышения уровня устойчивости лесного хозяйства является одним из направлений деятельности в процессе выполнения решений Конференции, состоявшейся в Рио-де-Жанейро, и Хельсинкской конференции по вопросам охраны лесов в Европе на уровне министров, которая была проведена в 1993 году. Функции европейских лесов, не связанные с производством древесины, такие, как охрана природы, сохранение биологического разнообразия, образование грунтовых вод, предотвращение эрозии, защитная функция и организация отдыха, все больше рассматриваются в качестве важных аспектов устойчивого развития.
Предлагаются следующие рекомендации:
Активизировать усилия с целью уменьшения воздействия загрязнения воздуха на лесные экосистемы.
Совершенствовать базу данных и поощрять обмен опытом по вопросам, касающимся устойчивого ведения лесного хозяйства, в том числе предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними, и разрабатывать меры с уделением должного внимания социальным и экологическим аспектам использования лесов.
Осуществлять сбор информации и разрабатывать кодексы практики для ведения многоцелевого лесного хозяйства, а также национальные и региональные планы лесопользования, в которых бы учитывались такие виды деятельности, как защита почв и вод, охрана природы, организация отдыха и сохранение общего наследия.
Обеспечивать сохранение биологического разнообразия лесов, в частности, путем охраны, насколько это возможно, существующих районов произрастания естественных и полуестественных лесов, стимулируя участие производителей древесины в деятельности по охране таких районов путем и включая задачи в области сохранения и устойчивого развития лесов в экономические аспекты ведения лесного хозяйства.
[Оказывать помощь в деле создания международной системы добровольной сертификации лесов и лесных товаров.]
Добиваться устойчивости лесного хозяйства и сохранения всех видов лесов и оказывать помощь в реализации осуществляемых общеевропейских инициатив в рамках выполнения решений Конференции министров по охране лесов в Европе, состоявшейся в 1993 году.
Оказывать помощь в деле изучения вопросов для принятия приоритетных мер, а также программы работы Межправительственной группы по лесам, учрежденной Комиссией Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, особенно путем:
a) активизации усилий с целью обеспечения применения на национальном уровне Лесных принципов посредством создания соответствующих процедур и механизмов, охватывающих все виды лесов, включая правовые инструменты;
b) активизации усилий с целью разработки критериев и показателей устойчивого лесного хозяйства и применения этих критериев;
c) анализа связей между торговлей и устойчивым лесным хозяйством и изучения в этом контексте на соответствующих форумах вопроса о значении рыночных механизмов для развития лесного хозяйства на устойчивой основе.
Устойчивое рыбное хозяйство
Во многих европейских странах проблема рыболовства стоит довольно остро, поскольку доля этой отрасли в национальном доходе не является везде одинаковой, а рыбные ресурсы подвергаются чрезмерной эксплуатации. Концепции рыболовной политики, в которых первоочередное внимание уделяется сохранению популяций целевых видов рыб, выше уровня, соответствующего устойчивому рыболовству, в определенной мере учитываются вопросы охраны окружающей среды. С учетом того, что нынешнее положение характеризуется чрезмерной эксплуатацией рыбных запасов, в концепции политики в области рыболовства должны быть внесены изменения. Эти изменения могут включать переход от установления квот к осуществлению контроля за промысловой деятельностью, введение ограничений в отношении числа судов, допускаемых в определенные районы, предпочтительно путем выдачи лицензий или взимания соответствующей платы с пользователей, ограничение периода времени, проводимого в открытом море, сокращение числа сетей на одно судно, временное закрытие определенных районов промысла и добычи ракообразных или введение в них ограничений. Кроме того, политика в области рыболовства должна быть направлена на решение новых проблем, таких, как последствия выбросов из аквакультуры в морскую и пресноводную экосистемы, сохранение биологического разнообразия, воздействие изменения климата на внутренние и прибрежные среды обитания и все большее понимание потребителями специфики качества продукции рыболовства.
Предлагаются следующие рекомендации:
Рассмотреть вопрос о подписании и ратификации Соглашения об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, касающихся сохранения и рационального использования ресурсов немигрирующих популяций рыб и популяций рыб, мигрирующих на большие расстояния, в открытом море.
См. Соглашение об осуществлении положений Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими от 04.12.1995. Оказывать содействие работе Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) в области разработки проекта кодекса поведения с целью ведения ответственного рыболовства.
Совершенствовать международное сотрудничество в рамках Международного совета по исследованию морей (МСИМ) в области сбора и оценки данных по рыболовству путем улучшения отчетности региональных органов по вопросам рыболовства.
Содействовать развитию сотрудничества между прибрежными государствами в морских бассейнах с целью

"РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И УЧАСТИЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"(Приняты в г. Софии 23.10.1995 - 25.10.1995)  »
Международное законодательство »
Читайте также