РЕКОМЕНДАЦИЯ n 26 Европейской экономической комиссии ООН"КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ОБМЕНЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ" (ece/trade/208; ece/trade/wp.4/r.1133/rev.1)(Вместе с "ТИПОВЫМ СОГЛАШЕНИЕМ ОБ ОБМЕНЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ")(Принята в г. Женеве в марте 1995 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли)


ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 26
КОММЕРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ОБМЕНЕ
ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ
(Женева, март 1995 года)
На своей тридцать третьей сессии, состоявшейся в марте 1991 года, Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли (РГ.4) приняла программу работы по правовым вопросам. В числе шести проектов эта программа содержала конкретный проект по обеспечению разумного согласования соглашений об обмене и разработке приемлемого на международном уровне варианта альтернативного использования.
Рабочая группа отметила, что для достижения эффективности любого способа связи необходима дисциплина. Эта дисциплина обычно обеспечивается применением общеприемлемых правил поведения. В контексте ЭОД такие правила были разработаны в качестве соглашений об обмене в рамках ряда групп пользователей, национальных организаций и на региональном уровне. Эти соглашения обычно применимы лишь к обмену данными, а не к основным коммерческим контрактам между Сторонами. Во многих случаях они предлагают различные решения рассматриваемых вопросов, и в результате наличия целого ряда соглашений и многообразия их условий могут возникнуть препятствия на пути международной торговли в силу отсутствия приемлемой на международном уровне формы соглашения, которое могло бы быть принято для использования в коммерческой практике.
На своей пятьдесят первой сессии, состоявшейся в марте 1995 года, Рабочая группа, основываясь на докладе совместной сессии совещаний экспертов по элементам данных и автоматическому обмену данными (ГЭ.1) и по процедурам и документации (ГЭ.2), приняла решение утвердить проект рекомендации, содержащий Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными, представленное РГ.4 / Группой докладчиков по правовым вопросам.
Эта Рекомендация была разработана в рамках проекта 4.1 Программы действий по коммерческим и правовым аспектам упрощения торговли, принятой Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли и изложенной в документе TRADE/WP.4/R.697, и включает Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными, приводимое в Приложении A.
РЕКОМЕНДАЦИЯ
Рабочая группа по упрощению процедур международной торговли приняла решение рекомендовать, чтобы:
1. Международное сообщество пользователей ЭОД, включая участников коммерческих операций, принявших решение использовать электронный обмен данными в международных торговых сделках, применяли изложенное ниже Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными в целях повышения правовой безопасности их торговых отношений.
2. Страны - члены Организации Объединенных Наций учитывали положения и условия Типового соглашения об обмене при осуществлении реформ законодательной и нормативной деятельности, чтобы эти реформы были совместимы с целями и деловой практикой, составляющими существо Типового соглашения об обмене.
3. При ведении переговоров и заключении соглашений об обмене одобрялось использование Типового соглашения об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными.
4. Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными было включено в часть 3 Справочника Организации Объединенных Наций по обмену внешнеторговыми данными СОВДООН и составляло часть рекомендаций, касающихся ЭДИФАКТ ООН.
5. Страны - члены Организации Объединенных Наций могли внести значительный вклад в повышение правовой безопасности использования ЭОД, обеспечивая через информационные программы, учебные каналы и аналогичные средства доступность и полезность Типового соглашения об обмене, а также связанной с международной торговлей деловой практики, согласующейся с предыдущими рекомендациями.
6. Планируя использование ЭОД для административных целей в связи с международными торговыми операциями и непосредственно применяя их на практике, административные органы и организации при всем различии требований, которые им нужно принимать во внимание, оценивали и учитывали расширение коммерческого использования соглашений об обмене, а также условий и деловой практики, содержащихся в Типовом соглашении об обмене.
На сессии присутствовали представители следующих стран: Австрии, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, Израиля, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Норвегии, Польши, Российской Федерации, Румынии, Словацкой Республики, Словении, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Турции, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Чешской Республики, Швейцарии и Швеции. В соответствии со статьей 11 круга ведения Комиссии в работе сессии приняли участие представители Австралии, Бразилии, Габона, Кореи, Сенегала, Южной Африки и Японии.
На сессии присутствовали также представители секретариата Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и Международного торгового центра ЮНКТАД / ГАТТ (МТЦ), а также представители следующих межправительственных и неправительственных организаций: Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Центрального бюро международных железнодорожных перевозок (ЦБМЖП), Всемирной таможенной организации (ВТО), Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), Международной ассоциации по кодированию потребительских товаров (МАКПТ), Международной торговой палаты (МТП), Международной палаты судоходства (МПС), Международной конференции служб экспресс-перевозок (МКСЭП), Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международного союза железных дорог (МСЖД).
I. История вопроса
1. В 1987 году Международная торговая палата в сотрудничестве с Рабочей группой разработала и выпустила Единые правила осуществления взаимообмена торговыми данными средствами дальней связи (Правила UNCID; издание МТП N 452). Цель правил UNCID состояла в упрощении взаимного обмена торговыми данными средствами дальней связи путем установления согласованных правил поведения между Сторонами, применяющими такую связь.
2. Издание Правил UNCID подтвердило ту важность, какую представляет для международной торговли заключение соглашений между Сторонами коммерческих операций об использовании различных способов автоматической обработки данных.
3. Правила UNCID прямо предусматривали, что их условия, если их придерживаться, должны включаться в окончательные соглашения между коммерческими торговыми партнерами. Как следствие этого национальные организации, ассоциации и государственные административные органы разработали множество типовых соглашений об обмене.
4. Эти существующие типовые соглашения, возникшие в странах с различными традициями и правовыми условиями, затрагивают разные вопросы и по-разному трактуют одни и те же вопросы. Все эти многочисленные соглашения об обмене, которые, возможно, отвечают национальным или местным требованиям ведения коммерческой деятельности, оставляют без внимания международный аспект, который необходимо учитывать пользователям ЭОД, осуществляющим трансграничный обмен сообщениями.
5. Стали предприниматься усилия по введению более единообразных соглашений об обмене, примером чему может являться недавняя Рекомендация Европейской комиссии об использовании Европейского типового соглашения об ЭОД. Разработка подлинно международного типового соглашения об обмене является одной из основных целей упомянутой выше программы действий.
6. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли в своей последней работе над типовыми нормативными положениями по использованию ЭОД в международной торговле, которые были представлены на рассмотрение Комиссии в июле 1995 года, прямо исходит из того, что участники коммерческих операций, возможно, пожелают по договоренности изменить воздействие таких положений.
7. Аналогичным образом в ходе деятельности Рабочей группы по выработке определения и толкованию международной торговой сделки (нашли отражение в документе TRADE/WP.4/R.971 и связанных с ним документах) выявилось то разнообразие коммерческих отношений, в рамках которых может использоваться ЭОД, и, следовательно, тех обстоятельств, при которых может возникнуть целесообразность в заключении соглашения об обмене.
II. Подготовка Типового соглашения
8. Настоящая Рекомендация была подготовлена при участии и сотрудничестве Группы докладчиков по правовым вопросам в соответствии с учрежденными для этого органа внутренними организационными и оперативными процедурами, изложенными в документе TRADE/WP.4/R.1071. На заседаниях, в ходе которых разрабатывались и распространялись проекты Типового соглашения, присутствовали представители таких международных организаций, как МТП и ЮНСИТРАЛ.
9. В ходе подготовки Типового соглашения было рассмотрено свыше 20 различных существующих типовых соглашений об обмене и было обеспечено тесное сотрудничество с техническими экспертами, связанными с разработкой ЭДИФАКТ ООН.
10. Для согласования настоящей Рекомендации с предыдущей работой были рассмотрены предыдущие рекомендации Рабочей группы, а также рекомендации или аналогичные решения других международных организаций по вопросу об упрощении и согласовании процедур международной торговли. Представляя настоящую Рекомендацию на утверждение, докладчики по правовым вопросам исходят из того, что она согласуется с предыдущими рекомендациями в этой области и является дальнейшим развитием целей этих рекомендаций.
11. Предлагая участникам коммерческих операций, занимающихся международной торговлей, типовую форму соглашения об обмене для глобального использования в связи со стандартами ЭДИФАКТ ООН, Рабочая группа преследует цели согласования, упрощения и упорядочения важнейшей процедуры международной торговли - осуществления связи между торговыми партнерами. Однако, имея рекомендательный характер, условия Типового соглашения об обмене не являются обязательными; торговые партнеры могут по своему усмотрению изменить условия любого соглашения об обмене к их взаимному удовлетворению или же вообще не заключать соглашений об обмене.
III. Охват
12. Настоящая Рекомендация способствует применению соглашений об обмене между участниками коммерческих операций, использующих электронный обмен данными в связи с международными коммерческими сделками.
IV. Сфера применения
13. Настоящая Рекомендация ориентирована на участников коммерческих операций, применяющих электронный обмен данными при осуществлении международных коммерческих операций. Она может быть также полезной для административных органов, включая, например, статистические бюро или органы, занимающиеся вопросами упрощения торговли, в их деятельности по упорядочению и согласованию электронных процессов и процедур.
14. Хотя оно и предназначено для двусторонних соглашений между двумя торговыми партнерами, Типовое соглашение об обмене, с соответствующими коррективами, легко может быть использовано при осуществлении многосторонних связей, например, в рамках торгового сообщества или ассоциации.


Приложение
ТИПОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ОБ ОБМЕНЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО ОБМЕНА ДАННЫМИ
Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными было разработано в качестве составной части проекта в рамках Программы действий по правовым и коммерческим аспектам электронного обмена данными, принятой Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций ("РГ.4") в 1991 году. Эта Программа изложена в документе TRADE/WP.4/R.697 Организации Объединенных Наций. Программа ориентирована на правовые вопросы, круг которых легко очерчивается, и направлена на разработку руководящих принципов по этим правовым вопросам и рекомендацию надлежащих решений в форме правовых документов или механизмов или внесения соответствующих изменений в коммерческую практику.
Типовое соглашение об обмене разработано в результате осуществления одного из основных проектов программы. Осуществление этого проекта преследует задачи обеспечения разумного согласования соглашений об обмене, применяемых в международной торговле, и разработки приемлемого на международном уровне варианта альтернативного использования. Согласно оперативным процедурам РГ.4 Типовое соглашение об обмене рекомендуется для рассмотрения всеми коммерческими торговыми партнерами, желающими применять электронный обмен данными в международной торговле.
Типовое соглашение об обмене было подготовлено группой международных специалистов в области права и смежных вопросов, обладающих знаниями и опытом в вопросах ЭОД и международной торговли. Эти специалисты, представляющие самые разные страны мира, регулярно проводят свои совещания под эгидой РГ.4 через посредство Группы докладчиков по правовым вопросам, в состав которой входят два докладчика по правовым вопросам, избираемые членами РГ.4. Эта работа, осуществляемая также в тесном сотрудничестве с другими группами экспертов по ЭОД, отражает многодисциплинарный подход, крайне важный для ЭОД. В ходе этой работы учитываются также сходства и различия между разными правовыми системами.
ВВОДНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СОГЛАШЕНИЯМ ОБ ОБМЕНЕ
Что такое соглашение об обмене?
Соглашение об обмене заключается между торговыми партнерами, устанавливающими для себя правила применения электронного обмена данными (ЭОД). Электронный обмен данными представляет собой электронную передачу с компьютера на компьютер реквизитов коммерческих или административных операций с применением согласованного стандарта для структурирования данных об операциях или сообщений. В соглашении также подробно разграничиваются роли и правовые обязанности торговых партнеров при передаче, получении и хранении электронных сообщений. В силу существующих различий в использовании ЭОД в коммерческой деятельности рассмотрение этих вопросов применительно к новым условиям ведения торговли с использованием электронных средств уменьшает правовую неясность, которая может при этом возникнуть, и повышает доверие к применяемой технологии.
Почему разрабатываются и используются
соглашения об обмене?
ЭОД получает быстрое развитие в качестве эффективного средства ведения операций в международной торговле. Использование ЭОД для коммерческих и административных целей уже получило значительное распространение в целом ряде важнейших отраслей промышленности в Европе, Северной Америке, Австралии / Новой Зеландии и Азии.
Растущее использование ЭОД радикально трансформирует международную торговую практику, заменяя традиционную торговлю, основанную

"КОНГРЕСС МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ЕВРОПЫ"(Страсбург, март 1995 года)  »
Международное законодательство »
Читайте также