"РУКОВОДСТВО САН-РЕМО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ, ПРИМЕНИМОМУ К ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТАМ НА МОРЕ" [рус., англ.](Принято в г. Сан-Ремо 12.06.1994)


РУКОВОДСТВО САН-РЕМО
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ, ПРИМЕНИМОМУ
К ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТАМ НА МОРЕ
(Сан-Ремо, 12 июня 1994 года)
Вводные замечания
Руководство Сан-Ремо подготовлено в 1988 - 1994 гг. группой специалистов по международному праву и военно-морских экспертов, которые в личном качестве участвовали в работе ряда "круглых столов", организованных Международным институтом гуманитарного права. Руководство призвано послужить сводом современных норм международного права, применимых к вооруженным конфликтам на море. Некоторые его положения могут рассматриваться как шаг вперед в области права, но мы полагаем, что большинство содержат те нормы права, которые применимы в настоящее время. Участники "круглых столов" считают, что данное Руководство во многих его аспектах развивает Оксфордское руководство по правилам морской войны, регулирующим отношения между воюющими сторонами, принятое Институтом международного права в 1913 г., так как многие положения последнего получили развитие в настоящем Руководстве. Необходимость в новом Руководстве обусловлена развитием права после 1913 г. Большинство результатов этого развития не нашло отражения в договорном праве (II Женевская конвенция 1949 г. в основном ограничивается защитой раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение на море). В частности, следует отметить, что право вооруженного конфликта на море не получило такого развития, как право вооруженного конфликта на суше в результате подписания Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Хотя некоторые положения Протокола I и относятся к военным действиям на море, в особенности в том, что касается расширения защиты санитарных судов и летательных аппаратов, предоставляемой II Женевской конвенцией 1949 г., IV часть Протокола, обеспечивающая гражданским лицам защиту от последствий военных действий, применима лишь к военно-морским операциям, затрагивающим гражданских лиц и гражданские объекты на суше.
В ходе подготовительного "круглого стола" по вопросам международного гуманитарного права, применимого к вооруженным конфликтам на море, который организовали в Сан-Ремо в 1987 г. Международный институт гуманитарного права, Пизанский университет (Италия) и Сиракьюсский университет (Нью-Йорк), был сделан предварительный обзор права. Во время "круглого стола" в Мадриде, организованного Международным институтом гуманитарного права в 1988 г., был выработан План действий с целью составления проекта современного свода правил, касающихся вооруженного конфликта на море. В соответствии со своим мандатом обеспечивать развитие международного гуманитарного права Международный комитет Красного Креста поддерживал данный проект на всем протяжении его разработки. В целях претворения в жизнь Мадридского плана действий Институт ежегодно проводил "круглые столы" - в Бохуме в 1989 г., в Тулоне в 1990 г., в Бергене в 1991 г., в Оттаве в 1992 г., в Женеве в 1993 г. и наконец в Ливорно в 1994 г. На основе развернутых докладов, составленных в период между встречами, комментариев участников по этим докладам и обстоятельного обсуждения во время заседаний разработали проект Руководства, который и был принят в Ливорно в 1994 г.
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел I
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
1. Стороны, участвующие в вооруженном конфликте на море, обязаны соблюдать принципы и нормы международного гуманитарного права с начала использования вооруженных сил.
2. В случаях, не предусмотренных настоящим документом или международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.
Раздел II
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРАВО НА САМООБОРОНУ
3. Осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого статьей 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указанных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.
4. Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту на море и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, которая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восстановления его безопасности.
5. Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.
6. Нормы, изложенные в настоящем документе, и любые другие нормы международного гуманитарного права в равной мере применимы ко всем сторонам, участвующим в конфликте. Международная ответственность, которую одна из сторон, участвующих в конфликте, может нести за его развязывание, не влияет на равное применение этих правил ко всем сторонам.
Раздел III
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ ПРИНЯТЫ МЕРЫ СОВЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ
7. Несмотря на какие бы то ни было правила, содержащиеся в настоящем документе либо в иных документах, касающихся права нейтралитета, в случае если Совет Безопасности, действуя в соответствии со своими полномочиями, предоставленными ему главой VII Устава ООН, установил ответственность одной или нескольких сторон в вооруженном конфликте за применение силы в нарушение международного права, нейтральные государства:
a) обязаны не предоставлять такому государству никакой помощи, помимо гуманитарной; и
b) могут предоставлять помощь любому государству, ставшему жертвой нарушения мира или акта агрессии со стороны этого государства.
8. Если в ходе международного вооруженного конфликта Совет Безопасности предпринял превентивные или принудительные действия, включающие меры экономического характера, в соответствии с главой VII Устава ООН, право нейтралитета не может служить для государств-членов ООН оправданием поведения, несовместимого с их обязательствами, вытекающими из Устава или решений Совета Безопасности.
9. При условии соблюдения пункта 7 нормы, закрепленные в настоящем документе, и любые иные нормы международного гуманитарного права, применимые в период вооруженных конфликтов на море, должны применяться ко всем сторонам в любом подобном конфликте, который может возникнуть в связи с тем, что Совет Безопасности принял решение применить силу или санкционировать применение силы тем или иным государством или государствами.
Раздел IV
РАЙОНЫ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МОРЕ
10. При соблюдении иных применимых норм права вооруженного конфликта на море, приводимых в настоящем документе, либо в других документах, военные действия военно-морскими силами могут осуществляться:
a) в территориальном море или внутренних водах, на сухопутных территориях, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, и там, где это применимо, в архипелажных водах воюющих государств или над этими пространствами;
b) в открытом море или над ним; и
c) при условии соблюдения пунктов 34 и 35, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе нейтральных государств или над такой зоной либо шельфом.
11. Сторонам в конфликте рекомендуется прийти к согласию о том, что военные действия не будут проводиться в морских районах, где имеются:
a) редкие или уязвимые экосистемы, или
b) места естественного обитания рыб или иных форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности.
12. При проведении операций в районах, где нейтральные государства пользуются суверенными правами, юрисдикцией или иными правами в соответствии с общим международным правом, воюющие обязаны принимать во внимание законные права и обязанности этих нейтральных государств.
Раздел V
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
13. Для целей настоящего документа:
a) "международное гуманитарное право" означает установленные договорами или обычаем международные нормы, ограничивающие право сторон в конфликте использовать методы или средства ведения войны по своему выбору или защищающие государства, не являющиеся сторонами в конфликте, или лиц либо объекты, которые затронуты или могут быть затронуты конфликтом;
b) "нападение" означает акт насилия, совершаемый либо при наступлении, либо при обороне;
c) "случайные потери" или "случайный ущерб" означают гибель или ранения гражданского населения или иных покровительствуемых лиц и повреждение или разрушение природной среды или объектов, не являющихся военными объектами;
d) "нейтральное государство" означает любое государство, не являющееся стороной в конфликте;
e) "госпитальные суда, прибрежные спасательные средства и другие санитарные транспортные средства" означают суда, пользующиеся защитой в соответствии с II Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительным протоколом I от 1977 г.;
f) "санитарный летательный аппарат" означает летательный аппарат, пользующийся защитой в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I от 1977 г.;
См. Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны. g) "военный корабль" означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, позволяющие определить характер и национальную принадлежность такого судна, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или равнозначный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине;
h) "вспомогательное судно" означает судно, не являющееся военным кораблем, принадлежащее вооруженным силам государства или находящееся под их исключительным контролем и используемое в данный момент на правительственной некоммерческой службе;
i) "торговое судно" означает судно, не являющееся военным кораблем, вспомогательным судном или государственным судном, таким как таможенное или полицейское судно, и используемое на коммерческой или частной службе;
j) "военный летательный аппарат" означает летательный аппарат, действующий в составе соответствующего подразделения вооруженных сил государства, имея военные опознавательные знаки этого государства, находящийся под командованием военнослужащего и имеющий экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине;
k) "вспомогательный летательный аппарат" означает летательный аппарат, не являющийся военным летательным аппаратом, принадлежащий вооруженным силам государства или находящийся под их исключительным контролем и используемый в данный момент на правительственной некоммерческой службе;
l) "гражданский летательный аппарат" означает летательный аппарат, не являющийся военным, вспомогательным или государственным летательным аппаратом, таким как таможенный или полицейский, и используемый на коммерческой или частной службе;
m) "гражданский авиалайнер" означает гражданский летательный аппарат, имеющий четкие опознавательные знаки и занятый регулярными или нерегулярными перевозками гражданских пассажиров по маршрутам, находящимся в ведении органов обслуживания воздушного движения.
ЧАСТЬ II. РАЙОНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ
Раздел I
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ
И АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ
14. Нейтральные воды состоят из внутренних вод, территориального моря и там, где это применимо, архипелажных вод нейтральных государств. Нейтральное воздушное пространство состоит из воздушного пространства над нейтральными водами и сухопутной территорией нейтральных государств.
15. В нейтральных водах и над ними, включая нейтральные воды, образующие международные проливы, и воды, в которых может осуществляться право архипелажного прохода по морским коридорам, запрещаются враждебные действия вооруженных сил воюющих государств. Нейтральное государство должно принимать меры, соответствующие положениям раздела II данной части, включая осуществление наблюдения, насколько это позволяют средства, которыми оно располагает, с тем чтобы предупредить нарушение своего нейтралитета вооруженными силами воюющих государств.
16. Враждебные действия, по смыслу пункта 15, включают, в частности:
a) нападение на лиц или объекты, которые находятся в нейтральных водах, на нейтральной территории или над такими водами или территорией, либо их захват;
b) использование в качестве базы для операций, включая нападение на лиц или на объекты, которые находятся за пределами нейтральных вод, либо захват таких лиц или объектов, если нападение или захват осуществляются вооруженными силами воюющих, расположенными в нейтральных водах или над ними;
c) установку мин; или
d) осмотр, обыск, изменение курса или захват.
17. Вооруженные силы воюющих не могут использовать нейтральные воды в качестве убежища.
18. Военные и вспомогательные летательные аппараты воюющих не могут вторгаться в нейтральное воздушное пространство. Если они это делают, нейтральное государство использует средства, которыми оно располагает, для того чтобы потребовать приземления летательного аппарата на своей территории, и интернирует летательный аппарат и его экипаж на время вооруженного конфликта. Если летательный аппарат не выполняет требования о приземлении, он может быть подвергнут нападению, при условии, что будут соблюдены нормы, относящиеся к санитарным летательным аппаратам, изложенные в пунктах 181 - 183.
19. При условии соблюдения пунктов 29 и 33 нейтральное государство может, не проводя какой-либо дискриминации, ограничить или запретить вход в свои нейтральные воды или проход через них военным кораблям и вспомогательным судам, либо поставить условия, которые должны быть соблюдены при таком входе или проходе.
20. При условии соблюдения обязанности быть беспристрастным, а также при условии соблюдения пунктов 21 и 23 - 33 и в соответствии с правилами, которое оно может установить, нейтральное государство вправе без ущерба для своего нейтралитета разрешать в своих нейтральных водах следующие действия:
a) проход через свое территориальное море и, где применимо, через свои архипелажные воды военных кораблей, вспомогательных судов и призов воюющих государств; военные корабли, вспомогательные суда и призы могут пользоваться во время прохода услугами лоцманов нейтрального государства;
b) пополнение военным кораблем или вспомогательным судном воюющего государства запасов продовольствия, воды и топлива в количестве, достаточном для достижения порта на его территории; и
c) ремонт военных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.06.1994 n 657"О ПОДПИСАНИИ ПРОТОКОЛА К КОНВЕНЦИИ 1979 ГОДА О ТРАНСГРАНИЧНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ СЕРЫ"  »
Международное законодательство »
Читайте также