"ИНСТРУКЦИЯ ПО АКТОВО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА, ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"(Вместе с "ПОРЯДКОМ РАССМОТРЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ ПО НЕСОХРАННЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ГРУЗОВОМ СООБЩЕНИИ (СМГС) ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ...")(Утверждена 27.05.1994 на 11-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)


Утверждена
Советом по железнодорожному
транспорту государств-участников
Содружества
26 - 27 мая 1994 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО АКТОВО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЕ
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА,
ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Настоящая Инструкция регулирует порядок составления, пересылки, расследования коммерческих актов, учета случаев несохранных перевозок, рассмотрения претензий, расчетов между железными дорогами по удовлетворенным претензиям и искам за утрату, недостачу, порчу и повреждение грузов.
Глава I. ОФОРМЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ
СЛУЧАЕВ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ
ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА,
ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Характеристика основных видов несохранности грузов
§ 1. К видам несохранности грузов, учитываемым в соответствии с настоящей Инструкцией, относятся допущенные в процессе перевозки или при хранении на станционных складах и других местах общего пользования:
а) хищения грузов;
б) недостачи мест;
в) недостачи массы грузов;
г) утраты, порчи или повреждения грузов;
§ 2. Как хищения учитываются недостачи грузов, установленные по сравнению с документами и выявленные при:
а) срыве пломб (пломбы), следах повреждения и подделке пломб;
б) проломах стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток вентиляционного люка, люковых решеток у крытых вагонов, через которые могло быть совершено хищение;
в) следах насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест;
г) проломах стен, пола, крыши склада, через которые могло быть совершено хищение, вскрытии замков или срыве пломб складских помещений;
д) наличии признаков хищения груза, перевозимого на открытом подвижном составе (выемки, нарушения тары, предохранительной маркировки и т.п.), в том числе при краже деталей автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин, если они не сопровождались проводниками отправителя или получателя;
е) наличии других обстоятельств, если расследованием будет установлен факт хищения грузов.
Как хищения учитываются также другие случаи несохранности грузов (недостача мест и массы, утрата, порча и т.д.), если органами милиции, следствия или служебным расследованием будет установлено, что они произошли в результате хищения.
Как хищения снимаются с учета недостачи грузов, обнаруженные при обстоятельствах, указанных в пунктах "а" - "д", в случаях, когда органами внутренних дел на транспорте и следствия будет установлено, что они образовались не в результате хищений или не по вине железных дорог.
§ 3. К недостачам мест относятся:
а) недостачи мест груза, принятого к перевозке счетом мест и погруженного в вагон средствами железной дороги, если материалом расследования установлено, что они явились результатом недогруза;
б) недостачи мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего в исправном вагоне за исправными пломбами пункта погрузки;
в) недостачи мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего на открытом подвижном составе или в неисправном вагоне, или за неисправными пломбами, или за пломбами попутных станций, если расследованием установлено, что недостача не явилась следствием хищения;
г) недостачи, возникшие в результате разъединения груза от перевозочных документов.
§ 4. К недостачам массы груза относятся недостачи навалочных, насыпных и наливных грузов, а также грузов, перевозимых счетом мест, при тождественности числа мест указанному в перевозочном документе, если материалами расследования установлено, что недостача явилась результатом:
а) неправильного взвешивания или неправильного указания отправителем или железной дорогой массы груза в перевозочных документах;
б) неисправности упаковки при отсутствии признаков хищения;
в) разъединения груза от перевозочных документов.
§ 5. Как утраты, порчи и повреждения груза учитываются случаи полного или частичного уничтожения, а также полной или частичной порчи и повреждения груза, допущенные в результате:
а) неправильной или небрежной погрузки, выгрузки и сортировки груза средствами железной дороги;
б) аварий, крушений, пожаров, роспуска вагонов с горок и производства маневров;
в) несвоевременной доставки или неправильного обслуживания в пути скоропортящихся грузов;
г) утечки (утраты) груза вследствие технической неисправности подвижного состава, а также коммерческой неисправности при погрузке средствами железных дорог, кроме случаев перевозки грузов в подвижном составе отправителя или получателя.
§ 6. Все случаи несохранности в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза делятся на группы, устанавливаемые железнодорожными администрациями.
§ 7. Каждый случай несохранной перевозки груза должен быть надлежащим образом оформлен и расследован в установленные сроки, по результатам расследования - приняты соответствующие меры.
2. Составление и регистрация коммерческих актов,
описание в коммерческом акте результатов проверки груза
§ 8. Коммерческие акты составляются:
а) при выгрузке груза на местах общего пользования в день выгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю;
б) при выгрузке груза на местах необщего пользования - в день выгрузки, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки.
В случае проверки тары вагона не тем приемосдатчиком, который участвовал при взвешивании груза в день его выгрузки, в разделе "Д" акта указываются фамилии приемосдатчиков, участвовавших при взвешивании груза и проверке тары вагона. Акт подписывает приемосдатчик, проверявший тару вагона;
в) в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
Если невозможно составить коммерческие акты в указанные сроки, то они должны быть оформлены во всех случаях не позднее следующих суток.
§ 9. Коммерческие акты составляют для удостоверения следующих обстоятельств:
несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
порчи и повреждения груза;
обнаружения груза без документов или документов без груза;
возвращения железной дороге похищенного груза;
непередачи железной дорогой на железнодорожный подъездной путь груза в течение 24 ч после оформления в товарной конторе (кассе) выдачи груза по документам. В этом случае коммерческий акт составляется только по требованию получателя.
Железная дорога обязана составить коммерческий акт при обнаружении ею перечисленных выше обстоятельств или когда на наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза.
§ 10. Коммерческие акты составляются на бланках с типографской нумерацией. Форма бланков устанавливается Правилами перевозок грузов.
Бланки коммерческих актов, полученные станциями, записываются в Книгу прихода бланков строгой отчетности. При порче бланков коммерческого акта с печатной нумерацией все три экземпляра этого акта перечеркиваются с надписью "испорчен" и хранятся в делах станции. Копии коммерческих актов, высылаемые по требованию правоохранительных, судебных органов, службы грузовой и коммерческой работы должны быть сняты на бланке без печатной нумерации.
Расход бланков коммерческих актов контролирует начальник станции.
Коммерческие акты заполняются, как правило, на пишущей машинке, четко без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.
§ 11. Коммерческие акты составляются по письменному рапорту заведующего грузовым двором, контейнерной площадкой, сортировочной платформой, приемосдатчика. Рапорт должен содержать все сведения, необходимые для составления коммерческого акта. Содержание рапорта проверяет начальник станции или его заместитель, который окончательно решает вопрос о необходимости составления коммерческого акта.
Коммерческие акты на разъединение повагонных грузов от перевозочных документов могут составляться на основании акта общей формы.
§ 12. На каждом экземпляре акта должны быть штемпель станции, составившей его, подпись начальника станции (его заместителя), заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика) и приемосдатчика станции, а также грузополучателя, если он участвовал в проверке в соответствии с Правилами перевозок грузов.
При отсутствии на станции должности заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика) к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены другие работники железной дороги (дежурный по станции, товарный кассир). В этом случае в коммерческом акте делается оговорка об отсутствии в штатном расписании заведующего грузовым двором (заведующего пакгаузом, старшего приемосдатчика).
§ 13. Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах, из которых второй выдается получателю по его требованию, а первый и третий экземпляры хранятся в делах станции.
Порядок пересылки первых экземпляров коммерческих актов изложен в § 70 - 78 настоящей Инструкции.
§ 14. Если коммерческий акт составлен на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр акта прилагается к накладной и следует с ней до станции назначения.
При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 "Отметки железной дороги" и дорожной ведомости указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, "о недостаче ... мест", "о недостаче массы ... кг" и т.п.). Эта запись удостоверяется штемпелем станции, составившей коммерческий акт.
На станции назначения акт попутной станции или станции отправления (если составление нового акта не требовалось) регистрируется под порядковым номером в Книге учета коммерческих актов, составленных на неисправные перевозки грузов и багажа данной станции. Этот номер указывается в акте вторым знаменателем под печатным номером акта.
Коммерческий акт попутной станции выдается получателю по его требованию с отметкой о результатах выдачи груза в разделе "Ж" коммерческого акта. В этом случае в делах станции назначения остается копия этого коммерческого акта.
При составлении на станции назначения нового коммерческого акта получателю акт попутной станции не выдают, кроме попутных коммерческих актов, составленных на ответственность отправителя. В этом случае копия коммерческого акта остается в делах станции.
§ 15. Если при перевозочных документах не окажется коммерческого акта попутной станции, при выгрузке или выдаче груза, оформляют коммерческий акт установленным порядком независимо от наличия отметки в накладной о его составлении.
§ 16. Никаких изменений в экземпляре коммерческого акта, сопровождающего груз, станция назначения делать не имеет права. В случае несоответствия сведений, имеющихся в попутном акте, данным о наличии и состоянии груза в действительности, а также если в пути следования было составлено два и более попутных акта, на станции назначения должен быть составлен новый коммерческий акт, который выдается получателю, а попутные коммерческие акты прилагаются к первому экземпляру коммерческого акта станции назначения и хранятся на станции до направления на расследование установленным порядком.
§ 17. При выдаче однородного груза, перевозимого навалом и насыпью, прибывшего от одного отправителя в адрес одного получателя, недостачи, превышающие норму естественной убыли массы данного груза и предельного расхождения определения массы нетто, а также излишки, превышающие предельное расхождение определения массы нетто, обнаруженные по отдельным отправкам при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом. В акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество пломб и оттиски на них, число мест и масса груза, значащиеся по документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, тары вагона (с трафарета или проверенная) и нетто.
§ 18. Если коммерческий акт на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, выдан получателю, то при прибытии груза по досылочным документам станция обязана потребовать от получателя возвратить ей выданный коммерческий акт.
В разделе "Ж" коммерческого акта в этом случае делается отметка о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочным документам с указанием их номеров, станции, оформившей досылку, даты оформления досылки и даты выдачи недостающего груза.
§ 19. В коммерческом акте должны быть полностью указаны все данные, предусмотренные соответствующими графами, подробно описано оказавшееся в наличии количество груза (по массе и числу мест), а также его состояние (при повреждении упаковки груза, порче груза и т.п.) и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность.
Никаких предположений или заключений о причинах несохранности груза, виновности отправителя, дороги или станции вносить в коммерческий акт не допускается, так как такое заключение может быть сделано только в результате тщательного расследования причин несохранности.
Если к перевозочным документам приложены коммерческие акты или акты общей формы, составленные на станциях по пути следования груза, то в верхней части коммерческого акта, составляемого на станции назначения, делается запись, что коммерческий акт составлен в дополнение к акту, с указанием наименования станции, составившей его, железной дороги, номера и даты составления и краткое содержание этого акта.
§ 20. В коммерческом акте отражаются отдельно сведения о пломбах железной дороги (наименование станции, дороги, контрольные знаки и номер тисков) и о пломбах отправителя (наименование станции и дороги, наименование отправителя, контрольные знаки), если они имелись.
Сведения о всех снятых с вагона (контейнера) пломбах должны быть вписаны в акт точно, с указанием, какие пломбы сняты с одной стороны и какие с другой стороны вагона.
При описании в акте пломб, снятых со специальных вагонов, должно быть указано откуда они сняты. Например, при описании пломб, снятых с рефрижераторных вагонов и с вагонов, оборудованных двумя запорными устройствами - отметить состояние пломб в верхней и в нижней части двери с каждой стороны вагона.
В случае неясных оттисков нельзя ограничиваться только одним словом "неясные", нужно точно сформулировать, в чем именно состоит неясность. При этом необходимо указать все буквы и цифры, которые можно прочитать.
При отсутствии контрольных знаков на пломбах грузоотправителя в графе "контрольные знаки" коммерческого акта указывается слово "нет".
§

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Европейского суда по правам человека от 26.05.1994"КИГАН (keegan) ПРОТИВ ИРЛАНДИИ" [рус. (извлечение), англ.]  »
Международное законодательство »
Читайте также