"АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О СОДЕЙСТВИИ РАЗВИТИЮ НЕЗАВИСИМЫХ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ В АЗИИ"(Принята в г. Алма-Ате 09.10.1992 на Семинаре по содействию развитию независимых и плюралистических средств информации в Азии)


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
О СОДЕЙСТВИИ РАЗВИТИЮ НЕЗАВИСИМЫХ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ В АЗИИ
(Алма-Ата, 9 октября 1992 года)
Мы, участники Семинара по содействию развитию независимых и плюралистических средств информации в Азии, который был проведен Организацией Объединенных Наций и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Алма-Ате, Казахстан, с 5 по 9 октября 1992 года,
ссылаясь на статью 19 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ",
ссылаясь на Резолюцию 59 (I) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1946 года, в которой заявляется, что свобода информации является основным правом человека, и на Резолюцию 45/76 A Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1990 года об информации на службе человечества,
ссылаясь на Резолюцию 104, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцать пятой сессии в 1989 году, в которой основное внимание уделяется содействию "свободному распространению идей словесным и изобразительным путем как на международном, так и национальном уровнях",
ссылаясь на Резолюцию 4.3, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее двадцать шестой сессии в 1991 году, в которой признается, что свободная, плюралистическая и независимая пресса является существенным элементом любого демократического общества, и в которой выражается поддержка Декларации, принятой участниками Виндхукского семинара по развитию независимой и плюралистической африканской прессы, состоявшегося в Виндхуке, Намибия, 29 апреля - 3 мая 1991 года,
подчеркивая возрастающую роль Международной программы развития коммуникации (МПРК), Межправительственный совет которой на своей сессии в феврале 1992 года принял решение придавать приоритет проектам, нацеленным на укрепление независимых и плюралистических средств информации,
отмечая с признательностью послание Генерального секретаря Организации Объединенных Наций участникам Семинара, зачитанное от его имени его специальным представителем, Исполнительным секретарем Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана, и заявление, сделанное заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации, информации и информатики на открытии Семинара от имени Генерального директора ЮНЕСКО,
выражая свою искреннюю признательность Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО за организацию Семинара,
выражая свою благодарность правительству и народу Республики Казахстан за сердечное гостеприимство, которое содействовало успеху Семинара,
выражая также свою искреннюю признательность всем межправительственным, правительственным и неправительственным органам и организациям, в частности Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), которая оказала содействие Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО в деле организации Семинара,
учитывая исторический факт возникновения в среднеазиатских республиках бывшего Советского Союза новых независимых средств информации и опираясь на инновационные достижения Семинара в Африке,
заявляем о нашей полной поддержке основополагающих принципов Виндхукской декларации и приверженности им и признаем ее важность в качестве вехи в борьбе за свободную, независимую и плюралистическую прессу, радио и телевидение во всех регионах мира.
КОНКРЕТНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В странах Азии и Тихого океана, включая недавно обретшие независимость среднеазиатские республики бывшего Советского Союза, относящиеся к азиатскому региону, мы стремимся к практическому воплощению принципов, закрепленных в Виндхукской декларации, совместно с соответствующими национальными и международными профессиональными организациями и соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций, в следующих конкретных проектных предложениях и в следующих областях:
1. Законодательство
В целях замены устаревших законов о печати, унаследованных при обретении независимости, предоставить экспертные консультации и оказать юридическую помощь в выработке законов, обеспечивающих осуществление права на свободу мнений и на их выражение, на доступ к информации и свободу печати; ликвидировать монополии и покончить со всеми формами дискриминации в области вещания и распределения частот, в печатном деле, распространении газет и журналов, производстве и распределении газетной бумаги, а также устранить препятствия на пути к выпуску новых изданий и покончить с дискриминационным налогообложением.
2. Подготовка специалистов
Содействовать развитию программы национальных, в пределах одной страны, и субрегиональных семинаров и / или курсов подготовки специалистов по следующим направлениям:
a) профессиональные навыки, включая широкую подготовку и рассмотрение вопросов развития;
b) вопросы управления, маркетинг и технические навыки в области средств печати и вещания;
c) международные принципы свободы слова, свободы выражения мнений, свободы информации и свободы печати;
d) международные принципы свободы объединений, отношения между руководством и персоналом, навыки заключения коллективных договоров, права и обязанности представительных ассоциаций журналистов, редакторов, работников вещания и издателей;
e) принципы независимости журналистов и взаимоотношения между редакторским отделом газеты и советом директоров и административным, рекламным и коммерческим отделами;
f) соответствующие учебные программы и методология для учебных заведений, готовящих журналистов (включая программы по обмену преподавателями / лекторами), и специальные программы подготовки инструкторов;
g) доступ к учебным программам и учебным заведениям;
h) свод принципов, касающихся рекламы в средствах вещания;
i) права женщин в области средств информации и права национальных меньшинств в обществе.
3. Свободный поток информации
В качестве задачи первостепенной важности:
a) оказать поддержку в создании в среднеазиатских республиках информационных центров для работников средств информации, где журналисты и другие работники средств информации могли бы получить доступ к международным новостям и информации, справочникам, учебникам и учебным материалам, а также могли бы использовать настольное издательское оборудование для подготовки материалов к публикации;
b) оказать содействие независимым средствам информации в совершенствовании производства, содержания и показа телевизионных новостей и программ текущих событий путем предоставления новой технологии и ознакомления персонала с современными и альтернативными технологиями производства и ценностями;
с) оказать содействие в создании службы по обмену новостями между странами для того, чтобы увеличить поток международных национальных и региональных новостей и информации как в соседние страны, так и из них, и помощь в повышении технического уровня и в развитии более разветвленных коммуникационных связей.
4. Безопасность журналистов
Поддержать право журналистов на безопасное выполнение ими своих профессиональных обязанностей и создать в этом регионе центр (или центры) их защиты в совокупности с предлагаемой в рамках проекта "международная свобода обмена информацией" (ИФЕКС) Азиатской сетью оперативного реагирования с конкретной целью обеспечения безопасности журналистов и свободы печати.
5. Неправительственное вещание
Поощрять развитие независимого, с точки зрения журналистики, неправительственного вещания, которое заменило бы существующие ныне контролируемые государством вещательные структуры, а также развитие общинного радио.
Поднять уровень образовательного вещания путем оказания поддержки таких программ обучения на расстоянии, как обучение английскому языку, формальное и неформальное образование, программы распространения грамотности, информационные программы о СПИДе, окружающей среде, детях и т.д.
6. Профессиональные ассоциации
Оказать помощь журналистам, редакторам, издателям и работникам вещания Средней Азии в создании подлинно независимых ассоциаций, синдикатов или профессиональных союзов журналистов, а также ассоциаций редакторов, издателей и работников вещания там, где подобные организации еще не созданы.
7. Специальные экономические вопросы
Выявить препятствия экономического характера, стоящие на пути создания новых, независимых средств информации в Средней Азии и, в частности, организовать исследование целесообразности использования альтернативных методов приобретения и распределения газетной бумаги, альтернативных средств печатания и распространения газет и журналов, а также альтернативных путей получения кредитов под низкий процент.
* * *
Проекты, упомянутые выше, будучи связанными с конкретными потребностями средств информации Средней Азии, могут быть пригодны для всего региона. Участники Семинара призывают ЮНЕСКО и ее Международную программу развития коммуникации (МПРК), Организацию Объединенных Наций и, в частности, Экономическую и социальную комиссию Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Программу развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), международные профессиональные организации, страны - доноры, фонды и другие заинтересованные стороны внести щедрый вклад в осуществление вышеназванных проектных предложений и сотрудничать в деле их претворения в жизнь.
Участники Семинара просят, чтобы настоящая Декларация была представлена Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций и Генеральным директором ЮНЕСКО - Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Алма-Ата, 9 октября 1992 года

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КЫРГЫЗСТАН О ЕДИНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЕ И СОГЛАСОВАННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКЕ"(Заключено в г. Бишкеке 09.10.1992)  »
Международное законодательство »
Читайте также