"ХЕЛЬСИНКСКИЕ РЕШЕНИЯ СБСЕ"(Вместе с "ПРОГРАММОЙ НЕМЕДЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ")(Приняты в г. Хельсинки 09.07.1992 - 10.07.1992)


СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
ХЕЛЬСИНКСКИЕ РЕШЕНИЯ
(Хельсинки, 9 - 10 июля 1992 года)
------------------------------------------------------------------
Декларация Хельсинкской встречи на высшем уровне и Хельсинкские решения СБСЕ составляют Хельсинкский документ СБСЕ 1992 года.I
УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТОВ И СТРУКТУР СБСЕ
1) С целью обеспечения большей последовательности своих консультаций и эффективности согласованных действий на основе общей политической воли, а также в целях дальнейшего развития практических аспектов сотрудничества между собой государства-участники постановили вновь подтвердить и развить решения по структурам и институтам СБСЕ, изложенные в Парижской хартии и в Пражском документе о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ.
С этой целью они договорились о следующем:
ВСТРЕЧИ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ
2) Встречи глав государств и правительств, как это изложено в Парижской хартии, будут проходить, как правило, один раз в два года в связи с конференциями по обзору.
3) На этих встречах будут устанавливаться приоритеты и даваться ориентиры на высшем политическом уровне.
КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОБЗОРУ
4) Конференции по обзору будут предшествовать встречам глав государств и правительств. Они будут носить оперативный характер и будут непродолжительными. Конференции будут:
- осуществлять обзор всего спектра деятельности в рамках СБСЕ, включая тщательное обсуждение вопросов выполнения, и рассматривать дальнейшие шаги по укреплению процесса СБСЕ;
- подготавливать ориентированный на принятие решений документ для утверждения на встрече.
5) Подготовка конференций по обзору, включая повестку дня и организационные условия, будет осуществляться Комитетом старших должностных лиц (КСДЛ), который может принять решение организовать специальную подготовительную встречу.
СОВЕТ СБСЕ
6) Совет является центральным директивным и руководящим органом СБСЕ.
7) Совет будет обеспечивать тесную взаимосвязь различных мероприятий СБСЕ с центральными политическими задачами СБСЕ.
8) Государства-участники договорились совершенствовать методы работы Совета и способствовать эффективным консультациям на его встречах.
КОМИТЕТ СТАРШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
9) В развитие решений, содержащихся в Парижской хартии, и как это изложено в Пражском документе, в период между встречами Совета СБСЕ КСДЛ будет отвечать за общий обзор, управление и координацию и будет действовать в качестве агента Совета при принятии соответствующих решений. Дополнительные обязанности приводятся в главе III настоящего документа.
10) Для более эффективной организации потоков информации будут шире использоваться контактные центры и сеть связи.
11) Функции КСДЛ, созываемого в качестве Экономического форума, излагаются в главе VII настоящего документа.
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
12) Действующий председатель будет отвечать от имени Совета / КСДЛ за координацию и консультации по вопросам текущей деятельности СБСЕ.
13) Действующему председателю будет поручено доводить решения Совета и КСДЛ до сведения институтов СБСЕ и давать им, при необходимости, соответствующие рекомендации по этим решениям.
14) При осуществлении порученных ему задач действующий председатель может опираться, в частности, на помощь:
- предшествующего и последующего председателей, действующих совместно с ним в составе Тройки;
- специальных целевых групп;
- если это необходимо, личных представителей.
ПОМОЩЬ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
Тройка
15) Действующий председатель при осуществлении порученных ему задач может опираться на помощь предшествующего и последующего председателей, действующих совместно с ним в составе Тройки. Действующий председатель будет отвечать за осуществление таких задач и за предоставление отчетов о деятельности Тройки Совету / КСДЛ.
Специальные целевые группы
16) Специальные целевые группы могут создаваться на индивидуальной основе для оказания дополнительной помощи действующему председателю, в частности, в области предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и разрешения споров.
17) Решение о создании специальной целевой группы будет приниматься Советом / КСДЛ, как правило, по рекомендации действующего председателя и будет содержать описание состава группы и ее мандата, в котором будут определены конкретные задачи и цели и оговорены сроки ее работы.
18) Если вопрос является неотложным, действующий председатель может провести консультации с государствами-участниками относительно предложения о создании специальной целевой группы в соответствии с процедурой молчаливого согласия. Если в течение пяти дней будут высказаны возражения против этого предложения и если дальнейшие консультации действующего председателя не приведут к консенсусу, то вопрос подлежит рассмотрению на КСДЛ.
19) Для обеспечения эффективности специальная целевая группа будет состоять из ограниченного числа государств-участников, включая Тройку. При принятии решения о составе и размерах целевой группы будет учитываться необходимость обеспечения беспристрастности и эффективности.
20) Совет / КСДЛ может принять решение прекратить или продлить на конкретный период срок деятельности специальной целевой группы, а также внести изменения в ее мандат, состав и данные ей инструкции.
21) Действующий председатель будет всесторонне и регулярно докладывать КСДЛ о деятельности специальной целевой группы и о связанных с этой деятельностью событиях.
Личные представители
22) При решении вопросов, связанных с кризисом или конфликтом, действующий председатель может по собственному усмотрению назначить личного представителя с четким и конкретным мандатом для обеспечения поддержки. Действующий председатель будет информировать КСДЛ о намерении назначить личного представителя и о его мандате. В свои отчеты Совету / КСДЛ действующий председатель будет включать информацию о деятельности личного представителя, а также любые замечания или рекомендации, представленные последним.
ВЕРХОВНЫЙ КОМИССАР ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
23) Совет назначит Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Верховный комиссар обеспечивает по возможности на самом раннем этапе "раннее предупреждение" и, в соответствующих случаях, "срочные действия" в отношении напряженных ситуаций, которые связаны с проблемами национальных меньшинств и которые потенциально способны перерасти в конфликт в регионе СБСЕ, затрагивающий мир, стабильность или отношения между государствами-участниками. Верховный комиссар будет использовать технические средства и возможности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) в Варшаве.
ДРУГИЕ ИНСТИТУТЫ И СТРУКТУРЫ
24) В развитие положений Парижской хартии и Пражского документа дополнительные функции других институтов и структур СБСЕ изложены в главах II, III, IV, V и VI настоящего документа.
25) Государства-участники поручают КСДЛ изучить пути и средства, которые позволили бы этим трем организационным структурам СБСЕ более эффективно выполнять свои функции. В этой связи они рассмотрят целесообразность заключения соглашения, предоставляющего Секретариату СБСЕ, Центру по предотвращению конфликтов (ЦПК) и БДИПЧ международно признанный статус.
ОБЗОРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
26) Тщательный обзор выполнения обязательств по СБСЕ будет по-прежнему играть важную роль в деятельности СБСЕ, укрепляя тем самым сотрудничество между государствами-участниками.
27) Обзоры выполнения будут проводиться регулярно на конференциях по обзору и на специальных совещаниях, созываемых для этой цели в БДИПЧ и ЦПК, а также в тех случаях, когда КСДЛ проводит заседания в качестве Экономического форума, как это предусмотрено в соответствующих документах СБСЕ.
28) Эти обзоры выполнения будут носить характер совместной деятельности, будут всеобъемлющими по своему охвату и, в то же время, будут предоставлять возможность для рассмотрения конкретных проблем.
29) Государствам-участникам будет предложено делать вклады, отражающие их опыт выполнения, с особым упором на встретившиеся в этой связи проблемы, а также сообщать свои мнения по вопросам выполнения в пределах всего региона СБСЕ. Государствам-участникам предлагается распространять материалы с описанием их вклада заблаговременно до проведения совещания.
30) Обзоры должны предоставлять возможность определения действий, которые могут потребоваться для рассмотрения проблем. Совещания, на которых будет проводиться обзор выполнения, могут обращать внимание КСДЛ на любые предложения по мерам, которые, по их мнению, было бы целесообразно предпринять для улучшения выполнения обязательств.
СВЯЗЬ
31) Сеть связи СБСЕ является важным инструментом в осуществлении Венского документа 1992 года и других документов и соглашений. В условиях развития потенциала СБСЕ по решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, эта сеть приобретает новую, исключительно важную роль в обеспечении государств-участников своевременными средствами для передачи срочных сообщений. В этой связи представляется исключительно важным, чтобы все государства-участники были подключены к этой системе. Консультативный комитет ЦПК будет следить за ходом работы и при необходимости рекомендовать решения в отношении технических проблем.
II
ВЕРХОВНЫЙ КОМИССАР СБСЕ ПО ДЕЛАМ
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
1) Государства-участники принимают решение учредить пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств.
МАНДАТ
2) Верховный комиссар будет действовать под эгидой КСДЛ и, таким образом, способствовать предотвращению конфликтов по возможности на самом раннем этапе.
3) Верховный комиссар будет обеспечивать, по возможности на самом раннем этапе, "ранее предупреждение" и, в соответствующих случаях, "срочные действия" в отношении связанных с проблемами национальных меньшинств напряженных ситуаций, которые еще не вышли из стадии раннего предупреждения, но потенциально способны, по мнению Верховного комиссара, перерасти в конфликт в регионе СБСЕ, затрагивающий мир, стабильность или отношения между государствами-участниками, и требуют внимания и действий Совета или КСДЛ.
4) В рамках этого мандата, основанного на принятых в СБСЕ принципах и обязательствах, Верховный комиссар будет проводить работу конфиденциально и действовать независимо от всех сторон, непосредственно вовлеченных в такие напряженные ситуации.
5a) Верховный комиссар будет рассматривать проблемы национальных меньшинств, возникающие в том государстве, гражданином которого он является или на территории которого он постоянно проживает, а также проблемы, затрагивающие национальное меньшинство, к которому он принадлежит, только при наличии согласия всех непосредственно причастных сторон, включая государство, о котором идет речь.
5b) Верховный комиссар не будет рассматривать вопросы национальных меньшинств в ситуациях, связанных с организованными актами терроризма.
5c) Верховный комиссар не будет также рассматривать нарушения обязательств по СБСЕ в отношении отдельных лиц, принадлежащих к тому или иному национальному меньшинству.
6) При рассмотрении той или иной ситуации Верховный комиссар будет в полной мере учитывать наличие демократических средств и международных инструментов для целей ее урегулирования, а также их использование заинтересованными сторонами.
7) В тех случаях, когда до сведения КСДЛ доводится конкретный вопрос, касающийся национального меньшинства, для подключения Верховного комиссара к рассмотрению данного вопроса потребуется соответствующая просьба и конкретный мандат от КСДЛ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА
8) Пост Верховного комиссара будут занимать видные международные деятели с соответствующим обширным опытом, от которых можно ожидать беспристрастности в осуществлении порученных функций.
9) Назначение Верховного комиссара будет производиться Советом на основе консенсуса по рекомендации КСДЛ на период в три года, который может быть продлен не более чем на один трехлетний срок.
10) Верховный комиссар будет использовать технические средства и возможности БДИПЧ в Варшаве и, в частности, имеющуюся в распоряжении БДИПЧ информацию по всем аспектам проблемы национальных меньшинств.
РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
11) Верховный комиссар будет:
11a) собирать и получать из источников, о которых говорится ниже (см. пункты 23 - 25 Дополнения), информацию по вопросам национальных меньшинств;
11b) осуществлять оценку, по возможности на самом раннем этапе, роли непосредственно заинтересованных сторон, характера напряженности и связанных с ней последних событий, а также, когда это возможно, потенциальных последствий для мира и стабильности в регионе СБСЕ;
11c) с этой целью иметь возможность посещать в соответствии с пунктом 17, а также пунктами 27 - 30 Дополнения любое из государств-участников и лично вступать в контакт, с учетом положений пункта 25, с непосредственно заинтересованными сторонами для получения из первых рук информации о положении национальных меньшинств.
12) Во время посещения государства-участника при получении из первых рук информации от всех непосредственно участвующих сторон Верховный комиссар может обсуждать со сторонами соответствующие вопросы, и при необходимости содействовать диалогу, укреплению доверия и сотрудничеству между ними.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
13) Если на основе обменов сообщениями и контактов с соответствующими сторонами Верховный комиссар приходит к выводу о том, что налицо опасность потенциального конфликта (как это изложено в пункте 3, он / она может выступить с ранним предупреждением, которое будет оперативно передано КСДЛ действующим председателем.
14) Действующий председатель включит это раннее предупреждение в повестку дня следующей встречи КСДЛ. Если какое-либо из государств решит, что такое раннее предупреждение требует оперативного проведения консультаций, оно может прибегнуть к процедуре, изложенной в приложении 2 Резюме выводов Берлинской встречи Совета ("Чрезвычайный механизм").
15) Верховный комиссар разъяснит КСДЛ причины обращения с ранним предупреждением.
СРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
16) Верховный комиссар может рекомендовать предоставить ему / ей полномочия для установления дальнейших контактов и проведения более обстоятельных консультаций с заинтересованными сторонами с целью поиска возможных решений согласно мандату, утверждаемому КСДЛ. КСДЛ может принять соответствующее решение.
ПОДОТЧЕТНОСТЬ
17) До поездки в какое-либо из государств-участников с целью рассмотрения напряженной ситуации, связанной с национальными меньшинствами, Верховный комиссар проведет консультации с действующим председателем. Действующий председатель в конфиденциальном порядке проконсультируется с соответствующим(и) государством-участником

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 08.07.1992 n 3243-1"О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ И СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ОБ ОБЫЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ В ЕВРОПЕ"  »
Международное законодательство »
Читайте также