Решение Совета глав государств СНГ "Об Информации о решении некоторых вопросов, негативно влияющих на многостороннее торгово-экономическое сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств" (Вместе с <Информацией о реализации обязательств и мер, вытекающих из Соглашения о создании зоны свободной торговли и Протокола к нему>, "Перечнем тарифных ограничений...", "Перечнем товаров, к которым применяются нетарифные ограничения (лицензирование, квотирование)...") (Принято в г. Астане 16.09.2004)
РЕШЕНИЕ
ОБ ИНФОРМАЦИИ О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА МНОГОСТОРОННЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (Астана, 16 сентября 2004 года) В целях повышения эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил: 1. Принять к сведению Информацию о решении некоторых вопросов, негативно влияющих на многостороннее торгово-экономическое сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. 2. Правительствам государств-участников Содружества принять меры к завершению внутригосударственных процедур по основополагающим соглашениям, регламентирующим создание и функционирование зоны свободной торговли. 3. Экономическому совету СНГ, Исполнительному комитету СНГ и органам отраслевого сотрудничества Содружества сосредоточить усилия на безусловном выполнении комплекса мер, предусмотренных Планом реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года. 4. Поручить Экономическому совету СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ: проанализировать работу органов отраслевого сотрудничества Содружества в экономической сфере и подготовить предложения по существенному повышению результативности их деятельности; разработать с учетом международного опыта предложения по эффективным механизмам своевременного выполнения принятых обязательств по подписанным в рамках СНГ договорам; провести с участием органов отраслевого сотрудничества Содружества и с учетом предложений государств инвентаризацию существующих межгосударственных (межправительственных) программ, выделив при этом приоритетные, и выработать предложения по источникам их финансирования; рассмотреть возможность создания информационно-прогностического центра в целях осуществления на постоянной основе мониторинга процессов, происходящих в рамках зоны свободной торговли, и подготовки аналитической информации о развитии торгово-экономических отношений как в государствах-участниках СНГ и Содружестве в целом, так и в других региональных экономических объединениях. 5. Экономическому совету СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ и с учетом предложений государств-участников Содружества подготовить соответствующие материалы и предоставить их на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ. 6. Настоящее Решение вступает в силу со дня подписания. Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. (Подписи) ИНФОРМАЦИЯ О РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИХ НА МНОГОСТОРОННЕЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ I. О ситуации, сложившейся в СНГ 2003 год для государств Содружества характеризовался устойчивым экономическим развитием: его итоги для большинства из них можно отнести к одним из самых успешных за весь период экономических преобразований. Содружество приобрело консолидированную стратегию наращивания интеграционного взаимодействия в сфере экономики. В среднем по Содружеству валовой внутренний продукт вырос на 7,2% против 5,3% в 2002 году. Содружество в Европейском регионе вышло на самые высокие темпы развития. По данным Европейского банка реконструкции и развития, они составили 6,2% против 3,3% в Центральной Европе и Балтии и 3,9% - в Юго-Восточной Европе. Основные макроэкономические показатели в Содружестве также демонстрировали лучшую динамику по сравнению с предыдущим годом. Промышленное производство выросло на 8% против 5%; инвестиции в основной капитал - на 15% против 6%; перевозки грузов предприятиями транспорта - на 6% против 3%. Лишь в сельскохозяйственном производстве из-за неблагоприятных погодных условий прошлогодние объемы не были достигнуты, и снижение составило 0,5%. Не увеличились и темпы роста розничного товарооборота. Особенно существенно возросли в Содружестве объемы внешнеторговых операций, впервые составив, по оценкам экспертов, около 300 млрд. долл. Причем опережающими темпами увеличивалась взаимная торговля в рамках СНГ (28% и 25% - с другими странами мира), а объемы взаимной торговли и инвестиций в физическом выражении достигли докризисного уровня - соответственно 74 и 92 млрд. долл. При этом в бюджеты государств-участников СНГ только за счет абсолютного прироста взаимного экспорта (при фактической минимальной налоговой нагрузке 56%) дополнительно поступило более 4 млрд. долл. Теперь каждый процент прироста экспорта дает 170 млн. долл. против 120 млн. долл. в 2000 году. В Содружестве в целом впервые превышен установленный ООН критерий в 100 долл. для отнесения стран к числу беднейших. Среднемесячная заработная плата работающих составила 149 долл. при сохранении весьма высокого разброса этого показателя по отдельным странам. Динамика роста макроэкономических показателей наблюдается и в 2004 году. Так, за шесть месяцев текущего года общий товарооборот государств Содружества составил 172,9 млрд. долл., что на 29,8% превысило объемы соответствующего периода прошлого года, в том числе объемы взаимной торговли составили 47,3 млрд. долл. и увеличились соответственно на 40,6% (без учета данных по Республике Узбекистан и Туркменистану). Прогресс в реальной экономике позволяет Содружеству ставить значительно более серьезные задачи по развитию совместных действий в торгово-экономической, платежно-расчетной, топливно-энергетической, транспортной, агропромышленной и других сферах. Вместе с тем из намеченных для реализации вопросов по отдельным из них не были найдены окончательные решения. В частности, в ряде государств отстает ратификация подписанных соглашений, а решить вопрос установления сроков выполнения внутригосударственных процедур по наиболее актуальным из них пока не удалось. Не получилось также принять решение о предоставлении Исполнительному комитету СНГ права контроля за выполнением решений уставных органов СНГ в экономической сфере. Не достигнуты окончательные договоренности по устранению еще имеющихся ограничений во взаимной торговле. В Содружестве до сих пор не достигнут консенсус по использованию балансовых методов для согласования объемов производства и сбыта нефти, газа, электроэнергии, металлопроката, хлопка, зерна. В результате, в том числе из-за отсутствия рынка зерна, Содружество столкнулось с дефицитом пшеницы и неуправляемым ростом розничных цен на хлеб после трех лет беспрецедентно высоких в целом по СНГ урожаев зерновых. Процедура согласования с государствами Содружества проекта Программы "Рынок зерна" непомерно затянулась и ведется с 2000 года. В соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 25 июня 2004 года этот документ переименован в "Основные направления создания и функционирования рынка зерна СНГ", рассмотрен на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 11 августа 2004 года, вносится на Экономический совет СНГ. Создание эффективно функционирующего общего аграрного рынка и обеспечение продовольственной безопасности государств-участников СНГ продолжает оставаться одной из насущных задач, требующих принятия первоочередных мер. В целях уменьшения отрицательного влияния этих и других неблагоприятных тенденций на состояние и развитие национальных экономик основные усилия органов Содружества в 2003 году были сосредоточены на тех направлениях экономического взаимодействия, которые позволяли государствам Содружества в сжатые сроки добиться существенных сдвигов. Украиной, в частности, было предложено посвятить 2003 год реализации конкретных программ и решению конкретных задач, а также практическому выполнению принятых документов. Рабочей группой, созданной по инициативе Российской Федерации и Украины, был подготовлен пакет документов по развитию взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере. Основной документ из пакета - План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах (далее - План) - был утвержден Советом глав государств 19 сентября 2003 года в Ялте. Мероприятия Плана охватывают меры правового обеспечения, рационального использования топливно-энергетических и других ресурсов, развития транспортных комплексов, продовольственной безопасности, технического перевооружения производства, повышения конкурентоспособности продукции, совершенствования платежно-расчетных отношений, вытеснения криминальной и теневой экономики. В виде данного Плана Содружество фактически получило стратегию развития до 2010 года. Появилась возможность комплексно вести работу по повышению эффективности функционирования Содружества, превращению его в мощное региональное экономическое объединение. Этому будет способствовать и усиление работы Исполнительного комитета СНГ по мониторингу процессов в экономической сфере. II. О развитии нормативно-правовой базы сотрудничества В Содружестве продолжалась работа по упорядочению нормативно-правовой базы, обеспечивающей в принципиальном плане сотрудничество его участников в различных направлениях интеграционного развития. Фактически с декабря 1991 года по май 2004 года в рамках СНГ приняты 1417 документов: из них 83,8% - вступили в силу со дня подписания, 16,2% - предусматривают выполнение для этого необходимых процедур. При этом из 35 документов, нуждающихся в ратификации, вступили в силу только 77%, а из 194 документов, по которым нужны внутригосударственные процедуры, - 90,2%. Следует иметь в виду и то, что только 7% документов, предусматривающих ратификацию или выполнение других необходимых процедур, вступило в силу для всех 12 государств СНГ. Приведенные данные свидетельствуют о том, что процесс сближения национального законодательства сдерживается изначально на формальном этапе, поскольку для разных государств Содружества вступил в силу не весь массив принятых в СНГ документов. Если взять два основополагающих документа - Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года, то результаты проведенного Исполнительным комитетом СНГ сопоставительного анализа представленных государствами-участниками СНГ материалов о применении норм и правил, предусмотренных этими документами в национальном законодательстве, свидетельствуют о наличии в этой области как положительных моментов, так и недостатков. Информация о результатах анализа по состоянию на 1 сентября 2004 года прилагается. Так, например, ряд государств-участников СНГ (Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Молдова, Украина) считают, что нормы и правила, предусмотренные указанными документами, соответствуют национальному законодательству и не противоречат имевшимся двусторонним соглашениям между государствами Содружества о режимах свободной торговли. При этом Республика Армения констатирует, что идеология и положения этих документов созвучны с ее внешнеэкономической политикой, а Республика Молдова отмечает, что ее внешнеэкономическая деятельность имеет либеральный характер и не противоречит международным требованиям и обязательствам. Украина, напротив, считает, что эти документы не содержат норм, которыми регулировались бы взаимоотношения хозяйствующих субъектов государств-участников Соглашения, и поэтому, в частности, в судебной практике эти международные договоры хозяйственными судами не применяются. Анализируя договорную базу в сфере валютного регулирования, Украина констатирует, что присоединение к статье VIII Устава МВФ большинства государств-участников СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина) создает условия для обеспечения действенного платежно-расчетного механизма для решения торгово-экономических проблем этими государствами и считает целесообразным продолжить работу по разработке проекта соглашения о либерализации рынка услуг. Это, по мнению Украины, позволит осуществлять мониторинг действующего законодательства государств-участников СНГ в сфере финансово-банковской деятельности. Министерство иностранных дел Республики Молдова, сообщая о необходимости сосредоточения деятельности на магистральных направлениях сотрудничества, обращает внимание на проблемы, которые требуют обсуждения и рассмотрения уставными органами СНГ. Другие государства сообщают, что к настоящему времени не все нормы и правила, предусмотренные упомянутыми Соглашением и Протоколом, реализованы в их законодательстве, но это будет сделано уже в ближайшее время. Например, в Республике Беларусь это в первую очередь касается норм о неприменении во взаимной торговле таможенных пошлин, о порядке применения косвенных налогов. Однако ряд положений либо будет прямо прописан в законодательных актах, либо будут установлены требования об их закреплении. Таким образом, полного единства в применении норм и правил, предусмотренных Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протоколом к нему от 2 апреля 1999 года, в настоящее время в государствах Содружества не достигнуто, и в этих целях необходимо проведение дополнительных координирующих и обязывающих мер. III. О некоторых аспектах деятельности органов отраслевого сотрудничества и Межпарламентской Ассамблеи СНГ Стимулирующую роль в интеграционных процессах играют органы отраслевого сотрудничества СНГ. Участвующие в этих органах руководители министерств и ведомств государств крайне заинтересованы в том, чтобы принятые в сфере их деятельности документы СНГ реализовывались единообразно и согласованно. В большинстве случаев так и происходит. Члены отраслевых органов предпринимают все возможные меры к сближению своих ведомственных нормативных актов. Подразделения Исполкома СНГ, выполняющие функции рабочих аппаратов этих советов, оказывают им организационную и методологическую помощь. Однако при принятии решений на общегосударственном уровне усилия руководителей отраслей зачастую не учитываются или учитываются не полностью. Поэтому не случайно ряд межгосударственных и межправительственных органов (советов) Содружества занимается сопоставительным анализом (в части решаемых ими задач) в области законодательства и его гармонизации. Так, Координационный совет руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств в июне 2004 года на седьмом заседании Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Май
|