Статья: Стиль аптеки: специальная одежда для фармацевтов и провизоров (Дорохова Е.А.) ("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, n 7)

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 7
СТИЛЬ АПТЕКИ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТОВ
И ПРОВИЗОРОВ
Мы давно привыкли к стереотипу, что все работники сферы здравоохранения носят белые халаты. Но современные условия финансовой деятельности таковы: чтобы как-то выделиться в среде конкурентов, аптечные сети все чаще используют специальную универсальную одежду для своих сотрудников, отличающуюся не только цветом и покроем, но и специальным логотипом фирмы. Не противоречит ли это нормативным ограничениям, касающимся рабочей одежды аптечных сотрудников? Постараемся рассмотреть все за и против такой спецодежды в аптеке.
Что говорит отраслевое законодательство о цвете и фасоне
спецодежды в аптеке?
Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденным Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80, предусмотрена обязанность персонала аптечных организаций соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды.
Назначение специальной одежды изложено в Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек), утвержденной Приказом Минздрава России от 21.10.1997 N 309 (далее Инструкция N 309). Главное ее предназначение - защита медикаментов, материалов и готовой продукции аптеки от дополнительных микробиологических и других загрязнений, выделяемых персоналом. Иными словами, санитарная одежда должна закрыть доступ загрязняющей среды к таблеткам, микстурам и прочим лекарственным средствам. Поэтому совершенно неважно, какой фасон халата и шапочки у фармацевта и провизора, и тем более не играет роли цвет (он может быть белым, розовым, голубым, зеленым), главное - чтобы санитарная одежда была чистой и продезинфицированной. Более того, п. 6.4.3 Инструкции N 309 предусматривает, что руководству целесообразно предусмотреть в санитарной одежде персонала отличительные знаки, например спецодежду или ее детали другого цвета, кроме белого, чтобы легче было распознать нарушение порядка перемещения персонала в асептической зоне, между помещениями или за пределами асептического блока, в других производственных зонах. Таким образом, фармацевты, непосредственно отпускающие лекарственные средства посетителям, могут быть одеты в халаты и шапочки, например, розового цвета, а те, кто занимается процессом их изготовления, - белого. Жестких требований отраслевого законодательства к фасону специальной одежды нет, но учитывать ее назначение необходимо. В качестве примера можно ориентироваться на требования к фасону специальной одежды, утвержденные ГОСТ Р 52249-2004 "Правила производства и контроля качества лекарственных средств". В остальных вопросах фасон и цвет специальной одежды может устанавливать сам работодатель. Поэтому директор аптеки может быть сам дизайнером фирменного стиля своей аптеки, разработав одежду сотрудника, или же обратиться за помощью к профессионалу. Цветовая гамма выбирается, как правило, с учетом психологического воздействия. Цвета должны располагать к общению и нести позитивный заряд. Цвет одежды может комбинировать с отделкой торгового зала. Поэтому то, как будут выглядеть ваши сотрудники, вы решаете самостоятельно.
Как часто необходимо менять спецодежду и что говорят
на этот счет нормы?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к нормам все той же Инструкции N 309. Пункт 6.4.3 гласит: санитарная одежда и санитарная обувь выдается работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций. Смена санитарной одежды должна производиться не реже 2 раз в неделю, полотенец для личного пользования - ежедневно. Комплект специальной одежды для персонала, работающего в асептических условиях, должен быть стерильным перед началам работы. Таким образом, нормы выдачи санитарной одежды в аптеке должны обеспечить ее регулярную сменность в целях своевременной стирки и дезинфекции.
В Приказе Минздрава СССР от 29.01.1988 N 65 (далее - Приказ N 65), утвердившем Отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также Нормы санитарной одежды и санитарной обуви, установлены следующие нормы бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения:
---------------------T-----------------------T--------------T-------------¬
¦ Наименование ¦ Наименование ¦ ¦ Срок ¦
¦ профессий ¦ спецодежды, спецобуви ¦ Количество ¦использования¦
¦ и должностей ¦ и других средств ¦ в шт. ¦ в месяцах ¦
¦ ¦ индивидуальной защиты ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------------------+--------------+-------------+
¦Работники аптечных ¦Халат хлопчатобумажный ¦ 3 ¦ 24 ¦
¦учреждений (аптек, +-----------------------+--------------+-------------+
¦аптечных пунктов, ¦Косынка или колпак ¦ 3 ¦ 24 ¦
¦киосков, складов, ¦хлопчатобумажные ¦ ¦ ¦
¦аптекарских +-----------------------+--------------+-------------+
¦и оптических ¦Продавцам ларьков на ¦ 3 ¦ 24 ¦
¦магазинов, ¦открытом воздухе: ¦ ¦ ¦
¦контрольно- ¦куртка хлопчатобумажная¦ ¦ ¦
¦аналитических ¦белая вместо халата ¦ ¦ ¦
¦лабораторий), ¦хлопчатобумажного ¦ ¦ ¦
¦занятые приемом +-----------------------+--------------+-------------+
¦рецептов, ¦Работникам, ¦ 1 ¦ 6 ¦
¦изготовлением, ¦непосредственно занятым¦ ¦ ¦
¦фасовкой, контролем ¦изготовлением, ¦ ¦ ¦
¦и отпуском лекарств,¦контролем и фасовкой ¦ ¦ ¦
¦отпуском и продажей ¦лекарств, ¦ ¦ ¦
¦медицинских товаров ¦дополнительно: ¦ ¦ ¦
¦и оптики, мойкой ¦тапочки кожаные ¦ ¦ ¦
¦аптекарской посуды, ¦ ¦ ¦ ¦
¦а также управляющие ¦ ¦ ¦ ¦
¦и кассиры аптек ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------------------+--------------+-------------+
¦Мойщики (рабочие) ¦Халат хлопчатобумажный ¦ 3 ¦ 24 ¦
¦по мойке +-----------------------+--------------+-------------+
¦и стерилизации ¦Колпак или косынка ¦ 3 ¦ 24 ¦
¦бутылей и другой ¦хлопчатобумажные ¦ ¦ ¦
¦аптечной, ¦ ¦ ¦ ¦
¦медицинской, ¦ ¦ ¦ ¦
¦лабораторной ¦ ¦ ¦ ¦
¦и производственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦посуды и тары ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+-----------------------+--------------+--------------
Можно ли заменить традиционный халат на стильный костюм
без ущерба для аптеки?
Итак, с фасоном, цветом и количеством мы определились, попробуем выяснить, можно ли заменить халат на стильный хлопчатобумажный костюм. Попытаемся найти ответ в российском законодательстве.
В Постановлении Минтруда России от 18.12.1998 N 51, утвердившим Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, в частности, предусмотрено, что в отдельных случаях в силу особенностей производства работодатель может по согласованию с государственным инспектором по охране труда и соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренный типовыми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом, и наоборот, костюм хлопчатобумажный - полукомбинезоном с рубашкой (блузой) или сарафаном с блузой, и наоборот. Таким образом, если руководитель аптечной сети решил вместо халатов выдавать своим сотрудникам хлопчатобумажный костюм, свое решение он должен согласовать с государственным инспектором по труду. Данное согласование будет являться обоснованием для принятия понесенных расходов на приобретение специальной одежды в целях налогообложения (ст. 252 НК РФ).
Можно ли в стоимость спецодежды включить расходы на оплату
услуг дизайнеров, участвовавших в ее разработке?
Особенности бухучета спецодежды определяются Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Методические указания N 135н). В соответствии с правилами, изложенными в Методических указаниях N 135н, средства индивидуальной защиты и спецодежда могут отражаться:
- в составе материалов;
- в составе основных средств.
Оговоримся сразу: стоимость и срок службы специальной одежды, будь то просто медицинский халат и шапочка либо хлопчатобумажный костюм, как правило, позволяют учитывать их в составе материальных запасов. Случаи отражения их в составе основных средств очень редки. Поэтому спецодежда до передачи в эксплуатацию учитывается в составе оборотных активов аптеки по счету 10 "Материалы" на отдельном субсчете "Специальная одежда на складе".
В соответствии с п. 11 Методических указаний N 135н спецодежда принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, то есть по сумме фактических затрат на ее приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов. Аналогичные разъяснения содержит п. 6 ПБУ 5/01 <1>. К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
--------------------------------
<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Таким образом, аптека имеет право включить в фактическую стоимость специальной одежды не только стоимость услуг дизайнеров, занимавшихся ее разработкой, но и информационно-консультационные услуги, связанные с приобретением специальной одежды.
Пример 1. Аптечная сеть "Будем здоровы" понесла следующие виды расходов, связанных с приобретением и внедрением 23 комплектов специальной одежды для фармацевтов и провизоров:
- услуги по разработке дизайна - 5000 руб.;
- услуги по пошиву в ателье - 15 000 руб.;
- услуги по доставке - 3000 руб.;
- приобретение у поставщика ткани и необходимой фурнитуры - 25 000 руб.
В бухгалтерском учете аптечной сети были сделаны следующие записи:
------------------------------------T-----------T-------------T-----------¬
¦ Содержание операции ¦Дебет счета¦ Кредит счета¦Сумма, руб.¦
+-----------------------------------+-----------+-------------+-----------+
¦Оплачены услуги: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дизайнеру; ¦ 60 ¦ 51 ¦ 5 000 ¦
¦- ателье; ¦ 60 ¦ 51 ¦ 15 000 ¦
¦- транспортному предприятию ¦ 60 ¦ 51 ¦ 3 000 ¦
+-----------------------------------+-----------+-------------+-----------+
¦Включена стоимость услуг ¦ ¦ ¦ ¦
¦в стоимость спецодежды: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- дизайнера; ¦ 10 ¦ 60 ¦ 5 000 ¦
¦- ателье; ¦"Спецодежда¦ 60 ¦ 15 000 ¦
¦- транспортного предприятия ¦ на складе"¦ 60 ¦ 3 000 ¦
L-----------------------------------+-----------+-------------+------------
Таким образом, сформирована стоимость одного комплекта специальной одежды для фармацевтов и провизоров, она составила из условий нашего примера 1000 руб. ((5000 руб. + 15 000 руб. + 3000 руб.) / 23 шт.).
В налоговом учете при исчислении налога на прибыль фактическая стоимость спецодежды формируется так же, как и в бухгалтерском, - исходя из цен поставщика, затрат на доставку и прочих расходов, связанных с ее приобретением, без учета сумм налогов, подлежащих вычету или включению в состав расходов, и учитывается при исчислении налога на прибыль на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Можно ли отступить от норм при выдаче специальной одежды
в эксплуатацию?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам Трудового кодекса. В частности, ст. 221 ТК РФ предоставляет работодателям право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами. Таким образом, руководитель аптечной сети своим внутренним локальным актом может утвердить повышенные нормы выдачи специальной одежды для провизоров и фармацевтов и списывать расходы в бухгалтерском учете в обычном порядке, который рассмотрим ниже.
Отражение спецодежды в бухгалтерском и налоговом учете
аптеки
Порядок учета затрат будет зависеть от срока полезного использования (эксплуатации) актива.
Если срок эксплуатации спецодежды не превышает 12 месяцев, ее стоимость разрешено списывать единовременно - в момент передачи работнику (п. 21 Методических
Читайте также