Статья: теоретические исследования инфляции и скрытого роста цен по условной группе товаров (синцов а.н.) ("экономический анализ: теория и практика", 2009, n 19)
"Экономический анализ: теория и практика",
2009, N 19
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И СКРЫТОГО РОСТА ЦЕН ПО УСЛОВНОЙ ГРУППЕ ТОВАРОВ В условиях развития рыночных отношений особую актуальность приобретает решение проблем, связанных с инфляционными процессами в России. Поэтому в статье рассматриваются теоретические исследования инфляции и скрытого роста цен по условной группе товаров. В статье представлена схема инфляционного процесса в России, рассмотрен пример по расчету цен, включающий шесть вариантов. Учет скрытого роста цен позволит повысить качество планирования, организацию и контроль на разных уровнях управления отраслями народного хозяйства РФ, включая регионы и муниципальные районы областей. Методологические основы инфляционных процессов в России и за рубежом довольно-таки подробно и обоснованно представлены многими учеными. При этом суть инфляционного процесса заключается в том, что "инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющейся прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп" <1>. -------------------------------- <1> Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 512 с. В статье рассматриваются инфляционные процессы, связанные со скрытым ростом цен и формированием предпринимателями спроса и предложения. Так, в работе И.Н. Рыковой <2>, например, поднята проблема правового регулирования использования инсайдерской информации на фондовых рынках и о манипулировании ценами, а в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 гг. <3> четко указано, что "...по оценке международной организации Комиссия по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг". -------------------------------- <2> Рыкова И.Н. Проблемы регулирования манипулирования инсайдерской информацией на фондовом рынке (по материалам круглого стола Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению) // Финансы и кредит. 2008. N 8. С. 2 - 4. <3> Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 гг. Утверждена Правительством РФ, Распоряжение от 01.06.2006 N 793-р; Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 471 с. В другой работе С.Р. Моисеева <4> отмечается, что "...ставка рефинансирования с запаздыванием реагирует на инфляцию, скорее следуя за изменениями цен, нежели определяя ее. Все это говорит о том, что процентная политика банка России носит адаптивный характер, иными словами, она не столько формирует ценовую динамику, сколько приспосабливается к изменяющимся внешним условиям". -------------------------------- <4> Моисеев С.Р. Правила денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2008. N 8. С. 16 - 31. Увеличение удовлетворенного спроса - это рост спроса в процентах по отношению к снижению предложения. При этом спрос в абсолютных величинах остается на прежнем уровне. В настоящее время территориальный орган Росстата по Нижегородской области для анализа устойчивого развития социально-экономического положения населения использует различные экономические категории и показатели, такие как: темпы роста в сопоставимых показателях, оборот розничной торговли (включая продажу на рынках), изменение цен в абсолютных величинах, структура стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (% в расчете на душу населения), динамика изменения сводного индекса потребительских цен на товары и услуги, средняя цена в Нижегородской области, верхний диапазон средних цен, нижний диапазон средних цен, индексы цен в среднем по группе, максимальное и минимальное изменения цен внутри группы, объем производства и реализация основных видов продукции, динамика производства основных видов продукции в хозяйствах всех категорий. Но все эти экономические категории, как и их широкий диапазон, не отражают противоречия в определении роста цен по разным категориям групп товаров, что является очень важным элементом устойчивого социально-экономического развития региона, а также в целом Российской Федерации. В статье рассмотрено шесть вариантов расчета определения роста цен по одной условной группе товаров, в процессе чего получены результаты скрытого роста цен на потребительском и промышленном рынках региона. Для решения поставленной задачи проведем теоретические исследования противоречий в определении роста цен хотя бы по одной условной группе товаров. Для решения задачи в общем виде используются следующие условные обозначения: Q - объем продаж i-го продукта j-й группы товара, кг; ij P - цена i-го продукта j-й группы товара, руб/кг; ij N - выручка от продажи i-го продукта j-й группы товара, руб.; ij ДЕЛЬТАP - увеличение (снижение) цены i-го продукта j-й группы ij товара, %; P - средняя цена j-й группы товара, руб/кг; j ДЕЛЬТАP - увеличение (снижение) цены j-й группы товара, %; j N - выручка от продажи j-й группы товара, руб., j где i = 1, 2... n; j = 1, 2... m. Выручка от продажи i-го продукта j-й группы товара (N ) определяется ij по формуле: N = Q x P . (1) ij ij ij Выручка от продажи j-й группы товара (Ф ) определяется по следующей j формуле: n N = SUM Q x P . (2) j i=1 ij i Средняя цена j-й группы товара (P ) определяется таким образом: j n SUM Q x P i=1 ij ij P = -------------. (3) j n SUM Q i=1 ij Увеличение (снижение) средней цены j-й группы товара (ДЕЛЬТАP ) j определяется по следующей формуле: P x 100 j ДЕЛЬТАP = -------- - 100, (4) j сигма P j сигма где P - цена продукта j-й группы товара (базовый вариант 1). j Основные исходные и расчетные данные в определении роста цен по одной группе товаров представлены в табл. 1. Таблица 1 Расчет цен (вариант 1) ----------T---------T---------T----------------T------------T-------------¬ ¦ j ¦ i ¦ Q ¦ P ¦ N ¦ ДЕЛЬТАP ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 20 ¦ 10,00 ¦ 200 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 11,00 ¦ 220 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 12,00 ¦ 240 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 4 ¦ 20 ¦ 13,00 ¦ 260 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 14,00 ¦ 280 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ m = 1 ¦ n = 5 ¦ 100 ¦ 12,00 ¦ 1200 ¦ 0 ¦ L---------+---------+---------+----------------+------------+-------------- В этом варианте объемы каждого i-го продукта первой группы товара распределены равномерно, т.е. по 20 кг, а цена соответственно 10, 11, 12, 13 и 14 руб/кг. Общая стоимость группы товара равна 1200 руб. Цена этой группы товара равна 12 руб/кг (табл. 1). Во втором варианте изменены только объемы i-го продукта, но цена i-го продукта той же группы товаров осталась прежней (табл. 2). При этом необходимо заметить, что во всех вариантах объем j-й группы товара не меняется и равняется 100 кг. Расчет цен (вариант 2) Таблица 2 ----------T---------T---------T----------------T------------T-------------¬ ¦ j ¦ i ¦ Q ¦ P ¦ N ¦ ДЕЛЬТАP ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 50 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 11 ¦ 220 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 12 ¦ 240 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 4 ¦ 20 ¦ 13 ¦ 260 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 5 ¦ 35 ¦ 14 ¦ 490 ¦ 0 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ m = 1 ¦ n = 5 ¦ 100 ¦ 12,6 ¦ 1260 ¦ 5,0 ¦ L---------+---------+---------+----------------+------------+-------------- Из данных табл. 2 видно, что цены прежние, роста цен по всем продуктам нет, а по данной группе товара появляется увеличение цены на 5%, что подтверждается расчетом по следующим формулам: n SUM Q x P 5 x 10,00 + 20 x 11,00 + 20 x 12,00 + i=1 ij ij 20 x 13,00 + 35 x 14,00 1260 P = ------------- = ------------------------------------- = ---- = j n 5 + 20 + 20 + 20 + 35 100 SUM Q i=1 ij = 12,6 руб/кг; (5) P j 12,60 ДЕЛЬТАP = ------ x 100 - 100 = ----- x 100 - 100 = 5%. (6) j сигма 12,00 P j Третий вариант в целях исследования влияния факторов на изменение цены включает базовое распределение объемов i-го продукта j-й группы товара (вариант 1) и повышение цен i-го продукта на 10%. Результаты расчетов представлены в табл. 3, которые утверждают вывод о том, что при неизменном соотношении объемов i-го продукта (как в базовом варианте) и увеличении цены каждого i-го продукта на 10% цена в этом случае j-й группы товара тоже возрастает на 10%. Таблица 3 Расчет цен (вариант 3) ----------T---------T---------T----------------T------------T-------------¬ ¦ j ¦ i ¦ Q ¦ P ¦ N ¦ ДЕЛЬТАP ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 20 ¦ 11,00 ¦ 220 ¦ 10,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 12,10 ¦ 242 ¦ 10,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 3 ¦ 20 ¦ 13,20 ¦ 264 ¦ 10,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 4 ¦ 20 ¦ 14,30 ¦ 286 ¦ 10,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 15,40 ¦ 308 ¦ 10,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ m = 1 ¦ n = 5 ¦ 100 ¦ 13,20 ¦ 1320 ¦ 10,00 ¦ L---------+---------+---------+----------------+------------+-------------- Четвертый вариант включает изменение соотношения объемов i-х продуктов (5 : 15 : 15 : 15 : 50) и их увеличение цены на 15%. Исходные данные и результаты расчетов представлены в табл. 4. Этот вариант позволяет сделать следующий вывод. Если цена в данном случае каждого i-го продукта увеличена на 15%, а объем i-х продуктов перераспределен, то цена j-й группы товара поднялась не на 15%, а на 23,63%, что подтверждается расчетом по следующим формулам: n SUM Q x P i=1 ij ij 1483,5 P = ------------- = ------ = 14,84 руб/кг; (7) j n 100 SUM Q i=1 ij P j 14,84 ДЕЛЬТАP = ------ x 100 - 100 = ----- x 100 - 100 = 23,63%. (8) j сигма 12,00 P j Таблица 4 Расчет цен (вариант 4) ----------T---------T---------T----------------T------------T-------------¬ ¦ j ¦ i ¦ Q ¦ P ¦ N ¦ ДЕЛЬТАP ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 5 ¦ 11,50 ¦ 57,50 ¦ 15,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 15 ¦ 12,65 ¦ 189,75 ¦ 15,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 3 ¦ 15 ¦ 13,80 ¦ 207,00 ¦ 15,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 4 ¦ 15 ¦ 14,95 ¦ 224,25 ¦ 15,00 ¦ +---------+---------+---------+----------------+------------+-------------+ Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|