Статья: Обзор основных изменений в части первой Налогового кодекса с 2009 года (Новоселов К.В.) ("Российский налоговый курьер", 2009, n 4)

"Российский налоговый курьер", 2009, N 4
ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА С 2009 ГОДА
Статья разъясняет суть изменений, внесенных в конце 2008 г. в часть первую Налогового кодекса. В основном эти новшества вступили в силу с 2009 г. и имеют важное значение для налогоплательщиков в условиях непростой экономической ситуации.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ <1> (далее - Закон N 224-ФЗ) внесен ряд существенных изменений в часть первую Налогового кодекса. Практически все они начали действовать с 1 января 2009 г. Указанные поправки связаны с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, изменением сроков их уплаты, проведением некоторых процедур налогового контроля, а также с налоговыми правонарушениями и ответственностью за их совершение. Рассмотрим подробнее новые нормы.
--------------------------------
<1> Закон опубликован в "Российской газете" 27 ноября 2008 г.
Изменен порядок вступления в силу некоторых законодательных
актов о налогах и сборах
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. А акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, также предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Законом N 224-ФЗ в п. 1 ст. 5 НК РФ введено дополнение, которое вступило в силу с момента официального опубликования Закона, то есть с 27 ноября 2008 г. На основании новой нормы акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если это прямо предусмотрено. Уточним, что речь идет:
- об актах законодательства о налогах и сборах, устраняющих или смягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
- актах законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение.
Причем действие названной поправки распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 г. (п. 5 ст. 9 Закона N 224-ФЗ).
Уточнен порядок списания безнадежных долгов
по налогам и сборам
В ст. 59 НК РФ внесено следующее дополнение. Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ. Это касается случаев, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы. Данная поправка применяется к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 224-ФЗ, то есть до 1 января 2009 г. (п. 8 ст. 9 Закона N 224-ФЗ).
Министр финансов РФ вправе изменять сроки уплаты
федеральных налогов
С 2009 г. на основании поправок, внесенных в ст. 63 НК РФ, министру финансов РФ предоставлено право принимать решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов. Причем отсрочка или рассрочка по их уплате может быть предоставлена на срок, не превышающий пяти лет.
Случаи, когда такое право предоставлено, а также порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов определены в новой ст. 64.1 НК РФ.
Особенности предоставления отсрочки (рассрочки)
по уплате федеральных налогов
Отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов РФ с учетом следующих особенностей.
Справка. Признание долгов по налогам и сборам безнадежными и порядок их списания
Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам;
- исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам. Основание - п. 1 ст. 59 НК РФ.
Порядок и основания списания безнадежной недоимки установлены в Постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 N 100.
Отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов предоставляется, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи соответствующего заявления превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий для налогоплательщика.
Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, должно быть согласовано с финансовыми органами этого субъекта РФ и (или) муниципального образования.
Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм ЕСН, зачисляемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка, предусмотренная в ст. 64.1 НК РФ, может предоставляться без способов ее обеспечения.
Обратите внимание, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном в ст. 64.1 НК РФ, могут быть приняты до 1 января 2010 г. (п. 14 ст. 9 Закона N 224-ФЗ).
Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки)
по уплате федеральных налогов
Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, подает в Минфин России заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки и прилагает следующие документы:
- справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
- предполагаемый график погашения задолженности;
- документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
- письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну и связанных с рассмотрением заявления организации.
Причем копию заявления организация направляет в налоговый орган по месту своего учета.
Решение по заявлению организации должно быть принято в течение одного месяца со дня его получения.
Введено дополнительное основание для инвестиционного
налогового кредита
В ст. 67 НК РФ, определяющую порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, введено дополнительное основание о том, когда такой кредит может быть предоставлен организации. А именно в случае выполнения государственного оборонного заказа.
Изменен порядок приостановления операций по счетам в банках
Важные изменения, связанные с приостановлением операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей, внесены в ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по счетам в банках
как способ обеспечения исполнения решения
о взыскании неустойки по налогам
Приостановление операций по счетам в банках применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога и (или) сбора, но также пеней и (или) штрафов. Это первое важное изменение, внесенное Законом N 224-ФЗ в ст. 76 НК РФ.
Приостановление операций по валютному счету в банке
Впервые законодательно введена возможность приостановления операций по валютному счету. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Примечание. Приостановление операций организации по ее валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету.
В Налоговом кодексе предусмотрен и порядок действия указанной нормы - приостановление ограничено суммой в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету данного налогоплательщика. Основание - абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ. Это второе важное изменение, внесенное Законом N 224-ФЗ в ст. 76 НК РФ.
Установлен срок передачи копии решения о приостановлении
(отмене приостановления) операций по счетам в банке
Способ направления решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, когда оно вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка, дополнен иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком. Поправками уточнен срок отмены решения о блокировке счета - такое решение направляется в банк не позднее дня (а не операционного дня, как было ранее), следующего за днем принятия такого решения налоговым органом.
Кроме того, уточнено, что копия решения о приостановлении операций по счетам организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения данным налогоплательщиком копии соответствующего решения. Копии этих документов должны быть вручены в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Это третье важное изменение, внесенное Законом N 224-ФЗ в ст. 76 НК РФ.
Справка. О порядке направления в банк решений налогового органа в электронном виде
Обратите внимание, что Банком России от 09.10.2008 N 322-П утверждено Положение о порядке направления в банк решений налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке через Банк России в электронном виде. Данный документ вступает в силу с 1 апреля 2009 г.
Уточнен срок действия приостановления операций
по счетам в банке
Изменен абз. 1 п. 7 ст. 76 НК РФ. Так, приостановление операций налогоплательщика-организации по банковским счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до получения кредитным учреждением решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам данного налогоплательщика в банке, а не до отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке, как было ранее. Это четвертое важное изменение, внесенное в ст. 76 НК РФ.
Введены новые меры ответственности налоговых органов
Статья 76 НК РФ дополнена п. 9.2, согласно которому введены меры ответственности налоговых органов. Так, в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по банковским счетам данного налогоплательщика. Отметим, что эта норма вступает в силу с 1 января 2010 г.
Уточнены некоторые положения при проведении
налогового контроля
Законом N 224-ФЗ внесены изменения в порядок проведения камеральной налоговой проверки, уточнены сроки вручения акта налоговой проверки и решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, введены требования к доказательствам, представляемым при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Момент начала камеральной налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев.
До 1 января 2009 г. этот срок начинался со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Согласно новой редакции п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка начинается с момента представления налоговой декларации (расчета). При этом случаи истребования пояснений и документов в ходе проведения ее проверки, предусмотренные в ст. 88 НК РФ, сохранены.
Камеральная проверка на основе уточненной
налоговой декларации (расчета)
Статья 88 НК РФ дополнена п. 9.1. Так, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик в соответствии со ст. 81 НК РФ представил уточненную налоговую декларацию (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). Причем документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Сроки вручения акта налоговой проверки и решения
о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности
за совершение налогового правонарушения
В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнены сроки вручения акта налоговой проверки проверяемому лицу. С 2009 г. на эту процедуру
Читайте также