Статья: Роль учредителя в жизни АНО (Давыдова О.В.) ("Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, n 8)
"Автономные организации: бухгалтерский
учет и налогообложение", 2010, N 8
РОЛЬ УЧРЕДИТЕЛЯ В ЖИЗНИ АНО Создание автономной некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Число учредителей АНО не ограничено. Данное юридическое лицо может быть учреждено и одним лицом. Причем как учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, так и организация не отвечает по обязательствам своих учредителей. Каким образом создается автономная некоммерческая организация? Какова роль учредителей в деятельности АНО? Возникают ли у АНО налоговые обязательства при получении от учредителей добровольных имущественных взносов? Ответы на эти и другие вопросы представлены в настоящей статье. Цель создания АНО Автономная некоммерческая организация создается в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Означает ли это, что АНО может быть создана с целью осуществления любой деятельности? Ответ отрицательный. Во-первых, на основании п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях <1> в качестве основной цели деятельности некоммерческой организации не может выступать извлечение прибыли. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Во-вторых, в соответствии с общим определением, приведенным в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, цель создания некоммерческих организаций - достижение общественных благ. Что следует понимать под общественными благами, в Законе не указано. Документ, в котором мы нашли искомое определение, - Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 N ВК 477. Итак, общественными благами признаются работы, услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими. Общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте. Примерами общественных благ являются свет маяка, защита безопасности границ государства, научные знания. По сути, решение о создании юридического лица в организационно-правовой форме АНО следует принимать в том случае, если предполагается, что основным видом деятельности организации будет деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей. Под общественными (социальными) потребностями подразумевается вид потребностей, которые носят массовый характер, свойственны человеку в силу их общественной природы; включают прежде всего нужды государства и населения в целом. Таковыми, к примеру, являются потребности в безопасности, коммуникациях, культуре, образовании, здравоохранении, труде и занятости, отдыхе (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь (ИНФРА-М, 2006)). Учтите, при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Регистрация АНО Автономная некоммерческая организация не имеет членства и учреждается гражданами и (или) юридическими лицами, которые являются учредителями, на основе добровольных имущественных взносов. Для того чтобы создать АНО, учредители должны принять соответствующее решение. После этого в течение трех месяцев (но не позднее) в Минюст (его территориальный орган) следует представить документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации (п. 4 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). В список этих документов (обратите внимание на то, что данный перечень документов является закрытым, поэтому Минюст не вправе требовать представления других документов) входят: - заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его Ф.И.О., места жительства и контактных телефонов. В роли заявителя чаще всего выступает учредитель - физическое лицо либо руководитель юридического лица, являющегося учредителем регистрируемой некоммерческой организации; - учредительные документы некоммерческой организации. Учредительным документом АНО является устав, утвержденный учредителями (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В то же время учредители АНО вправе заключить учредительный договор. Признается ли он в этом случае учредительным документом? Прямой ответ на данный вопрос в Законе отсутствует. Однако речь о нем идет в статье об учредительных документах некоммерческой организации. Поэтому считаем, что, если учредители его заключают (в добровольном порядке), помимо устава появляется еще одни учредительный документ; - решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов. Высшим органом управления АНО является коллегиальный высший орган управления. Его основная функция - обеспечение соблюдения АНО целей, для достижения которых она создана. Также учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, который вместо коллегиального высшего органа управления будет решать вопросы, связанные с утверждением годового отчета, годового бухгалтерского баланса, финансового плана и внесением в него изменений, созданием филиалов и открытием представительств, участием в других организациях. Вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции указанных органов управления АНО, надлежит решать исполнительному органу, который может быть коллегиальным и (или) единоличным. Данный орган осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Как правило, единоличным исполнительным органом АНО назначается руководитель; - сведения об учредителях; - документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации (платежное поручение или иной документ об уплате). Размер государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации определяется по дате представления заявителем документов для государственной регистрации, а в случае направления документов почтовым отправлением - по дате почтового отправления (Информационное сообщение Минюста России "Изменение размера государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческих организаций"). На сегодняшний день размер госпошлины за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, составляет 4000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ); - сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Данные сведения представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих место нахождения АНО, с приложением надлежащим образом заверенных копий правоустанавливающих документов; - документы, подтверждающие правомочия на использование в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования (в случае использования); - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица. Документы иностранных организаций представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть удостоверены согласно п. 28 Административного регламента исполнения Минюстом России государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций <2>. -------------------------------- <2> Утвержден Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 96. Все перечисленные документы, кроме учредительных, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, два из которых должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Представим схематично последовательность действий при регистрации АНО. --------¬ ¦ Решение учредителей о создании АНО ¦ L------------------------------------T------------------------------------- -------------------------------------+------------------------------------¬ ¦ Представление документов в Минюст (3 месяца) ¦ L--------T-----------------T----------------------------T------------------ ---------+-------¬---------+--------¬-------------------+-----------------¬ ¦ Решение о ¦¦ Отказ ¦¦ Приостановление государственной ¦ ¦ государственно馦в государственно馦 регистрации АНО до устранения ¦ ¦ регистрации АНО¦¦ регистрации АНО ¦¦ заявителем нарушений, но не более ¦ ¦ (14 рабочих ¦¦(14 рабочих дней)¦¦ чем на 3 месяца (14 рабочих дней) ¦ ¦ дней) ¦¦ ¦¦ ¦ L--------T--------L--------T---------L------------------T------------------ ---------+-------¬---------+--------¬-------------------+-----------------¬ ¦ Направление ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ Минюстом ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ в налоговый ¦¦ Извещение ¦¦ ¦ ¦ орган ¦¦ о принятом ¦¦ Извещение о принятом решении ¦ ¦ необходимых ¦¦решении заявителя¦¦ заявителя (3 рабочих дня) ¦ ¦ сведений ¦¦ (3 рабочих дня) ¦¦ ¦ ¦ и документов ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ (не позднее ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ следующего дня)¦¦ ¦¦ ¦ L--------T--------L------------------L--------T------------------T--------- ---------+-------¬ ---------+--------¬---------+--------¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦ Отказ ¦ ¦ Внесение ¦ ¦ Представление ¦¦в государственной¦ ¦ соответствующей¦ ¦ документов ¦¦ регистрации при ¦ ¦ записи в ЕГРЮЛ ¦ ¦в Минюст (далее ⦦ неустранении ¦ ¦(5 рабочих дней)¦ ¦общеустановленно즦 заявителем ¦ ¦ ¦ ¦ порядке) ¦¦ установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ нарушений ¦ L--------T-------- L------------------L--------T--------- ---------+-------¬ ---------+--------¬ ¦ ¦ ¦ Повторная подача¦ ¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦ Извещение ¦ ¦ в Минюст при ¦ ¦ Минюста ¦ ¦ условии ¦ ¦ о произведенной¦ ¦ устранения ¦ ¦ записи ¦ ¦ оснований, ¦ ¦ (не позднее ¦ ¦ вызвавших отказ ¦ ¦ следующего дня)¦ ¦ (далее в ¦ ¦ ¦ ¦общеустановленном¦ ¦ ¦ ¦ порядке) ¦ L--------T-------- L------------------ ---------+-------¬ ¦Выдача заявителю¦ ¦ Минюстом ¦ ¦ свидетельства о¦ ¦ государственной¦ ¦ регистрации АНО¦ ¦ (3 рабочих дня)¦ L----------------- Причиной отказа в государственной регистрации АНО может быть одно из следующих оснований: - учредительные документы противоречат Конституции РФ и законодательству РФ; - ранее уже зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием; - наименование организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан; - необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган (например, в налоговую службу); - выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может им быть в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях; - в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения; - заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации АНО. Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в том случае, если представленные документы оформлены в ненадлежащем порядке. О добровольных имущественных взносах Напомним, АНО создается учредителями на основе добровольных имущественных взносов. В п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), является собственностью данной организации. При этом на законодательном уровне не установлены сроки, в течение которых учредители должны произвести взносы, поэтому все зависит от того, о чем договорятся учредители. Лучше всего для этого подходит учредительный договор. В нем учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи этой организации своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава. Что подразумевается под добровольными имущественными взносами? На основании п. 1 ст. 25 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Таким образом, учредители АНО могут передать в качестве добровольных имущественных взносов любое имущество. Тем более что в п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях указано: в качестве источника формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются в том числе добровольные имущественные взносы. Подчеркнем, право собственности Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|