Административная ответственность за нарушение порядка открытия и обслуживания счетов клиентов банка
ОТКРЫТИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СЧЕТОВ КЛИЕНТОВ
БАНКА
М.А. ПРИДАННИКОВА
Приданникова
М.А., преподаватель кафедры финансового
права Академии экономической безопасности
МВД России.
Административную
ответственность банков следует
рассматривать с двух позиций: банк как
юридическое лицо, которое для извлечения
прибыли как основной цели своей
деятельности на основании специального
разрешения (лицензии) Банка России имеет
право осуществлять банковские операции,
предусмотренные Федеральным законом "О
банках и банковской деятельности"; и банк
как специальный субъект ответственности
<*>. В последнем случае большинство
диспозиций норм - бланкетные, что обязывает
правоприменителя обращаться к
соответствующим нормам банковского
законодательства.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N
395-1 "О банках и банковской
деятельности".
Напомним, что банковским
законодательством также предусмотрен ряд
мер принудительного воздействия,
применяемых Банком России к банкам и иным
кредитным организациям в рамках его
полномочий, которые по своему характеру
следует отнести к административно-правовым
<*>.
--------------------------------
<*>
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)".
Кодекс РФ об
административных правонарушениях выделяет
группу нарушений, предусмотренных ст. 15.7 -
15.9, связанных с нарушением порядка открытия
(закрытия) или обслуживания счета <*>.
Общим для этой группы является то, что
наряду с административными санкциями,
налагаемыми уполномоченными
государственными органами на должностных
лиц банков, за эти правонарушения банки
могут нести и налоговую ответственность, а
в отдельных случаях в рамках договора
банковского счета и гражданско-правовую
ответственность.
--------------------------------
<*> Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30
декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Необходимо отметить,
что счет - понятие многоплановое. С одной
стороны, счет - это бухгалтерский документ,
на котором отражаются состояние и движение
денежных средств, принадлежащих лицу. С
другой стороны, счетом называют требование,
в котором предлагается уплатить деньги за
товар, работы или услуги. В гражданском
праве счет лица в банке как экономическая
категория возникает при заключении
договора банковского счета (гл. 45
Гражданского кодекса РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть вторая
от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.
В соответствии с п.
2 ст. 11 Налогового кодекса РФ под счетом
понимаются расчетные (текущие) и иные счета
в банках, открытые на основании договора
банковского счета, на которые зачисляются и
с которых могут расходоваться денежные
средства организаций и индивидуальных
предпринимателей <*>.
--------------------------------
<*> Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть первая
от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5
августа 2000 г. N 117-ФЗ.
В п. 1 ст. 846
Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что
при заключении договора банковского счета
клиенту или указанному им лицу открывается
счет в банке на условиях, согласованных
сторонами. При этом договор считается
заключенным с того момента, когда сторонами
в требуемой в таких случаях форме
достигнуто соглашение по всем существенным
условиям договора банковского счета.
На
основании Инструкции Госбанка N 28 счет
открывается по разрешительной надписи
управляющего учреждением банка на
заявлении клиента об открытии счета
<*>.
--------------------------------
<*>
Инструкция Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N
28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах,
открываемых в учреждениях Госбанка
СССР".
При определении момента закрытия
банковского счета необходимо
руководствоваться положениями ст. 859 ГК РФ,
в которой указывается, что расторжение
договора банковского счета является
основанием закрытия счета.
В п. 13
Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
19 апреля 1999 г. N 5 "О некоторых вопросах
практики рассмотрения споров, связанных с
заключением, исполнением и расторжением
договоров банковского счета" разъясняется,
что в случае получения банком заявления
клиента о закрытии счета договор
банковского счета следует считать
расторгнутым, если иное не следует из
указанного заявления <*>. По смыслу п. 1 ст.
859 ГК РФ договор банковского счета
прекращается с момента получения банком
письменного заявления клиента о
расторжении договора (закрытии счета), если
более поздний срок не указан в заявлении.
--------------------------------
<*> Постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19
апреля 1999 г. N 5 "О некоторых вопросах
практики рассмотрения споров, связанных с
заключением, исполнением и расторжением
договоров банковского счета".
Статьей 86
Налогового кодекса РФ предусмотрено, что
банки открывают счета организациям,
индивидуальным предпринимателям только
при предъявлении свидетельства о
постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или
закрытии счета организации,
индивидуального предпринимателя в
налоговый орган по месту их учета в
пятидневный срок со дня соответствующего
открытия или закрытия такого счета.
Приказом МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179@
утверждена форма сообщения банка
налоговому органу об открытии (закрытии)
банковского счета <*>. В бланке "Сообщение
банка налоговому органу об открытии
(закрытии) банковского счета" заполняются
следующие реквизиты: наименование и номер
налогового органа по месту учета клиента,
которому открывается (закрывается) счет, в
точном соответствии с предъявленным
свидетельством о постановке на учет в
налоговом органе (свидетельством об учете в
налоговом органе), а также почтовый адрес и
код субъекта Российской Федерации;
ИНН/(КИО), КПП клиента, которому открывается
или закрывается счет (ИНН/КИО (код
иностранной организации - для
организации-нерезидента) указывается в
соответствии с реквизитами, указанными в
свидетельстве о постановке на учет в
налоговом органе (свидетельстве об учете в
налоговом органе) и с кодом причины
постановки на учет); реквизиты
свидетельства о постановке данного
налогоплательщика - клиента банка на учет в
налоговом органе (свидетельства об учете в
налоговом органе); реквизиты договора
банковского счета; реквизиты счета; дата
открытия (закрытия) счета; дата отправки
"Сообщения банка налоговому органу об
открытии (закрытии) банковского счета".
--------------------------------
<*> Приказ МНС РФ от
4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179@ "Об утверждении форм
документов, содержащих информацию об
открытии (закрытии) банковского счета,
изменении номера банковского счета
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, и порядка их
представления".
Бланк "Сообщение банка
налоговому органу об открытии (закрытии)
банковского счета" включает три раздела,
оформленные в виде отрывных частей: первая
часть - собственно "Сообщение банка
налоговому органу об открытии (закрытии)
банковского счета" - предназначена для
направления банком в налоговый орган по
месту учета клиента, которому открыт
(закрыт) счет; вторая часть - "Уведомление
налогового органа о получении сообщения
банка об открытии (закрытии) банковского
счета" - предназначена для направления
налоговым органом по месту учета клиента,
которому открыт (закрыт) счет, в налоговый
орган по месту учета банка; третья часть -
"Корешок сообщения банка об открытии
(закрытии) банковского счета" - остается в
банке в целях подтверждения факта о
направлении им сообщения налоговому органу
об открытии (закрытии) счета в
установленный законодательством срок.
Порядок направления информации по открытию
(закрытию) банковского счета и изменению
номера банковского счета между банком и
налоговым органом в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи
утвержден Приказом МНС РФ от 4 марта 2004 г. N
БГ-3-24/180@ <*>.
--------------------------------
<*> Приказ МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@
"О направлении информации по открытию
(закрытию) банковского счета и изменению
номера банковского счета юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей между
банком и налоговым органом в электронном
виде по телекоммуникационным каналам
связи".
Нарушение установленного срока
представления в налоговый орган или орган
государственного внебюджетного фонда
информации об открытии или о закрытии счета
в банке влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от 10 до
20 минимальных размеров труда, в
соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ.
В данной
статье не указывается, о каких должностных
лицах идет речь: работниках
налогоплательщика или банка.
Налоговый
кодекс РФ вменяет в обязанность сообщать
налоговым органам об открытии счета как
налогоплательщику (п. 2 ст. 23 НК РФ - в срок 10
дней), так и банку (п. 1 ст. 86 НК РФ - в срок 5
дней).
Нормы Налогового кодекса РФ об
обязанностях банков распространяются и на
иные кредитные организации, имеющие
лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ).
Необходимо
отметить, что Налоговый кодекс РФ норм об
ответственности банка за нарушение срока
представления информации об открытии или о
закрытии счета не содержит.
В
соответствии с п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение
банком налоговому органу сведений об
открытии или закрытии счета организацией
или индивидуальным предпринимателем
влечет взыскание штрафа в размере 20000
руб.
Как уже отмечалось выше, банки или
иные кредитные организации открывают счета
организациям, индивидуальным
предпринимателям только при предъявлении
свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе.
Открытие банком или
иной кредитной организацией счета
организации или индивидуальному
предпринимателю без предъявления ими
свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе в соответствии со ст. 15.7
КоАП РФ влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от 10 до
20 минимальных размеров оплаты труда.
Интересным является то, что за аналогичное
правонарушение в Узбекистане
предусмотрено наложение штрафа на
должностных лиц от пяти до десяти
минимальных размеров заработной платы (ст.
175 Кодекса Республики Узбекистан об
административной ответственности) <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс
Республики Узбекистан об административной
ответственности от 22 сентября 1994 г. N
2015-XII.
Более строгое наказание
должностных лиц за подобное правонарушение
предусмотрено Кодексом Азербайджанской
Республики об административных проступках
- от 70 до 90 минимальных размеров оплаты
труда (ст. 250) <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс Азербайджанской Республики об
административных проступках от 11 июля 2000 г.
N 906-10.
Заметим, что ст. 168 Кодекса об
административных правонарушениях
Республики Казахстан предусматривает
наложение штрафа за данное правонарушение
не только на должностных лиц (в размере от 40
до 70 месячных расчетных показателей), но и
на юридических лиц (до 500 месячных расчетных
показателей) <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс об административных
правонарушениях Республики Казахстан от 30
января 2001 г. N 155-II.
Напомним, что по
российскому законодательству
ответственность юридических лиц (банка или
иной кредитной организации) за данный
состав правонарушений установлена
Налоговым кодексом.
В соответствии с п. 1
ст. 132 НК РФ открытие банком счета
организации или индивидуальному
предпринимателю без предъявления ими
свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе, а равно открытие счета
при наличии у банка решения налогового
органа о приостановлении операций по
счетам этого лица влекут взыскание штрафа в
размере 10 000 рублей.
Таким образом,
правонарушение может проявляться и путем
открытия счета при наличии у банка решения
налогового органа о приостановлении
операций по счетам этого лица.
В
соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление
операций по счетам в банке применяется для
обеспечения исполнения решения о взыскании
налога или сбора в случае неисполнения в
установленные сроки обязанности по уплате
налога либо в случае непредставления
налогоплательщиками налоговой декларации
в течение двух недель по истечении
установленного срока представления такой
декларации, а также при отказе от
представления налоговой декларации.
Приостановление операций по счетам
означает прекращение банком всех расходных
операций по данному счету. Указанное
ограничение согласно п. 1 ст. 76 НК РФ не
распространяется на платежи, очередность
исполнения которых в соответствии с
гражданским законодательством Российской
Федерации (ст. 855 ГК РФ) предшествует
исполнению обязанности по уплате налогов и
сборов.
Решение налогового органа о
приостановлении операций по счетам
подлежит безусловному исполнению банком.
Приостановление операций по счетам в банке
действует с момента получения банком
решения налогового органа о
приостановлении операций и действует до
отмены этого решения.
Необходимо
отметить, что банк не несет ответственности
за убытки, понесенные налогоплательщиком в
результате приостановления операций по
счетам по решению налогового органа.
Приостановление операций по счетам
налогоплательщика-организации отменяется
решением налогового органа не позднее
одного операционного дня, следующего за
днем представления налоговому органу
документов, подтверждающих выполнение
указанным лицом решения о взыскании
налога.
Неисполнение банком решения
налогового органа о приостановлении
операций по счетам в соответствии со ст. 134
НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20%
от суммы, перечисленной в соответствии с
поручением налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента, но не более
суммы задолженности.
Осуществление
банком или иной кредитной организацией
расходных операций, не связанных с
исполнением обязанностей по уплате налога
или сбора либо иного платежного поручения,
имеющего в соответствии с
законодательством Российской Федерации
преимущество в очередности исполнения
перед платежами в бюджет (внебюджетный
фонд), по счетам налогоплательщика,
плательщика сбора, налогового агента,
сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц
при наличии у банка или иной кредитной
организации решения налогового органа,
таможенного органа или органа
государственного внебюджетного фонда о
приостановлении операций по таким счетам
влечет наложение административного штрафа
и на должностных лиц в размере от 20 до 30
минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.9
КоАП РФ).
Необходимо отметить, что за
нарушение банком срока исполнения
поручения налогоплательщика о
перечислении налога и сбора ст. 133
Налогового кодекса предусмотрено
взыскание пени в размере одной
стопятидесятой ставки рефинансирования
Центрального