Административная ответственность за нарушение порядка открытия и обслуживания счетов клиентов банка

ОТКРЫТИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СЧЕТОВ КЛИЕНТОВ БАНКА
М.А. ПРИДАННИКОВА
Приданникова М.А., преподаватель кафедры финансового права Академии экономической безопасности МВД России.
Административную ответственность банков следует рассматривать с двух позиций: банк как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"; и банк как специальный субъект ответственности <*>. В последнем случае большинство диспозиций норм - бланкетные, что обязывает правоприменителя обращаться к соответствующим нормам банковского законодательства.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Напомним, что банковским законодательством также предусмотрен ряд мер принудительного воздействия, применяемых Банком России к банкам и иным кредитным организациям в рамках его полномочий, которые по своему характеру следует отнести к административно-правовым <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Кодекс РФ об административных правонарушениях выделяет группу нарушений, предусмотренных ст. 15.7 - 15.9, связанных с нарушением порядка открытия (закрытия) или обслуживания счета <*>. Общим для этой группы является то, что наряду с административными санкциями, налагаемыми уполномоченными государственными органами на должностных лиц банков, за эти правонарушения банки могут нести и налоговую ответственность, а в отдельных случаях в рамках договора банковского счета и гражданско-правовую ответственность.
--------------------------------
<*> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Необходимо отметить, что счет - понятие многоплановое. С одной стороны, счет - это бухгалтерский документ, на котором отражаются состояние и движение денежных средств, принадлежащих лицу. С другой стороны, счетом называют требование, в котором предлагается уплатить деньги за товар, работы или услуги. В гражданском праве счет лица в банке как экономическая категория возникает при заключении договора банковского счета (гл. 45 Гражданского кодекса РФ) <*>.
--------------------------------
<*> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей <*>.
--------------------------------
<*> Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ.
В п. 1 ст. 846 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. При этом договор считается заключенным с того момента, когда сторонами в требуемой в таких случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора банковского счета.
На основании Инструкции Госбанка N 28 счет открывается по разрешительной надписи управляющего учреждением банка на заявлении клиента об открытии счета <*>.
--------------------------------
<*> Инструкция Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР".
При определении момента закрытия банковского счета необходимо руководствоваться положениями ст. 859 ГК РФ, в которой указывается, что расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 1999 г. N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" разъясняется, что в случае получения банком заявления клиента о закрытии счета договор банковского счета следует считать расторгнутым, если иное не следует из указанного заявления <*>. По смыслу п. 1 ст. 859 ГК РФ договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении.
--------------------------------
<*> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета".
Статьей 86 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Приказом МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179@ утверждена форма сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета <*>. В бланке "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" заполняются следующие реквизиты: наименование и номер налогового органа по месту учета клиента, которому открывается (закрывается) счет, в точном соответствии с предъявленным свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (свидетельством об учете в налоговом органе), а также почтовый адрес и код субъекта Российской Федерации; ИНН/(КИО), КПП клиента, которому открывается или закрывается счет (ИНН/КИО (код иностранной организации - для организации-нерезидента) указывается в соответствии с реквизитами, указанными в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (свидетельстве об учете в налоговом органе) и с кодом причины постановки на учет); реквизиты свидетельства о постановке данного налогоплательщика - клиента банка на учет в налоговом органе (свидетельства об учете в налоговом органе); реквизиты договора банковского счета; реквизиты счета; дата открытия (закрытия) счета; дата отправки "Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета".
--------------------------------
<*> Приказ МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/179@ "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления".
Бланк "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" включает три раздела, оформленные в виде отрывных частей: первая часть - собственно "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" - предназначена для направления банком в налоговый орган по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет; вторая часть - "Уведомление налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета" - предназначена для направления налоговым органом по месту учета клиента, которому открыт (закрыт) счет, в налоговый орган по месту учета банка; третья часть - "Корешок сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета" - остается в банке в целях подтверждения факта о направлении им сообщения налоговому органу об открытии (закрытии) счета в установленный законодательством срок.
Порядок направления информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@ <*>.
--------------------------------
<*> Приказ МНС РФ от 4 марта 2004 г. N БГ-3-24/180@ "О направлении информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров труда, в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ.
В данной статье не указывается, о каких должностных лицах идет речь: работниках налогоплательщика или банка.
Налоговый кодекс РФ вменяет в обязанность сообщать налоговым органам об открытии счета как налогоплательщику (п. 2 ст. 23 НК РФ - в срок 10 дней), так и банку (п. 1 ст. 86 НК РФ - в срок 5 дней).
Нормы Налогового кодекса РФ об обязанностях банков распространяются и на иные кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11 НК РФ).
Необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ норм об ответственности банка за нарушение срока представления информации об открытии или о закрытии счета не содержит.
В соответствии с п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20000 руб.
Как уже отмечалось выше, банки или иные кредитные организации открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 15.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.
Интересным является то, что за аналогичное правонарушение в Узбекистане предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы (ст. 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности) <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22 сентября 1994 г. N 2015-XII.
Более строгое наказание должностных лиц за подобное правонарушение предусмотрено Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках - от 70 до 90 минимальных размеров оплаты труда (ст. 250) <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках от 11 июля 2000 г. N 906-10.
Заметим, что ст. 168 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан предусматривает наложение штрафа за данное правонарушение не только на должностных лиц (в размере от 40 до 70 месячных расчетных показателей), но и на юридических лиц (до 500 месячных расчетных показателей) <*>.
--------------------------------
<*> Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан от 30 января 2001 г. N 155-II.
Напомним, что по российскому законодательству ответственность юридических лиц (банка или иной кредитной организации) за данный состав правонарушений установлена Налоговым кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 132 НК РФ открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.
Таким образом, правонарушение может проявляться и путем открытия счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.
В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате налога либо в случае непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также при отказе от представления налоговой декларации.
Приостановление операций по счетам означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение согласно п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 855 ГК РФ) предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и действует до отмены этого решения.
Необходимо отметить, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по счетам по решению налогового органа.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.
Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в соответствии со ст. 134 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.
Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам влечет наложение административного штрафа и на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.9 КоАП РФ).
Необходимо отметить, что за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога и сбора ст. 133 Налогового кодекса предусмотрено взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального

Вопросы охраны наследства и управления им(л.ю. михеева)  »
Комментарии к законам »
Читайте также