Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства

НОВЕЛЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
/"Законодательство и экономика", N 3, 2005/
Н.Ю. ЕРПЫЛЕВА
Ерпылева Н.Ю., кандидат юридических наук, профессор Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Пруденциальное регулирование и надзор за деятельностью банков:
правовые основы
Институционный механизм банковского регулирования и надзора в российском законодательстве. Законодательство России в настоящее время закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальным признаком наличия двухуровневой банковской системы являются два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального и коммерческих банков: Федеральные законы от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции от 29 июля 2004 г. <*> (далее - Закон о Центральном банке) и от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" в редакции от 30 декабря 2004 г. <**> (далее - Закон о банках и банковской деятельности).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; 2004. N 31. Ст. 3233.
<**> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; Российская газета. 2005. N 2.
В российском праве получил закрепление принцип осуществления Центральным банком функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и иных негосударственных банков. При этом цель такого регулирования и надзора - поддержание стабильного функционирования банковской системы в целом. Так, в ст. 3 Закона о Центральном банке указано, что основной целью деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации. Данный Закон содержит отдельную главу, подробно раскрывающую средства и пути реализации цели поддержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X "Банковское регулирование и банковский надзор" определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. С этой целью в структуру Банка России входит особый орган - Комитет банковского надзора, действующий на постоянной основе и объединяющий подразделения Банка России, которые обеспечивают выполнение последним надзорных функций и входят в так называемый надзорный блок. Структура Комитета банковского надзора и Положение о нем утверждаются Советом директоров Банка России (ст. 56) <*>.
--------------------------------
<*> Решение об утверждении Положения о Комитете банковского надзора и его структуры было принято Советом директоров Банка России 10 августа 2004 г. (Протокол N 21) // Вестник Банка России. 2004. N 51.
Согласно Положению Комитет банковского надзора (далее - Комитет) является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные российским законодательством. Комитетом руководит председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета. Основной формой работы Комитета являются заседания, в которых принимают участие с правом голоса Председатель Комитета, его заместители и руководители структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение надзорных функций. Члены Комитета, кроме председателя Комитета и его заместителя, который замещает председателя Комитета во время его отсутствия и проводит заседание Комитета, могут поручить принять участие в заседании Комитета с правом голоса своему представителю. Поручение оформляется в письменной форме (п. 1 - 4).
К компетенции Комитета относятся вопросы, связанные с осуществлением:
регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе с совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля;
иных функций, возложенных на Комитет законодательством.
Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции:
1) проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;
2) подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;
3) готовит предложения Совету директоров и Председателю Банка России;
4) принимает решения по вопросам:
государственной регистрации кредитных организаций при их создании;
выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права;
вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов;
формирования собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвесторами ненадлежащих активов;
введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решение Совета директоров Банка России;
назначения временной администрации по управлению кредитной организацией;
аннулирования и отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией;
выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций;
применения мер воздействия к кредитным организациям;
5) рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством России, или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора;
6) заслушивает при необходимости на заседаниях Комитета руководителей (представителей) территориальных учреждений Банка России;
7) координирует при необходимости деятельность структурных подразделений Банка России по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета (п. 5 и 6).
Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания созываются по инициативе председателя Комитета, а в его отсутствие - по инициативе заместителя председателя Комитета, его замещающего, на основании поручения председателя Комитета. Заседания проводятся председателем Комитета или по его поручению - заместителем председателя Комитета, его замещающим.
Комитет правомочен принимать решения, если на заседании Комитета присутствуют его члены или их представители, составляющие не менее половины от общего числа членов Комитета. Решения принимаются большинством голосов, поданных "за" или "против" предлагаемого решения, если число членов Комитета и их представителей, проголосовавших "за" и "против", в совокупности составляет не менее половины от общего числа членов. При равенстве голосов голос председателя Комитета (в его отсутствие - заместителя председателя, его замещающего и ведущего заседание) является решающим. Член Комитета, не согласный с принятым решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде, которое приобщается к соответствующему решению.
В случае необходимости решения могут быть приняты путем визирования проекта решения Комитета его членами или их представителями при условии обязательного участия в голосовании председателя Комитета или в случае его отсутствия - заместителя председателя, его замещающего. При несогласии председателя Комитета с решением, за которое проголосовало большинство членов, за исключением решений по вопросам вынесения заключений о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, председатель Комитета вправе принять иное решение, проинформировав об этом Председателя Банка России. Председатель Банка России может согласиться с решением председателя Комитета (в этом случае указанное решение считается принятым) или не согласиться с ним (решение считается непринятым). Решения Комитета исполняются в месячный срок, если иное не определено в самом решении Комитета (п. 13 - 16).
Техническую подготовку заседаний Комитета, а также контроль за выполнением его решений осуществляет рабочий аппарат Комитета, возглавляемый ответственным секретарем Комитета. Рабочий аппарат Комитета формируется из числа работников Департамента банковского регулирования и надзора. Обязанности ответственного секретаря Комитета возлагаются на работника Департамента банковского регулирования и надзора приказом заместителя Председателя Банка России, курирующего работу с персоналом, по представлению директора данного Департамента, согласованному с председателем Комитета. Ответственный секретарь Комитета по поручению председателя Комитета, а в его отсутствие - заместителя председателя Комитета, его замещающего, подготавливает и согласовывает с членами Комитета предварительную повестку очередного заседания, оповещает его участников о рассматриваемых вопросах, месте, дате и времени заседания, обеспечивает своевременное представление материалов членам Комитета и приглашенным лицам, участвует в заседаниях Комитета, отвечает за оформление принимаемых Комитетом решений и обеспечивает учет их выполнения. Информация о решениях Комитета представляется ежеквартально Совету директоров Банка России (п. 18 - 20).
Структура Комитета банковского надзора России
---------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Председатель Комитета банковского надзора ¦
+--------------------------------------------------------------------------------+
¦ Заместители председателя Комитета банковского надзора ¦
+----------------------------------------T---------------------------------------+
¦ Департамент банковского регулирования ¦ Департамент лицензирования ¦
¦ и надзора ¦деятельности и финансового оздоровления¦
¦ ¦ кредитных организаций ¦
+----------------------------------------+---------------------------------------+
¦ Департамент валютного регулирования ¦ Юридический департамент ¦
¦ и валютного контроля ¦ ¦
+----------------------------------------+---------------------------------------+
¦ Главная инспекция кредитных организаций¦ Главное управление безопасности и ¦
¦ ¦ защиты информации ¦
+----------------------------------------+---------------------------------------+
¦ Московское главное территориальное ¦ ¦
¦ управление Банка России ¦ ¦
L----------------------------------------+----------------------------------------
Виды рисков, подлежащих банковскому регулированию и надзору
Банковский надзор - это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Банковский надзор есть наблюдение (дистанционное и контактное) Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения. Цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения, а подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе. В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору "Основные принципы для эффективного банковского надзора" (1997 г.) выделяются три группы рисков:
1) банковские риски, связанные с неправомерными или некомпетентными управленческими решениями (данные риски охватывают хищение ценностей, проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, вовлечение банка в коммерческие отношения с теневой или криминальной экономикой);
2) банковские риски, связанные с потерей ликвидности или снижением капитализации (данные риски включают кредитный, рыночный, страновой, процентный, операционный и правовой риски, риск потери ликвидности и потери репутации банка);
3) банковские риски, связанные с макроэкономическими условиями банковской деятельности (данные риски предопределяются внешними по отношению к банку факторами, включающими негативные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития, неблагоприятные изменения государственной экономической политики, неудовлетворительную доходность международных финансовых рынков, на которых банк проводит операции и сделки).
В соответствии с документом Базельского комитета по банковскому надзору Банк России разработал указание оперативного характера, в котором предложил правовое понимание банковских рисков, входящих по классификации Базельского комитета во вторую группу рисков. Согласно письму ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках" <*> под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь или ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.). К типичным банковским рискам

Принцип реального исполнения обязательств в договорах купли-продажи и поставки: проблема реализации  »
Комментарии к законам »
Читайте также