Начало деятельности международного уголовного суда: состояние и перспективы

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.Н. ТРИКОЗ
Трикоз Елена Николаевна - научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства ИЗиСП, кандидат юридических наук.
С начала деятельности Международного уголовного суда (далее - МУС), созданного на учредительной конференции в Риме в 1998 году на основе Римского статута Международного уголовного суда, прошло чуть более полутора лет, так как отсчет ведется с момента вступления в должность Прокурора МУС 16 июня 2003 г.
Подготовительная комиссия, учрежденная Генеральной Ассамблеей (ГА) ООН (Резолюция "F"), разработала для МУС проекты Элементов преступлений и Правил процедуры и доказывания. Она также разработала Соглашения о взаимоотношениях между МУС и ООН, Соглашения о привилегиях и иммунитетах МУС, Соглашение о штаб-квартире между МУС и принимающей страной, Правила процедуры Ассамблеи государств-участников, финансовые положения, а также проекты резолюций об учреждении Бюджетно-финансового комитета и критериях в отношении добровольных взносов на цели деятельности МУС.
Началу деятельности МУС предшествовала глобальная ратификационная кампания, которую вели более 800 неправительственных общественных организаций во всем мире, объединившихся в Коалицию по Международному уголовному суду (CICC). По состоянию на конец 2004 г. Римский статут 1998 г. подписали 139 государств и ратифицировали 97 государств <*>.
--------------------------------
<*> Среди них 26 западно-европейских и 15 восточно-европейских стран, 26 африканских стран, 11 азиатских стран, 19 латиноамериканских стран и стран Карибского региона и др. Одними из последних стали государства Бурунди и Либерия (сентябрь 2004 г.).
Многие страны, включая США, Китай, Индию, Пакистан, Индонезию, Турцию и другие, усмотрев в Римском статуте угрозу национальным интересам и государственному суверенитету, а также противоречия с международным правом и национальным законодательством, отказались его подписывать. В итоге на сегодняшний день в составе МУС нет трех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, России и Китая), а также второй по численности страны мира - Индии. Предыдущий президент США Б. Клинтон 31 декабря 2000 г., за несколько часов до истечения крайнего срока, подписал Римский статут, но нынешний президент Дж. Буш 6 мая 2002 г. отозвал подпись США. Китай и Индия вообще не подписали Римский статут. Российская Федерация подписала его 13 сентября 2000 г., а вопрос о ратификации, связанный со многими конституционными и собственно уголовно-правовыми и процедурными вопросами, в последнее время снова поставлен в повестку дня Правительства, Аппарата Президента, МИД и других государственных структур нашей страны.
Исторический аспект деятельности МУС. Идея создания постоянно действующего международного органа уголовного правосудия, обладающего достаточными полномочиями для преследования по закону международных преступников, возникла по окончании Второй мировой войны <*>. После завершения судебного процесса над военными преступниками в рамках Нюрнбергского и Токийского трибуналов в специальной Резолюции 206 (III) от 9 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила Комиссии международного права "рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагалось бы рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступлений геноцида и других преступлений, которые будут относиться к компетенции этого органа на основании международных конвенций" и указала Комиссии на необходимость при рассмотрении этого вопроса "обратить внимание на возможность создания уголовной камеры Международного суда" <**>. Два года спустя Генеральная Ассамблея ООН принимает по данному вопросу Резолюцию 489 (V), в соответствии с которой в целях разработки конкретных предложений, касающихся создания и статуса Международного уголовного суда, учрежден Комитет в составе представителей семнадцати государств - членов ООН. На специальном заседании в 1951 году этот Комитет завершает разработку проекта уставного документа - Статута будущего суда, главной особенностью которого стало положение о постоянной структуре этого органа и осуществлении его деятельности только на основе представляемых ему дел. По причине неадекватной реакции правительств некоторых государств Генеральная Ассамблея в 1952 году в Резолюции 687 (VII) постановила учредить новый комитет с аналогичными функциями, который бы внес ряд изменений в проект Статута 1951 г., а по ряду статей подготовил альтернативные тексты, один из которых предназначался на случай действия Суда независимо от ООН, а другой - на случай принятия решения об установлении тесных связей между Судом и ООН. Доклад комитета был представлен на рассмотрение ГА ООН на сессии 1954 г., однако по политическим мотивам, в том числе из-за начала "холодной войны", дальнейшая работа была приостановлена.
--------------------------------
<*> Хотя первые призывы создать наднациональную организацию, которая судила бы отдельных лиц за совершение массовых тяжких преступлений в ходе франко-прусской войны, прозвучали еще в 1872 году из уст основателя Красного Креста Г. Муанье. Такие же предложения высказывались после Первой мировой войны.
<**> В том же году ООН приняла Конвенцию о наказании за геноцид, где была высказана идея о создании международного трибунала.
В конце 70-х гг. в США был организован Международный фонд по созданию МУС во главе с австралийским юристом Ю. Стоуном, профессором Бостонского университета Р. Войцелем и советским юристом-международником И.П. Блищенко. Фонд провел несколько международных встреч, в ходе которых разрабатывались и обсуждались первые проекты Статута МУС и перечень подпадающих под его юрисдикцию преступлений.
После окончания "холодной войны" получила мировой общественный резонанс преступная практика политических режимов в Югославии и Руанде. Таким образом, возникновению кодифицированных международных правил в немалой степени способствовало также учреждение специальных уголовных трибуналов, созданных Советом Безопасности ООН (в соответствии с Главой VII Устава ООН) в Гааге и Аруше для бывшей Югославии и Руанды и на основании других юридических положений для Сьерра-Леоне.
В 1993 году Комиссия по международному праву ООН возобновила работу над проектом Статута МУС. Спустя еще два года был создан Специальный комитет ООН для разработки окончательного проекта Статута МУС и созыва Дипломатической конференции для его принятия. Такая конференция начала свою работу 15 июня 1998 г. в Риме в штаб-квартире ФАО и продлилась до 17 июля 1998 г. В ее работе приняли участие представители 156 стран и около 260 неправительственных организаций. В своем приветственном слове к участникам конференции Президент Итальянской Республики О.Л. Скальфаро обратил внимание на то, что существовавшие до сих пор международные трибуналы - Нюрнбергский, Токийский, Гаагский и Арушский - были учреждены в одностороннем порядке и после совершения тех злодеяний, в которых обвинялись главные участники процесса в этих судах. Поэтому уголовный закон, по убеждению Скальфаро, должен быть принят до совершения преступления, за которое он предусматривает наказание, а право вершить правосудие, даже если факт преступления налицо, не может принадлежать одним победителям. По итогам конференции, в ее заключительный день, подавляющим большинством голосов (120 против 7, при 21 воздержавшемся) был принят Римский статут Международного уголовного суда, содержащий 128 статей.
1 июля 2002 г. в общепризнанной столице международного права Гааге начала действовать новая межправительственная организация - МУС. В соответствии со ст. 126 Римского статута этот Суд начинает свою работу "в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении".
Точкой отсчета послужило 11 апреля 2002 г., когда число государств, ратифицировавших Римский статут, достигло 66. В тот день во время торжественной церемонии в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке представители Боснии и Герцеговины, Болгарии, Камбоджи, Республики Конго, Ирландии, Монголии, Нигера, Румынии и Словакии официально вручили заместителю Генерального секретаря ООН по правовым вопросам Х. Кореллу, который представлял на церемонии Кофи Аннана, свои ратификационные грамоты. "Человечество перевернуло новую страницу своей истории, - заявил г. Корелл в конце церемонии. - Я уверен, что этот шаг послужит на благо общества в будущем".
Вечером того же дня, обращаясь к журналистам на пресс-конференции, Филипп Кирш (Kirsch), в то время посол Канады и председатель Подготовительной комиссии по созданию МУС, а впоследствии Президент МУС, отметил, что Римский статут вступил в силу значительно раньше, чем предполагалось по окончании Дипломатической конференции. Создание постоянно действующего уголовного суда стало логическим шагом к приоритету наднационального гуманитарного законодательства и общей идеи утверждения прав человека.
В отличие от Международного суда справедливости в Гааге, чья юрисдикция распространяется только на государства, МУС может судить отдельных индивидов. Его легитимность - это бесспорное преимущество перед действующим ныне Трибуналом по военным преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Так, И.И. Лукашук отмечает, что Гаагский трибунал нелегитимен хотя бы потому, что образован решением Совета Безопасности, хотя это прерогатива Генеральной Ассамблеи ООН. Следовательно, "какое бы решение ни принял этот Трибунал по делу того же Милошевича, у последнего будут основания добиваться пересмотра своего дела, несмотря на то, что в его действиях есть состав преступления против человечности, геноцид..." <*>.
--------------------------------
<*> Из выступления И.И. Лукашука на радиостанции "Эхо Москвы" 6 мая 2002 г. См.: http://www.echo.msk.ru/guests/5114/06.05.2002.
МУС учрежден не по политическим соображениям и не под конкретную задачу, а как инстанция высокого значения, востребованная всем мировым сообществом, с соблюдением необходимых международных норм. Его нельзя сравнивать и с Нюрнбергским трибуналом, который был созван по беспрецедентному поводу. МУС выделяется на фоне всех созданных на протяжении XX века международных трибуналов ad hoc по следующим позициям: все они являлись временными, охватывали лишь некоторые уголовно-правовые ситуации, имели, по существу, обратную силу и, следовательно, ограниченный сдерживающий эффект, наконец, сталкивались с проблемами серьезных временных и финансовых затрат в процессе своей деятельности.
Юрисдикционные аспекты деятельности МУС. Юрисдикция МУС является лишь дополнением к национальной юрисдикции и выступает как самостоятельная только в том случае, когда национальные системы правосудия не работают. В соответствии с принципом "дополнительности" МУС будет действовать лишь в тех случаях, когда национальные правоохранительные структуры не могут или не хотят бороться с подсудными им преступлениями против мира и безопасности человечества. Например, государство может быть не заинтересовано в преследовании своих собственных граждан, особенно если они занимают высокое положение; или правовая система государства разрушена в результате внутреннего конфликта так, что в нем нет подходящего суда, а суды иностранных государств при этом не вправе распространять свою юрисдикцию.
Кроме того, полномочия МУС ограничены во времени и пространстве. Во-первых, МУС уполномочен рассматривать только те преступления, которые совершены после 1 июля 2002 г. Все преступления, совершенные до момента вступления в силу Римского статута, выпадают из сферы юрисдикции этого Суда (ст. 11, 12 Римского статута). В то же время в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, не устанавливается никакого срока давности (ст. 29 Римского статута). Это соответствует духу Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1968 году. Во-вторых, к суду будут привлекаться только те преступники, которые являются гражданами государств, ратифицировавших Римский статут, или же те, кто совершил преступление на территории этих государств. В-третьих, МУС имеет юрисдикцию в отношении преступлений, "вызывающих озабоченность всего международного сообщества", которые указаны в ст. 5 Римского статута, а именно: преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
Статья 6 Римского статута включает геноцид в юрисдикцию МУС в соответствии с положением ст. II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Геноцид - это преступление преступлений. Это те или иные действия, направленные на уничтожение части или целой группы людей. Наличие осознанного плана достижения этой цели отличает геноцид от других преступлений против человечества.
Следующие пять действий, если они совершены с намерением уничтожить полностью или частично группу людей определенной национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности, могут быть отнесены к геноциду: 1) убийство членов группы; 2) причинение серьезного физического или душевного вреда членам группы; 3) намеренное физическое уничтожение группы через воздействие на ее жизненные условия; 4) создание условий, имеющих целью предотвращение рождаемости внутри группы; 5) насильственное переселение детей из одной группы в другую.
При этом культурный геноцид, то есть намеренные действия, препятствующие членам группы говорить на своем языке, исповедовать свою религию или следовать своим культурным традициям, не попадает под определение Статута, за исключением случаев, когда это сопровождается одним из пяти вышеперечисленных действий. То же самое относится и к экоциду как намеренным действиям, направленным на подрыв или уничтожение экосистемы определенной территории.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Римского статута тот, кто приказывает, призывает или принуждает кого-либо к совершению геноцида, либо тот, кто помогает, поощряет или другим образом содействует совершению или попытке совершения геноцида, виновен в геноциде. Хотя, в отличие от ст. III Конвенции о геноциде 1948 г., заговор с целью его совершения отдельно в Римском статуте не упоминается, тем не менее по смыслу п. 3 (d) ст. 25 имеются в виду практически те же действия. Для отнесения преступления к геноциду совсем не обязательно, чтобы была сделана попытка или действительно уничтожена целая группа людей или хотя бы значительная ее часть. Достаточно обвинения в намерении и преступной цели уничтожить большое количество членов группы определенного сообщества. В геноциде может быть обвинен не только глава государства или правительственный министр, кто планирует и отдает приказ совершить такое действие, но и тот, кто непосредственно это действие

Совершенствование организации управления и оказания публичных услуг  »
Комментарии к законам »
Читайте также