Понятие и сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Т.В. АРХИПЕНКО
Архипенко Т.В., помощник судьи Арбитражного суда Читинской области.
Государственно-политические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование новых форм бизнеса обусловливают постоянный рост количества налогоплательщиков. В то же время для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, в первую очередь таких, как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовершенство налогового законодательства. Недостатки в законодательстве, регулирующем налоговые отношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений. В конечном итоге совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращая поступления денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Одним из основных элементов степени и характера общественной опасности налоговых правонарушений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. Именно данная особенность налогового права - принудительный характер изъятия части дохода - и вызывает в ответ на налоговые санкции государства противодействие налогоплательщиков, выражающееся в уклонении от уплаты налогов.
Специфика посягательств на нормальное функционирование налоговых правоотношений обусловлена тем, что налоги согласно их экономической, социально-политической и юридической сущности выступают основным средством материального обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему либо их непланомерное поступление неизбежно становится основным фактором невыполнения либо неэффективного выполнения государством своих внешних и внутренних функций. В конечном итоге недостаточное финансирование государственных полномочий, слабое материальное обеспечение публичных целей и задач влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность.
Общественные отношения, складывающиеся между публичным (государством и (или) муниципальными образованиями) и частными субъектами относительно взимания налогов изначально в силу своей социальной природы конфликтны и, таким образом, объективно требуют правового регулирования. В свою очередь, механизм правового регулирования налоговых отношений объективно нуждается в охране правовыми средствами.
В современных условиях развития системы российского законодательства правовая охрана механизма налоговых отношений обеспечивается различными отраслями права: финансовым, уголовным, административным и таможенным. Данное основание является для отдельных авторов аргументом об отнесении ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах к комплексному межотраслевому правовому институту, в состав которого налоговая ответственность входит как самостоятельный элемент, регулируемый финансовым правом <*>.
--------------------------------
<*> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Вопросы и ответы. 2-е изд. М., 1999. С. 73; Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 245. Налоговое право России: Учебник для ВУЗов / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2003. С. 345.
Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в Налоговом кодексе, Таможенном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях или Уголовном кодексе соответственно.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах - это охранительное правоотношение, возникающее на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями личного и материального характера.
Учитывая систему финансового права и вхождение в нее налогового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответственность представляет разновидность финансово-правовой ответственности <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее о финансово-правовой ответственности см.: Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003; Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. Тольятти, 2003; Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право: Краткий учебный курс. М., 2003. С. 71 - 98; Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003. С. 286 - 310; Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003; Карасева М.В. Финансово-правовая ответственность / Финансовое право: Общая часть. Учебник. М., 1999. С. 181 - 200.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности:
- основана на государственном принуждении и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово-правовыми нормами;
- наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;
- субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;
- для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;
- налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.
Законодатель, создавая институт налоговой ответственности, отдал предпочтение отраслевому принципу. Такой подход вступал в противоречие, в частности, с существующей в теории административного права концепцией о том, что нормы административного права, закрепляя широкий круг мер принудительного воздействия, охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти <*>. Это означало признание того факта, что административными санкциями должно охраняться и обновленное налоговое и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований <**>.
--------------------------------
<*> Бахрах Д.Н. Административное право. Часть общая: Учебник. М.: БЕК, 1993. С. 187.
<**> Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001. С. 479.
Однако именно выше упомянутый подход получил свое развитие в теории налогового права. В определенной степени это было обусловлено и практическим аспектом, поскольку феномен уклонения от уплаты налогов получает распространение в российском обществе как негативное социально-правовое явление, что повлекло за собой научный интерес к этому вопросу со стороны специалистов в области административного, налогового, финансового и уголовного права.
Так, при рассмотрении проблемы ответственности налогоплательщиков <*> особое внимание стало обращаться на специфику мер государственного принуждения, применение которых в соответствии с законом стало возможно к налогоплательщикам-правонарушителям. Прежде всего это меры, обеспечивающие поступление намеченных налоговых платежей в казну в соответствии с законодательством. Среди них взыскание суммы недоимки в принудительном порядке; залог денежных и товарно-материальных ценностей поручительством или гарантией кредиторов-налогоплательщиков. Одновременно внимание обращалось и на характер санкций, которые могли применять налоговые органы к лицам, совершившим налоговые правонарушения. Это финансовые санкции и административные штрафы. При этом подчеркивалось, что эти штрафы также являются в своей сущности финансовыми санкциями, видом финансовой ответственности за налоговые правонарушения, применяемой налоговыми органами в административном порядке в сфере финансовой (налоговой) деятельности государства.
--------------------------------
<*> Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: БЕК, 1997. С. 69 - 82.
В этих теоретических рассуждениях, которые имели место еще на этапе, предшествовавшем принятию Налогового кодекса, можно увидеть принципиальную постановку вопроса о появлении нового вида ответственности, а именно финансовой, характерная черта которой заключается в особом государственном принуждении к определенному кругу лиц: налогоплательщикам-правонарушителям.
Новый импульс к продолжению исследований вопроса об ответственности за противоправное поведение в области налогов дает нормативный материал Налогового кодекса РФ. Правовое регулирование ответственности за нарушение порядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права. В Налоговом кодексе термины "налоговая ответственность" и "ответственность за совершение налоговых правонарушений" используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В несколько более широком смысле предлагается определение термина "ответственность за совершение налоговых правонарушений", которое отдельными авторами формулируется исходя из той концепции, которую реализовал законодатель в ст. 107 НК РФ. Поэтому указанная ответственность определяется ими как предусмотренная законом мера государственного воздействия на лицо, совершившее налоговое правонарушение, которое влечет отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера, выраженные в виде штрафа (пени). При этом не приводится оценка правовой природы такой ответственности <*>.
--------------------------------
<*> Шур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговое право: Пособие по изучению. М.: Дело и сервис, 2002. С. 194.
Отдельные авторы <*> в работах по налоговому праву используют словосочетание "налоговая ответственность". Для характеристики этого понятия подчеркивается, что данная ответственность обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности, а с другой - отличается специфическими чертами (основание - налоговое правонарушение; урегулированность нормами налогового права; применение к нарушителю специальных финансовых санкций; особый порядок привлечения к ответственности, предусмотренный НК РФ; налогоплательщики и иные обязанные лица).
--------------------------------
<*> См., например: Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003; Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. Тольятти, 2003; Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право: Краткий учебный курс. М., 2003. С. 71 - 98; Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003. С. 286 - 310; Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003.
Обобщая позиции ученых относительно вопроса понятия налоговой ответственности, следует привести точку зрения Пепеляева С.Г. <*>, указывающего на то, что государством предусмотрен комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям за нарушения налогового законодательства в качестве наказания в установленных случаях и порядке. При таком подходе словосочетание "налоговая ответственность" считается термином, обозначающим комплексный институт, объединяющий нормы гражданского, административного и уголовного права, направленные на защиту налоговых правоотношений. Этот ученый обоснованно полагает, что терминологические неточности законодательства привели к противопоставлению налоговой ответственности, административной и уголовной.
--------------------------------
<*> Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2003. С. 393 - 397.
Необходимо учитывать, что Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Таможенный кодекс содержат конкурирующие составы налоговых правонарушений. В случае выявления налогового правонарушения, содержащего одновременно признаки налогового и административного или налогового и таможенного деликта, приоритет имеют нормы Налогового кодекса. Данный вывод основывается на нормах Налогового кодекса. Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливается непосредственно Налоговым кодексом (пп. 6 п. 2 ст. 1). В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые установлены Налоговым кодексом. Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборах охранительные правоотношения должны складываться только на основании норм Налогового кодекса и регулироваться институтом налоговой ответственности.
Таким образом, в составе финансового права выделяется самостоятельный правовой институт в виде налоговой ответственности. Понятие налоговой ответственности - одна из основных категорий налогового права, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права.
Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением Налоговым кодексом процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях. Однако появление в его структуре раздела VI, концентрирующего массив правовых норм, регулирующих отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений, не привело к появлению в теории налогового права единого консолидирующего взгляда на правовую природу рассматриваемой ответственности. На этот счет стали высказываться различные суждения, демонстрирующие подход того или иного специалиста к рассматриваемой проблеме. Прежде всего в специальной литературе можно встретить понимание налоговой

Особенности назначения и проведения административного расследования при обнаружении материального ущерба, причиненного военнослужащими  »
Комментарии к законам »
Читайте также