Документальное оформление строительных работ

Г.А. КОРНИЙЧУК
Корнийчук Галина Александровна
Юрисконсульт компании "Юридическая консультация". Специалист по финансовому, налоговому праву.
Родилась 14 марта 1956 г. в г. Саратове. Окончила в 1981 г. Саратовский юридический институт по специальности "Правоведение", в 1995 г. - Санкт-Петербургский финансовый техникум по специальности "Финансы", квалификация - экономист по налогам.
Работала в налоговых службах и кадровых отделах на промышленных предприятиях, осуществляла юридическое сопровождение торговых предприятий.
В современных условиях многие нестроительные организации самостоятельно занимаются реконструкцией или расширением своих цехов, складских или офисных помещений, а также осуществляют новое строительство небольших объектов для собственных нужд, т.е. выполняют строительно-монтажные работы хозяйственным способом. Законодательство, регулирующее вопросы строительства хозспособом, недостаточно систематизировано. Вместе с тем несоблюдение основополагающих требований к организации строительства может повлечь за собой серьезные последствия: от сноса самовольной постройки до штрафа за неполную уплату налогов (из-за некачественного оформления первичных документов).
Порядок оформления документации при организации строительных работ зависит от способа их производства - подрядного или хозяйственного. При подрядном способе строительства организация привлекает специализированную строительную организацию со стороны. Возможен смешанный способ строительства, когда часть работ организация выполняет сама, а для некоторых видов работ привлекается специализированная подрядная организация.
В отличие от подрядного способа, при хозяйственном способе нестроительная организация выполняет строительные работы для собственных нужд собственными силами без привлечения специализированных подрядных строительно-монтажных организаций. При осуществлении строительства хозспособом заказчиком и производителем строительных работ является одно и то же юридическое лицо, а при подрядном способе производства заказчик (инвестор) и подрядчик - разные лица.
Порядок бухгалтерского и налогового учета затрат по строительно-монтажным работам (СМР) во многом зависит от способа их производства: хозяйственного, подрядного или комбинированного. В связи с этим необходимо знать, чем отличается хозяйственный способ от других способов (см. таблицу).
Отличительные особенности хозяйственного
и подрядного способов строительства
--------------------------------T-----------------------------------¬
¦ Хозяйственный способ ¦ Подрядный способ ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦1. СМР осуществляются ¦1. СМР производятся ¦
¦организацией самостоятельно ¦специализированной подрядной ¦
¦без привлечения подрядчика. ¦организацией, а функции заказчика ¦
¦Функции заказчика и функции ¦осуществляются либо ¦
¦подрядчика выполняются самим ¦непосредственно инвестором, либо ¦
¦инвестором ¦также специализированной ¦
¦ ¦организацией ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦2. Отсутствие договорных ¦ 2. Заключается договор ¦
¦отношений между организацией ¦строительного подряда на ¦
¦и ее структурным ¦реализацию инвестиционного ¦
¦подразделением, ¦проекта ¦
¦осуществляющим СМР ¦ ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦3. Основой регулирования ¦3. Взаимоотношения сторон ¦
¦взаимоотношений является ¦регулируются гл. 37 "Подряд" ГК ¦
¦внутрихозяйственный заказ ¦РФ и другими законодательными и ¦
¦ ¦нормативными актами по этому ¦
¦ ¦вопросу ¦
+-------------------------------+-----------------------------------+
¦4. СМР осуществляются для ¦4. СМР являются предметом ¦
¦собственных нужд ¦деятельности подрядной ¦
¦ ¦организации и осуществляются в ¦
¦ ¦первую очередь для других ¦
¦ ¦организаций, а также для ¦
¦ ¦собственного потребления ¦
L-------------------------------+------------------------------------
Перечень работ, относящихся к строительно-монтажным, определен в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. N 123.
К строительным работам, в частности, относятся:
работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов;
работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения, возведение установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнений;
работы по установке санитарно-технического оборудования (включая стоимость этого оборудования);
работы по освоению участков, по подготовке и планировке территорий строительства, включая намыв территории и связанные с этим снос строений, вырубку леса, корчевание пней, осушение, вертикальную планировку и т.д.;
затраты, связанные с управлением и производством строительных работ и включаемые в их стоимость;
затраты, связанные с командированием работников для выполнения строительных, монтажных и специальных работ;
затраты на ремонтно-строительные работы, проводимые в соответствии с проектно-сметной документацией (с рабочими чертежами и сметами на отдельные объекты и виды работ).
Другие виды строительных работ и затрат предусмотрены в Строительных нормах и правилах.
К строительным работам относятся также работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства. При этом следует обратить внимание на то, что не относятся к работам, выполненным хозяйственным способом, отдельные объемы работ, выполненные подрядными организациями, при осуществлении стройки в целом хозяйственным способом.
Перед началом строительства организации нужно провести целый ряд подготовительных мероприятий. Так, для строительства хозяйственным способом необходимо создать собственную производственную базу, приобрести или взять в аренду строительные машины и механизмы, инструмент и инвентарь, обеспечивать стройку строительными материалами, конструкциями и деталями, проектно-сметной документацией, рабочими и инженерно-техническими кадрами.
В структуре нестроительной организации необходимо создать специальное подразделение, которое будет непосредственно заниматься строительством. Это подразделение должно иметь лицензию на право производства строительно-монтажных работ.
Лицензирование производства строительных работ
В связи с тем что нестроительная организация осуществляет при хозяйственном способе инвестиционную деятельность в виде выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ и одновременно выполняет функции заказчика, возникает необходимость в оформлении соответствующих лицензий - специальных разрешений на осуществление конкретных видов строительной деятельности, выданных лицензирующим органом.
С 10 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Статьей 17 данного Закона предусмотрен перечень видов строительной деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Необходимо иметь в виду, что лицензия нужна как для осуществления функций заказчика-застройщика, так и для непосредственного выполнения строительно-монтажных работ, поскольку Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174) к числу лицензируемой деятельности отнесено не только непосредственное выполнение работ по строительству и ремонту зданий и сооружений, но и выполнение функций заказчика-застройщика. Несмотря на спорность этой нормы (в Законе о лицензировании такой вид деятельности вообще не предусмотрен), при судебном рассмотрении иска о признании незаконным указанного Положения Верховный Суд РФ решением от 2 октября 2003 г. N ГКПИ 03-1073 отказал в признании недействующим данного Положения в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика. Вышестоящая судебная инстанция в Определении от 25 декабря 2003 г. N КАС 03-603 оставила данное решение без изменения.
Разрешение на строительство
Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости совершить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения.
В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объектов недвижимости выдается органами местного самоуправления на основании документации, подготовленной органами архитектуры и градостроительства. В ряде субъектов РФ местными органами власти утверждены положения, регулирующие порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости.
Как правило, такие разрешения выдаются в месячный срок со дня письменного обращения и при наличии следующих документов:
заявления заинтересованного физического или юридического лица;
документов, удостоверяющих право лица на земельный участок;
предполагаемых сроков начала строительства;
утвержденной проектной документации.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.
Такое разрешение выдается на срок не более чем три года. Вместе с тем оно может быть продлено на основании заявления заказчика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство также устанавливаются органами местного самоуправления.
Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ (ст. 62 Градостроительного кодекса РФ).
При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на строительство сохраняется, но подлежит повторной регистрации на нового собственника.
Контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости возлагается на соответствующие органы архитектуры и градостроительства и органы государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
Самовольное строительство
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ строительство объектов недвижимости: без специального на то разрешения; на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил - является "самовольной постройкой".
Таким образом, при наличии любого из трех вышеперечисленных признаков строение, сооружение или иная недвижимость будут признаны возведенными самовольно, что влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.
Согласно ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Вопросами сноса самовольных построек занимаются местная администрация и суд. Постройка в любом случае будет подлежать сносу, если она нарушает права и законные интересы других лиц либо создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
ГК РФ указывает два случая, когда возможно принятие судом решения о признании права собственности на самовольную постройку (ст. 222):
за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что этот участок будет в установленном порядке предоставлен ему под возведенную постройку;
за лицом, в собственности (пожизненном наследуемом владении или пользовании) которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 9.5) установлено, что строительство объектов недвижимости без разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Штрафы налагаются должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного надзора.
Проектно-сметная документация
Согласно ст. 743 ГК РФ объем и содержание работ определяются технической документацией и сметой. До недавнего времени основным нормативным документом, подробно регламентирующим вопросы, связанные с технической документацией для строительных работ, была Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденная Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64 (СНиП 11-01-95). Однако в начале 2003 г. Госстрой попытался зарегистрировать эту Инструкцию в Минюсте и получил отказ, в связи с чем она была отменена (см. Постановление Госстроя России от 17 февраля 2003 г. N 18). Новая Инструкция на ту же тему (с учетом замечаний Минюста)

Правовое регулирование оценочной деятельности  »
Комментарии к законам »
Читайте также