Фискальные валютные операции

О.М. КРЫЛОВ
О.М. Крылов, старший преподаватель кафедры хозяйственного и финансового права Института права Башкирского государственного университета.
В связи с дальнейшей либерализацией валютного законодательства Российской Федерации особую актуальность приобретают взаимоотношения налогового и валютного законодательства. Не случайно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию акцентировалось внимание на проблемах валютного и налогового регулирования. Одну из таких проблем рассматривает автор статьи.
В условиях валютной монополии и масштабного действия валютных ограничений вся проблематика взаимоотношений сводилась к разграничению регулируемых отношений и устранению конкуренции норм законодательства. Расширение возможностей участников валютных отношений позволяет ставить вопрос о взаимодействии валютного и налогового законодательства. Основа такого взаимодействия закладывается различными составляющими (задачами, регулируемыми отношениями, принципами и т.д.).
Исследование вопросов взаимодействия валютного и налогового законодательства позволяет максимально эффективно решать поставленные задачи, используя возможности каждой структурной части системы законодательства Российской Федерации.
В настоящей статье предпринята попытка проанализировать одну из складывающихся форм взаимодействия валютного и налогового законодательства - фискальные валютные операции, выработать понятийный аппарат, определить особенности и виды.
Нормативное определение валютной операции дано путем перечисления ее разновидностей <*>. Аналогичный подход сохранился и в новом Законе о валютном регулировании и валютном контроле <**>.
--------------------------------
<*> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-I (в ред. от 10 декабря 2003 г.) "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 7 ст. 1).
<**> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 9 ст. 1).
Понятие "валютная операция" в правовой науке находится в стадии разработки. Выделим основные мнения.
Н.В. Сапожников определяет валютную операцию как совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частноправовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей <*>. По мнению А.С. Селивановского, валютная операция - это совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, направленных на возникновение, изменение или прекращение прав собственности, а в некоторых случаях - иных прав на валютные ценности, а также на денежные средства в валюте Российской Федерации при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами, регламентированных частноправовыми и публично-правовыми нормами <**>. А.В. Емелиным валютная операция рассматривается как юридически значимое действие субъектов публичного и частного права, как связанное, так и не связанное с заключением сделок, ведущих либо к изменению субъекта вещных прав на валютные ценности, либо к трансграничному перемещению валютных ценностей <***>.
--------------------------------
<*> Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков. М.: Юристъ, 1999. С. 21.
<**> Селивановский А.С. Комментарий к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". М., 2000. С. 38.
<***> Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М.: Дело, 2002. С. 97.
Валютные операции могут осуществляться сторонами не только в рамках сделки, имеющей гражданско-правовую природу, но и в рамках иных правоотношений. Так, по виду правоотношений, в рамках которых осуществляется валютная операция, выделяются следующие виды валютных операций:
финансово-правовые;
административно-правовые;
гражданско-правовые;
международные частноправовые;
международные публично-правовые <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 100.
Финансовые отношения - это денежные отношения, возникающие на стадии распределения общественного продукта, принимающие форму финансовых ресурсов и связанные с собиранием, распределением и использованием государственных и муниципальных фондов денежных средств. Финансовое правоотношение представляет собой экономическое отношение, имеющее властно-имущественный характер и выражающее публичные интересы <*>.
--------------------------------
<*> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА, 2001.
Разновидностью финансовых являются налоговые правоотношения, представляющие собой общественное правоотношение, возникающее на основе реализации норм налогового права <*>.
--------------------------------
<*> Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2003. С. 191.
Состав налоговых правоотношений разнообразен. Их стержень - отношения по взиманию налогов и сборов. Именно в рамках указанных правоотношений реализуется фискальная функция налогообложения.
Следует отметить, что существует группа правоотношений, в которых только обеспечивается реализация такой функции. Например, принудительная реализация имущества налогоплательщика с целью исполнения его обязанности по уплате налога.
Исходя из изложенного, можно дать следующее определение: фискальные валютные операции - это валютные операции, совершаемые в рамках правоотношений, в которых непосредственно реализуется фискальная функция налогообложения, а равно обеспечивается реализация фискальной функции налогообложения.
Приведенные классификации фискальных валютных операций по различным основаниям позволяют упорядочить все имеющееся их разнообразие, определить границы совершения, выделить характерные особенности.
В зависимости от валюты платежа можно выделить фискальные валютные операции, совершаемые с валютными ценностями (например, уплата резидентами и нерезидентами налогов (сборов, таможенных платежей) в иностранной валюте, взыскание налогов (сборов, таможенных платежей) и пеней с валютных счетов и за счет имущества - валютных ценностей), и фискальные валютные операции, совершаемые с валютой Российской Федерации (например, уплата налога (сбора, таможенных платежей) и пеней нерезидентами в валюте Российской Федерации, взыскание налогов (сборов, таможенных платежей) и пеней с рублевых счетов нерезидентов, а также за счет их наличных денежных средств и иного имущества).
Следует отметить, что в связи с изменившимся понятием валютных ценностей с принятием нового закона о валютном регулировании и валютном контроле из состава данной группы исключаются валютные операции в части, имеющей отношение к драгоценным металлам или драгоценным камням.
В зависимости от вида платежа можно выделить фискальные валютные операции по уплате налогов (например, уплата налогов резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и уплата налогов нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика и налогового агента (резидента и нерезидента), либо за счет их имущества - валютных ценностей, либо с рублевых счетов нерезидентов-налогоплательщиков и нерезидентов - налоговых агентов, а равно за счет их наличных денежных средств или иного имущества), сборов, таможенных платежей и пеней.
В качестве примера фискальной валютной операции по уплате пеней можно выделить уплату пеней нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также взыскание пеней с валютных счетов налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, плательщика таможенных платежей (резидента и нерезидента), либо за счет их имущества - валютных ценностей, либо с рублевых счетов нерезидентов-налогоплательщиков (плательщиков сборов), нерезидентов - налоговых агентов, нерезидентов - плательщиков таможенных платежей, а равно за счет их наличных денежных средств или иного имущества.
В зависимости от функциональной направленности платежа можно выделить основные фискальные валютные операции - операции, непосредственно реализующие фискальную функцию налогообложения. К ним относятся, например, уплата налогов (сборов, таможенных платежей) в иностранной валюте, уплата нерезидентами налогов (сборов, таможенных платежей и пеней) в валюте Российской Федерации, взыскание налогов (сборов, таможенных платежей, пеней) с рублевых и валютных счетов нерезидентов и за счет их наличных денежных средств. К вспомогательным фискальным валютным операциям - операциям, обеспечивающим реализацию фискальной функции налогообложения, - относятся взыскание налога (сбора, таможенных платежей и пеней) с валютных счетов резидентов либо за счет их имущества - валютных ценностей, в рублях за счет имущества нерезидента, а также внесение денежных средств в иностранной валюте в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей - денежного залога либо возврат такого залога.
В зависимости от свободы волеизъявления при совершении фискальной валютной операции можно выделить добровольные фискальные валютные операции (например, уплата налогов (сборов, таможенных платежей) в иностранной валюте, уплата налогов (сборов, таможенных платежей) нерезидентами в валюте Российской Федерации) и принудительные фискальные валютные операции (например, взыскание налога (сбора, таможенных платежей, пени) с валютных счетов либо за счет их имущества - валютных ценностей, а также с рублевых счетов нерезидентов, их наличных денежных средств либо иного имущества).
В зависимости от статуса получателя фискальных платежей (резидента или нерезидента) при совершении фискальной валютной операции можно выделить внутренние фискальные валютные операции, в которых получателем фискальных платежей является резидент, и внешние фискальные валютные операции, где получатель фискальных платежей - нерезидент.
Вышеперечисленные фискальные валютные операции имеют особенности, отличающие их от иных разновидностей валютных операций:
1) фискальные валютные операции совершаются в основном не в рамках валютной сделки, а в рамках властных правоотношений, т.е. отношений подчинения, субординации и изначального неравенства, которые складываются между налогоплательщиками и государством в лице его органов и должностных лиц.
В случаях совершения фискальных валютных операций, обеспечивающих реализацию фискальной функции налогообложения, они могут иметь место и в рамках валютной сделки, при этом свободное волеизъявление налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика таможенных платежей, налогового агента) замещается волеизъявлением государства в лице уполномоченных им органов или субъектов;
2) обязательным участником отношений, в рамках которых осуществляются фискальные валютные операции, является государство, как правило в лице налоговых и таможенных органов.
Например, взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента <*>.
--------------------------------
<*> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2003 г.) (п. 2, 5 ст. 46).
Что касается случаев добровольной уплаты фискальных платежей, то обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи <*>;
--------------------------------
<*> Там же.
3) фискальные валютные операции совершаются, как правило, с одним видом валютных ценностей - иностранной валютой (либо с валютой Российской Федерации, которая не относится к валютным ценностям).
С иными видами валютных ценностей фискальные валютные операции совершаются в случаях отсутствия иностранной валюты на основе принудительного характера и с целью обеспечения реализации фискальной функции налогообложения.
От имени собственника валютных ценностей в указанных случаях выступают уполномоченные органы государства. Например, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" <*>.
--------------------------------
<*> Там же. П. 1 ст. 47.
Применительно к нерезидентам фискальные валютные операции с использованием иного имущества нерезидента совершаются на основе принудительного характера при отсутствии валютных ценностей и валюты Российской Федерации и с целью обеспечения реализации фискальной функции налогообложения;
4) правовой режим совершения фискальных валютных операций устанавливается в первую очередь федеральным законом, регулирующим валютные операции.
Ныне действующее валютное законодательство содержит лишь отсылочные нормы и санкционирует установление правового режима совершения фискальных валютных операций иным структурным образованием системы законодательства. Так, виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации <*>. Центральный банк РФ своими актами указанные валютные операции не регулирует.
--------------------------------
<*> Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-I (в ред. от 10 декабря 2003 г.) "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 3).
В свою очередь, кодифицированными актами установлено, что иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте <*>. Или таможенные пошлины, налоги уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле <**>.
--------------------------------
<*> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2003 г.) (п. 3. ст. 45).
<**> Таможенный кодекс Российской

Статья ук для юридического лица  »
Комментарии к законам »
Читайте также