Статья 171.1. производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции. (введена федеральным законом от 09.07.1999 n 158-фз)

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере, -
наказываются штрафом до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание утратило силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
Комментарий к статье 171.1
1. Комментируемая статья являет собой новеллу уголовного права (введена ФЗ от 9 июля 1999 г. N 158-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3491) и направлена против всплеска в России фальсифицируемых товаров и продукции (алкоголя, товаров для детей, пищевой продукции, продукции машиностроения и т.д.). Однако, на наш взгляд, эта норма будет способствовать защите прав непосредственно любого товаропроизводителя от фальсификации товаров. Например, подделка голограммы и акцизной марки на видеокассетах отныне будет составлять совокупность преступлений: ст. 171.1 и ст. 146 УК "Нарушение авторских и смежных прав" (см. коммент. к ней).
Постановление Правительства РФ от 14.04.1994 N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.09.1999 N 1008 "Об акцизных марках".
Федеральный закон от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" утратил силу с 1 января 2001 года в связи с принятием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". 2. Марки акцизного сбора введены в РФ Постановлением Правительства РФ "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" от 14 апреля 1994 г. N 319, с посл. изм. и доп. (САПП РФ. 1994. N 17. Ст. 1404), в целях полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров. Согласно этому Постановлению обязательной маркировке подлежит спирт пищевой, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, однако, на основании п. 19 Постановления Правительства РФ "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" от 3 августа 1996 г. N 938, с посл. изм. и доп. (СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 4007), положения Постановления от 14 апреля 1994 г. N 319 в части спирта пищевого и винно-водочных изделий утратили силу. Акцизы взимаются в форме продажи марок установленного образца. Реализация на территории РФ товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора запрещена. Марки акцизного сбора изготавливаются объединением "Гознак". Правоприменитель должен иметь в виду также ФЗ "Об акцизах" от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 (в ред. ФЗ от 14 февраля 1996 г. N 23-ФЗ; с доп., внес. ФЗ от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1016; 1999. N 1. Ст. 1), который также регламентирует правоотношения по маркировке акцизных товаров и продукции.
2.1. Весьма важно иметь в виду Приказ МНС РФ от 9 марта 2004 г. N БГ-3-07/188@ "О содержании штрихкода, наносимого на региональные специальные марки, и порядке его нанесения" (зарегистрирован в Минюсте РФ 25 марта 2004 г. N 5688). Данный Приказ издан в целях реализации Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок". Именно в данном Приказе МНС РФ утверждены содержание штрихкода, наносимого на региональные марки и используемого для автоматической идентификации алкогольной продукции, а также порядок его нанесения (см.: Сплайн Инфо: Еженедельное правовое обозрение. . N 13(206). 5 апреля 2004 г.).
3. На территории России в силу Постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 938 в целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории РФ алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов была введена обязательная маркировка алкогольной продукции (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 6% объема единицы алкогольной продукции, за исключением пива), производимой и реализуемой на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.
Ответственными за маркировку алкогольной продукции специальной маркой являются организации - производители этой продукции. Таким образом, производство, реализация и продажа алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, без специальной марки запрещена.
Постановление Правительства РФ от 27.12.1997 N 1628 "О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 N 1428 "О маркировке алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации". Общеобязательная маркировка алкогольной продукции с 1 апреля 1998 г. специально введена Постановлением Правительства РФ "О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории РФ" от 27 декабря 1997 г. N 1628 (СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 132). Такой маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 28% объема единицы алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории РФ, специальной маркой нового образца с указанием пределов емкости тары, используемой для розлива.
Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 938 "О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" утратило силу с 1 июня 2003 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца". Указанные специальные марки акцизного сбора обязаны приобретать организации - изготовители алкогольной продукции. В случае реализации продукции без специальных марок ответственность возлагается на продавцов, руководителей и др. должностных лиц, причем независимо от организационно-правовой формы юридического лица, а также и граждан (см.: Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 938; ФЗ от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. ФЗ от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 245).
4. Во исполнение Закона "О защите прав потребителей" и в целях реализации Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1, охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и привлечения дополнительных средств в доходную часть бюджета с 1 апреля 1999 г. на территории РФ при маркировке товаров и продукции, подлежащих обязательной сертификации, введены знаки соответствия с учетной информацией к ним, защищенные от подделок (см.: Постановление Правительства РФ "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" от 17 мая 1997 г. N 601 с посл. изм. // СЗ РФ. 1997. N 21. Ст. 2487; а также Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца"). Запрет на реализацию товаров и продукции (он утверждается Правительством РФ) без наличия знаков соответствия установлен с 1 октября 1999 г. В первую группу товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок, включены алкогольные напитки (за исключением пива), аудио - видеотовары, компьютерная техника.
Ответственными за маркирование знаками соответствия товаров и продукции являются организации-производители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели. Организации-производители вправе не маркировать дополнительно товары и продукцию знаками, если они уже нанесены в процессе изготовления этих товаров и продукции.
4.1. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизным сбором, как и сказано уже выше, облагаются товары повышенного спроса (ст. 181 НК РФ).
4.2. Специальными марками маркируется, как правило, алкогольная продукция, табак и табачные изделия с целью подтверждения легальности производства данной продукции на территории РФ.
4.3. Сертификат соответствия - документ, подтверждающий соответствие продукции установленным требованиям (см.: Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 72 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, и о признании утратившим силу перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" // Сплайн Инфо. . N 7(200). 24 февраля 2004 г.).
4.4. В России введена в действие Номенклатура продукции и услуг (работ), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (см. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании").
5. Для наличия объективной стороны преступления достаточно совершения одного из любых действий, перечисленных в диспозиции ст. 171.1 УК: производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке марками акцизного сбора либо специальными марками либо знаками соответствия, защищенными от подделок. Обязательный признак ч. 1 ст. 171.1 УК - крупный ущерб, более 250 тысяч рублей (см. прим. к ст. 169 УК).
6. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Наличие цели сбыта следует доказывать при производстве, хранении, приобретении и перевозке немаркированных товаров и продукции.
7. Субъект преступления - это руководители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, а равно лица, занимающиеся данной деятельностью, хотя бы и без госрегистрации, в т.ч. и при отсутствии надлежащей лицензии. В последнем случае действия виновного должны быть квалифицированы по совокупности составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 171.1 и 171 УК.
8. Квалифицирующие признаки анализируемого преступления даны в ч. 2 ст. 171.1 УК. Это те же деяния, что и в ч. 1 ст. 171.1, но совершенные: а) организованной группой (см. коммент. к ст. 35 УК); б) в особо крупном размере. Последний признак раскрыт в прим. к ст. 169 УК РФ и равен одному миллиону рублей.
9. Все действия, перечисленные в диспозиции ч. 1 и ч. 2 ст. 171.1 УК, в случае реализации таких товаров (продукции), но не отвечающих требованиям безопасности, жизни и здоровья, надлежит квалифицировать по совокупности ст. ст. 171.1 и 238 УК "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности".

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также