Статья 180. незаконное использование товарного знака. 1. незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть третья введена Федеральным законом от 17.11.2001 N 144-ФЗ)
Комментарий к статье 180
1. Незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товаров является одним из общественно опасных проявлений недобросовестной конкуренции, нарушающим порядок осуществления предпринимательской деятельности, подрывающим авторитет субъектов экономической деятельности, причиняющим вред потребителям товаров и услуг.
2. Объектом преступления являются общественные отношения, регулирующие добросовестную конкуренцию и исключительное право субъекта экономической деятельности на использование своего товарного знака.
3. Правовой режим товарных знаков, знаков обслуживания и наименования места происхождения товаров определяется в Российской Федерации Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г. (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2322) в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 года N 166-ФЗ. (Далее будет использоваться слово Закон.)
3.1. Согласно этому Закону владелец зарегистрированного товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и т.п. имеет исключительное право использовать эти отличительные знаки и распоряжаться ими, а также право запрещать их использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый товарный знак без разрешения его владельца. Законом указан порядок уступки товарного знака или предоставления права на его использование.
4. Правоприменитель по своей сути не всегда понимает масштабность ущерба от фальсификации продукции путем подделки этикеток, товарных знаков и прочей "этикеточной" и "маркировочной" продукции. Ведь фальсифицируется не только защитная маркировка, но и сам товар: водка, консервы, сигареты, лекарства и т.п., которые почти всегда не соответствуют нужному качеству. Например, только в такой небольшой стране, как Великобритания, 80% сигарет, продающихся на улице, изготовлено за пределами Евросоюза в странах Азии, Ближнего Востока и на Балканах. Объем ежегодного дохода табачной мафии в Великобритании составляет 3,5 млрд. фунтов стерлингов (5,5 млрд. Евро) <*>. "Ценность" такого теневого бизнеса не вызывает сомнений.
--------------------------------
<*> См.: Рос. газета. 2002. 25 ноября.
5. Предмет преступления - товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходные с ним обозначения для однородных товаров.
Согласно ст. 1 упомянутого Закона товарный знак и знак обслуживания представляют собой обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних физических и юридических лиц от однородных товаров и услуг других предпринимателей и производителей. Товарный знак подлежит регистрации на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Регистрация товарного знака входит в компетенцию Комитета по патентам и товарным знакам РФ. На зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
6. Ст. 30 того же Закона определяет наименование места происхождения товара как название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо определяются этими факторами одновременно. Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основании его регистрации.
7. Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 166-Ф3 внес существенные изменения (дополнения) в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", на который опирается диспозиция данной статьи (далее - Закон N 166-ФЗ), а поэтому правоприменитель во всех случаях должен знать новации Закона N 166-ФЗ, изменившего Закон от 1992 г. более чем на 60%.
В частности, внесены изменения в основания для отказа в регистрации товарных знаков. Так, не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Изменения также коснулись порядка установления приоритета товарного знака. Установлено, что, если разными заявителями поданы заявки на тождественные товарные знаки, имеющие одну и ту же дату приоритета, в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров, на основе соглашения между заявителями регистрация заявленного товарного знака в отношении товаров, по которым указанные перечни совпадают, может быть произведена на имя одного из них. Следует указать и Приказ Роспатента от 05.03.2004 N 31 "О порядке ведения государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5661).
Определены форма листов Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и состав указываемых в них сведений.
Установлены правила внесения в листы Государственного реестра сведений о регистрации товарного знака, а также внесения в листы Государственного реестра изменений и дополнений в сведения, относящиеся к регистрациям товарных знаков.
8. Закон дополнен главой 2.1 "Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана", согласно которой некоторые товарные знаки или обозначения могут быть признаны общеизвестными товарными знаками. Такое название присваивается по заявлению юридического или физического лица товарным знакам или обозначениям, которые в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица <*>.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2002. 17 декабря.
8.1. Однако и вновь Приказ Роспатента РФ от 05.03.2004 N 33 "О внесении изменений и дополнений в Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации" вновь изменил положения о признании товарного знака общеизвестным (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5663).
Так, внесены изменения в Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента РФ от 17.03.2000 N 38, в целях приведения в соответствие с Законом РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (в ред. от 11.12.2002).
Установлено, что общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком обслуживания может быть признан товарный знак или знак обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации на основании его регистрации или охраняемые на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, или обозначение, используемое в качестве средства индивидуализации товаров и (или) услуг, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате их интенсивного использования в отношении товаров или услуг конкретного лица стали в Российской Федерации широко известны среди потребителей этих или однородных им товаров или услуг.
Предусмотрено, что заявления о признании товарного знака общеизвестным рассматриваются в Палате по патентным спорам. Там же может быть оспорено любым лицом предоставление правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку.
9. Никто не может использовать охраняемый товарный знак без разрешения его владельца.
10. Предмет преступления согласно ст. 180 УК РФ - товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара (ТЗ, ЗО, НМПТ) или сходные с ним обозначения.
11. Закон N 166-ФЗ внес и другие весьма значительные изменения в предыдущий Закон "О товарных знаках..." от 23.09.1992 N 3520-1. Эти изменения (дополнения) надо обязательно представить правоприменителю, ибо многие новации Закона N 166-ФЗ так или иначе входят в диспозиции не только ст. 180, но и ст. ст. 325, 327 и (или) 327.1 УК РФ. Тем не менее и в 2004 году Роспатент принял ряд приказов о ведении государственного реестра наименований мест происхождения товаров, промышленных образцов, полезных моделей, которые необходимо знать правоприменителю хотя бы фрагментарно. Приказ Роспатента от 05.03.2004 N 32 "О порядке ведения государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5662).
Установлен порядок внесения в Государственный реестр сведений о регистрации наименования места происхождения товара, предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара, предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, а также порядок внесения изменений в записи Государственного реестра.
Определены условия хранения листов Государственного реестра и доступа к содержащимся в них сведениям.
Приказ Роспатента от 05.03.2004 N 28 "О порядке ведения государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5659).
Утвержден Порядок ведения Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации, который устанавливает: форму листов Государственного реестра и состав указываемых в них сведений; правила внесения в листы Государственного реестра записей о промышленных образцах, на которые выданы патенты Российской Федерации на промышленный образец; правила внесения изменений и дополнений в записи Государственного реестра; правила хранения листов Государственного реестра с внесенными в них записями. Ведение Государственного реестра осуществляется Роспатентом.
Приказ Роспатента от 05.03.2004 N 29 "О Порядке ведения государственного реестра полезных моделей Российской Федерации". (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5660).
Утвержден Порядок ведения Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации, который устанавливает: форму листов Государственного реестра и состав указываемых в них сведений; правила внесения в листы Государственного реестра записей о полезных моделях, на которые выданы патенты Российской Федерации на полезную модель; правила внесения изменений и дополнений в записи Государственного реестра; правила хранения листов Государственного реестра с внесенными в них записями.
Ведение Государственного реестра осуществляется Роспатентом.
Несколько слов об основных новациях Закона N 166-ФЗ.
Первое. В ст. 1 дается новое понятие товарного знака и знака обслуживания.
Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.
Второе. Законодатель по-новому решает вопрос об исключительном

К тексту закона »
Читайте также