Статья 194. уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. (в ред. федерального закона от 25.06.1998 n 92-фз)

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион пятьсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 194
1. Ст. 194 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Виды таможенных платежей определяются в ТК и НК РФ. Это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, за таможенное хранение и сопровождение товаров и другие платежи. Порядок их начисления и уплаты регламентируется в настоящее время ТК РФ, Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), Законом РФ "О таможенном тарифе", ведомственными (Государственного таможенного комитета - ГТК РФ и Министерства РФ по налогам и сборам - МНС РФ) нормативными актами.
2. Ответственность по ст. 194 УК РФ наступает как в случае частичного или полного сокрытия объекта платежа, так и в случае неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа. Как правило, содеянное заключается в занижении таможенной стоимости товара, которая является основой начисления таможенных платежей. В целях ее занижения представляются подложные документы - договоры купли-продажи, инвойсы, счета-фактуры и пр. (см. ст. 318 ТК РФ).
3. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Преступление следует считать оконченным по ч. 1 ст. 194 УК с момента оформления принятой таможенной декларации, причем совершенной в крупном размере (более 500 тысяч рублей - примечание к ст. 194 УК), т.к. именно с этого момента декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных платежей связывается с принятием таможенной декларации уполномоченным работником таможенных органов (нужно иметь в виду, что нормативными актами ГТК РФ установлен перечень документов, которые приравниваются к таможенной декларации). Форма и порядок подачи таможенной декларации на почтовые отправления определены международным правом - Всемирной почтовой конвенцией. Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером (см. также ст. 318 ТК РФ).
4. При привлечении к уголовной ответственности по рассматриваемой статье возникает вопрос: кто отвечает за уплату таможенных платежей (декларант, перевозчик, владелец склада временного хранения или таможенного склада)? Однако ТК РФ 1993 г. определяет: "Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с настоящим Кодексом".
4.1. В некоторых комментариях к рассматриваемой статье неправильно указывается, что таможенные платежи уплачиваются при перемещении любого движимого имущества, в т.ч. валюты и пр. Это неправильно. Есть товары, перемещение которых не облагается платежами, например валюта и др. Есть таможенные режимы, которые являются "не налогоемкими", - соответственно таможенная пошлина и пр. при перемещении товаров не уплачивается. Для решения вопроса об уплате таможенных платежей имеет значение страна, из которой ввозятся в Россию товары, предназначение товара (техническая, гуманитарная помощь и пр.). Соответственно, вопрос о том, уплачиваются или нет платежи при перемещении данного товара, должен решаться с учетом нормативной базы, регламентирующей эту уплату, включая ведомственные (ГТК) нормативные акты.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей (ст. 121 ТК РФ 1993 г.). Таможенным кодексом предусмотрены случаи освобождения от таможенных пошлин и налогов.
4.2. В ряде комментариев указывается, что объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в бездействии (Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. С. 46). Есть основания с этим не согласиться. Наоборот, чаще всего имеет место действие. Например, если лицо бездействует - не платит платежи, то таможенный орган просто не примет такой товар к перемещению. Как правило, уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в занижении таможенной стоимости товара, в декларировании товара не своим наименованием, а именно как товара, менее налогоемкого, чем перевозится в действительности, указание неправильного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, не той страны происхождения товаров (например, страны, которая относится к развивающимся или слаборазвитым, - в отношении этих стран при перемещении определенных товаров, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ, даны преференции (льготы)), указание не налогоемкого таможенного режима (например, транзита, переработки и пр. вместо выпуска для свободного обращения), указание некоммерческой цели перемещения, хотя цель на самом деле - получение прибыли и пр. Соответственно представляются подложные инвойсы, сертификаты, счета-фактуры и пр. Таким образом, объективная сторона данного преступления может быть выражена в действии или бездействии в виде полного или частичного сокрытия объекта платежа или же неуплаты таможенных платежей при полной информации об объекте.
5. В юридической литературе спорным является вопрос о моменте окончания рассматриваемого преступления. По нашему мнению, моментом окончания рассматриваемого преступления должен считаться следующий за днем истечения срока уплаты таможенных платежей день. Если в последний день уплаты соответствующая сумма не была внесена плательщиком на счет в банке для перечисления таможенному органу как таможенный платеж, значит он (плательщик) не выполнил свою обязанность по уплате. Наверное, не следует рассматривать срок окончания как момент перечисления денег на счет таможенного органа или тем более - в бюджет, поскольку этот момент зависит уже не от плательщика, а от банка, таможенного органа.
6. Представляется неверным утверждение некоторых авторов, критикующих ту позицию, что упоминание в ст. 194 УК РФ о крупном размере вовсе не является показателем общественно опасных последствий, это лишь "разграничитель между преступным и непреступным, но противоправным поведением лица". Но ведь этот разграничитель и есть показатель того, какую опасность представляет собой деяние.
6.1. Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть совершено различными способами, количество которых так велико, что УК РФ не дает их перечень и соответственно не содержит специальных статей, регламентирующих ответственность в зависимости от того или иного способа. Каким бы способом ни было совершено преступление, оно будет квалифицировано по ст. 194 УК. Главное, что действие (бездействие) лица должно быть направлено на уклонение от уплаты таможенных платежей. В отличие от УК РФ Таможенный кодекс РФ содержит ряд статей, в которых речь идет о различных действиях, связанных с уклонением, в т.ч. различных способах уклонения. Чаще всего именно в ходе производства по таким административным делам устанавливаются признаки уголовного преступления и возбуждается уголовное дело по ст. 194 УК РФ.
7. Уклонение от уплаты таможенных платежей может иметь место при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, перемещением с обманным использованием документов или средств идентификации и, как уже отмечалось ранее, с недекларированием или недостоверным декларированием. Кроме того, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей может осуществляться: транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенных правил, пользование или распоряжение ими, в т.ч. в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам. Цель - уклонение от таможенных платежей - связана и с нарушением требований ТК РФ, то есть пользованием и распоряжением условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, например при ввозе автомобилей. По данной статье квалифицируется заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения, коде товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Неуплата таможенных платежей может быть связана с различными нарушениями, допускаемыми при хранении товаров на складах. Так, возможна ситуация, когда платежи не уплачены и товар помещается в связи с этим на приграничный таможенный склад по квитанции ТС-20. В квитанции указывается предельный срок хранения, в течение которого лицо вправе получить товар, уплатив платежи. Если лицо не платит эти платежи в установленный срок, содеянное квалифицируется как нарушение сроков уплаты таможенных платежей по ТК РФ (ранее - до признания ее неконституционности - по ст. 266 "старого" ТК РФ - см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.98 N 8-П).
8. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака: а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ); б) особо крупный размер ущерба - 1500000 руб. (примечание к ст. 194 УК РФ).
8.1. Соответственно в ходе административного производства (ст. 16.22 КоАП РФ) при выявлении признаков уголовно наказуемого преступления - ст. 194 УК РФ - возбуждается уголовное дело, которое в отношении физических и должностных лиц может вестись параллельно с административным производством в отношении юридического лица, совершившего вышеперечисленные нарушения таможенных правил. Знание соответствующего статье УК РФ административно наказуемого правонарушения позволяет более четко определиться в вопросе, нарушение каких именно требований ТК РФ следует установить в каждом конкретном случае при совершении лицом тех или иных действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также