Статья 201. Злоупотребление полномочиями. 1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы, а также в статье 196 настоящего Кодекса признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.
3. Если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.
Комментарий к статье 201
1. С принятием Уголовного кодекса Российской Федерации пробел УК РСФСР 1960 года, не позволявший привлекать к уголовной ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за злоупотребления полномочиями, поскольку они не являлись должностными лицами, наконец восполнен. Для борьбы с этим деянием в уголовный закон введена статья 201, в которой субъектом преступления является руководитель коммерческой или иной организации. Согласно примечанию к ст. 201 УК Российской Федерации под лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, следует понимать лицо, постоянно, временно либо по специальному уполномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
2. Трактовка организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей приводится в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге", в котором утратили силу п. п. 2 - 5, а остальные являются действующими.
В свою очередь, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 10 февраля 2000 года N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (РГ. 2000. 23 февраля) еще раз уточнил, что понимается под "организационно-распорядительными" и "административно-хозяйственными" функциями.
3. Анализ практики расследования новых составов преступлений экономической направленности свидетельствует о том, что на протяжении 1998 - 2002 гг. значительную часть среди них (около 70 процентов) составляют преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, которые объединены в 23 главе Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 201 - 204 УК РФ). Из них большую часть (около 65 процентов) составляют именно злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ).
4. Объектом преступления являются законные интересы службы и порядок деятельности негосударственных коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций (см.: Расследование преступлений в сфере экономики / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова. М.: Спарк, 1997. С. 376).
Следует отметить, что злоупотребление полномочиями - это общий состав преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
5. Субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях являются лица, выполняющие в этих организациях управленческие функции, т.е. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческих организациях независимо от формы собственности, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (см. также коммент. к примечаниям к ст. 285 УК и коммент. к ст. 290 УК).
5.1. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.). Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондах, а также в других формах, предусмотренных законом.
5.2. Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в форме ассоциаций и союзов.
5.3. Государственная регистрация общественных объединений производится органами юстиции. Однако общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции, не приобретая в этом случае прав юридического лица (ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Учитывая, что действующим законодательством запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, по нашему мнению, могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности только в зарегистрированных общественных объединениях.
5.4. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК).
5.5. Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (ст. 120 ГК). Они могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать государству, органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям, частным собственникам.
Под действие ст. 201 УК РФ не подпадают служащие тех фондов, которые фактически являются государственными учреждениями, выполняющими функции государственного управления.
6. В то же время под действие статей 201 - 204 УК подпадают работники лишь таких учреждений, которые не являются государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.
7. На практике нередко возникает вопрос: какие организации относятся к коммерческим, а какие к некоммерческим? Ответ на него дает пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", который разъяснил, что под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли, например хозяйственное товарищество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие. При этом следует учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ).
8. К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное или религиозное объединение (организация), благотворительные или иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ).
9. Данный перечень, по нашему мнению, нельзя считать завершенным, поскольку в соответствии с данной правовой нормой некоммерческие организации могут создаваться также и в других формах, предусмотренных законом. Что касается ассоциаций или союзов, в которые объединяются или которые создают коммерческие организации, а также общественных и иных некоммерческих организаций, то они также являются организациями (некоммерческими), что вытекает из ст. 121 ГК РФ.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Следует иметь в виду, что руководитель организации, о котором говорится, например, в ст. ст. 176, 177 УК РФ, и лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, - не одно и то же понятие. Последнее из них имеет более широкое содержание.
10. Организационно-распорядительными и административно-хозяйственными обязанностями, выполняемыми субъектами рассматриваемых преступлений, могут быть наделены не только руководители организаций, но и их заместители, а также руководители подразделений, иные работники. В примечании к ст. 201 УК говорится, что эти обязанности должны выполняться постоянно, временно либо по специальному полномочию. Выполнение указанных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
11. Для того чтобы правильно квалифицировать преступления, содержащиеся в ст. 201 УК, в процессе расследования следует выяснять, каков был фактический порядок осуществления деятельности в данной фирме, общественной или иной некоммерческой организации, в чем конкретно заключался круг обязанностей совершившего правонарушение лица, уполномоченного их осуществлять по устному распоряжению руководителя организации.
Особенно это важно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с негосударственными организациями, в которых порой не соблюдаются правила делопроизводства (не оформляются и не подшиваются к соответствующим нарядам приказы о назначении на должность, временном исполнении обязанностей и т.п.).
Если же отсутствует распоряжение, приказ или трудовой договор, в соответствии с которыми лицо наделяется в организации особыми полномочиями, относящимися к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным, в данном случае его нельзя признать субъектом служебного преступления в коммерческих и иных организациях, хотя соответствующие функции им фактически осуществлялись.
12. Уголовное преследование за рассматриваемые преступления в соответствии с ч. 2 примечания к ст. 201 УК РФ возможно только в случае, если:
а) указанное преступное деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием;
б) пострадавшая организация подала заявление с просьбой о возбуждении уголовного преследования либо согласилась на возбуждение преследования.
13. В отличие от частных фирм (хозяйственных обществ и т.д.), имущество которых принадлежит им на праве собственности, унитарное государственное или муниципальное предприятие признается коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК РФ). В соответствии со ст. 125 ГК РФ государственное предприятие не создается путем учреждения несколькими участниками, его имущество не делится по вкладам и принадлежит не этому предприятию, а Российской Федерации или субъекту Федерации в лице органов государственной власти.
Сделать заявление о возбуждении преследования либо согласиться с соответствующим решением правоохранительных органов или суда правомочна сама организация (примечание к ст. 201 УК РФ). От имени юридического лица, как правило, выступает руководитель организации, который, как свидетельствует практика, зачастую и совершает данное преступление. При этом логично возникает вопрос: кто же в данном случае правомочен сделать заявление о возбуждении уголовного дела? На практике в таких ситуациях участники или акционеры организации в установленном законом и учредительными документами порядке назначают новое лицо, которое будет представлять их интересы и вправе сделать соответствующее заявление от имени юридического лица.
14. Если

К тексту закона »
Читайте также