О налогообложении физических лиц(е.в. виговский, м.е. виговская)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 7 февраля 2004 года
Е.В. ВИГОВСКИЙ, М.Е. ВИГОВСКАЯ
Виговский Евгений Владимирович, советник налоговой службы III ранга.
Виговская Марина Евгеньевна, Московский институт права.
Платить в обязательном порядке надо и необходимо
Налогов стало больше. Но вряд ли кто из тех налогоплательщиков - физических лиц знает, какие сюрпризы их ожидают в случае неуплаты налога на принадлежащее им имущество. Ничего, кто-то скажет, нет слаще частной собственности, будь то дачи, коттеджи, собственные квартиры, моторные лодки либо что-нибудь другое. Не платили, не платим и платить не будем! - скажет большинство. Действующее законодательство о налогах и сборах говорит обратное, как в той давно понравившейся всем нам пословице: авось пронесет.
В России стало традиционным слагать всевозможные народные пословицы и поговорки, которые стали для каждого гражданина традицией. Но с учетом времени данная традиция стала принадлежать различным министерствам (Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.) "Заплатить налоги наполовину...", "Время платить налоги. Заплатил налоги и спи спокойно" - данные "пословицы" стали актуальными также и для физических лиц.
Кто должен подавать декларации о своих доходах и как должны платить налоги физические лица, какие последствия могут наступить в случае неуплаты налогов и непредставления соответствующих деклараций - для решения этих вопросов целесообразно изучать законодательство о налогах и сборах.
Чтобы разобраться во "всевозможных болезненных состояниях", которые могут нас поджидать, и преодолеть "авось", необходимо налоги уплатить.
Что думает Министерство финансов
Министерство финансов продолжает реформировать налоговую систему. В 2004 году предполагается уменьшение количества льгот по имущественным налогам. По налогу на имущество физических лиц, по словам первого заместителя министра финансов С. Шаталова, предполагается изменение определения и оценки имущества. Во-первых, это изменение и определение стоимости имущества (квартир, дач, гаражей и иных строений). За основу определения стоимости, в отличие от ее оценки Бюро технической инвентаризации, будет браться рыночная стоимость собственности. Планируется также и снижение ставки налога на имущество физических лиц до 0,5%, что позволит снизить налоговую нагрузку на большинство малообеспеченных граждан. В результате реформирования имущественных налогов поступления в казну могут возрасти до 0,5 млрд. рублей.
Для физических лиц все остается по-прежнему
Со дня принятия Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) "О налогах на имущество физических лиц" коренных и существенных изменений в налогообложении собственности физических лиц не произошло. Объектами налогообложения данным налогом по-прежнему остаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В связи с развитием института приватизации значительно возросло количество собственников жилья. В отличие от граждан, проживающих в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда, граждане, имеющие в собственности приватизированные квартиры, освобождены от оплаты за наем и за жилье квартир. Собственники приватизированных квартир являются плательщиками налога на имущество физических лиц, ставка налога по которому зависит от их инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 3 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 (в ред. от 27.02.2003 N БГ-3-04/88) налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, которая определяется органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Данной Инструкцией дано также определение суммарной инвентаризационной стоимости, которой является сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Плательщики и ставки
К великому сожалению, многие из нас не знают, являются ли они плательщиками налога на имущество физических лиц, другие, которые освобождены от уплаты налога (на строения, помещения), недоумевают, платить или не платить, и в конечном итоге консультируются между собой либо идут к адвокату и платят за консультации от 150 до 300 рублей.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) "О налогах на имущество физических лиц" определено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Имущество может находиться как в общей долевой собственности нескольких физических лиц, так и в общей совместной собственности.
В отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком будет признаваться каждое физическое лицо соразмерно его доле в этом имуществе. В тех случаях, когда имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то физические лица будут нести равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое может определяться по соглашению сторон.
Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 определены ставки налога на имущество физических лиц.
Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям (является ли помещение жилым или нежилым, используется ли для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.д.). Ставки налога устанавливаются в следующих пределах в зависимости от стоимости имущества:
- до 300 тыс. рублей - до 0,1 процента;
- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3 процента;
- свыше 500 тыс. рублей - от 0,3 до 0,2 процента.
С 1 января 2003 года вступил в силу Закон города Москвы от 23.10.2002 N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц". Данным Законом введены ставки налога как на жилые, так и нежилые помещения в зависимости также от их суммарной инвентаризационной стоимости.
Ставки налога выглядят следующим образом.
Жилые помещения:
- до 300 тыс. рублей - 0,1 процента;
- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,2 процента;
- свыше 500 тыс. рублей - 0,5 процента.
Нежилые помещения:
- до 300 тыс. рублей - 0,1 процента;
- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 процента;
- свыше 500 тыс. рублей - 0,5 процента.
Кто освобожден
Налог на имущество физических лиц не уплачивают физические лица, которые по своему статусу не являются плательщиками данного налога.
Льготы по налогу предусмотрены статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1.
От уплаты налога освобождены: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней; участники Великой Отечественной войны; лица, участвовавшие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, подвергшиеся радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк"; военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается также пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации; граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия, а также иные лица.
В качестве льготы по налогу, предусмотренной статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1, освобождены от налогообложения специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье), принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования.
Не уплачивается налог с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 (в ред. от 27.02.2003 N БГ-3-04/88) "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" конкретизирован круг лиц, освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.
Основанием для применения льгот по налогу являются документы установленного образца, выданные представительными органами исполнительной власти, либо справки и удостоверения, выданные соответствующими министерствами и ведомствами.
Как исчисляется налог
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, возникновение, изменение и прекращение обязанностей по уплате налогов, а также ответственность за неуплату налогов регламентируются прежде всего Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 23 данного Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Порядок исчисления налога на имущество физических лиц регламентируется статьей 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 с учетом особенностей, предусмотренных разделом IV Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54.
Исчисление налога производится налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения (помещений, строений и сооружений). Должностные лица налогового органа, установив основания для уплаты налога, направляют физическому лицу по месту нахождения имущества налоговое уведомление не позднее 1 августа.
В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В случае если физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества либо уклоняется от его получения, уведомление на уплату исчисленного налога может быть направлено налогоплательщику по почте заказным письмом по адресу его места жительства. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление может быть передано непосредственно физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Порядок исчисления налога имеет свои особенности в случаях, если физическое лицо имеет в собственности несколько строений, помещений и сооружений, которые находятся на территории одного органа местного самоуправления.
В данном случае налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов (при единой ставке налога).
Если на территории органа местного самоуправления установлены различные налоговые ставки в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, налог будет исчисляться с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Примечание. Уплата налога производится в два срока равными долями - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.
Информация о нас самих
Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена система обобщения и контроля за сбором информации, в том числе и за собственниками помещений, строений и сооружений. Это не только идентификационные номера налогоплательщиков (каждому из нас присвоен ИНН), но и уже действующая система обработки поступающей информации от различных органов о каждом физическом лице (о доходах, о приобретении недвижимого имущества и сделок с ним и многое другое).
Сбор информации о налогоплательщиках и ведение соответствующих реестров предусмотрены не только в законодательном порядке, регламентирующем деятельность органов исполнительной власти, но и прежде всего налоговым законодательством.
Примером тому являются требования статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 данной статьи Кодекса установлено, что органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы сообщают о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения (пункт 6 ст. 85 НК РФ).
Во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним" Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.09.2003 N 226 утверждена Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах. Названная Инструкция является дополнением к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В установленных данными законодательными и нормативно-правовыми

Рассмотрение дел, связанных с применением контрольно-кассовой техники  »
Комментарии к законам »
Читайте также